Самоанализ психологического занятия "Подготовка к экзаменам"
материал по психологии

Рудакова Наталья Юрьевна

Самоанализ занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ психологического занятия в 9 классе

на тему «Подготовка к экзаменам»

Уважаемые коллеги, только что вам было представлено психологическое занятие для обучающихся 9 класса на тему «Подготовка к экзаменам».

Данное занятие проходило в 9 классе. Ребята в классе активные, идут на контакт, хорошо выполняют творческие задания. Психологическая атмосфера в классе благоприятная, обучающиеся на занятии чувствовали себя комфортно.

К сожалению, в рамках общеобразовательной программы нет такой дисциплины как психология. В то же время в каждой школе есть педагог-психолог, который занимается психологической работой с обучающимися. Такая работа очень актуальна для учеников выпускных классов, т.к. они сдают ОГЭ и ЕГЭ. А итоговые экзамены связаны с повышенным стрессом у обучающихся из-за замены традиционных форм государственной аттестации на тестовую форму, а также того, что итоговые экзамены учащиеся сдают в основном за пределами своей школы.  

Данное занятие можно включить в программу психологической подготовки к экзаменам, и оно может быть первым в таком курсе. Так как на нем мы познакомились с тем, что такое подготовка к экзаменам, как она должна быть организована, и остановились более подробно на методах борьбы со стрессом и правилах организации режима дня и питания.

Психологическое занятие по структуре отличается от традиционного урока, но моя задача состояла в том, чтобы показать владение педагогическими технологиями. Поэтому я выбрала тип урока согласно классификации системно-деятельностного подхода -  урок открытия нового знания.

Урок открытия нового знания в рамках системно-деятельностного подхода предполагает наличие двух целей: содержательной и деятельностной. На данном занятии содержательной целью являлось изучение методов и приемов подготовки к экзаменам (методов борьбы со стрессом, правил организации режима дня и правильного питания), а деятельностной – составление режима дня и меню на период подготовки к экзаменам, применение методов борьбы со стрессом.

Задачами являлось формирование основных универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

  • установка на здоровый образ жизни;
  • положительное отношение к учению и к одноклассникам.

Коммуникативные УУД:

  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли
  • умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; 

Регулятивные УУД:

  • осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению;
  • умение поставить учебную задачу
  • развитие рефлексии.

Познавательные УУД:

  • знание способов борьбы со стрессом, организации режима дня и правильного питания в период подготовки к экзаменам;
  • умения вести поиск и выделять необходимую информацию. 

Урок был построен по системно-деятельностному подходу с элементами проектной технологии и состоял из следующих этапов:

Для мотивации к учебной деятельности были использованы психологическое упражнение «Комплимент» и юмористический видеоролик с последующим обсуждением его содержания. 

Для актуализации знаний использовано упражнение «Ассоциации» и новый материал, представленный в виде Кластера        .

Чтобы выявить затруднения, учащимся было предложено заполнить таблицу «Знаю, не знаю, узнал сегодня».        

На этапе построения проекта выхода из создавшейся ситуации учащиеся сформулировали тему и цель урока, а также им был предложен способ достижения этой цели.        

На основном этапе урока ученики выполняли задания в группах

А на этапе первичного закрепления представили свои проекты, обобщив полученные знания в выводах по каждой подтеме занятия.

Для повторения материала было выполнено упражнение «Найди ошибку».

А затем было дано домашнее задание в соответствии с потребностями учащихся.

На этапе рефлексии учебной деятельности        мы вернулись к заполнению таблицы «Знаю, не знаю, узнал сегодня», и учащиеся проговорили, что они узнали сегодня на уроке. Вместо оценок учащимся за хорошую работу были вручены смайлики.

Закончен был урок видеороликом, т.е. приемом, используемом при построении кольцевой композиции урока.

На занятии были использованы следующие методы обучения:

  • Объяснительно-наглядный (показ видео, презентации, пояснения к ним).
  • Проблемный метод (постановка проблемы перед учениками –как подготовиться к экзаменам).
  • Частично-поисковый (поиск решения проблемы подготовки к экзаменам в группах).

Использовались приемы: Психологическое упражнение, Кластер, Ассоциации, Таблица «Знаю, не знаю, узнал сегодня», видеоролики и презентация.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Использовались следующие ресурсы:

  • Технические средства обучения: компьютер, проектор.
  • Дидактические средства: таблицы, информационный материал, карточки с заданиями.
  • Оборудование: шаблон ромашки, смайлы, ватман, фломастеры, ножницы, клей, цветная бумага.
  • Цифровые образовательные ресурсы: авторская презентация, видеоролики «Экзамен по физике», «Мотивация. О страхе на пути к цели»

Занятие имело практическую направленность. Цели были достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа тренинговых занятий для учащихся 9,11 классов "Формула успеха". Психологическая подготовка к экзаменам.

Важным компонентом психологической подготовки выпускников к ГИА, ЕГЭ является фронтальная подготовка детей к экзамену. Оптимальной формой фронтальной психологи...

Психологическая подготовка к экзамену

Представлен комплекс упражнений на выработку умений по саморегуляции перед экзаменом в форме ГИА и ЕГЭ....

Программа психологической подготовки к экзаменам

Проблема психологической готовности школьников к ЕГЭ очень важна и актуальна, она обусловлена рядом причин:ЕГЭ имеет ряд особенностей, которые требуют от выпускника не только интеллектуальных зн...

Психологическая подготовка к экзаменам (рекомендации школьнику).

Предлагаем тебе несколько секретов подготовки к экзаменам. Возможно, некоторые советы покажутся  интересными и полезными....

Психологическая подготовка к экзаменам в школе

Рабочая программа групповых занятий, предназначенная для учащихся 8 - 11 классов ...

Скоро экзамен (психологическая подготовка к экзаменам)

В презентации рассматриваются основные направления и важные вопросы психологической подготовки выпускников к экзаменам....

Программа психологического занятия с элементами тренинга для учащихся 9-х классов «Психологическая подготовка к экзаменам»

Цель занятий: отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.Задачи:1. Обучение выпускников способам рела...