Родительское собрание "Конфликты среди подростков"
консультация по психологии (5 класс)

Оленёва Ксения Юрьевна

Выступление психолога на родительском собрании. Отношения в классе развиваются по тем же законам, что и во взрослом обществе, и проходят все стадии формирования коллектива. В любом детском коллективе неизбежно возникает своя иерархия, появляются  лидеры и «отверженные».  Пока эта система будет выстраиваться, конфликты и спорные ситуации между участниками неизбежны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod_sobr_konflikty.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему «Конфликты среди подростков»

Конфликт – столкновение противоположно  направленных целей,  интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Причины конфликтов среди детей:

  • Изменение объективного положения подростка в жизни.
  • Обновление мотивационной сферы. Если раньше ведущим типом деятельности была учеба, то теперь – взаимодействие со сверстниками.
  • Противоречие между повышением его потребностей и ограниченностью средств.
  • Самоутверждение.
  • Неадекватная самооценка.
  • Соотнесение себя с “эталоном взрослости”.
  • Неприемлемость старого родительского стиля взаимодействия.
  • Конфликтность как черта личности.

Отношения в классе развиваются по тем же законам, что и во взрослом обществе, и проходят все стадии формирования коллектива. В любом детском коллективе неизбежно возникает своя иерархия, появляются  лидеры и «отверженные».  Пока эта система будет выстраиваться, конфликты и спорные ситуации между участниками неизбежны.

Есть 5 способов разрешения конфликтных ситуаций: компромисс, приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество.

  1. Стиль конкуренции – один из участников конфликта достигает своей цели путём подавления другого.  Результат – конфликт «загоняется» вглубь: психологическое напряжение, дискомфорт, неблагоприятное эмоциональное состояние соперника;
  2. Стиль уклонения – один из участников уходит от конфликта, избегает его. Это происходит в следующих ситуациях : когда он чувствует себя неправым, ощущает безнадёжность ситуации, не хочет тратить силы. Уклоняющийся не получает полного удовлетворения от такого разрешения конфликта;
  3. Стиль приспособления – участник конфликта подчиняется другому, делает то, что он требует, перестаёт отстаивать свои интересы. Человек жертвует иногда не только своими интересами, но и достоинством;
  4. Стиль компромисса – участники конфликта частично уступают друг другу, заключают как бы временное перемирие.  Это поверхностный уровень решения проблемы, так как конфликт не разрешается полностью, а лишь откладывается;
  5. Стиль сотрудничества – происходит открытое обсуждение возникшей конфликтной ситуации, нужд и желаний каждого человека, поиск решения, позволяющего удовлетворить каждого.

А теперь немного отвлечемся…

Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Обдумайте свой ответ.

Я уверена, что вы по-разному отреагировали на эту ситуацию, доказав что мы разные и по-разному ведём себя в конфликтах.

По ответам определите, какой способ выхода из конфликтной ситуации  вы предпочитаете.

Конкуренция:  «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!»

 Избегание: «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»

 Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!»

 Приспособление: Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»

 Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»

- Как вы думаете, какие способы наиболее эффективные, при решении конфликта? Аргументируйте свой ответ.

Высказывания родителей

 Стиль сотрудничества – это наиболее оптимальный стиль поведения в конфликтной ситуации, так как конструктивное разрешение конфликта предполагает достижение совместной цели при условии удовлетворённости партнёров.

- Таким образом, при избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При соперничестве и приспособлении одна сторона оказывается в выигрыше, а другая проигрывает. И только при сотрудничестве и компромиссе в выигрыше оказываются обе стороны.

Но какой бы способ разрешения конфликта вы не выбрали, помните о правилах поведения в конфликте.

Правила эффективного поведения в конфликте среди взрослых (родителей):

1.    Дайте оппоненту выпустить пар

2.    Потребуйте от него спокойно обосновать претензии

3.    Не давайте своему оппоненту отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах

4.    Предложите ему высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения

5.    В любом случае дайте оппоненту “сохранить свое лицо”

6.    Отражайте как эхо смысл его высказываний и претензий

7.    Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину

8.    Ничего не надо доказывать

9.    Замолчите первым

10.   Говорите, когда оппонент остыл

11.   Независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушать отношения

Правила разрешения конфликтов у подростка родителем:

Правило 1. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Не мешайте детям получать такой жизненно важный опыт. Однако бывают ситуации, когда вмешательство взрослого необходимо.  

Правило 2. Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию своего ребёнка, старайтесь вникнуть в суть конфликта.

Правило 3. Попробуйте приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут  всегда двое. Поэтому, вмешиваясь в общение детей, старайтесь показать им, как можно найти способ выхода из трудной ситуации, который устроил бы их обоих, делайте акцент не на «кто виноват?», а на «что делать?».

Правило 4. Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности.

Более дружным является тот классный коллектив, в котором родители общаются между собой и готовы тратить силы и время на создание в классе безопасной и интересной среды.

Например, родители одной из школ нашли интересный способ по включению «трудного» ученика в коллектив сверстников. Вместо «разборок» они стали раз в неделю приглашать «проблемного» мальчика к себе в гости, где он смог в неформальной обстановке привыкнуть к своим одноклассникам и подружиться с ними.

В конфликте учитель-родитель виноват может быть как учитель, так и родитель. Каждая сторона должна разобраться в истинных причинах конфликта и на том, как его разрешит без нанесения вреда ребёнку.

Участвуя в конфликте учитель-родитель, используйте эффективные способы выхода из него:

1.    Установите причину конфликта, стараясь услышать друг друга, и правильно понять друг друга.

2.    Будьте тактичны

3.    Ведите разговор по существу.

4.    Ищите компромисс

5.    Умейте признавать    свои ошибки;

6.    Умейте слушать и слышать друг друга

Заключение

  • Детей учит то, что их окружает.
  • Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким.
  • Если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.
  • Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать.
  • Если ребенку часто демонстрируют враждебность - он учится драться.

УЧИТЕ ДЕТЕЙ РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ СЛОВАМИ И НЕ ПЕРЕВОДИТЬ КОНФЛИКТ В ДРАКУ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Профилактика наркомании среди подростков"

Выступление на общешкольном родительском собрании....

Родительское собрание "Профилактика употребления вредных веществ среди подростков"

Перед  презентацией родителям  учащихся был  показан социальный  ролик о вреде ПАВ.Затем даны рекомендации....

Родительское собрание "Профилактика наркомании среди подростков".

Данная работа включает в себя теоретический и практический материал по профилактической работе с подростками. Материал подготовлен таким образом, чтобы родители могли активно взаимодействовать друг с ...