Родительский лекторий "Особенности подросткового возраста"
методическая разработка по психологии
Цель тренинга: разобраться с особенностями данного возраста и научиться правильно реагировать на ситуации, помочь ребенку преодолеть этот сложный жизненный этап.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektoriy.docx | 40.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительский лекторий на тему «Особенности подросткового возраста».
Добрый день! Рада приветствовать вас на нашем тренинге-лектории на тему «Особенности подросткового возраста». Цель нашего тренинга разобраться с особенностями данного возраста и научиться правильно реагировать на ситуации, для того чтобы помочь ребенку преодолеть этот сложный жизненный этап.
Предлагаю начать наше занятие с игры.
Игра "Какой он – мой ребенок"
Задача игры определить, каким видят своего ребенка родители. Для этого каждый из них обводит контур руки, на изображении каждого пальца пишет по букве имени ребенка цветными карандашами. Затем родителям предлагается расшифровать буквы, назвать качества характера ребенка, начинающиеся на данную букву. В центре ладони можно изобразить символ, кем он является в семье.
Ладошки приклеиваются на ватман.
Как мы можем видеть на некоторых ладошках по две расшифровки букв. К примеру на одной написано: активный, агрессивный. К сожалению, такая характеристика является нормой для подростка. Подростковый возраст - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя.
Исходя из ваших перечисленных качеств ребенка, должно быть больше плюсов, точнее вы как родитель, должны поддерживать достойные качества, а негативные постараться решить совместно. Наша задача, помочь своему ребенку и уметь его поддержать, направить на верный путь!
Как вести себя при встрече с подростковым чувством?
Ошибки родителей
1. Распространенная ошибка – попытка открыть подростку глаза на подлинный облик своего избранника. Прямой констатацией его недостатков родители добьются только противоположного результата.
2. Попытка строго регламентировать возникшие отношения приведет к тому, что подросток будет делать то, что запрещают.
3. Попытки все узнать о возникших отношениях («Я должна знать!»), когда мать выхватывает трубку телефона из рук или роется в вещах подростка, приводят к взаимному отчуждению. А если возникнут настоящие проблемы, сын или дочь обратятся к родителям в последнюю очередь.
4. Все виды запугивания и дискредитация чувства типа «Он тебе не пара!», сказывается на отношениях в семье. Родители могут не ошибаться в своих предположениях, но право судить об этом подросток (как и любой влюбленный) признает только за собой.
Рекомендации
1. Спрашивать нужно только о достоинствах избранника своего ребенка. Что тебя привлекло в нем (в ней) на первой встрече? Что тебе особенно нравится в 4 нем (в ней) сейчас? За что его (ее) ценят друзья, подруги? На такие вопросы подросток ответит, а заодно расскажет о недостатках своего возлюбленного.
2. Родителям всегда интересно знать, как далеко подростки готовы зайти в отношениях с противоположным полом. Об этом лучше спрашивать не напрямик, а завести «теоретический» разговор. «А как у вас сейчас принято…». «А как современная девушка должна поступить, если…». Так как такой разговор как бы не затрагивает личных интересов, в нем есть место для коррекции, а также возражения и обоснования точки зрения родителей. Другой способ – поговорить о делах подруг и приятелей. «Помнишь, ты говорила, что Марина познакомилась с парнем? Как у них дела?» Рано или поздно такие разговоры выйдут на личные проблемы подростка. По эмоциональной вовлеченности можно понять, когда дочь уже говорит о себе, а не о Марине. Под видом обсуждения Марининых проблем всегда можно чтото прояснить, сгладить и расставить акценты.
3. Не стоит бояться делиться собственным опытом, но без морали и нравоучений. Можно рассказать о мечтах и настоящих поступках, чтобы подростки увидели разницу между ними. Можно говорить так: «Если бы тогда, двадцать лет назад, я знал и понимал то, что знаю теперь, я бы сказал Маше, которую тогда любил…». Ни в коем случае не говорить: «На твоем месте я бы сказал…». Ребенок этого не поймет и не оценит.
