«ПУТЕШЕСТВИЕ В ТЕАТРАЛЬНУЮ СТРАНУ»
план-конспект по психологии
Коррекционно-развивающее занятие по социально-эмоциональному развитию детей для обучающихся начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krz_putesh_v_teatral_stranu.docx | 28.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающее занятие по социально-эмоциональному развитию детей
(для обучающихся начальных классов)
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ТЕАТРАЛЬНУЮ СТРАНУ»
Цели: обобщить знания детей о чувствах; создание возможности для самовыражения, преодоление барьеров в общении, снятие напряжения, овладение навыками сотрудничества.
Задачи:
- закрепить умение детей узнавать и различать основные эмоции (радость, грусть, злость, страх, удивление, спокойствие);
- показать умение детей чувствовать и понимать других;
- показать умение детей изображать настроение мимикой и жестами;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать внимание, память, речь, мышление детей;
- создать положительный эмоциональный фон в группе;
- воспитывать дружеские взаимоотношения, способствовать сплочению детского коллектива.
Словарная работа: театр, режиссер, артист, настроение, правила дружбы.
Материал: письмо; загадки о сказочных героях; маски с эмоциями; фотографии с эмоциями детей; пиктограммы - смайлики; видеоролик «Притча о добре»; маска - добра; ТСО (проектор, слайды, магнитофон); аудиозапись музыки.
Предварительная работа: разработка конспекта занятия; проведение игр, упражнений, этюдов по теме; разучивание сценки «Зимовье зверей», заучивание стихотворений; изготовление масок, пиктограмм и оформление зала.
Ход занятия:
1. Приветствие
Педагог-психолог: Здравствуйте, друзья! Мы очень рады видеть вас! Сегодня у нас необычное занятие. В начале нашей встречи подарим свои улыбки и частичку своего сердца друг другу и поздороваемся.
Педагог-психолог:
- Ребята, а вы были в театре?
- Как вы думаете, что такое театр? (ответы детей)
- Кто управляет спектаклями? (режиссер)
- Кто играет в спектаклях роли? (артисты)
- Скажите, а вы бы хотели сами стать артистами?
- Сегодня к нам в школу-интернат пришло необычное письмо от режиссера театра «Театральная страна». Давайте его откроем и прочитаем (открывают письмо и читают все вместе).
Читает письмо:
Здравствуйте дорогие ребята! Я режиссер театра «Театральная страна». Много лет наш театр всем детям планеты показывал интересные, добрые, поучительные спектакли. Дети очень любили бывать на наших спектаклях. Однажды злой волшебник «Кара-бара-бас» напустил на нашу страну туман и заколдовал все спектакли. Помочь могут только дети, которые умеют дружить, понимать и помогать друг другу. Для этого необходимо выполнить задания сказочных героев. Прошу вас, помогите нашей «Театральной стране».
С уважением режиссер театра «Театральная страна».
Педагог-психолог:
- Дети, вы умеете дружить, понимать, помогать друг другу и выполнять задания? (Да).
Превращаемся в артистов и отправляемся в «Театральную страну» к сказочным героям.
Закроем глазки и представим, что мы с вами летим над полями, над морями, над сказочными лесами (включается волшебная, сказочная мелодия).
- Открывайте глаза, посмотрите, у нас все как в настоящем театре есть сцена, где находимся мы с вами, и есть зрители.
- Давайте представимся, как вас зовут.
Упражнение “Артист, артист Дима, а ты…”
Ребенок произносит фразу. Затем показывает на рядом стоящего и спрашивает:
«А, ты?» и т. д.
Педагог-психолог: Быть артистом нелегко, но мы с вами справимся. Перед началом спектакля артист выполняет упражнения для губ и языка, чтобы его речь на сцене была плавная и красивая.
Упражнение для губ и языка:
Встаньте, выпрямите спинку, расправьте плечи. Начали!
«Дудочка» - сложим губы в трубочку и произнесем «у-у-у».
«Улыбка» - улыбнемся широко.
«Чашечка» - широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки».
«Лошадка» - вытянуть губы, приоткрыть рот, процокать «узким» языком (как цокают копытами лошадки).
