Программа психологического тренинга «Как помочь ребенку развить свои способности»
рабочая программа по психологии

Тренинг разработан для работы с родителями и направлен на повышение психолого - педагогической граммотности родителей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Муниципальное общеобразовательное учреждение  

             общеобразовательная школа №8 г. Поронайска.

На Фестиваль педагогических идей и инноваций

                 в области образования

Раздел Фестиваля: Педагогическая психология.

Тема раздела: Психологическое сопровождение детско-родительских отношений.

Инновационная идея: Психологическое сопровождение учащихся через повышение психологической  компетентности родителей.

Программа психологического                                                           

    просвещения родителей

                 «Вместе»

           Автор Цой Светлана Владимировна

                                             Педагог-психолог МОУ СОШ №8

                                          г. Поронайск

                                                2021г.

                                                          «Что бы мы о себе ни думали, нашу

                                                          сущность  всегда «выдадут» наши дети!»

                                                                 (Мария Арбатова, писатель, журналист)

              Пояснительная записка

Данная программа является первым опытом повышения психологической грамотности родителей в рамках школы. Как показывает практика, обращение родителей по поводу сложностей в детско-родительских отношениях занимает в работе психолога одно из ведущих мест. Содержание проблем детско-родительских отношений может быть очень разнообразным, от мелких детских капризов и упрямства в младшем школьном возрасте до полного непонимания и очень сильных негативных чувств в подростковом. Опыт работы показывает, что чаще всего в детско-родительских отношениях за помощью обращаются родители. Дети испытывают нужду в профессиональной помощи значительно реже, чем родители и обращаются к психологу не раньше, чем в подростковом возрасте. Это понятно, так как, с одной стороны, малыши не осознают своих проблем, с другой стороны, даже подрастая и осознавая их, они не решаются до определенного возраста посягать на родительский авторитет.

        Быть родителями нас никто не учит, что-то мы выносим из семьи наших пап и мам, от дедушек и бабушек, а остальные «шишки» набиваем сами, методом проб и ошибок обучаясь взаимодействовать со своими подрастающими чадами. В результате очень часто бывает так, что родители что-то упускают, ошибаются, появляются проблемы в воспитании и общении с собственными детьми. Проводя беседы, консультации, анкетирования родителей, часто убеждаешься, насколько порой родители бывают «педагогически беспомощны» перед  особенностями психологического развития ребенка. “Трудный ребенок”, “сложный ребенок”, “неуправляемый” – нередко говорят родители о своих детях. Каких же детей мы называем трудными? Тех, с которыми нам, взрослым, становится не легко. Почему ребенок стал таким? Ведь он не родился “трудным”? Таким он становится под влиянием воспитания и тех условий, в которых он находится со дня рождения. “Трудный ребенок” – есть результат неправильного воспитания. Таким его сделали педагогические ошибки взрослых. 

         Психологическое сопровождение детско-родительских отношений традиционно подразумевает работу школьного психолога по следующим направлениям: психодиагностика, психологическое просвещение, психологическое консультирование, коррекция детско-родительских отношений. В целях психологического просвещения родителей в нашей школе оборудован уголок психолога, в разделе «Для родителей» содержатся тематические консультации по наиболее актуальным для родителей, темам. Материалы консультаций меняются в зависимости от запроса родителей, учитывая возрастные особенности детей. Кроме того, педагог- психолог принимает участие в родительских собраниях, где освещаются проблемы детско-родительских отношений и даются рекомендации по воспитанию детей.  Психодиагностическая работа проводится по запросу самих родителей, результаты которого используются в индивидуальном консультировании.

            Психологическое консультирование по вопросам детско–родительских отношений, по результатам диагностик, по сути, и становится психологическим сопровождением родителей в сложные периоды взаимоотношений с ребенком. Однако, для того, чтобы внести заметный вклад в согласование представлений, позиций родителей и педагогов как субъектов образовательного пространства, такая работа должна проводиться регулярно, систематически, более того, она должна носить профилактический характер. Речь идет не столько о психологических консультациях по поводу уже имеющихся проблем (это обычное дело), сколько о повышении психологической компетентности родителей, поиске и обозначении психологических ресурсов, которыми они могут воспользоваться в процессе взаимодействия с детьми. При этом важно не игнорировать знания, уже имеющиеся у родителей, а добавить в них дополнительные грани, акцентировать внимание на наиболее важных аспектах, создать возможность для восприятия фактов с разных точек зрения. Важно, чтобы произошла встреча родительского жизненного опыта и психологических знаний. Встреча не как противостояние, противодействие, а как диалог и возникновение контакта. Именно эта цель и преследовалась при разработке программы  психологического просвещения родителей.  

