Презентация
презентация к уроку по психологии
Презентация (социометрия)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация (социометрия) | 1.42 МБ |
metod_sotsiometricheskih_izmereniy_sotsiometriya.ppt | 1.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основной целью социометрического теста является диагностика эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий между членами группы. Социометрический тест решает следующие задачи: А) измерение степени сплоченности – разобщенности в группе; Б) выявление относительного авторитета членов группы по признакам симпатии – антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые); В) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами. ЦЕЛИ СОЦИОМЕТРИИ:
Термин «социометрия» означает измерение межличностных отношений в группе. Основоположником социометрии считается известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. СОЦИОМЕТРИЯ
Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.
Социометрическая процедура. Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование раскрыть свои симпатии или антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия, или недоверия и т.д. Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений, с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.
Материалы: бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица. Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных ) изучаемых групп формируются критерии социометрического выбора. Критерий – это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными. С помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор товарища для досуга). В зависимости от ориентации критерии делятся на позитивные («С кем бы вы хотели учиться (играть)?») и негативные («С кем бы вы не хотели учиться (играть)?») После выбора и формулировки критериев составляется опросник, содержащий инструкцию и перечень критериев. ПОДГОТОВКА К ИССЛЕДОВАНИЮ
Составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.). Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе и т.д. Например: № Тип Критерии Выборы 1 Учеба 1). С кем Вы предпочли вместе сидеть за одной партой на уроке? 2). С кем Вы не хотели вместе сидеть за одной партой на уроке? 2 Досуг 1). Кого бы Вы хотели пригласить на празднование Нового Года? 2). Кого бы Вы не хотели приглашать на празднование Нового Года? Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический. СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ АНКЕТА
Перед началом опроса проводится инструктаж тестируемой группы. В ходе него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов. Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводят к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор. После этого начинается непосредственно опрос. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса необходимо следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске. ПОРЯДОК ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Количество выборов ограничивается от 2 до 5; 2. Разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает); 3. Испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия. С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ. С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов – третий. Кроме того, методом ранжирования удается снять опасения за отрицательный выбор. Вашему вниманию предлагается пример обследования группы при помощи первого способа выбора, то есть каждый респондент имеет право выбрать только двух человек. Вопросы в прямой форме составлены по позитивному критерию. 3 ОСНОВНЫХ СПОСОБА ВЫБОРА
Социоматрица – это таблица, в которую вносятся результаты опроса . В эту таблицу вносятся имена всех членов группы, присваиваются им номера по порядку в списке. Данные номера заносятся в таблицу по горизонтали и вертикали, клетки пересечения одинаковых номеров заштриховывают. На основании матрицы путем подсчета выборов определяется, какое количество выборов получил каждый член группы и сколько взаимных выборов он имеет. Взаимные выборы обводятся кружком или полукругом (если взаимность неполная). ОБРОБОТКА ДАННЫХ
Анализ полученных дает представление о социометрической структуре группы, которая заключается в распределении членов группы по четырем статусным категориям: «звезды» (более 5 выборов), «предпочитаемые» (от 3 до 5 выборов), «принятые» (1 – 2 выбора), «изолированные» (не имеют ни одного выбора). Первые две категории считаются благоприятными, две последние – неблагоприятными. Соотношение суммарных величин благоприятных и неблагоприятных статусных категорий дает представление об уровне благополучия взаимоотношений.
Если большинство детей группы оказывается в благоприятных статусных категориях уровень благополучия взаимоотношений определяется как высокий; при одинаковом взаимоотношении – как средний; при преобладании в группе членов с неблагоприятным статусом – как низкий. Низкий уровень благополучия взаимоотношений является сигналом тревоги, означающим эмоциональное неблагополучие большинства детей в системе взаимоотношений со сверстниками в группе.
Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. (В качестве перспективной задачи - возможность объединения данных по двум и более критериям). Основное достоинство социоматрицы - возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма - карта социометрических выборов (социометрическая карта), производится расчет социометрических индексов.
Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений. Анализ социограммы начинается с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов ( см. рис. )
Важным диагностическим коэффициентом, характеризующим отношения, существующие в группе, является показатель удовлетворенности детей своими отношениями со сверстниками. Он определяется как процентное отношение детей, имеющих взаимные выборы, к общему количеству детей в группе. Полученный результат сравнивается с нормативными показателями уровней коэффициентов удовлетворенности отношениями со сверстниками: 1. низкий уровень – коэффициент удовлетворенности 33% и ниже; 2. средний уровень - коэффициент удовлетворенности 34 – 49 %; 3. высокий уровень - коэффициент удовлетворенности 50 – 65%; 4. сверхвысокий уровень - коэффициент удовлетворенности 66% и выше. Соотношение количества изолированных детей к общему числу членов группы позволяет установить коэффициент изолированности, который рассматривается как диагностический показатель успешности работы педагога по воспитанию дружеских взаимоотношений детей. Согласно результатам исследований, группу можно считать благополучной, если в нет изолированных или коэффициент изолированности в пределах 6%; менее благополучной – при индексе до 25% и неблагополучной, если индекс изолированности выше 25%. ПОКАЗАТЕЛЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ДЕТЕЙ СВОИМИ ОТНОШЕНИЯМИ СО СВЕРСТНИКАМИ
Различают персональные социометрические индексы и групповые. Первые характеризуют индивидуальные социально - психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения. Социометрический статус - это свойство личности как элемента социометрические структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом - индексом социометрического статуса . Элементы социометрической структуры - это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т.д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко - либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ ИНДЕКСЫ
СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ ИНДЕКСЫ Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы. Возможен расчет С+ положительного и С- - отрицательного статуса в группах малой численности (N). Надежность рассмотренной процедуры зависит, прежде всего, от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы. Использование социометрического теста позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в классах или группах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе.
Индекс социометрического статуса i-члена группы определяется по формуле: где Сi — социометрический статус i-члена, R+ и R- — полученные i-членом выборы, Z — знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N— число членов группы Индекс социометрического статуса i-члена группы определяется по формуле:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основной целью социометрического теста является диагностика эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий между членами группы. Социометрический тест решает следующие задачи: А) измерение степени сплоченности – разобщенности в группе; Б) выявление относительного авторитета членов группы по признакам симпатии – антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые); В) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами. ЦЕЛИ СОЦИОМЕТРИИ:
Термин «социометрия» означает измерение межличностных отношений в группе. Основоположником социометрии считается известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. СОЦИОМЕТРИЯ
Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.
Социометрическая процедура. Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование раскрыть свои симпатии или антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия, или недоверия и т.д. Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений, с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.
Материалы: бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица. Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных ) изучаемых групп формируются критерии социометрического выбора. Критерий – это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными. С помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор товарища для досуга). В зависимости от ориентации критерии делятся на позитивные («С кем бы вы хотели учиться (играть)?») и негативные («С кем бы вы не хотели учиться (играть)?») После выбора и формулировки критериев составляется опросник, содержащий инструкцию и перечень критериев. ПОДГОТОВКА К ИССЛЕДОВАНИЮ
Составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.). Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе и т.д. Например: № Тип Критерии Выборы 1 Учеба 1). С кем Вы предпочли вместе сидеть за одной партой на уроке? 2). С кем Вы не хотели вместе сидеть за одной партой на уроке? 2 Досуг 1). Кого бы Вы хотели пригласить на празднование Нового Года? 2). Кого бы Вы не хотели приглашать на празднование Нового Года? Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический. СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ АНКЕТА
Перед началом опроса проводится инструктаж тестируемой группы. В ходе него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов. Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводят к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор. После этого начинается непосредственно опрос. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса необходимо следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске. ПОРЯДОК ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Количество выборов ограничивается от 2 до 5; 2. Разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает); 3. Испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия. С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ. С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов – третий. Кроме того, методом ранжирования удается снять опасения за отрицательный выбор. Вашему вниманию предлагается пример обследования группы при помощи первого способа выбора, то есть каждый респондент имеет право выбрать только двух человек. Вопросы в прямой форме составлены по позитивному критерию. 3 ОСНОВНЫХ СПОСОБА ВЫБОРА
Социоматрица – это таблица, в которую вносятся результаты опроса . В эту таблицу вносятся имена всех членов группы, присваиваются им номера по порядку в списке. Данные номера заносятся в таблицу по горизонтали и вертикали, клетки пересечения одинаковых номеров заштриховывают. На основании матрицы путем подсчета выборов определяется, какое количество выборов получил каждый член группы и сколько взаимных выборов он имеет. Взаимные выборы обводятся кружком или полукругом (если взаимность неполная). ОБРОБОТКА ДАННЫХ
Анализ полученных дает представление о социометрической структуре группы, которая заключается в распределении членов группы по четырем статусным категориям: «звезды» (более 5 выборов), «предпочитаемые» (от 3 до 5 выборов), «принятые» (1 – 2 выбора), «изолированные» (не имеют ни одного выбора). Первые две категории считаются благоприятными, две последние – неблагоприятными. Соотношение суммарных величин благоприятных и неблагоприятных статусных категорий дает представление об уровне благополучия взаимоотношений.