«Орешки» - закроем рот, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки.
«Часики» - двигаем кончиком языка из одного уголка рта в другой (как часовую стрелку). (Педагог оценивает выполнение упражнений.)
Упражнения на развитие дикции:
Скороговорка
«Два щенка – щека к щеке – грызли щетку в уголке» (произнести грустно, весело, сердито).
2. Основная часть
Педагог-психолог:
- Отгадаем загадки и узнаем сказочных героев, и какие задания нам помогут расколдовать спектакли.
Первая загадка.
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Названье этой книжки…
(Маша и медведь)
Задание от Маши и медведя. Вспомните, ребята «Правила дружбы»
Педагог-психолог:
- Дети, вы знаете правила дружбы? (Да)
- Давайте вспомним и назовем правила. Продолжите предложение:
1. Дружба начинается, если умеешь улыбаться;
2. Дружба начинается, если умеешь играть вместе;
3. Дружба начинается, если умеешь уступать другому;
4. Дружба начинается, если умеешь говорить добрые слова;
5. Дружба начинается, если умеешь делиться игрушками;
6. Дружба начинается, если умеешь прощать другого;
7. Дружба начинается, если умеешь придти на помощь;
8. Дружба начинается, если умеешь быть вежливым;
9. Дружба начинается, если умеешь делать подарки;
10. Дружба начинается, если умеешь доверять другому.
Педагог-психолог: Ребята, а кто командир в классе? Вручаю ему от Маши для классного уголка – «Правила дружбы».
Мини-театральная сценка «Зимовье зверей» (Дети показывают сценку)
Я Борька бык!
А я барашек Яшка!
Котофей - кот милашка!
Голосистый петушок, Петя красный гребешок!
А я Хавроньюшка свинья!
Все веселые друзья.
Мы трудимся, стараемся, высокий строим дом.
Мы трудимся, стараемся, чтоб звери жили в нем.
Мы дружные ребята, не ссоримся совсем.
Мы дружные ребята, скажите это всем!
Педагог-психолог:
- Чему научила вас эта сказка? (дружбе, взаимопомощи)
Вторая загадка.
С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовётся эта книжка?
Как зовётся сам мальчишка?
……………… (Букварь, Буратино)
Задание от Буратино.
- А сейчас покажите, как вы умеете работать в парах, ведь артист в театре общается с другими актерами. Он должен уметь работать в коллективе.
(Дети встают в два круга, друг напротив друга)
Упражнение “Ты и я мы друзья”
Пары, прижав ладони, друг к другу, двигаются по комнате, в которой установлены различные препятствия. Основная цель: преодолеть препятствия, не разъединяя ладоней.
Упражнение “Рука к руке ”
По предложению педагога дети, составив пары, сначала придумывают и показывают, например, мостик – соприкасаются головами или ладонями, затем строят мостик втроем, вчетвером и т.д., до тех пор, пока находятся желающие. Заканчивается упражнение тем, что дети, взявшись за руки и подняв их вверх, изображают мост дружбы.
(Дети садятся на стулья.)
Третья загадка.
Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах.
………. (Кот в сапогах)
Задание от «Кота в сапогах».
Упражнение «Пиктограммы»
- Сейчас наши артисты прочтут стихи о настроении гномов, а мы постараемся отгадать настроения. (Дети отгадывают загадки и подбирают пиктограмму, которая подходит к настроению гнома)
Печаль: Все ребята во дворе Весело играют. Только гном болеет дома И с утра скучает. | Злость: Целый день он хмурит брови И грозит всем кулаком. Да, сегодня гном не в духе – Навестим его потом. |
Удивление: Гном зимой поймал снежинку, Подобрал на горке льдинку. Прибежал домой и ...ах! Лишь вода была в руках. | Спокойствие: Вечер. В доме тихо-тихо, Только тикают часы. Гном сидит на кресле, дремлет, А вокруг витают сны. |
Страх: Ночь пришла, и в темноте Тени движутся везде. Гном забрался под кровать, Спрятался и стал дрожать. | Радость: У него сегодня День рожденья И подарков от друзей не счесть: Книжки, сладости, игрушки, Даже шар воздушный есть! |
Педагог – психолог:
- Молодцы дети, все пиктограммы подобрали верно.
