ТЕРАПИЯ РАДОСТЬЮ И СМЕХОМ
статья по психологии

Булатова Мария Анатольевна

ТЕРАПИЯ РАДОСТЬЮ И СМЕХОМ

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл radost_i_smeh.docx39.59 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕРАПИЯ РАДОСТЬЮ И СМЕХОМ

Лучшее средство хорошо начать
день состоит в том, чтобы,
проснувшись, подумать, нельзя
ли хоть одному человеку
доставить сегодня радость.

Ницше

К чему ты стремишься,
словно к источнику
веселья и наслажденья, в том
причина твоих страданий.

Сенека

Каждому  человеку хочется проживать свою жизнь в веселом и приподнятом состоянии духа, но далеко не у всех это получается.

Что человеку нужно для счастья? Для его  достижения большинство горожан считает  необходимым иметь хорошие  внешние условия  жизни - иметь хорошую квартиру, семью и работу, которая была бы не очень далеко от дома, чувствовать себя в безопасности и иметь определенный материальный достаток,  который, впрочем, у   каждого  имеет  свой уровень. То, что одному кажется в недостатке,  другому кажется  в избытке. Умение довольствоваться малым и радоваться этому - одна из черт зрелой личности. Сократ, побывав в доме одного богача, произнес  свою знаменитую  фразу: “ Как много, однако, в этом мире существует вещей, в которых  я  не нуждаюсь”.

Но гораздо  более необходимым и более трудным является пестование  радости в самом себе, умение  не ставить  её   в   зависимость  от   внешних   условий и жить по принципу - “Чем хуже снаружи - тем крепче внутри”.

О радостном состоянии человека говорит улыбка на его лице.  Первую нашу улыбку мы получаем от нашей матери и на всю жизнь   заряжаемся ею. Тогда мы переживаем то, что психологи называют магической  радостью, которая связана с безусловным принятием  мира и самого себя.

При переживании этого вида радости мы ощущаем чувства слияния и единения со всем миром. “Всё во мне и я во всем”, - так можно было бы выразить это состояние словами Тютчева. Такое состояние может быть  достигнуто в процессе  глубокой медитации или молитвы, обращенной к Богу.

Уже в возрасте 2-3-х месяцев ребенок в ответ на улыбку матери тоже начинает улыбаться и смеяться. К шести годам ребенок улыбается и смеется примерно по 300 раз в день, и смех его звучит весело и беззаботно. Базовое доверие к миру, возникающее в этот  момент, принятие всего того, что тебя окружает -  надежный  залог  последующей   здоровой  и радостной жизни.

По мере взросления  мы становимся более хмурыми - количество смеха и улыбок у нас снижается. И - увы, по мнению медиков процесс поскучнения является неблагоприятным фактором  для здоровья.

Становясь   взрослым, настоящая  радость может быть добыта только в процессе достижения значимых для  нас целей - сдача экзаменов, или поступление в вуз, или попадание на  хорошую работу, или  соединение с любимым человеком. Радость без причины  - детская радость. Прекрасно, когда она есть  в изобилии у ребенка. Но у взрослого человека её изобилие при плохих делах может   вызвать  некоторые подозрения   на   личностную неадекватность.

Радость тем более велика, чем больше препятствий нам пришлось преодолеть для достижения целей.  “Без риска победив, без славы торжествуешь”,  -  справедливо  говорили древние.

Радость усиливает социальные связи, чувства любви, дружбы и  товарищества. Достаточно вспомнить или посмотреть, как футболисты   бросаются друг  другу в объятья, когда кто-то из членов команды  забивает  гол в ворота  противника. Испытывая радость, мы становимся добрее,  здоровее и отзывчивее.  В этот момент  и солнце светит ярче, и трава зеленее, и небо голубее. Даже пожертвования нищим и расходы  на благотворительность человек совершает главным образом, находясь в хорошем настроении  духа.

Если нам  не хватает собственной радости мы можем порадоваться успехам других. Наверное, именно поэтому победы  любимых спортсменов на престижных состязаниях, или любимых  артистов на конкурсах вызывают радость.

