Мастер-класс "Кто мой ребенок?!"
методическая разработка по психологии
Формирование мотивации на взаимоотношения между родителями и детьми, повышение психологической компетинции родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_na_konkurs.docx | 23.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс на тему: «Кто для меня мой ребенок?» педагога- психолога
МКОУ «Липковский центр образования №1» Ким Елены Владимировны
Цель: формирование мотивации на преобразование взаимоотношений между родителями и детьми.
Задачи:
- Развить способность осмысления последствий от вербальных родительских посылов детям через эмоциональное вхождение в моделируемую ситуацию.
- Развить умения выстраивать адекватные отношения внутри семьи.
Упражнение «Конфетка»
Психолог:
-Поднимите руки, те, у кого есть дети;
- А теперь те, кто называет своего ребенка ласковыми словами?
- А теперь те, кто называл ребенка: «Мой сладенький?»
А что у нас сладенькое? Конечно же, конфетки! Наши детки для нас конфетки!
Посмотрите, на конфетки, которые я вам приготовила!
- Выберете ту, с которой ассоциируется у вас ваш ребенок!
-Что вам в ней нравится, что заставляет задуматься?
- Какие эмоции она у вас вызывает?
Что, значит, принимать ребенка безусловно? Это, значит, любить его просто потому, что он есть, ведь когда он родился, родители ничего от него не требовали и не ждали. Они просто хотели, чтобы он был здоровенький и счастливый, улыбались ему, качали его, обращали на него внимание всякий раз, когда это было ему необходимо.
А сейчас он подрос, и отношение к нему меняется — это верно?
Но, бывает, настолько, что трудно поверить, что он для родителей в радость.
Я предлагаю сейчас разыграть сценку, которая называется «Статуя ребенка», с тем, чтобы воочию убедиться, насколько и в какой мере изменяются тон голоса и содержание слов, произносимых родителями.
Приглашаю на сцену 4-х человек.
Упражнение «Статуя ребенка»
Психолог- Прошу одного из вас, временно, стать ребенком. Станьте в центр круга.
Психолог – представьте, что ваша дочь школьница, вы спешите в школу и вам надо успеть на автобус. Она энергичный, любознательный ребенок, задающий много вопросов.
Ребенок- Мама, что там такое посмотри!
Родитель1- Некогда, смотри под ноги, вечно ты спотыкаешься! Что ты крутишь головой? Не смотри! ( и завязывает глаза лентой).
Психолог- И вы дальше спешите в школу. Забегаете в автобус, встречаете там свою знакомую, начинаете с ней обсуждать прошедший день. Дочь внимательно слушает, а потом начинает задавать вопросы:
Ребенок - Мама, ты слышала, как пропела птичка? Кто такой дядя Саша?
Родититель2 -Ты, что вмешиваешься во взрослый разговор? И, вообще ты чего уши развесила, как не стыдно подслушивать? Не слушай! (завязываете уши ленточкой).
Психолог - Вы выходите из автобуса, и бежите с дочерью по дороге. Опаздываете:
Ребенок - Ой, какой сегодня день будет! Мам, меня учительница попросила нарисовать рисунок на конкурс.
Родитель 3- Отстань некогда сейчас, мы опаздываем! Что ты разболталась? Быстро рот закрой! Не говори! (завязываете рот)
Психолог- И вы двигаетесь дальше. Девочка уже молчит, но начинает поднимать на ходу какую-то веточку. Вы бьете ее по рукам и начинаете ругать:
Родитель 1- Что у тебя за руки, вечно ты их суешь куда-то! Выброси, я тебе сказала! Убери руки! (завязываете руки лентой).
Психолог- Но тут дочь начинает скакать и задирать ноги. Вы в ужасе кричите на нее:
Родитель 2 –Ты, где этому научилась? Это что еще такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно! (И завязываете ноги)
Психолог- Смотрите на часы, нервничаете, и начинаете подгонять ребенка:
Родитель 3 -Что ты тянешься, копуша, делай шаг шире, ты, что ходить разучилась? Иди быстрее! Дай руку! Гляди на дорогу не спотыкайся! Да не молчи ты, я с тобой разговариваю !
