Программа психологического тренинга «Как помочь ребенку развить свои способности»
рабочая программа по психологии
Тренинг разработан для работы с родителями и направлен на повышение психолого - педагогической граммотности родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 117.5 КБ |
![]() | 434.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
общеобразовательная школа №8 г. Поронайска.
На Фестиваль педагогических идей и инноваций
в области образования
Раздел Фестиваля: Педагогическая психология.
Тема раздела: Психологическое сопровождение детско-родительских отношений.
Инновационная идея: Психологическое сопровождение учащихся через повышение психологической компетентности родителей.
Программа психологического
просвещения родителей
«Вместе»
Автор Цой Светлана Владимировна
Педагог-психолог МОУ СОШ №8
г. Поронайск
2021г.
«Что бы мы о себе ни думали, нашу
сущность всегда «выдадут» наши дети!»
(Мария Арбатова, писатель, журналист)
Пояснительная записка
Данная программа является первым опытом повышения психологической грамотности родителей в рамках школы. Как показывает практика, обращение родителей по поводу сложностей в детско-родительских отношениях занимает в работе психолога одно из ведущих мест. Содержание проблем детско-родительских отношений может быть очень разнообразным, от мелких детских капризов и упрямства в младшем школьном возрасте до полного непонимания и очень сильных негативных чувств в подростковом. Опыт работы показывает, что чаще всего в детско-родительских отношениях за помощью обращаются родители. Дети испытывают нужду в профессиональной помощи значительно реже, чем родители и обращаются к психологу не раньше, чем в подростковом возрасте. Это понятно, так как, с одной стороны, малыши не осознают своих проблем, с другой стороны, даже подрастая и осознавая их, они не решаются до определенного возраста посягать на родительский авторитет.
Быть родителями нас никто не учит, что-то мы выносим из семьи наших пап и мам, от дедушек и бабушек, а остальные «шишки» набиваем сами, методом проб и ошибок обучаясь взаимодействовать со своими подрастающими чадами. В результате очень часто бывает так, что родители что-то упускают, ошибаются, появляются проблемы в воспитании и общении с собственными детьми. Проводя беседы, консультации, анкетирования родителей, часто убеждаешься, насколько порой родители бывают «педагогически беспомощны» перед особенностями психологического развития ребенка. “Трудный ребенок”, “сложный ребенок”, “неуправляемый” – нередко говорят родители о своих детях. Каких же детей мы называем трудными? Тех, с которыми нам, взрослым, становится не легко. Почему ребенок стал таким? Ведь он не родился “трудным”? Таким он становится под влиянием воспитания и тех условий, в которых он находится со дня рождения. “Трудный ребенок” – есть результат неправильного воспитания. Таким его сделали педагогические ошибки взрослых.
Психологическое сопровождение детско-родительских отношений традиционно подразумевает работу школьного психолога по следующим направлениям: психодиагностика, психологическое просвещение, психологическое консультирование, коррекция детско-родительских отношений. В целях психологического просвещения родителей в нашей школе оборудован уголок психолога, в разделе «Для родителей» содержатся тематические консультации по наиболее актуальным для родителей, темам. Материалы консультаций меняются в зависимости от запроса родителей, учитывая возрастные особенности детей. Кроме того, педагог- психолог принимает участие в родительских собраниях, где освещаются проблемы детско-родительских отношений и даются рекомендации по воспитанию детей. Психодиагностическая работа проводится по запросу самих родителей, результаты которого используются в индивидуальном консультировании.
Психологическое консультирование по вопросам детско–родительских отношений, по результатам диагностик, по сути, и становится психологическим сопровождением родителей в сложные периоды взаимоотношений с ребенком. Однако, для того, чтобы внести заметный вклад в согласование представлений, позиций родителей и педагогов как субъектов образовательного пространства, такая работа должна проводиться регулярно, систематически, более того, она должна носить профилактический характер. Речь идет не столько о психологических консультациях по поводу уже имеющихся проблем (это обычное дело), сколько о повышении психологической компетентности родителей, поиске и обозначении психологических ресурсов, которыми они могут воспользоваться в процессе взаимодействия с детьми. При этом важно не игнорировать знания, уже имеющиеся у родителей, а добавить в них дополнительные грани, акцентировать внимание на наиболее важных аспектах, создать возможность для восприятия фактов с разных точек зрения. Важно, чтобы произошла встреча родительского жизненного опыта и психологических знаний. Встреча не как противостояние, противодействие, а как диалог и возникновение контакта. Именно эта цель и преследовалась при разработке программы психологического просвещения родителей.