Однако для возможности  испытать такую радость необходимо самому быть гармоничным человеком.  Достаточно легко  оказать сочувствие человеку, попавшему в беду или трудную ситуацию. Но “сорадоваться другим могут только ангелы”. Конфликтный человек, каким является невротик,  скорее  будет испытывать  зависть, ревность или  печаль от того, что удача улыбнулась не ему, а кому-то другому.

Исходя из сказанного, можно заключить, что для достижения состояния радости необходимо прилагать усилия  в трех направлениях - в отношении самого себя, отношений с другими и отношениями с обществом через свою профессиональную деятельность.

  1. В  отношении самого себя. Здесь оказывается важным стремление к познанию себя и укреплению собственного здоровья.  Здоровый человек, как правило,  счастлив и  радостен просто так - в силу своего здоровья и крепкого иммунитета. Поэтому  так важно оказывается соблюдать правила здорового образа жизни. 
  2. В области достижения гармонии в межличностных отношениях.  Здесь оказывается важным отсутствие критики по отношению  к  близким людям и принятие их такими, какими они есть, способность  любить их безусловной любовью и не ожидать от них слишком многого, желание  делать их счастливыми и помогать им в достижении их целей; важны так же открытость и искренность в общении, способность к самораскрытию перед другими; отсутствие тревоги, страха, стыда и застенчивости при самовыражении.
    Большое значение имеет  ощущение четких границ  своего ”Я” от “Я” других и мнений социального окружения,  доверие к своим чувствами и интуиции, умение выражать, то, что чувствуешь словами и действием
  3. В области  достижения профессионального мастерства в любимой работе. Здесь радость возникает от возможности внесения посильного вклада в общее  благо, от ощущения своей компетентности  и умения хорошо делать своё дело, которое положительно оценивается другими   людьми.

Переживания радости у здорового человека и у больного неврозом сильно отличаются. Хорошее настроение у первых связано  с чувством приподнятости, энергичнымии активными действиями, направленными на достижение цели. При этом счастливый человек способен получать удовольствие не только и не столько от  результата, сколько от самого процесса творчества.

Хорошее настроение у  больного неврозом  воспринимается им как временное чувство облегчения в обычно неспокойном мире. Негативные чувства, которые запрятаны в глубине его души - страх, гнев, вина, пониженная самооценка,  делают его  неспособным переживать радость даже при удачно складывающихся внешних  обстоятельствах.

При удаче здоровые люди воспринимают её как следствие приложенных усилий. Невротики  относят свою удачу за  счёт везения и счастливого совпадения обстоятельств.

Достигнув даже незначительного успеха, здоровые люди склонны делать  подарки  себе и своим близким. Невротики  в такой же ситуации полагают, что они пока еще  не заслужили поощрения, или же их  успех  так мал, что  просто не заслуживает поощрения. Тем самым они еще больше обедняет сами себя положительными эмоциями.

Если здоровые индивиды стремятся своими действиями  улучшить  окружающий мир, то невротики  ограничивают свои усилия на сохранении самого себя и своего   ближайшего окружения.

Поэтому стиль жизни здоровых людей - усиление радости и расширение репертуара положительных переживаний. Стиль жизни невротика -  жить так, чтобы не было хуже того, что есть сейчас.

Препятствиями в переживании радости  являются: плохое здоровье, отсутствие свободы и  подавление творческой активности,  преобладание  в личной и в профессиональной жизни безличных, формально-ролевых взаимоотношений, придание слишком большого значения материальному  благополучию.

Интересной  психологической особенностью невротика является то, что для многих из них, страдающих от приступов тоски,  страха, тревог и депрессии, оказывается довольно трудным делом похвалить себя за что-то.

Если попросить заболевшего неврозом написать  сочинение на тему “Похвальное слово самому себе”, то в нём  можно увидеть перечисление неисчислимых бедствий, которое выпало на его долю. Здесь мы  встретим и отца-алкоголика, занимавшегося рукоприкладством, и суровую деспотичную мать, не дававшей достаточно ласки и  любви, и грубых учителей, обижавших своей   несправедливостью, и эгоистичных мужей, контролирующих каждую копейку семейных расходов.  Все эти невзгоды жизни преодолеваются, но заболевший неврозом не умеет себя хвалить и любить за то, что смог выдержать и  преодолеть все  удары судьбы. Ему трудно  это сделать и его приходиться этому элементарно учить.

