Программа "Перекресток"
рабочая программа по психологии

Макарова Екатерина Анатольевна

Пояснительная записка

Дети подражают поведению друг друга. Некоторые авторы считают, что наибольшее влияние на установки и поведение детей оказывают сверстники. Это влияние может быть позитивным и негативным, особенно в употреблении алкоголя и курении. Многочисленные исследования дают основание полагать, что одной информации для изменения поведения недостаточно. Дети и подростки должны приобрести оптимум знаний для того, чтобы самостоятельно критически мыслить и правильно строить поведение.

Первичная профилактика потребления ПАВ должна быть направлена на предотвращение аддиктивного поведения подростков – потенциальных и реальных потребителей алкоголя, наркотических и токсических веществ.

            Родители, педагоги, медицинские работники и общественность должны стать наиболее активными субъектами профилактики отклоняющегося поведения и употребления ПАВ подростками.Многие родители, даже ответственно относящиеся  к выполнению своих родительских обязанностей, не обладают достаточными знаниями о критериях здоровья, о причинах, признаках и последствиях употребления ПАВ, о способах своевременного выявления и предупреждения различных форм отклоняющегося поведения.         

Сложившееся положение обуславливает необходимость  реализации дополнительных мер направленных на повышение уровня осведомленности родителей, педагогических работников  и детей о ПАВах и мерах противодействия ее распространению, а также степени их участия в организации профилактической работы с детьми и молодежью.

            Успешная профилактика ПАВ  связывается исследователями с наличием положительных социально-психологических навыков. Эти навыки обеспечивают умение отказываться от рискованных предложений, видеть положительные и отрицательные стороны явлений, взаимодействовать со сверстниками, дружить, выражать правильно свои чувства.

            Программа основана на системном подходе, ориентированном на   личность и потребности человека, на внутреннюю переработку, усвоение  и присвоение информации.  Обучение таким навыкам, как умение знакомиться, выбирать друзей и правильно общаться с ними, совместно принимать компромиссные, положительные решения; уверенному поведению в конфликтных и стрессовых ситуациях; построение взаимоотношений  с родителями способствуют формированию личности с неприязнью или равнодушием к любым наркотическим веществам.

Основная цель данной программы-  формирование здоровых установок и навыков ответственного  поведения, снижающих  вероятность  приобщения детей и подростков к  употреблению ПАВ.

Задачи  программы:

- предоставление объективной, соответствующей возрасту информации о ПАВ.

- формирование  адекватной самооценки, формирование  навыков  принятия решения, умения сказать «нет», умения определять и нести ответственность за себя , свои действия и свой выбор, умения обратиться при  необходимости за помощью.

- формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни.

Методы и приёмы, используемые в программе:

1. Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды.

2. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.

3. Рисуночная арт-терапия. ( изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов (таких, как «Счастье», «Добро»), а также изображающие эмоциональные состояния и чувства («Радость», «Гнев», «Обида»).

4. Моделирование образцов поведения.  игры и упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка.

5. Метафорические истории и притчи.

 

Сроки реализации программы. Программа  «Перекресток» общим объемом 9 часов изучается в течение 1года  и рассчитана на обучение  учащимися  состоящих на посту ЗОЖ. Занятия проводятся в течение учебного периода 1 час в   месяц.

Возрастная характеристика группы.  Программа составлена с учетом возрастных особенностей развития подростков (13-15 лет).

Форма организации детского коллектива. Кружок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_perekrestok.pptx1.12 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Программа тренингов «Перекресток» (профилактика приобщения подростков к ПАВ) 2019/2020 учебный год (авторы- составители Галина Александровна Басуева , зам. директора по психопрофилактической работе в МБОУ «ЦПМСС», психолог ВкК )

Слайд 2

Люди победили чуму, малярию, тиф… Но пьянство, наркомания, СПИД, словно злые джинны, терзают человечество. Эти проблемы в нашем обществе долгое время предавались забвению, но в эту бездну рано или поздно пришлось бы заглянуть. Ч. Айтматов

Слайд 3

Основная цель данной программы - формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения детей и подростков к употреблению ПАВ.

Слайд 4

Задачи : - формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия решения, умения сказать «нет», умения определять и нести ответственность за себя , свои действия и свой выбор, умения обратиться при необходимости за помощью. - формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни.

Слайд 5

Формы работы: 1) лекция; 2) беседа; 3)Моделирование образцов поведения; 4) мозговой штурм; 5) дискуссия; 6) тренинг; 7) ролевая и деловая игра;

Слайд 6

Программа «Перекресток» общим объемом 9 часов изучается в течение 1 года и рассчитана на обучение учащимися 7-9 классов. Занятия проводятся в течение учебного периода 1 час в месяц. Возрастная характеристика группы. Программа составлена с учетом возрастных особенностей развития подростков (13-15 лет).

Слайд 7

Наименование разделов Содержание работы Я – это я Дать детям возможность осознать свою личностную уникальность, свои чувства и возможности. Осознание своих физических, интеллектуальных и прочих свойств. Повышение самооценки Самоуважение и чувства Побудить учащихся к положительным мыслям о самих себе и собственных достижениях; Дать возможность поделиться с одноклассниками чувствами и мыслями о себе; рассказать о собственных достижениях Принятие решений Рассмотреть этапы процесса принятия решений; Стресс Познакомить учащихся с понятием стресса и его стадиями; Рассмотреть способы борьбы со стрессом;

Слайд 8

Общение и взаимодействие с окружающими Обсудить признаки плохого и хорошего умения слушать; Отработать умение хорошо слушать Продемонстрировать ученикам необходимость гибкости в общении Научить учащегося сотрудничать в группе Ценности Помочь осознать ученикам свои ценности и возможности свободного выбора ценностей Курение Обсудить причины того, почему подростки начинают или не начинают курит, познакомить учащихся с немедленными и долговременными последствиями курения: Описать процесс превращения в курильщика; Описать процесс превращения в курильщика; Алкоголь Добиться понимания подростками того, что алкоголь - это психоактивное вещество, замедляющее деятельность головного мозга и нервной системы в целом, что хотя многие люди пьют, большинство взрослых пьет только от случая к случаю и в умеренных дозах; Обсудить с учащимися причины, почему люди пьют или не пьют: Наркотики Дать учащимся основные сведения о наркотических веществах; Установить, что наркомания – это поражение личности, которое сопровождается осложнением физического здоровья; Добиться понимания того, что наркомания, как болезнь, необратима и неизлечима.

Слайд 9

Программа включает в себя обучение эффективному общению, уверенности в себе, умению управлять своими чувствами, выбору друзей и построению позитивных отношений со сверстниками, укреплению связи с семьей и другими значимыми взрослыми, решению возникших проблем, критическому мышлению. 1. Формирование негативного отношения к психоактивным веществам у подростков. 2. Популяризация и внедрение в воспитательный процесс наиболее эффективных моделей профилактики зависимости от ПАВ. 3. Повышение уровня развития умений и навыков: а) Уверенного позитивного поведения; б) Конструктивного общения между собой и со взрослыми; в) Отстаивания и защиты своей точки зрения; г) Осознанного и уверенного умения сказать ПАВ «Нет». 4. Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека.

Слайд 10

Здоровое будущее