Актуальность данной программы продиктована необходимостью системной профилактической работы с родителями по устранению их психологической неграмотности в воспитании детей. Сразу необходимо уточнить, что, разрабатывая программу, мы не ставили своей целью улучшить поведение или успеваемость детей. Программа в первую очередь направлена на то, чтобы родители могли понять и поддержать своего ребёнка на разных этапах его развития и взросления. Чем лучше мы понимаем, что и зачем необходимо ребёнку в какой-то период, чем лучшие условия создадим (не имеются в виду материальные, хотя иногда важны и они), тем больше мы можем сделать для его счастливой дальнейшей жизни.
Программа сопровождения родителей поможет повысить их психологическую компетентность, выстроить эмоционально-благоприятные детско-родительские отношения, поскольку будет осуществляться не только за счет просветительской деятельности на родительских собраниях, индивидуальных консультациях, но и групповых занятий с родителями.
Данная программа
- носит длительный характер (33 занятия),
- предусматривает комплексное и последовательное обучение (от теории к практике),
- через повышение психологической компетентности родителей, позволит осуществлять систематическое психологическое сопровождение обучающихся.
Срок реализации программы рассчитан на период с сентября по апрель.
Программа имеет два этапа.
Первый этап – теоретический (сентябрь – декабрь).
Его задача: сформировать знания и умения по важным теоретическим основам детской психологии;
Второй этап – практический (январь – апрель).
Задачи: - обучить родителей технике «активного слушания» ребенка;
- способствовать формированию навыка адекватного реагирования на детское поведение.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в вечернее время. Продолжительность – 1 час. Проводятся для родителей учеников начальной школы. Форма занятий – групповая.
Мы рассчитываем, что по окончанию занятий у родителей будут сформированы:
понятия: «психика», «полоролевая идентификация», «темперамент», «возрастной кризис», «невроз», «детская агрессивность», «тревожность», «гиперактивность», «конфликт»;
знания: о возрастных особенностях психологии ребенка, о причинах агрессивности, тревожности, непослушания в поведении ребенка, о разумных и гуманных способах воспитания;
умения: общаться с ребенком на уровне: « Я – сообщений» и «Я – чувств», «активно» слушать ребенка, находить достойный выход из конфликтных ситуаций, использовать совместные игры с детьми и занятия, как эффективное воспитательное средство;
навык: адекватного реагирования на сопутствующие детскому возрасту: капризы, упрямство и т.д.
В качестве способа проверки усвоения программы разработаны опросники, анкеты, проблемные ситуации, которые родители разбирают и проигрывают между собой.
Своеобразным тестом служит для родителей домашнее сочинение: « Что я знаю о своем ребенке?», которое они пишут в начале занятий и по окончанию их.
Подведение итогов занятий проходит в виде экзамена на психологическую компетентность. Разумеется, это будет происходить в теплой, дружеской атмосфере, как и все занятия. Экзамен включает в себя – анкету: « Мои знания о психологии своего ребенка», проблемные ситуации для разбора и домашнее сочинение. После успешной сдачи экзамена, родитель будет поощряться либо грамотой, либо медалью: « Лучшему родителю». В качестве продолжения самообразования психологии ребёнка, родителям будет предлагаться список литературы и разработанные памятки.
Учебно–тематический план.
