ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ И УХОДА ДЕТЕЙ ИЗ ДОМА
методическая разработка по психологии
Предварительный просмотр:
Пути решения проблемы самовольных уходов детей из семьи
Самовольный уход из семьи как форма девиантного поведения
Психологические особенности детей, склонных к самовольному уходу из семьи
Девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности, распространенным в обществе или его группах, нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ценностям, ожиданиям и установкам.
Основными причинами, обуславливающими высокую степень вероятности отклонений от социальных норм, являются:
- Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском, уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных, безработица, инфляция, коррупция и т.д.
- Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма, отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, взрыве насилия и правонарушениях;
- Окружающая среда, которая нейтрально-благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей. Неблагоприятные условия жизни и воспитание в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить отношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к нравственному кризису, потере смысла существования.
Иногда основным побудительным мотивом становится так называемый сенсорный голод — потребность в новых и ярких впечатлениях. Ребенок, которому наскучило однообразие будней, вдруг может отправиться в далёкие страны (чаще всего — знакомые по ярким описаниям в приключенческой литературе и кинолентах). Подстегивают его и романтические примеры сверстников-бродяг, которыми изобилуют детские книжки и фильмы.
Подобного рода бродяжничеству подвержены инфантильные дети, склонные к неуемному фантазированию и авантюрам. Порой собственные фантазии захватывают их настолько, что дети теряют чувство меры и ответственности, легко переходят границы, отделяющие игру от реальности.
Впрочем, романтический характер побегов инфантильных детей нетипичен. Гораздо чаще они бродяжничают просто в поисках новых впечатлений, а также стремясь уклониться от школьных занятий, предъявляющих непосильные для них требования дисциплинированности и трудолюбия. Возвращенные домой, они нередко предпринимают повторные попытки ухода, влекомые неудержимым соблазном вольной жизни без всяких социальных ограничений.
Протест- такое поведение, в отличие от истинной дромомании, как правило, является результатом ошибок в воспитании, прежде всего недостаточного внимания родителей к потребностям и интересам ребенка. По мере становления личности, накопления жизненного опыта, романтическое и безалаберное восприятие жизни сменяется более трезвым и ответственным планом на будущее.
Но нередко уход воспринимается как манифест: ребенок отныне выступает перед лицом общества самостоятельно.
Менее заметно, но более существенно для развития личности ребенка то, что происходит изменение его отношения к воспитательным воздействиям. После того как ребенок преодолевает психологический барьер своей зависимости от родителей, он лишается очень важной потребности в психологической защите. Приобретаемый опыт выживания в среде неформального общения оттесняет на второй план те
ценности, развитие которых требует доверия к родителям и стремления завоевать их одобрение.
Классификация и причины самовольных уходов детей и подростков из семьи
Поведенческая реакция в виде уходов из дома может быть мотивированной, планируемой и немотивированной.
Мотивированная поведенческая реакция обусловлена психологически понятными причинами и вытекает из самой ситуации, в
которой оказался подросток (к примеру, побег из летнего лагеря, где подростка унижали сверстники или уход из дома после серьезного конфликта с родителями).
Другое дело, что это не самый лучший способ реагирования, но если подросток реагирует именно так, то значит, он не научился применять другие стратегии реагирования в конфликтных ситуациях и использует стратегию избегания. Задача родителей в этом случае - расширить эмоционально-поведенческий репертуар реагирования подростка, т. е. научить его разнообразным стратегиям поведения.
Ребенок может обратиться за помощью к классному руководителю в школе, к другим родственникам, но не убегать в "никуда" и не подвергать свою жизнь и здоровье опасности.
Мотивированные уходы на фоне острой стрессовой ситуации возникают у детей по-разному:
- у слабых, эмоционально-ведомых, чувствительных, податливых детей мотивированные уходы проявляются как обдуманные или импульсивные и могут быть проявлением пассивного протеста;
- у подвижных, эмоциональных и импульсивных детей мотивированные уходы проявляются как реакция эмансипации;
- у эмоционально холодных, сдержанных, замкнутых мотивированные уходы проявляются как реакция избегания общения;
- у ярких, артистичных, активных детей мотивированные уходы проявляются как демонстративная реакция.
У подростков, особенно с преобладанием неустойчивых и гипертимных черт характера (приподнятое настроение, энергичность, стремление к лидерству), первые уходы могут быть выражением свойственного данному возрасту стремления освободиться от излишней опеки родителей и воспитателей, выйти из-под их контроля. Иногда первые уходы и побеги у подростков с истероидными чертами личности (эгоцентричность, стремление к похвалам, славе, лидерству) носят характер демонстративного поведения, связанного со стремлением привлечь к себе внимание, вызвать жалость и сочувствие, добиться удовлетворения каких-либо желаний.