         Актуальность  данной программы продиктована необходимостью системной профилактической работы с родителями по устранению их психологической неграмотности в воспитании детей. Сразу необходимо уточнить, что, разрабатывая программу, мы не ставили своей целью улучшить поведение или успеваемость детей. Программа в первую очередь направлена на то, чтобы родители могли понять и поддержать своего ребёнка на разных этапах его развития и взросления. Чем лучше мы понимаем, что и зачем необходимо ребёнку в какой-то период, чем лучшие условия создадим (не имеются в виду материальные, хотя иногда важны и они), тем больше мы можем сделать для его счастливой дальнейшей жизни.
Программа сопровождения родителей
поможет повысить их психологическую компетентность, выстроить эмоционально-благоприятные детско-родительские отношения, поскольку будет осуществляться не только за счет просветительской деятельности на родительских собраниях, индивидуальных консультациях, но и  групповых занятий с родителями.

 Данная программа

  • носит длительный характер (33 занятия),
  • предусматривает комплексное  и последовательное обучение (от теории к практике),
  • через повышение психологической  компетентности родителей,  позволит осуществлять систематическое психологическое сопровождение обучающихся.

Срок реализации программы рассчитан на период с сентября по апрель.

Программа имеет два этапа.

Первый этап – теоретический (сентябрь – декабрь).

Его задача: сформировать знания и умения по важным теоретическим основам  детской психологии;

Второй этап – практический (январь – апрель).

Задачи: - обучить родителей технике «активного  слушания»  ребенка;  

- способствовать формированию навыка адекватного реагирования     на детское поведение.

Занятия проводятся 1 раз в неделю в вечернее время. Продолжительность – 1 час. Проводятся для родителей учеников начальной школы. Форма занятий – групповая.

Мы рассчитываем, что по окончанию занятий у родителей будут сформированы:

понятия: «психика», «полоролевая идентификация», «темперамент», «возрастной кризис», «невроз», «детская агрессивность», «тревожность», «гиперактивность», «конфликт»;

знания: о возрастных особенностях психологии ребенка, о причинах агрессивности, тревожности, непослушания в поведении ребенка, о разумных и гуманных способах воспитания;

умения: общаться с ребенком на уровне: « Я – сообщений» и «Я – чувств», «активно» слушать ребенка, находить достойный выход из конфликтных ситуаций, использовать совместные игры с детьми и занятия, как эффективное воспитательное средство;

навык: адекватного реагирования на сопутствующие детскому возрасту: капризы, упрямство и т.д.

В качестве способа проверки усвоения программы разработаны опросники, анкеты, проблемные ситуации, которые родители разбирают и проигрывают между собой.

Своеобразным тестом служит для родителей  домашнее  сочинение: « Что я знаю о своем ребенке?», которое они пишут в начале занятий и по окончанию их.

Подведение итогов занятий проходит в виде экзамена на психологическую компетентность. Разумеется, это будет происходить в теплой, дружеской атмосфере, как и все занятия. Экзамен включает в себя – анкету: « Мои знания о психологии своего ребенка», проблемные ситуации для разбора и домашнее сочинение. После успешной сдачи экзамена, родитель будет поощряться либо грамотой, либо медалью: « Лучшему родителю». В качестве продолжения самообразования психологии ребёнка, родителям будет предлагаться список литературы и разработанные памятки.

                            Учебно–тематический план.

  Раздел

               Тема

Количество часов

Теория

Практика

1.Особенности психического и личностного развития ребенка

1.Закономерности возрастного развития.

2. Понятие и значение ведущего вида деятельности в развитии ребенка.

3.Темперамент вашего ребенка.

1 час

1 час

1 час

2.Проблемный ребенок.

1.Детская агрессивность. Как реагировать?

2.Детская тревожность, застенчивость,

замкнутость. Позиция взрослых.

3. Сверхподвижность ребенка -проблема или потенциал?

4 Вредные привычки: причины возникновения и методы устранения.

1 час

30 мин

1 час

1 час

1 час

30 мин

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ

30 мин

30 мин

3.Психологические особенности воспитания ребенка в семье

1. Особенности воспитания и личность вашего ребенка. Как это совместить.