Раздел | Тема | Количество часов | |
Теория | Практика | ||
1.Особенности психического и личностного развития ребенка | 1.Закономерности возрастного развития. 2. Понятие и значение ведущего вида деятельности в развитии ребенка. 3.Темперамент вашего ребенка. | 1 час 1 час 1 час | |
2.Проблемный ребенок. | 1.Детская агрессивность. Как реагировать? 2.Детская тревожность, застенчивость, замкнутость. Позиция взрослых. 3. Сверхподвижность ребенка -проблема или потенциал? 4 Вредные привычки: причины возникновения и методы устранения. | 1 час 30 мин 1 час 1 час | 1 час 30 мин |
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ | 30 мин | 30 мин | |
3.Психологические особенности воспитания ребенка в семье | 1. Особенности воспитания и личность вашего ребенка. Как это совместить. 2. О наказаниях. За что и КАК наказывать. 3. Если у вас 2 и 3 ребенка: ревность, соперничество между детьми. 4. Школа и ваш ребенок: проблемы адаптации. | 1 час 1 час 1 час 1 час | 1 час |
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ | 30 мин | 30 мин | |
4. Психология семьи. | 1. Неполные семьи. 2. Конфликты в семье. Роль женщины, как хранительницы семейного благополучия. | 1 час 1 час | 1 час |
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ | 30 мин | 30 мин | |
Всего | 14 час | 5 час | |
5. Практические занятия | Обучение технике «Активного слушания» | 4 часа | |
Коммуникативные игры | 3 часа | ||
Семейная сказкотерапия | 2 часа | ||
Семейная арт-терапия | 1 час | ||
Обучение снятию нервно- психического напряжения | 3 часа | ||
Всего | 13 часов | ||
Экзамен | 1 час | ||
Итого: | 33 часа |
(Содержание программы, памятки для родителей размещены в приложении).
В полном объеме данная программа была разработана автором в 2009г. и успешно прошла апробацию в «Школе приемных родителей» при органе опеки и попечительства г. Поронайска. Охват представленных для изучения тем и практических занятий выходят за рамки приемной семьи и могут быть использованы родителями во взаимодействии с детьми-школьниками. Обучение родителей в рамках школьного образовательного учреждения в форме систематических занятий является новым видением психологического сопровождения учащихся через повышение психологической компетентности родителей, новым способом решения проблемы семейного воспитания.
Программа отличается разнообразием способов организации занятий с родителями - лекции; мини-лекции; беседы; дискуссии; консультации; практикумы по межличностному общению, по саморегуляции.
Для достижения эффективности результатов занятий в программе используются современные и апробированные психотехники (арт, сказко, телесно-ориент. терапия) и доступные техники по саморегуляции (визуализация, аромо, фитотерапия). В качестве эффективного и малоизученного метода воздействия на психику ребёнка в программу включены игры и занятия русско-народного творчества.
Организация занятий по программе подразумевает комфортную, доброжелательную обстановку, как условие для самоонализа родителями своих взаимоотношений с детьми.
Как показала практика работы с приемными семьями, занятия по данной программе мотивируют родителей к дальнейшему самообразованию в области психологии ребёнка, к более внимательному и вдумчивому подходу к выбору методов и приёмов воспитания. Формирование продуктивного отношения к ребенку у родителей, принятие его проявлений, обретение веры в свои силы и желание преодолевать трудности, способствует согласованию представлений, позиций родителей и педагогов как субъектов образовательного пространства и соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа психологического просвещения родителей «Вместе» будет реализована в МОУ СОШ №8 в 2022-2023 учебном году.
Приложение.
Содержание программы.
Теория.(22 часа)
- Особенности возрастной психологии детей
- Понятие «психика». Особенности ребенка: сенситивные периоды, полоролевая идентификация, развитие интеллекта. Возрастные кризисы.(2-3 часа)
- Темперамент вашего ребенка.
Понятие «темперамент». Типы темпераментов.
Тест «Темперамент моего ребенка». Проблема сочетания темпераментов - родитель-ребенок. Способы преодоления несовместимости в темпераментах.(1час)
- Детская агрессивность. Как реагировать.
Понятие «агрессивность». Причины агрессивного поведения ребенка. Способы реагирования взрослого.(2часа)
- Детская тревожность, застенчивость, замкнутость. Позиция взрослых.
Понятие «страх», «тревожность», «застенчивость», «замкнутость». Возрастные детские страхи. Причины возникновения. Способы реагирования взрослого. Основа профилактики возникновения тревожности у ребенка.(1час)
- Сверхподвижность ребенка - проблема или потенциал?
Понятие «гиперактивность». Потенциальные возможности «шустриков». Способы реагирования взрослого при наличии гиперактивности у ребенка.(1час)
-Вредные привычки: причины возникновения и методы устранения.