Планируемые уходы чаще наблюдаются у детей и подростков с выраженной эмоционально-волевой неустойчивостью и с повышением влечений. Они тесно связаны с особой потребностью в новых, постоянно меняющихся впечатлениях, а также с усиленным стремлением к удовольствиям и развлечениям
Непосредственными ситуационными факторами, приводящими к появлению уходов, в этом случае могут быть:
- случайно услышанное сообщение о каком-либо происшествии, случившемся неподалеку (пожар, драка и т.д.);
- телевизионная передача или художественный фильм определенного содержания;
- предложение товарища пойти куда-либо, заняться чем-то увлекательным и
т.п.
К этому типу уходов близко примыкают уходы, связанные с жаждой приключений, свойственные подросткам, особенно с неустойчивыми чертами характера. В этом случае подростки нередко убегают из дома вдвоем или даже небольшой группой, могут уезжать на далекое расстояние с целью побывать в далеком городе, попасть в какую-нибудь экзотическую страну, отыскать спрятанный клад и т.д. Таким побегам обычно предшествует специальная подготовка — приобретение необходимого снаряжения, заготовка продуктов.
На фоне постоянной стрессовой ситуации мотивированные уходы становятся привычными (стереотипными) - т.е. формируется "привычка", когда подросток привычно реагирует уходом даже тогда, когда стресс не настолько выражен, чтобы убегать.
Когда это происходит, то можно говорить о том, что мотивированные уходы начинают превращаться в немотивированные.
Немотивированные уходы встречаются значительно реже. Они возникают без понятных психологических мотивов. В этих случаях возможны разные варианты поведения несовершеннолетних. Более частым из таких «безмотивных» уходов является вариант, обусловленный возникающим время от времени настроением дисфорического характера (негативным эмоциональным состоянием раздражительности или озлобленности) и появлением острого стремления к освобождению от стесняющего режима, к перемене обстановки. Уходы данного типа могут наблюдаться уже в возрасте 7—8 лет.
Другой вариант немотивированных уходов характеризуется импульсивностью.
- отличие от предыдущего варианта, стремление к уходу в этом случае непреодолимо и реализуется вне зависимости от ситуации, причем ребенок, всегда уходит один. В основе ухода лежит импульсивное неодолимое влечение. Иногда такие уходы возникают и в дошкольном возрасте.
Дети старшего возраста, нередко осознают болезненный характер стремления к уходам, говорят, что на них «внезапно находит» желание куда-то уйти, стесняются этого. По наблюдениям, импульсивное влечение к уходам и бродяжничеству чаще наблюдается у детей хмурых, недовольных, нередко злобных, склонных к сильному и относительно кратковременному нервно-психическому возбуждению, негативным эмоциональным состояниям.
Особое место среди «безмотивных» уходов занимают случаи, когда уходы возникают без всякого внешнего повода и в то же время без выраженного изменения эмоционального состояния и без отчетливого участия неодолимого влечения, на «эмоционально холодном фоне». При этом дети уходят всегда в одиночку, неожиданно для близких, бесцельно блуждают, вступая в случайные, нередко вынужденные контакты, не проявляя отчетливого интереса к ярким зрелищам, не стремясь к новым впечатлениям. Часто они часами катаются в метро, электричках, блуждают по лесу, заходят в магазины и другие общественные места, подолгу не испытывая усталости, голода, ночуют в случайных местах - на чердаках, в подвалах, подъездах. Спустя некоторое время они возвращаются самостоятельно, или их приводят взрослые или сотрудники полиции. При этом дети ведут себя так, как будто они никуда не уходили. При подобном варианте уходов очень велика вероятность наличия у несовершеннолетнего психического заболевания и поэтому они нуждаются в помощи психиатра и семьи.
По мере повторения уходов появляются те или иные формы асоциального поведения, связанные чаще с необходимостью приобретения продуктов питания, — мелкое воровство, попрошайничество. Со временем присоединяются правонарушения, обусловленные влиянием других несовершеннолетних и взрослых с асоциальным поведением (хулиганские поступки, сексуальные действия, употребление алкогольных напитков, наркотиков и т.п.). Более или менее длительное повторение фактов бродяжничества постепенно ведет к закреплению таких черт личности, как неискренность, лживость, стремление к примитивным удовольствиям, отрицательное отношение к систематическому труду, оппозиция всякой упорядоченности.
