Воспитание нравственного поведения в сетях интернет
материал по психологии (5 класс)
В России пользователи интернета больше всего в мире проводят времени в социальных сетях. Также огромной популярностью стали пользоваться другие разновидности социальных сетей - системы блогов, микроблогов, онлайн-дневников. Любой пользователь может вести свой дневник, читать чужие, получать сообщения о добавлении новых записей на страницах друзей, у которых он в подписке. При этом многие школьники, общаясь в сети Интернет, даже не задумываются о том, что существует целый свод правил для общения, в результате: матерные выражения, оскорбления или просто негативные комментарии стали нормой общения детей в социальных сетях. Именно на эту грань негативного воздействия Интернет, а именно влияние интернет среды на нравственное поведение (духовно-нравственный воспитание) детей я хочу обратить Ваше внимание в данном маткриале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_nravstvennogo_povedeniya_v_setyah_internet.docx | 17.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание нравственного поведения в сетях интернет
Компьютер в наше время для ребенка и «друг» и «помощник» и даже «воспитатель», «учитель». В связи, с чем огромную роль приобрела проблема безопасности ребенка в интернет среде. Мы много говорим о защитите от информации наносящей вред психическому и физическому здоровью ребенка, через сайты разжигающие национальную рознь и расовое неприятие, сайты порнографической или сектантской направленности и т.д. Данная проблема решается на всех уровнях, от федерального (введение федерального закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" от 29.12.2010 N 436-ФЗ), до муниципального (в школах проводиться целенаправленная воспитательная работа учителей совместно с родителями).
Но в своем докладе я хотела затронуть другую грань негативного воздействия Интернет, а именно влияние интернет среды на нравственное поведение (духовно-нравственный воспитание) детей.
В России пользователи интернета больше всего в мире проводят времени в социальных сетях. Также огромной популярностью стали пользоваться другие разновидности социальных сетей - системы блогов, микроблогов, онлайн-дневников. Любой пользователь может вести свой дневник, читать чужие, получать сообщения о добавлении новых записей на страницах друзей, у которых он в подписке.
Многие школьники, общаясь в сети Интернет, даже не задумываются о том, что существует целый свод правил для общения, в результате: матерные выражения, оскорбления или просто негативные комментарии стали нормой общения детей в социальных сетях.
Например (из собственной практики): пришел ко мне мама с проблемой – ее дочь отказывалась идти в школу. В ходе беседы выяснилось, что дочь - девочка, 4 класс накануне пришла домой заплаканная и рассказала маме, что кто-то на ее странице в контакте написал что она «шлюха». А узнала она об этом, когда зайдя в класс на перемене над ней все стали смеяться и высказываться в духе «сама призналась, вот прикол»... Ребенок собрал вещи, и убежала домой, на следующий день в школу идти отказался, устроив истерику. Вместо ребенка в школу пришел мама уверенная, что надпись разместили на странице дочери 3 ее подруги (на днях мама видела как они вместе с дочерью заходили на страницу, а, следовательно, знали пароль) встретив девочек она с ними поговорила. Разговор был напряженный с использованием угроз, повышением голоса... по результатам конфликт перешел на уровень родителей всех четверых детей. В данном случае все закончилось хорошо: мама девочки извинилась за свое некорректное поведение с детьми, а сама девочка снова ходит в школу и с удовольствием общается со своими подругами.
Но сама ситуация...
Это – следствие влияния семьи, в котором не уделяется достаточно внимания нравственному воспитанию детей. Идеальных детей нет, но методики, прививающие ребенку хороший тон и правила нравственного поведения в обществе, есть.