Какие бывают привычки. Причины возникновения. Эмоциональное благополучие в окружающей среде ребенка- главное условие для профилактики возникновения вредных привычек. Устранение вредных привычек посредством удовлетворения жизненно важных потребностей ребенка в любви, внимании, движении, самовыражении и др.(1час)
- Особенности воспитания и личность вашего ребенка.
Как это совместить.
Стили родительских воспитаний. Роль семейных традиций в воспитании детей. Понятие «личность ребенка». Позиция родителей - «рядом» с ребенком.(2часа)
- О наказаниях. За что и КАК наказывать.
Поведение ребенка с точки зрения цветовых зон (по Гиппенрейтер Ю.Б.).Жизненно важные потребности ребенка. Наказание и эмоциональное состояние взрослого. Единство требований со стороны взрослых. Профилактика нежелательных форм поведения.(2 часа)
- Школа и ваш ребенок: адаптация.
Индивидуальные особенности детей при адаптации. Взаимодействие с учителем и признаки адаптации. Факторы, препятствующие успешной адаптации.(1час)
- Если у вас 2 или 3 ребенка, соперничество и ревность между детьми.
Взаимовлияние детей в одной семье друг на друга при формировании характеров, личностных установок, эмоциональном развитии. Родительская любовь - лучшая профилактика всех семейных проблем.(1час)
- Неполные семьи - это тоже семьи.( Тема выносится на обсуждение при соответствующем составе слушателей.)
Обязательное участие и роль лиц заменяющих родителей при правильном воспитании детей. Психологическая поддержка матерей-одиночек, вдов, разведенных. Сохранение понятия «семья» в сознании ребенка при отсутствии одного из родителей.(1час)
Конфликты в семье. Роль женщины как хранительницы семейного благополучия.
- .
Понятие «конфликта». Причины возникновения. Понятие «ответственность» за эмоционально-благополучный климат в семье. Потенциал женщины-матери в сохранении и укреплении семьи.(2 час)
Практические занятия.(11 часов)
- Обучение технике «активного слушания» ребенка.
Понятие «активное слушание». Примеры диалогов с детьми на основе техники. Разбор проблемных ситуаций с использованием техники. Создание ситуаций и разрешение их с использованием техники.(4 часа)
- Подвижные игры на снятие эмоционального напряжения, отреагирование обиды и наказаний, сплочение семьи.
(проводится совместно с детьми)
Психотерапевтический эффект и профилактическая направленность русских народных игр: «Прятки», «Пятнашки», «Жмурки». Проведение игр.(2 часа)
- Семейная сказкотерапия.
(проводится совместно с детьми)
Психотерапевтический эффект и профилактическая направленность русских народных сказок. Игровая драматизация сказок или сказочных сюжетов на темы заданные запросом родителей, самими детьми, либо несущие в себе профилактическую направленность («Репка», «Маша и медведи», «Теремок» и д.р.)(2 часа)
- Семейное рисование.
(проводится совместно с детьми)
Психотерапевтический эффект и профилактическая направленность рисования. Совместное рисование: дети- родители по любым сюжетам. Индивидуальное рисование детьми по желанию. Рисование под музыку и музыки (по желанию).(1час)
- Снятие нервно-психического напряжения:
Обучение приемам и методам.
Знакомство с доступными методами снятия нервно-психического напряжения из звуко, арома, фито-терапии.
Обучение приемам: визуализации, «поиска частицы», психогимнастики.(2 часа).
СОВМЕСТНЫЕ ИГРЫ и ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ.
Подвижные игры .
Оздоровительный эффект русских народных игр.
Игра «Пятнашки» способствует: снятию эмоционального напряжения у детей и взрослых,
преодолевает страх неожиданного воздействия; помогает отреагировать негативные переживания, связанные с наказанием в игровой, шуточной форме; развивает быстроту и гибкость мышления.
Игра «Прятки» способствует: преодолению страха замкнутого пространства; неожиданного воздействия; снимает мышечное напряжение, тренирует выдержку и волевой контроль.
Игра «Жмурки» способствует: преодолению страха темноты, замкнутого пространства, снимает мышечное напряжение.
Разминка.