2. О наказаниях. За что и КАК наказывать.

3. Если у вас 2 и 3 ребенка: ревность, соперничество между детьми.

4. Школа и ваш ребенок: проблемы адаптации.

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ

30 мин

30 мин

4. Психология семьи.

1. Неполные семьи.

2. Конфликты в семье. Роль женщины, как хранительницы семейного благополучия.

1 час

1 час

1 час

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ

30 мин

30 мин

Всего

14 час

5 час

5. Практические занятия

Обучение технике «Активного слушания»

4 часа

Коммуникативные игры

3 часа

Семейная сказкотерапия

2 часа

Семейная арт-терапия

1 час

Обучение снятию нервно- психического напряжения

3 часа

Всего

13 часов

Экзамен

                1 час

Итого:

                                              33 часа

(Содержание программы, памятки для родителей размещены в приложении).

В полном объеме данная программа была разработана автором в 2009г. и успешно прошла апробацию в «Школе приемных родителей» при органе опеки и попечительства г. Поронайска. Охват представленных для изучения тем и практических занятий  выходят за рамки приемной семьи  и могут быть использованы родителями  во взаимодействии с детьми-школьниками.   Обучение родителей в рамках школьного образовательного учреждения  в форме систематических занятий является новым видением психологического сопровождения учащихся через повышение психологической  компетентности родителей, новым способом решения проблемы семейного воспитания.

    Программа отличается разнообразием способов организации занятий с родителями - лекции; мини-лекции; беседы; дискуссии; консультации; практикумы по межличностному общению, по саморегуляции.

    Для достижения эффективности результатов занятий в программе используются современные и апробированные психотехники (арт, сказко, телесно-ориент. терапия) и доступные техники по саморегуляции (визуализация, аромо, фитотерапия). В качестве эффективного и малоизученного метода воздействия на психику ребёнка в программу включены игры и занятия русско-народного творчества.

Организация занятий по программе подразумевает комфортную, доброжелательную обстановку, как условие для самоонализа родителями своих взаимоотношений  с детьми.

   Как показала практика работы с приемными семьями, занятия по данной программе мотивируют родителей к дальнейшему самообразованию в области психологии ребёнка, к более внимательному и вдумчивому подходу к выбору методов и приёмов воспитания. Формирование продуктивного отношения к ребенку у родителей, принятие его проявлений, обретение веры в свои силы и желание преодолевать трудности, способствует согласованию представлений, позиций родителей и педагогов как субъектов образовательного пространства и соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа психологического просвещения родителей  «Вместе» будет реализована в МОУ СОШ №8 в 2022-2023 учебном году.

                                                                          Приложение.

Содержание программы.

Теория.(22 часа)

  •  Особенности возрастной психологии детей
  • Понятие «психика». Особенности ребенка: сенситивные периоды, полоролевая идентификация, развитие интеллекта. Возрастные кризисы.(2-3 часа)
  • Темперамент вашего ребенка.

Понятие «темперамент». Типы темпераментов.

Тест «Темперамент моего ребенка». Проблема сочетания темпераментов - родитель-ребенок. Способы преодоления несовместимости в темпераментах.(1час)

  • Детская агрессивность. Как реагировать.

Понятие «агрессивность». Причины агрессивного поведения ребенка. Способы реагирования взрослого.(2часа)

  • Детская тревожность, застенчивость, замкнутость. Позиция взрослых.

Понятие «страх», «тревожность», «застенчивость», «замкнутость». Возрастные детские страхи. Причины возникновения. Способы реагирования взрослого. Основа профилактики возникновения тревожности у ребенка.(1час)

  • Сверхподвижность ребенка - проблема или потенциал?

Понятие «гиперактивность». Потенциальные возможности «шустриков». Способы реагирования взрослого при наличии гиперактивности у ребенка.(1час)

-Вредные привычки: причины возникновения и методы устранения.

Какие бывают привычки. Причины возникновения. Эмоциональное благополучие в окружающей среде ребенка- главное условие для профилактики возникновения вредных привычек. Устранение вредных привычек посредством удовлетворения жизненно важных потребностей ребенка в любви, внимании, движении, самовыражении и др.(1час)        

  • Особенности воспитания и личность вашего ребенка.

  Как это совместить.

Стили родительских воспитаний. Роль семейных традиций в воспитании детей. Понятие «личность ребенка». Позиция родителей - «рядом» с ребенком.(2часа)

  • О наказаниях. За что и КАК наказывать.