- связи с этим необходимо помнить, что бродяжничество часто связано с пограничными состояниями: слабо выраженными нервно-психическими расстройствами на грани нормы и психического отклонения. В этих случаях первые уходы чаще мотивированы, однако со временем, как правило, приобретают характер привычных действий, возникающих без психологически понятных мотивов. Поэтому
- случае наличия информации о регулярном бродяжничестве несовершеннолетнего необходима консультация психиатра.
К основным причинам самовольного ухода из дома можно отнести:
Любопытство, стремление познать и испытать как можно больше Одна из задач развития детского возраста - исследование, познание мира и
себя. Это приводит к общему любопытству: все познать, все испытать, все попробовать, То, что необходимо для расширения кругозора, определения своих склонностей и интересов, выбора жизненного пути, может также приводить и к исследованию новых ощущений через любые формы отклоняющегося поведения.
Переживание «драйва»
Дети любят рисковать. Они теоретически знают, что многие люди погибают, но и сама смерть представляется им чем-то фантомным, то есть тем, что может происходить
«с кем-то, но не со мной».
Дети весьма отстраненно воспринимают аргументы о том, что «когда-то в будущем» они могут жестоко поплатиться своим здоровьем. К этому можно добавить стремление переживать напряжение определенного страха. Им хочется переживать нечто подобное, радостно-ужасное по-настоящему.
Скука
Скука – это тяжелое эмоциональное состояние. И к подобному состоянию нужно относиться так же серьезно, как, например мы относимся к депрессии. Чаще всего скука это следствие какой-либо, из описанных ниже причин:
Отсутствие смысла жизни.
- полученных в детстве психических травм, в том числе от пережитых трагедий, насилия, жесткого обращения;
- тяжелых разочарований (например, предательство близких людей);
- чрезмерного баловства, когда ребенок просто не успевает чего-то по-настоящему захотеть – у него всегда слишком много;
- чрезмерной критичности взрослых.
Хроническое неудовлетворение важных, базовых потребностей: уважения, любви, принятии значимых взрослых.
Жизнь «пока»: все, что должно произойти в жизни важное, значительное, интересное, будет когда-то в будущем, причем сроки не определены и кажутся очень далекими; а пока нужно просто ждать, когда это произойдет, ожидание, всегда томительно и скучно.
Неразвитость творческих способностей - творческий человек всегда наполнен идеями, поэтому и свое свободное время он заполняет с интересом и вдохновением: когда человек не привык мыслить творчески, ему трудно структурировать свое время так, чтобы в обычных обстоятельствах найти что-то интересное для себя.
Принадлежность к социальной группе («Я как мои друзья»)
Ребенок, в силу разных причин, часто не умеет сказать нет. Для него страх от последствий совершаемого не так силен, как страх потери расположения друзей. Чем менее уверен в себе подросток, чем хуже он относится сам к себе, тем более значимы для него симпатии сверстников, и тем менее он способен мыслить и действовать вопреки их мнению.
Не чувствуя себя достаточно уверенно для того, чтобы спокойно выдержать напор, принуждения и даже издевательства, подросток предпочитает подчиниться требованиям неформального лидера группы.
Протест против родителей
Дети бунтуют против родителей, их правил, установок, но на самом деле их зависимость от семьи еще очень велика.
Возрастной протест может достигать интенсивности, близкой к отчаянию, если родители совсем не интересуются жизнью своего ребенка. Фактически, подросток чувствует, что он не нужен и даже в тягость своим родителям. Часто у таких детей формируется стремление к саморазрушению.
Стремление уйти от осознания несправедливости мира, разочарований (в том числе в любви), переживания тяжелой утраты (смерти любимых людей)
Подростку свойственен максимализм. Часто мир представляется ему в черно-белых тонах. Он либо восхищается, либо ненавидит. Подросток особенно чувствителен к любой несправедливости. А несправедливостью ему кажется все, что не соответствует его ожиданиям. Он может быть циничным, демонстрируя презрение
- чужим бедам, либо замыкается в себе: не видеть, не слышать, не думать, часто ищет способ перестать чувствовать противоречие в душе.
Замкнутый круг
Непонимание причин изменений, происходящих с детьми, приводит к нашему стремлению сохранить жесткий контроль и власть над ними или «повернуть назад их развитие».
Мы начинаем отвергать новые качества подростка, желаем вернуть старые, детские: послушание, ласковость и т.д. И тогда уход из дома становится для них единственной возможностью выразить свой протест.