Все участники стоят в кругу и приветствуют друг друга с помощью мяча. Мяч пускается по кругу и при этом каждый участник называет своё имя и цвет. (Можно приветствоваться чем угодно, по желанию детей – животными, растениями, марками машин и т.д.)
Подвижные игры.
Дети совместно с родителями играют в «Пятнашки», «Жмурки» и «Прятки».
Прощание.
Участники стоят в кругу и с помощью мяча, который пускается по кругу, прощаются: по желанию детей, которые называют какой – либо предмет (см. «разминку»). Можно «прощаться», говоря друг другу комплименты. Это органично завершает занятие на миролюбивой, благотворной ноте.
Пояснение: прощание и разминка проводятся для того, чтобы придать вашим играм - организующее начало. Дети любят и ждут порядка во всём и в играх тоже.
Семейное рисование.
Значение семейного рисования.
Сплочение детско-родительских отношений через совместную деятельность, развитие интеллекта и эмоций, снятие напряжения, эстетическое развитие.
Разминка.
Участники стоят в кругу и приветствуют друг друга с помощью мяча, называя своё имя либо какой-то предмет (см. занятие 1). Можно продолжить разминку подвижной игрой, полюбившейся детям с первого занятия.
Семейное рисование.
Упражнение 1. «Диалог красками».
Один из родителей и ребёнок пытаются выстроить «диалог» на листе бумаги. При этом они по очереди рисуют друг другу различные линии, знаки, фигуры и, даже, картинки. «Диалог» красками осуществляется молча. После завершения работы, родитель и ребёнок проговариваю вслух то, что хотели выразить красками.
Упражнение 2. Семейная картина.
Все члены семьи на одном большом листе рисуют по - желанию любые предметы или сюжеты. Затем объединяют всё нарисованное одной общей темой. Часто случается, что общая тема рисунка возникает у рисующих сама собой. Созданную картину рассматривают вместе все участники, уточняют детали, выслушивают комментарии к ней со стороны ребенка, пожелания.
Упражнение 3. Оберег.
Пояснение:
Оберег – был известен ещё в Древней Руси. Его дарили близким людям для защиты от злых сил, разных недугов и несчастий. Оберег делали своими руками. Вся семья садится за один стол. Перед каждым участником лежит, вырезанный из бумаги, круг. Задание для каждого – нарисовать в круге оберег для соседа справа (слева). После окончания работы, каждый участник дарит свой оберег и говорит пожелание.
Пояснение: после совместного рисования полезно убрать рабочее место также всем вместе, не акцентируя на этом особого внимания.
Семейная сказкотерапия.
Оздоровительный эффект русских народных сказок и сказок собственного сочинения.
В сказках ребёнок может отождествлять себя с героями и следовать их примеру, может отреагировать страхи, тревоги, свои маленькие проблемы.
Занятие 1. Читаем вслух.
Семья выбирает сказку совместным решением, распределяются роли и от имени персонажей озвучиваются.
Пояснение: читайте сказку с выражением, показывайте картинки. Если ребёнок просит повторять одну и туже сказку – это абсолютно нормально.
Занятие 2. Сочиняем сказку с оптимистичным концом.
В этом занятии вы можете использовать мяч либо клубок ниток. Клубок передаётся по очереди к каждому члену семьи, при этом каждый играющий сочиняет 1-2 предложения сказки.
Пример:
Мама: …жила-была девочка.. (передаёт клубок по кругу дочке)
Дочка: …её звали Люба.. (передаёт клубок папе)
Папа: …и вот однажды она.. (передаёт клубок маме)
Мама: … решила поступить так..
Дочка: … пошла гулять с подружками и заблудилась..
Папа:…стоит и не знает, что ей делать…
Мама: .. но скоро она придумала..
Дочка:…спросила у сидящих на лавочке бабушек, где находится улица и её дом, и они проводила её к маме и папе!
Пояснение: в семейной сказке родителям нельзя «увлекаться» и придумывать собственные истории. Лучше всячески помогать ребёнку, выразиться и мысленно прийти к оптимистичному завершению сказки.
Памятка для родителей.
Как разрешать конфликты. А иначе.. как их не допускать.
Причина конфликта находится в столкновении интересов двух сторон: родитель-ребёнок либо родитель-родитель.