Поведение ребенка с точки зрения цветовых зон (по Гиппенрейтер Ю.Б.).Жизненно важные потребности ребенка. Наказание и эмоциональное состояние взрослого. Единство требований со стороны взрослых. Профилактика нежелательных форм поведения.(2 часа)

  • Школа и ваш ребенок: адаптация.

Индивидуальные особенности детей при адаптации. Взаимодействие с учителем и признаки адаптации. Факторы, препятствующие успешной адаптации.(1час)

  •  Если у вас 2 или 3 ребенка, соперничество и ревность между детьми.

Взаимовлияние детей в одной семье друг на друга при формировании характеров, личностных установок, эмоциональном развитии. Родительская любовь - лучшая профилактика всех семейных проблем.(1час)

  • Неполные семьи - это тоже семьи.( Тема выносится на обсуждение при соответствующем составе слушателей.)

Обязательное участие и роль лиц заменяющих родителей при правильном воспитании детей. Психологическая поддержка матерей-одиночек, вдов, разведенных. Сохранение  понятия «семья» в сознании ребенка при отсутствии одного из родителей.(1час)

Конфликты в семье. Роль женщины как хранительницы семейного благополучия.

  • .

Понятие «конфликта». Причины возникновения. Понятие «ответственность» за эмоционально-благополучный климат в семье. Потенциал женщины-матери в сохранении и укреплении семьи.(2 час)

Практические занятия.(11 часов)

  • Обучение технике «активного слушания» ребенка.

Понятие «активное слушание». Примеры диалогов с детьми на основе техники. Разбор проблемных ситуаций с использованием техники. Создание ситуаций и разрешение их с использованием техники.(4 часа)

  • Подвижные игры на снятие эмоционального напряжения, отреагирование обиды и наказаний, сплочение семьи.

   (проводится совместно с детьми)

Психотерапевтический эффект и профилактическая направленность русских народных игр: «Прятки», «Пятнашки», «Жмурки». Проведение игр.(2 часа)

  • Семейная сказкотерапия.

    (проводится совместно с детьми)

Психотерапевтический эффект и профилактическая направленность русских народных сказок. Игровая драматизация сказок или сказочных сюжетов на темы заданные запросом родителей, самими детьми, либо несущие в себе профилактическую направленность       («Репка», «Маша и медведи», «Теремок» и д.р.)(2 часа)

  • Семейное рисование.

    (проводится совместно с детьми)

Психотерапевтический эффект и профилактическая направленность  рисования. Совместное рисование: дети- родители по любым сюжетам. Индивидуальное рисование детьми по желанию. Рисование под музыку и музыки (по желанию).(1час)

  • Снятие нервно-психического напряжения:

Обучение приемам и методам.

  Знакомство с доступными методами снятия нервно-психического напряжения из  звуко, арома, фито-терапии.

Обучение приемам: визуализации, «поиска частицы», психогимнастики.(2 часа).

 

                                                       

СОВМЕСТНЫЕ ИГРЫ  и ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ.  

Подвижные игры .

Оздоровительный эффект русских народных игр.

 Игра «Пятнашки» способствует: снятию эмоционального напряжения у детей и взрослых,

 преодолевает страх  неожиданного  воздействия; помогает отреагировать негативные переживания, связанные с наказанием в игровой, шуточной форме; развивает быстроту и гибкость мышления.

Игра «Прятки» способствует: преодолению страха замкнутого пространства; неожиданного воздействия; снимает мышечное напряжение, тренирует выдержку и волевой контроль.

Игра «Жмурки» способствует: преодолению страха темноты, замкнутого пространства, снимает мышечное напряжение.

     Разминка.

Все участники стоят в кругу и приветствуют друг друга с помощью мяча. Мяч пускается по кругу и при этом каждый участник называет своё имя и цвет. (Можно приветствоваться чем угодно, по желанию детей – животными, растениями, марками машин и т.д.)

Подвижные игры.

Дети совместно с родителями играют в «Пятнашки»,  «Жмурки» и «Прятки».

Прощание.

Участники стоят в кругу и с помощью мяча, который пускается по кругу, прощаются: по желанию детей, которые называют какой – либо предмет (см.  «разминку»). Можно «прощаться», говоря друг другу комплименты. Это органично завершает занятие  на  миролюбивой, благотворной ноте.