Довольно часто причиной нашей сильной тревоги при появлении резких изменений в поведении подростка является угроза разрушения представления о себе, как о хорошем родителе. А наличие удовлетворенности собой как родителем повышает самооценку человека.
Поэтому мы неадекватно реагируем на поведение подростка только для того, чтобы поддержать свою положительную самооценку.
Мы совершаем ошибки не потому, что не любим своих детей, а потому, что не всегда знаем, как лучше поступить и часто не осознаем собственных побуждений.
Дети бегут из дома, протестуя против невыносимых условий, которые мы им создаем, не желая считаться с мнением ребенка.
Но, несправедливое наказание, неадекватное их проступку замыкает круг. Обида вскоре забывается, и подросток готов вернуться, но он боится наказания, которое непременно последует. Ребенок бежит от наказания и боится возвращаться из-за него же, то есть, выхода у него нет, и он остается на улице, пока не попадется на преступлении или не станет жертвой преступника.
Требования к построению (организации) психокоррекционной работы
Своевременная организация психолого-педагогического сопровождения коррекционной работы является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка, а так же, как один из факторов профилактики самовольного ухода детей из дома.
- компетенцию учреждений общего образования, в том числе муниципальных общеобразовательных учреждений, входят:
- оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении, при которой осуществляются:
o постановка на внутришкольный профилактический учет детей, имеющих отклонения в развитии и поведении, либо отклонения в обучении;
o проведение систематической медико-психолого-педагогической диагностики этих детей;
o разработка индивидуальных маршрутов (планов) коррекционной работы с несовершеннолетними и их дальнейшего развития;
o привлечение необходимых специалистов (медицинских работников, социальных работников, юристов и др.) для проведения консультаций с детьми и родителями, оказания им адресной помощи;
o разработка педагогами (методическими объединениями) индивидуальных образовательных программ для обучения детей, имеющих отклонения в развитии или поведении;
o осуществление постоянного педагогического наблюдения (контроля) за поведением обучающихся этой категории, посещением учебных занятий, освоением образовательных программ и регулирование ситуации в пользу ученика.
Основные особенности проведения психокоррекционной работы:
а) смысл психологической коррекции - не изменить ребенка, а создать условия для его полноценного развития;
б) психологическая коррекция эффективна в том случае, если она ориентирована не на отдельные свойства личности, а на целостную систему значимых отношений, поэтому в коррекционной работе желательно участие семьи, учителей, сверстников данного ребенка;
в) план коррекционных мероприятий должен строиться с учетом возраста, то есть в процессе коррекции должна осуществляться та деятельность, в которой наиболее полно раскрываются актуальные потребности возраста.
- отечественной психологии разработаны и этапы психокоррекционной работы: диагностический блок, установочный блок, коррекционный блок и оценочный блок.
Формы и методы работы с детьми, склонными к самовольным уходам и побегам
Игротерапия
Хорошей формой работы педагога с детьми с девиациями (склонными к побегам) является использование разного вида игр. Это могут быть игры в образах, игры, основанные на литературных произведениях, на импровизированном диалоге, на сочетании пересказа и инсценировки и т.д.
Использование образов в игре имеет ряд психологических преимуществ: создаются наиболее благополучные условия для личностного роста ребенка; изменяется отношение к своему «Я»; повышается уровень самопринятия. Этому способствуют ограничения переноса эмоциональных переживаний ребенка, связанных с низкой самооценкой, неуверенностью в себе, беспокойством о себе, уменьшается напряженность, купируется острота переживаний.
Игра может быть использована как инструмент для изучения ребенка (классическая психоаналитическая техника, при которой происходит вытеснение желания, замена одного действия другим, отсутствие внимания, оговорки, запинки и т.д.); как свободное повторное воспроизведение травмирующей ситуации – «навязчивое поведение».
Библиотерапия
Арттерапия
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
- Распределяйте нагрузки таким образом, чтобы ребенок был занят и в то же время чтобы у него оставалось время для того, чтобы погулять во дворе. Помните - он еще ребенок.
- Если кто-то жалуется на поведение вашего сына или дочери, сначала выясните мотивы их поступков, и только после этого предпринимайте меры воспитания.
- Выбирайте наказание, адекватное проступку.
- Избегайте наказаний ребенка из-за того, что у вас плохое настроение или «для профилактики».
- Будьте внимательны и справедливы к своим детям, решайте вместе их проблемы, и тогда ваш ребенок вряд ли убежит из дома.
- Развивайте в ребенке уверенность, положительное отношение к себе, принятие своих качеств, особенностей, отличительных черт.
- Учите ребенка эффективным моделям противостояния негативному влиянию и независимому поведению в сложных социальных ситуациях.