Если заболевший неврозом человек захочет изменить свою опостылевшую  жизнь и сделать её  более радостной, то ему  необходимо  менять стиль и мировоззрение всей  своей жизни, то есть, самого себя. Парадокс однако, заключается в том, что, живя серой и неинтересной жизнью, страдая от неё,   невротик, тем не менее, не хочет в ней ничего менять, выдвигая в качестве  необходимых условий своего счастья   изменение  внешних  обстоятельств  своей жизни  в лучшую  сторону. Это, конечно же, важно. Но  это не всегда бывает возможным. Например, стать президентом фирмы или миллионером за один год или месяц.  Поэтому единственный  выход - поменять своё отношение к жизни.

Философия радости

Размышляя  том, как наилучшим способом проживать жизнь, великий А.  Шопенгауэр, ссылаясь на мысль Аристотеля о том, что “Рассудительный ищет свободы от страдания, а не того, что доставляет удовольствие”, рекомендовал направлять свой взор не наслаждения и приятности жизни, а на то, чтобы, насколько возможно, избегать её бесчисленных зол. И тот, “кто пожелал бы подвести итог   своей жизни в эвдемоническом отношении, - указывал  он, - должен подсчитать не радости, которыми он насладился, а беды, которых он избежал. “Во всяком случае, - пишет этот замечательный философ, - жизнь существует, собственно, не для  того, чтобы ею наслаждались, а чтобы её превозмогали, претерпевали”.

Самым счастливым жребием, согласно А.Шопенгауэру, - обладает тот, “кто проводит свою жизнь без чрезмерных страданий, как духовных, так и телесных, а не тот, кому достались в удел живейшие радости, либо величайшие наслаждения... Поистине, величайшая ошибка - превратить эту арену скорби в увеселительное место и ставить своей целью не возможно большую свободу от страданий, а наслаждения и радости, как это, однако, многие делают... Глупец гонится за наслаждениями жизни и приходит к разочарованию; мудрый старается избежать бед... Пренебрежение к этой истине, поддерживаемое оптимизмом, служит источником многих несчастий... И если наука эта идёт впрок, мы перестаем гоняться за счастьем и наслаждением и, наоборот, начинаем думать о том, как бы по возможности оградить себя от боли и  страданий. Мы узнаем тогда, что лучшее, чего можно ждать от жизни, это - беспечальное, спокойное, сносное существование, им мы и ограничиваем наши притязания, чтобы тем вернее достигнуть его. Ибо надёжнейшее средство, чтобы не быть несчастным, это - не требовать для себя  большого счастья... Поэтому рекомендуется  умерять свои притязания на наслаждение, обладание, ранг, честь и т.д. - до самых скромных пределов, ибо именно стремление и погоня за счастьем, блеском и наслаждением сопряжены с большими несчастьями”. /Шопенгауэр А.  Свобода воли и нравственность. М., 1992. с. 339-343/

Под этими словами могли бы подписаться  и Будда, и Сенека, и Аристотель.

За всякую радость человеку приходиться платить и порой очень дорого. Алкоголик или наркоман расплачиваются за   блаженство опьянения мучительной абстиненцией, влюбленные за радости  любви расплачиваются  страданиями  при разлуке, гурманы, неумеренные в еде, расплачиваются  за своё обжорство  повышенным давлением и отложениями солей в своём организме.

Как уже было сказано выше, драма жизни многих  людей сегодня  объясняется ими  тем, что они связывают свою жизнь с разными формами обладания чего-либо - материального  благосостояния, социального статуса, красивого дома  или еще чего-либо. Все это, согласно Маслоу - дефицитарные способы  отношения с миром, которые не могут сделать человека по-настоящему счастливым и радостным. По настоящему же человек становится счастливым и радостным, когда обращается в своем мировоззрении к идее бытия, не связанного  ни с каким потреблением.