Пояснение: прощание и разминка проводятся для того, чтобы придать вашим играм - организующее начало. Дети любят и ждут порядка во всём и в играх тоже.

Семейное рисование.

Значение семейного рисования.

 Сплочение детско-родительских отношений через совместную деятельность, развитие интеллекта и эмоций, снятие напряжения, эстетическое развитие.

Разминка.

 Участники стоят в кругу и приветствуют друг друга с помощью мяча, называя своё имя либо какой-то предмет (см. занятие 1). Можно продолжить разминку подвижной игрой, полюбившейся детям с первого занятия.

Семейное рисование.

 Упражнение 1. «Диалог красками».

Один из родителей и ребёнок пытаются выстроить  «диалог» на листе бумаги. При этом они по очереди рисуют друг другу различные линии, знаки, фигуры и, даже, картинки. «Диалог» красками осуществляется молча. После завершения работы, родитель и ребёнок проговариваю вслух то, что хотели выразить красками.

Упражнение 2. Семейная картина.

Все члены семьи на одном большом листе рисуют по - желанию любые предметы или сюжеты. Затем объединяют всё нарисованное одной  общей темой. Часто случается, что общая тема рисунка возникает у рисующих сама собой. Созданную картину рассматривают вместе все участники, уточняют детали, выслушивают комментарии к ней со стороны ребенка, пожелания.

Упражнение 3. Оберег.

Пояснение:

 Оберег – был известен ещё в Древней Руси. Его дарили близким людям для защиты от злых сил, разных недугов и несчастий. Оберег делали своими руками. Вся семья садится за один стол. Перед каждым участником лежит, вырезанный из бумаги, круг. Задание для каждого – нарисовать в круге оберег для соседа справа (слева). После окончания работы, каждый участник дарит свой оберег и говорит пожелание.

Пояснение: после совместного рисования полезно убрать рабочее место также всем вместе, не акцентируя на этом особого внимания.

Семейная сказкотерапия.

Оздоровительный эффект русских народных сказок и сказок собственного сочинения.

В сказках ребёнок может отождествлять себя с героями и следовать их примеру, может отреагировать страхи, тревоги, свои маленькие проблемы.

Занятие 1. Читаем вслух.

Семья выбирает сказку совместным решением, распределяются роли и от имени персонажей озвучиваются.

Пояснение: читайте сказку с выражением, показывайте картинки. Если ребёнок просит повторять одну и туже сказку – это абсолютно нормально.  

Занятие 2. Сочиняем сказку с оптимистичным концом.

В этом занятии вы можете использовать мяч либо клубок ниток. Клубок передаётся по очереди к каждому члену семьи, при этом каждый играющий сочиняет 1-2 предложения сказки.

Пример:

Мама:   …жила-была девочка.. (передаёт клубок по кругу дочке)

Дочка: …её звали Люба.. (передаёт клубок папе)

Папа: …и вот однажды она.. (передаёт клубок маме)

Мама: … решила поступить так..

Дочка: … пошла гулять с подружками и заблудилась..

Папа:…стоит и не знает, что ей делать…

Мама: .. но скоро она придумала..

Дочка:…спросила у сидящих на лавочке бабушек, где находится улица и её дом, и они проводила её к маме и папе!

Пояснение: в семейной сказке родителям нельзя «увлекаться» и придумывать собственные истории. Лучше всячески помогать ребёнку, выразиться и   мысленно прийти  к оптимистичному завершению сказки.

Памятка для родителей.

Как разрешать конфликты. А иначе.. как их не допускать.

Причина конфликта находится в столкновении интересов двух сторон: родитель-ребёнок либо родитель-родитель.

Одни настаивают на своём до победного, другие, чаще в ущерб себе, постоянно уступают. Конструктивный способ решения проблемы – это когда ВЫИГРВАЮТ ОБЕ СТОРОНЫ.

Для этого нужно освоить 2 простых правила общения: уметь АКТИВНО СЛУШАТЬ другого  и уметь делать Я - СООБЩЕНИЯ.

Активное слушание – отразите другому его чувства, потребности и желания вслух, при этом смотрите ему в глаза, будьте внимательны и искренни.

Пример:  Ребёнок: не хочу идти сегодня в школу.

                 Мама:  не хочешь..(активное слушание)

                 Ребёнок:  не хочу...

                 Мама:  да..,

(поскольку после продолжительной паузы, ребёнок не называет причину, мама идёт на компромисс)

- я сегодня приду с работы раньше, чем обычно. Ты придешь со школы и мы можем пойти в гости к Антону или погуляем.