- Как вы думаете для чего нужно уметь определять, различать настроения других?
- Верно, вы сказали, чтобы уметь лучше понимать другого и уметь общаться.
- О настроении можно не только рассказать, но и показать.
Игра “Театр масок”
- Вы сегодня артисты и вам нужно точно и понятно изображать разные выражение лица. Примерить маску, а затем передать эмоцию на своем лице. (Дети с помощью мимики и несложных жестов изображают разные эмоции).
“Хорошо! Молодцы!
Четвертая загадка.
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
……….(Красная шапочка)
Задание от «Красной шапочки»
Педагог-психолог. «Красная шапочка» просит выполнить задание по сценарию.
Этюд “Березка” (включается мелодичная, медленная музыка)
Встаньте в круг так, чтобы ваши руки касались спины соседа.
Наконец, после долгой холодной зимы наступила теплая весна.
Белоствольные березки расправили свои нежные листочки, протянули свои тонкие веточки к солнышку и ощутили на них долгожданное тепло.
Улыбнулись березки солнышку.
Вдруг прилетел шаловливый ветерок и предложил березкам поиграть. Удивились березки, но согласились.
Закачали березки своими тонкими веточками, сначала совсем тихо, потом все сильнее и сильнее. Каждый листочек-пальчик поздоровался со своим соседом.
Но шалун-ветер принес с собой тучку, которая закрыла солнышко. Огорчились березки. Обняли себя веточками, чтобы согреться.
А тут еще дождь закапал (легкие движения пальцами по спине соседа). Дождь стал сильнее (более уверенные движения по спине). И пошел сильный дождь (поглаживание спины).
Испугался ветер, что березки могут заболеть. Разогнал тучи.
Выглянуло солнышко, и березки радостно вздохнули.
Пятая загадка.
Такое лишь в сказке волшебной случается:
Карета из тыквы большой получается!
В Чудесном наряде, легка, словно пёрышко,
Со сказочным принцем знакомится…(Золушка).
Задание от «Золушки».
Просмотр видеоролика «Притча о добре»
- Чему учит эта притча?
- Какой добрый поступок сделал герой этой притчи?
- Для чего нужно делать добрые дела?
Педагог-психолог.
Молодцы дети! Помогли расколдовать все сценарии и теперь «Театральная страна» может продолжать показывать свои спектакли всем детям планеты и тем самым делать доброе дело.
3.Заключительная часть
- Теперь нам пора возвращаться в класс. Закроем глазки и представим, что мы с вами летим над полями, над морями, над сказочными лесами (включается волшебная, сказочная мелодия).
- Дети, вам понравилось путешествие?
- Какие задания были самыми трудными?
- Почему нам удалось справиться со всеми заданиями?
- Вы настоящие артисты, у вас все получилось сегодня.
Вы умеете работать в команде, выражать свои чувства, вы умные и находчивые.
(На электронную почту приходит письмо)
Дорогие ребята!
Вы, сегодня молодцы!
Помогали от души.
Все сценарии открыли,
Карабаса победили!
Все артисты высший класс!
И теперь сюрприз для вас.
За кулисами на полке
Ждет сюрприз вас из гримерки.
(Режиссер театра “Театральная страна”)
Дети слушают и танцуют под песню «Хорошее настроение», дарят маски добра всем гостям и угощаются сладким призом.
По окончании все зрители аплодируют артистам. (Прощание детей.)
При подготовке к занятию необходимо:
1) Сказочная мелодия,
2) Картинки гномов с разным настроением: печали, удивления, страха, злости, спокойствия, радости (сделать презентацию на экран)
3) Музыка к этюду «Березка»
4) Картинки сказочных героев (можно книжки)
- Маша и медведь,
- Буратино,
- Кот в сапогах,
- Красная шапочка,
- Золушка
5) Песня о дружбе или «Хорошее настроение» (маски добра, чтобы
подарить гостям).
- Мне нравится (2)