Одни настаивают на своём до победного, другие, чаще в ущерб себе, постоянно уступают. Конструктивный способ решения проблемы – это когда ВЫИГРВАЮТ ОБЕ СТОРОНЫ.
Для этого нужно освоить 2 простых правила общения: уметь АКТИВНО СЛУШАТЬ другого и уметь делать Я - СООБЩЕНИЯ.
Активное слушание – отразите другому его чувства, потребности и желания вслух, при этом смотрите ему в глаза, будьте внимательны и искренни. |
Пример: Ребёнок: не хочу идти сегодня в школу.
Мама: не хочешь..(активное слушание)
Ребёнок: не хочу...
Мама: да..,
(поскольку после продолжительной паузы, ребёнок не называет причину, мама идёт на компромисс)
- я сегодня приду с работы раньше, чем обычно. Ты придешь со школы и мы можем пойти в гости к Антону или погуляем.
Пример: Ребёнок: ненавижу этот суп, не буду есть
Мама: ты рассержен..(активное слушание)
Ребёнок: да! Моркови полно и лука, не люблю.
Мама: не любишь.. я тебя понимаю (активное слушание),
-Предлагаю другую тарелку, без моркови и лука.. Можем положить твои любимые сухарики..
Конфликт предотвращен, мама думает, как пополнить рацион питания ребёнка луком и морковью, минуя суп. Ведь ребёнок имеет право на предпочтения в еде!
Я- сообщение – сообщение о своих чувствах и переживаниях от первого лица- способствует поддержанию психологического здоровья. |
Пример: ТЫ- сообщения:
-что у тебя за вид!
– перестань тут толкаться, ты мне мешаешь!
– ты мог бы потише включать свою музыку!
– такие высказывания привычны и удобны нам. НО! Каждое такое высказывание – критика, выпад, обвинение ребёнка. На что он отвечает обидой, защитой, дерзостью.
Пример: Я- сообщения:
- Я не люблю, когда дети ходят растрепанные, мне стыдно.
– мне трудно собраться на работу, когда кто-то мешает, я всё время спотыкаюсь.
- как меня утомляет громкая музыка, можно потише.
Преимущества Я-сообщения:
- Позволяет выразить свои негативные чувства в необидной для ребёнка форме;
- Даёт возможность детям узнать ближе, нас, родителей. Мы носим маску «воспитателя» и боимся её хотя бы на миг приподнять. Порой дети поражаются, узнав, что мама и папа могут что-то чувствовать!
- Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искренни в выражении своих.
- Проговаривая свои чувства, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение.
Что мешает слушать ребёнка?
Автоматические реакции родителей | Чувства, которые испытывает ребёнок |
«убери», «перестань», «быстро в кровать»
| Чувство бесправия, обиды, упрямство Привыкают и перестают реагировать Ничего у детей не меняется от того, что слышат они это в сотый раз. Вина, скука, давление авторитета Раздражение «тебе легко говорить» Психологическая глухота Злоба, подавленность, уныние, низкая самооценка Низкая самооценка, агрессия Подавленность, обречённость Ложь Негативные чувства остаются
Негативные чувства остаются |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку развить связную речь
Краткая справка о "Связной речи", ее развитии в норме. О способах стимулирующих развитие навыков общения....

"Кем быть? Какую профессию выбрать? Как помочь ребенку выбрать свой путь в жизни..."
"Кем быть? Какую профессию выбрать? Как помочь ребенку выбрать свой путь в жизни..."...

Как помочь ребенку найти свой талант?
Хорошие родители считают своим долгом воспитывать сына или дочь самостоятельными, ответственными, умеющими доводить начатое дело до конца. Однако, многие родители обращают внимание и на то, чтоб воспи...
Памятка для родителей "Как помочь ребенку развить внимание
Для одного ребенка наиболее отвлекающий фактор – звуки, для другого – зрительные раздражители. Один спокойно занимается дома под музыку и не реагирует на звонок телефона, другой отвлекаетс...

Как помочь ребенку развить связную речь
Консультация для родителей в старшей группе компенсирующей направленности. Цель: педагогическое просвещение родителей по вопросу о развитии связной речи у дошкольников с ОНР....