  Пример:  Ребёнок: ненавижу этот суп, не буду есть

                   Мама: ты рассержен..(активное слушание)

                   Ребёнок: да! Моркови полно и лука, не люблю.

                   Мама: не любишь.. я тебя понимаю (активное слушание),

               -Предлагаю другую тарелку, без моркови и лука.. Можем положить твои любимые сухарики..

Конфликт предотвращен, мама думает, как пополнить рацион питания ребёнка луком и морковью, минуя суп. Ведь ребёнок имеет право на предпочтения в еде!

Я- сообщение – сообщение о своих чувствах и переживаниях от первого лица- способствует поддержанию психологического здоровья.

Пример: ТЫ- сообщения:

-что у тебя за вид!

– перестань тут толкаться, ты мне мешаешь!

ты мог бы потише включать свою музыку!

– такие высказывания привычны и удобны нам. НО! Каждое такое высказывание – критика, выпад, обвинение ребёнка. На что он отвечает обидой, защитой, дерзостью.

Пример: Я- сообщения:

- Я не люблю, когда дети ходят растрепанные, мне стыдно.

 – мне трудно собраться на работу, когда кто-то мешает, я всё время спотыкаюсь.

- как меня утомляет громкая музыка, можно потише.

  Преимущества Я-сообщения:

  • Позволяет выразить свои негативные чувства в необидной для ребёнка форме;
  • Даёт возможность детям узнать ближе, нас, родителей. Мы носим маску «воспитателя» и боимся её хотя бы на миг приподнять. Порой дети поражаются, узнав, что мама и папа могут что-то чувствовать!
  • Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искренни в выражении своих.
  • Проговаривая свои чувства, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение.

Что мешает слушать ребёнка?

Автоматические реакции родителей

Чувства, которые испытывает ребёнок

  • Приказы, команды

«убери», «перестань», «быстро в кровать»

  • Предупреждения, угрозы      «смотри, как бы хуже не стало», «ещё раз это повторится....»  

  • Мораль, нравоучения, проповеди «ты обязан вести как подобает»

  • Советы, готовые решения «А ты возьми и скажи»

  • Доказательства, логические выводы «пора бы знать, что перед едой надо мыть руки»

  •  Критика, выговоры, обвинения «всё из-за тебя», «вечно ты»

  • Обзывание, высмеивание «дубина», «не будь лапшой»

  • Догадки, интерпретации «я всё равно всё вижу»

  • Выспрашивания, расследования «что всё-таки случилось, нет, ты всё расскажи»

  • Сочувствие на словах, уговоры, увещевания «успокойся», «забудь», «всё пройдёт»

  • Отшучивание, уход от разговора.                    

Чувство бесправия, обиды, упрямство

Привыкают и перестают реагировать

Ничего у детей не меняется от того, что слышат они это в сотый раз. Вина, скука, давление авторитета

Раздражение «тебе легко говорить»

Психологическая глухота

Злоба, подавленность, уныние, низкая самооценка

Низкая самооценка, агрессия

Подавленность, обречённость

Ложь

Негативные чувства остаются

                     

Негативные чувства остаются


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку развить связную речь

Краткая справка о "Связной речи", ее развитии в норме. О способах стимулирующих развитие навыков общения....

"Кем быть? Какую профессию выбрать? Как помочь ребенку выбрать свой путь в жизни..."

"Кем быть? Какую профессию выбрать? Как помочь ребенку выбрать свой путь в жизни..."...

Как помочь ребенку владеть своими эмоциями

Как научить ребенка владеть собой...

Как помочь ребенку найти свой талант?

Хорошие родители считают своим долгом воспитывать сына или дочь самостоятельными, ответственными, умеющими доводить начатое дело до конца. Однако, многие родители обращают внимание и на то, чтоб воспи...

Как помочь ребёнку развить свои способности

Творческий потенциал ребёнка....

Памятка для родителей "Как помочь ребенку развить внимание

Для одного ребенка наиболее отвлекающий фактор – звуки, для другого – зрительные раздражители. Один спокойно занимается дома под музыку и не реагирует на звонок телефона, другой отвлекаетс...

Как помочь ребенку развить связную речь

Консультация для родителей в старшей группе компенсирующей направленности. Цель: педагогическое просвещение родителей по вопросу о развитии связной речи у дошкольников с ОНР....