Психолог- (прошу всех присутствующих произнести громко те фразы, которые выделены). Не смотри! Не слушай! Не говори! Убери руки! Стой смирно! (родители произносят все фразы одновременно)
Психолог : И ребенок начинает плакать. А вы говорите:
Родитель3- Что ты плачешь? Нечего реветь! Я кому сказала - перестань реветь! (на этих словах вы сильно перевязываете живот).
Психолог:
- Мы не довольны всем, что делает ребенок, забыв о том, что это всего лишь ребенок и ему нужна наша помощь и поддержка.
- Посмотрите на ребенка, если вы видите своего ребенка, какие чувства вы испытываете? ( страх, жалость, тревогу)
- Что вам хочется с ним сделать, когда она в таком состояние?
(Обнять, так обнимите, развязать - так развяжите, прижать к себе и поцеловать- так поцелуйте?)
Психолог:
- Скажите, пожалуйста, как вы чувствовали себя в роли маленькой девочки?
( Мне было очень страшно и одиноко)
- Что вы почувствовали, когда я вас обняли, развязали и поцеловали?
( Облегчение)
- Именно эти эмоции и должен всегда чувствовать ваш ребенок при общении с вами!
Психолог: Конечно, этот пример не единственный, мы сами не замечаем, как быстро наш ребенок превращается из сладкой конфетки в немую, слепую, глухую статую.
Как сделать так, чтобы этого не произошло, ведь каждый из нас лучше любого психолога знает своего ребенка?
Психолог:
- Посмотрите на экран и выберите картинку, которая отражает ваши взаимоотношения с ребенком.
- Подумайте, много ли вы времени тратите на ребенка ?
- И всегда ли проведенное время расходуется вами правильно!
Ведь именно от качественного проведенного совместно времени зависит, кем станет ваш сын или дочь, любимой для всех сладкой конфеткой или холодной и немой статуей.
Самоанализ мастер-класса на тему: «Кто для меня мой ребенок»
педагога-психолога МКОУ «Липковский центр образования №1»
Ким Елены Владимировны
Работа с родителями является одним из важнейших аспектов работы педагога-психолога, направленной на сохранение психологического здоровья детей через формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых.
В работе с родителями обучающихся, я ставлю перед собой цель:
Создание наиболее благоприятных условий для образования и развития ребенка;
Занятие с элементами тренинга «Кто для меня мой ребенок?» разработано мной в рамках работы родительского клуба «Острые углы семейного воспитания» и проводится с родителями обучающихся младших классов, у которых отмечаются трудности в детско-родительском взаимодействии.
Занятие несет коррекционный характер.
Цель занятия : формирование мотивации на преобразование взаимоотношений между родителями и детьми.
Задачи:
1. Развить способность осмысления последствий от вербальных родительских посылов детям через эмоциональное вхождение в моделируемую ситуацию.
2. Развить умения выстраивать адекватные отношения внутри семьи.
Количество участников занятия – 12-15 человек
В процессе проведения занятия используются разнообразные методы и технологии:
- Метод дискуссии ( обсуждение проблемной ситуации)
- Метод психодрамы « Статуя ребенка» ( позволяют проанализировать особенности взаимоотношения родителя и ребенка)
- Метафорические ассоциации, картинки, образы ( формируют представление родителя о ребенке, особенности взаимоотношений в семье)
Упражнение «Конфетка» направлено на диагностику отношения родителя к своему ребенку. Позволяет вовлечь родителей в работу, наладить с ними эмоциональный контакт.
Упражнение «Статуя ребенка» позволяет ввести родителя в проблемную ситуацию, связанную с воспитанием ребенка, развить способность осмысления последствий от вербальных родительских посылов детям через эмоциональное вхождение в моделируемую ситуацию.
Рефлексия позволяет проанализировать отношения матери и ребенка, отметить сильные стороны родителя и способствует конструктивному взаимодействию между родителем и ребенком.
Поставленная цель достигнута, задачи решены. Занятие прошло, как я планировала.
- Мне нравится (1)