Но ведь нельзя утверждать, что все дети, общающиеся в интернет сетях просто невоспитанные, безнравственные. Все участницы конфликта из хороших семей, родители занимаются их воспитанием.. Воспитанный ребенок на уровне рефлексов говорит «Здравствуйте» и «Досвидания» и при этом спокойно может послать матам любого человека при общение в сетях интернет. Может тогда дело во «вседозволенности», которая завязана на анонимности. Ведь так легко можно оскорбить человека, унизить и растоптать. И все это сойдет с рук, да и слез и переживаний своего врага ребенок не увидит, ему не станет стыдно.
В результате у детей при общение в социальных сетях постепенно стираются границы, они не чувствуют ответственности. Ребенок сам выбирает, как выражать свои мысли, с кем дружить, а с кем нет. И если чем-то друг не устроил, его легко можно поставить в «игнор». И не надо ничего объяснять. И как следствие идет деградация духовно-нравственного развития, дети, воспитанные в социальных сетях, не просто показывают безнравственное поведение, они теряют способность к сопереживанию.
В норме прививать нравственное поведение нужно дома, начиная с рождения ребенка и если раньше эти правила распространялись на живое общение, т.е. дети постепенно усваивали правила поведения в социуме (в школе, на улице и т.д.) то, сейчас помимо живого общения в понятие социум можно включать и интернет общение, с его многообразием форм, доступностью и самое главное анонимностью. Увы, правилам поведения в интернете с нравственной точки зрения уделяется прискорбно малое значение...
Так что же делать, чтобы ребенок был духовно - нравственно развит и проявлял хороший тон и при общение в социальных сетях?
В семье: с самого детства надо приучать ребенка к самостоятельности и ответственности за свои поступки, вне зависимости от того узнают о них кто-либо или нет, а главное — формировать способность к сочувствию и сопереживанию. Прививать ребенку моральные ценности только личным примером, который научит его видеть в каждом человеке доброту. Аккуратно и корректно надо контролировать, с кем ребенок дружит, чем занимается, что смотрит и читает. Ограничивать время пользования компьютера, телефона, других гаджетов. Но не прямым приказом или запретом, а предложением других интересных занятий, желательно активных и на свежем воздухе. Чаще беседовать с ребенком о его отношении к разным социальным явлениям, другим людям, обсуждать фильмы и книги, посты и комментарии к ним. Воспитывать нравственное поведение в социальных сетях с момента как ребенок первый раз сел за компьютер.
В школе: воспитательная работа с учащимися должна вестись в зависимости от возрастных особенностей, например на начальном уровне (2-4 класс) в виде чтения и анализа специальных сказок, на базовом уровне (5-9 класс) в виде разбора сетевого этикет. Формирование навыков информационной культуры может происходить на уроках информатики, классных часах, возможно на уроках обществознания, права, ОБЖ, или на уроках по внеурочной деятельности.
Литература
- Сайт «Социальные сети: азбука социальных сетей».
- Федосов воспитательной работы в едином информационном пространстве сельской школы. // Педагогическая информатика – 2006 - №4 – С 82-88 .
- Зеркина работа учителя и родителей по преодолению негативного воздействия ИКТ – среды.
- Султанова И. П. Комплексное воспитание культуры поведения и информационной безопасности школьников в сети интернет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Безопасное поведение детей в сети Интернет
Сегодня все больше и больше компьютеров подключаются к работе в сети Интернет. Все большее количество детей получает возможность работать в Интернете. Но вместе с тем все острее встает пробл...
Правила безопасного поведения в сети Интернет
Правила безопасного поведения в сети Интернет для детей...
Памятка для детей по безопасному поведению в сети Интернет
Памятка для детей по безопасному поведению в сети Интернет...
Рекомендации родителям по поведению детей в сети Интернет
Памятка для родителей о поведении детей в сети Интернет....
Памятка по безопасному поведению в сети интернет
Как безопасно работать в интернете...
Классный час на тему" Безопасное поведение школьников в сети Интернет"
Презентация классного часа на тему" Безопасное поведение школьников в сети Интернет"....
Правила безопасного поведения в сети-Интернет
беседа с родителями и детьми...