Если большинство детей группы оказывается в благоприятных статусных категориях уровень благополучия взаимоотношений определяется как высокий; при одинаковом взаимоотношении – как средний; при преобладании в группе членов с неблагоприятным статусом – как низкий. Низкий уровень благополучия взаимоотношений является сигналом тревоги, означающим эмоциональное неблагополучие большинства детей в системе взаимоотношений со сверстниками в группе.
Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. (В качестве перспективной задачи - возможность объединения данных по двум и более критериям). Основное достоинство социоматрицы - возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма - карта социометрических выборов (социометрическая карта), производится расчет социометрических индексов.
Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений. Анализ социограммы начинается с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов ( см. рис. )
Важным диагностическим коэффициентом, характеризующим отношения, существующие в группе, является показатель удовлетворенности детей своими отношениями со сверстниками. Он определяется как процентное отношение детей, имеющих взаимные выборы, к общему количеству детей в группе. Полученный результат сравнивается с нормативными показателями уровней коэффициентов удовлетворенности отношениями со сверстниками: 1. низкий уровень – коэффициент удовлетворенности 33% и ниже; 2. средний уровень - коэффициент удовлетворенности 34 – 49 %; 3. высокий уровень - коэффициент удовлетворенности 50 – 65%; 4. сверхвысокий уровень - коэффициент удовлетворенности 66% и выше. Соотношение количества изолированных детей к общему числу членов группы позволяет установить коэффициент изолированности, который рассматривается как диагностический показатель успешности работы педагога по воспитанию дружеских взаимоотношений детей. Согласно результатам исследований, группу можно считать благополучной, если в нет изолированных или коэффициент изолированности в пределах 6%; менее благополучной – при индексе до 25% и неблагополучной, если индекс изолированности выше 25%. ПОКАЗАТЕЛЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ДЕТЕЙ СВОИМИ ОТНОШЕНИЯМИ СО СВЕРСТНИКАМИ
Различают персональные социометрические индексы и групповые. Первые характеризуют индивидуальные социально - психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения. Социометрический статус - это свойство личности как элемента социометрические структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом - индексом социометрического статуса . Элементы социометрической структуры - это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т.д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко - либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ ИНДЕКСЫ
СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ ИНДЕКСЫ Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы. Возможен расчет С+ положительного и С- - отрицательного статуса в группах малой численности (N). Надежность рассмотренной процедуры зависит, прежде всего, от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы. Использование социометрического теста позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в классах или группах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе.
Индекс социометрического статуса i-члена группы определяется по формуле: где Сi — социометрический статус i-члена, R+ и R- — полученные i-членом выборы, Z — знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N— число членов группы Индекс социометрического статуса i-члена группы определяется по формуле:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: "Мультимедийные интерактивные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. "
Данный урок рассматривается первым по счету в разделе «Компьютерные презентации». На данном уроке учащиеся знакомятся с программой POWERPOINT, учатся изменять дизайн и макет слайдов....
Презентация "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания"
В презентации "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания" даются советы по оформлению и наполнению презентаций....
Разработка урока и презентации "The Sightseeng Tours" London and Saint-Petersburg c презентацией
Цели: развитие речевого умения (монологическое высказывание); совершенствование грамматических навыков чтения и говорения (прошедшее неопределенное время, определенный артикль) Задачи: учи...
Презентация "Рекомендации по созданию мультимедийных презентаций"
§Предложить рекомендации по подготовке презентаций; §научить профессиональному оформлению слайдов. ...
Презентация к уроку "Обобщение по теме презентации"
Урок – деловая игра «Работа с пакетом презентаций Power Point». В ходе урока организовано повторение материала "электронные таблицы" с использованием КИМов, повторение технологи...
Презентация "Лица Победы". Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в день памяти о тех, кто сражался и погиб в годы Великой Отечественной войны.
Данная презентация посвящена событиям Великой Отечественной войны и может быть использована в средних и старших классах как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях для пров...
Проектная деятельность на уроках литературы. 7 класс. Стихи Н.А.Некрасова .Презентация. презентация
Презентация к уроку"Проектная деятельность на уроках литературы.Стихи Н.А.Некрасова.7класс"...