«Роль семьи в формировании личности» (в обучении и воспитании детей).
материал по психологии

Юлия Петровна Гришина

Родительское собрание подходит для проведения с 1 по 9 класс. Задачи:  выявление особенностей взаимоотношений между ребенком и родителями; разработка основных правил семейного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_rol_semi.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

 «Роль семьи в формировании личности»

(в обучении и воспитании детей).

                                                                                          Педагог-психолог

                                                                                           МБОУ «Школа №2»

 г. Юрьев-Польский

                                                                                            Гришина Ю.П.

 Задачи:

  1. выявление особенностей взаимоотношений между ребенком и родителями;
  2. разработка основных правил семейного воспитания;
  3. познакомить родителей с результатами проводимых диагностик в классе  в сравнении с прошлым годом.

Оформление, оборудование и инвентарь.

I. На доске представлена мини-анкета «Общение детей и родителей в лицах».

1. С каким лицом вы чаше всего общаетесь со своим ребенком?

  1. С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок?
  2. Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с вами?

II. На столах бланки с анкетами, чистые листы, ручки.

Ход собрания.

        

I. Информационная часть.

Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том, какую роль в их воспитании играют семья и школа, так как семья и школа - это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.

Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с ними своей добротой, опытом, знаниями.

Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами и поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь зачастую именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов.

Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.

Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых — отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.

Самое главное для ребенка — чтобы его любили таким, какой он есть.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». Есть много разновидностей этой Уродливой любви, главные из них:

  • любовь умиления;
  • любовь деспотическая;
  • любовь откупа.

Уважаемые родители, прежде чем я раскрою смысл каждого из этих выражений, хочу обратить ваше внимание на мини.-анкету, предложенную «а доске. За время собрания Дайте ответы на вопросы, и если где-то сто ткнетесь с несоответствием между желанием и действительностью, го попробуйте найти выход из противоречия и проанализировать, почему оно возникло.

Вернемся к тем недостаткам, которые встречаются в воспитании.

Любовь умиления — самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.

Вторая разновидность неразумной родительской любви -деспотическая любовь. Эта форма — одна из причин того что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим.

Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь — такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.

Третья разновидность неразумной родительской любви — любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.

Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. Положение бывает различным: благополучным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других; и неблагополучным, когда он — баловень семьи, а затем нередко — деспот семьи, либо изгой и растет как сорная трава, либо он — «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.

II. Практическая часть.

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой, читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина? Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети — наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть.

А может, все дело в том, что дети учатся жить у жизни. Попробуем выяснить, чему же может научиться ребенок, когда он оказывается в определенных ситуациях. Родителям предлагается закончить предложения:

 Если:

  1. ребенка постоянно критикуют, он учится ..(ненавидеть);
  2. ребенок живет во вражде, он учится ... (быть агрессивным);

З)  ребенок растет в упреках,

он учится ... (жить с чувством вины);

  1. ребенок растет в терпимости, он учится ... (понимать других);
  2. ребенка хвалят, он учится . . (быть благородным);
  3. ребенок растет в честности, он учится ... (быть справедливым);
  4. ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей);
  5. ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя);
  6. ребенка высмеивают ,он учится ... (быть замкнутым);
  7.  ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится ... (находить любовь   в этом мире).

По окончании работы проводится коллективное обсуждение вариантов ответов. Родители  пытаются  отстоять  свою  точку  зрения.

III. Заключительная часть.

Что же можно сказать в заключение? У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.

Собрание хотелось бы закончить стихотворением, еще раз подтверждающим это:

Чем проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

 И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут все без труда.

 Слова порой запутаны,

 Пример же — никогда.

 Тот лучший проповедник —

 Кто веру в жизнь провел.

Добро увидеть в действии —

Вот лучшая из школ.

     И если все мне показать,

Я выучу урок.        

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить

И мыслям, и словам.

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму

Твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живешь,

По правде или нет.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему «Роль семьи в формировании личности»

«Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья» Но как писал Макаренко «семьи бывают хорошие и семье бывают плохие. Поручиться ...

Роль семьи в формировании личности

Презентация на тему "Роль семьи в формировании личности"...

Роль семьи в формировании личности

От вас,уважаемые родители, зависит каким вырастет ваш ребенок. Школа—что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано. Реальные поступки—вот что формирует поведение ребенка, а не слова и  н...

Роль семьи в формировании личности ребенка.

Важнейшая социальная функция семьи - воспитание подрастающего поколения. Семья - это институт первичной социализации ребенка. Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребност...

Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности"

Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности»Ход собрания На доске В.А. Сухомлинский. «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их».Уважа...

Роль семьи в формировании личностии и воспитании нравственных привычек и культуры поведения

Каким должно быть семейное воспитание? Какова роль школы в воспитании подрастающего поколения?...

Роль семьи в формировании личности ребёнка. Условия успешного семейного воспитания. Положительный опыт воспитания, как основа успешности подростка.

В современной России одной из задач, продиктованных состоянием демографической ситуации, является сохранение института семьи. Существуют специальные государственные программы, например «Молодая семья»...