4. Необходимо показать подростку, что родители понимают его чувства, потому что это подлинные страдания, ни в чем не уступающие более поздним чувствам. Даже если многое в отношениях подростков кажется наивным и детским, нужно показать величие самого явления первой любви и сообщить в соответствующей форме сыну или дочери.
2. Сейчас хочу предложить вам методику, которую вы как родитель можете совместно со своим ребенком использовать. Данная методика, направлена на выявление эмоционального фона ребенка, психического состояния. Берем 1 лист а4, кисточку, макаем в любой цвет краски и наносим на лист так, чтобы была водичка, т.е. краска должны быть не сухой., пусть будет много воды. Берите несколько цветов и бессознательно, как хотите, наносите по всему листу.
Затем прикладываем сверху второй лист и разглаживаем. Давайте теперь их рассоединим и посмотрим на оба наших рисунка и представим, на что это может быть похоже. А теперь возьмите и дорисуйте. У кого может получиться заказ, облака, рыба, еж, собака, лицо и т.д.
Делаем вывод: что наш ребенок нанесет краску абсолютно без сознания, разбрызгает или размажет тоже также, но вы как родитель увидите его состояние, теперь же вы знаете об этой методике. Главная задача, учесть цвет и дорисованный рисунок. (вы должны оценить по 3 признакам: гнев - темные цвета, радость - яркие и равнодушие – нейтральные) т.е. хочу отметить, что каждому родителю свойственно увидеть самостоятельно результаты.
И последнее для вас задание, хочу предложить анкетирование, состоящее из 10 вопросов.
Анализ результатов теста
0-18 баллов. Вы считаете необходимым воспитывать собственного ребенка по своему образу и подобию. Но ребенок должен развиваться и формировать в себе такие качества, как самостоятельность, независимость, уверенность в себе, способность к творчеству во всех его проявлениях. Если вы над этим не задумываетесь, это может привести к тому, что сын или дочка, столкнувшись со взрослым миром, могут в нем просто потеряться и не найти себя. Вы считаете, что опекать ребенка просто необходимо. Ваши методы требуют осмысления и коррекции.
19-35 баллов. В вопросах воспитания вы стараетесь идти в ногу со временем. Считаете, что ребенок должен многое постигать на собственном опыте методом проб и ошибок. Однако в своих методах вы не всегда последовательны: доверяя своему ребенку решать самостоятельно некоторые проблемы и принимать какие-то решения, вы иногда как бы спохватываетесь и пытаетесь взять бразды правления в свои руки, что вызывает недоумение сына или дочки и может привести очень скоро к конфликтам и ссорам. Помните, что, однажды приняв решение, надо последовательно идти к его реализации.
36-50 баллов. Вы осознаете, что ребенок не может проживать свою жизнь вашим умом, и создаете условия для того, чтобы он мог научиться развивать собственную инициативу, логическое мышление, способность к анализу событий и явлений. Вы не отстраняетесь от воспитания своего ребенка, а идете рядом с ним, наблюдая за тем, как он строит свои отношения с близкими людьми, одноклассниками и педагогами. Вы не только учите сына или дочку осознавать свои ошибки, но и подводите к самостоятельному их исправлению. Вам нравится видеть рядом подрастающего умного человека, который старается мыслить самостоятельно и ответственно.
Рефлексия
-Что интересного и полезного вы сегодня заберете с собой с нашей встречи?
- Понравилась ли Вам данное мероприятие?
- Как вы считаете, стоит ли проводить подобные лектории? На какие темы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Подростковый возраст. Психологические особенности"
Презентация к родительскому собранию по теме....
Выступление на родительском собрании «Подростковый возраст»
Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Сегодня мы попытаемся вместе найти ...
Родительское собрание "Подростковый возраст"
1. Что такое подростковый возраст?2. Черты характера, проявляющиеся в подростковом возрасте.3. Чувства взрослости.4. Кто такой подросток?5. Эмоциональная поддержка.6. Личность подростка и семья.7....
Родительское собрание "Подростковый возраст"
Родительское собрание на тему «Подростковый возраст, его особенности и первые проблемы»....
Родительское собрание "Подростковый возраст"
Родительское собрание прводилось для родителей 7 класса с целью обратить внимание на трудности переходного возраста....