- Учите подростка уверенному и без агрессии отстаиванию своего мнения, умению сказать «нет».
Анкета «Изучение внешней среды»
(для подростков)
Напишите ответ на следующие вопросы:
∙ ваши любимые телепередачи;
∙ ваши кумиры;
∙ любимые группы, фильмы, книги, песни и т. д., ∙ музеи, виды спорта; ∙ любимое занятие.
Продолжите фразу:
- в нашем доме…
- когда я думаю о Вас…
- ты для меня…
- если бы не ты…
- никто меня не понимает…
- я для того пришел на эту землю…
- о ком я думаю так часто…
- о, деньги, деньги…
- так трудно говорить…
- не знаю, что со мной будет…
- меня ничто не держит здесь…
- вы потому друзьями стали мне…
В чем я нуждаюсь или чего мне не хватает (10 баллов – очень не хватает, 1 балл – вполне хватает):
∙ денег, ∙друзей,
∙ красивой одежды,
∙ интересных собеседников,
∙ развлечений, ∙путешествий,
∙знаний,
∙интересных книг, ∙любви,
∙ возможности зарабатывать, ∙ радиотехники,
- ∙ умения общаться, компьютера,
- ласки,
- доброты,
- времени,
- добавьте то, что не вошло в анкету
Самое грустное воспоминание в вашей жизни
Где вам бывает особенно хорошо
МЕТОДИКА "ЧЕЛОВЕК ПОД ДОЖДЕМ"
ОПИСАНИЕ
Методика «Человек под дождем» ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов.
Цель проективной методики «Человек под дождем»— диагностика особенностей совладания со сложными ситуациями, готовность человека справляться с трудностями, а также применяемые защитные механизмы.
Тест был разработан двумя психологами — Е. Романовой и Т. Сытько. Сегодня его широко используют для того, чтобы узнать:
- возможности человека к адаптации
- устойчивость человека к воздействию разнообразных стрессовых ситуаций. Этот тест специально разработан для тех, кто не является специалистом в области проективных методик — его не нужно расшифровывать с помощью сложных формул. Этой методикой могут с успехом пользоваться врачи, педагоги, родители, а также все те, кто просто любит «тестировать» своих друзей.
Методика проведения исследования
На чистом листе бумаги формата А4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе
— человека под дождем. Сопоставление двух рисунков позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях.
ИНСТРУКЦИИ
Инструкция №1: «Пожалуйста, нарисуйте человека».
Инструкция №2: «Нарисуйте человека под дождем».
После рисования можно провести обсуждение.
Примеры вопросов психолога
Расскажите об этом человеке: как он себя ощущает, чувствует?
Kакое у него настроение?
Что ему больше всего хочется сделать?
Дождь пошёл неожиданно или по прогнозу?
Человек был готов к тому, что пойдёт дождь или для него это неожиданность?
Любите ли Вы дождь? Почему?
В какой момент времени мы его застали?
Если человеку под дождём дискомфортно (плохо), то чем ему можно помочь?
Что сам человек может сделать, чтобы себе помочь, чтобы справится с дождём?
Программа (примерная) организации индивидуальной работы с ребенком
а) организация психологического обследования ребенка и оказание ему необходимой психологической помощи;
б) индивидуальная работа по сглаживанию недостатков интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сфер;
в) включение ребенка в активную деятельность;
г) преодоление демотивированности, негативной мотивации учения;
д) организация успеха ребенка в условии школьной программы;
е) руководство общением ребенка со сверстниками на основе опоры на положительные качества личности;
ж) работа по формированию мотивации достижения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка действий для родителей по предупреждению самовольных уходов детей из дома.
Чтобы предупредить самовольные уходы детей из дома, родителям следует помнить о некоторых несложных действиях......
профилактика уходов детей из дома
презентация на тему "профилактика уходов детей из дома"...
Памятка родителям по предупреждению уходов детей из дома
Предупредим уходы детей из дома...
профилактика самовольных уходов детей из дома
памятки и рекомендации родителям по профилактике самовольного ухода детей из дома...
В помощь родителям "Самовольные уходы детей из дома" (памятка и советы)
советы родителям по профилактике конфликтов в семье - основной причины самовольных уходов детей из семьи...
Мероприятия по предупреждению самовольных уходов детей из дома
Принимаемые меры...
Профилактика самовольных уходов детей из дома
Причины самовольных уходов подростков из дома.Виды побегов.Как предупредить самовольный уход ребенка из дома. Рекомендации родителям.Основные действия родителей в случае ухода ребенка из дома...