Гуманистическая этика и психология, начиная от Аристотеля и Спинозы и кончая Маслоу, Роджерсом и Фроммом учит тому, что истинный успех и счастье человека приходят к нему не тогда, когда он становится материально богатым и независимым, но тогда, когда он реализует свои духовные потенции и действует в соответствии со своими природным возможностями и склонностями.

Аристотель говорил, что благо любого человека заключается в той деятельности, которая отличает его от других людей и делает его тем, что он есть.

Спиноза видел счастье человека в понимании им самого себя и стремлении осуществить свои потенциальные возможности. Добродетель есть использование человеком своих сил, в то время как порок отождествляется с неумением использовать свои силы.

Великий стоик Сенека полагал, что переживание радости может быть уделом только мудрецов, потому что она есть некоторая приподнятость души, верящей в собственные и подлинные блага. “Мудрец полон радости, весел и непоколебимо безмятежен: он живет наравне с богами.  Если ты не бываешь печален, если никакая надежда не будоражит твою душу ожиданием будущего, если днем и ночью состояние твоего духа, бодрого  и довольного собою, одинаково и неизменно, значит ты достиг высшего блага,  доступного человеку.  Но если ты отовсюду пытаешься получить всяческие  удовольствия, то знай, что тебе так же далеко   до мудрости, как и до радости... Любители роскоши, каждую ночь - как будто она последняя - проводят в мнимых радостях. А та радость,  что даётся богам и соперникам богов (мудрецам), не иссякает”.

Полноту существования,  подлинное ощущение успеха, счастья и радости человеку приносит служение общественным идеалам добра, справедливости и любви, о которых говорят все ведущие мировые религии. Это есть то, что верующие называют богоугодными делами.

Радость человеку, - полагал Марк Аврелий - делать то, что свойственно. А свойственна человеку благожелательность к соплеменникам, небрежение чувственным движениям, суждение об убедительности представлений, созерцание всеобщей природы и того, что происходит в согласии с ней”.

В современных обществах обладание деньгами и властью для многих людей служит стимулами, ради которых они готовы проявить свою активность. Но с точки зрения гуманистической  психологии - стремление к этим внешне притягательным вещам, не более, чем иллюзии, которые уводят человека в сторону от его действительных интересов. А его истинные интересы лежат в области раскрытия и актуализации заложенных в нем природных способностей.

"Долг быть живым, -  пишет Фромм, - это долг стать самим собой и развить свои возможности до зрелого состояния". Добродетель, - продолжает он, -  это ответственное отношение к собственному существованию, а порок и зло - это безответственное отношение к самому себе и развитию своих способностей”.

Примерно в том же духе высказывался и Ф. Перлз, когда говорил о финальных целях существования и социальных ролях.

Финальные цели - это то, к чему все мы в конце концов должны стремиться - быть счастливым, для чего нам надо уметь удовлетворять потребности в еде, сексе, безопасности, принадлежности к другим и самоактуализации.

Социальные роли - это средства,  которые помогают нам  достижение финальных целей. Но, к сожалению, многие  принимают  свои социальные роли - а именно - власть, социальный статус, деньги  за свои финальные цели,  отождествляя с ними   своё  Я. В этом случае человек ведёт себя так, как будто в этой жизни он только и призван, чтобы  выполнять  какую-то  социальную  роль - менеджера,  инженера, или коммерсанта. На самом же деле  - всё это - лишь  средства  для  главного - для самоактуализации.

Отсюда проистекает трактовка и понимание счастья, предлагаемая современной гуманистической психологией. Это - личностный рост и развитие духовных сил человека, а не обладание им все новыми и новыми социальными полномочиями и материальными благами.

Именно непрерывный личностный рост приносит человеку подлинное ощущение счастья и удовлетворенности жизнью, когда его духовные возможности постоянно растут, и сегодня он оказывается в состоянии делать то, чего не мог сделать вчера, а завтра он оказывается в состоянии сделать то, чего не  может пока сделать сегодня. Личностный рост - это когда ощущаешь себя одновременно художником и моделью, мрамором и скульптором, пациентом и врачом, учеником и учителем.

Если же говорить  о радости обладания чем-либо, то  здесь небезинтересно было бы привести точку зрения  Шопенгауэра, который полагал, что для ощущения радости “Мы должны  стараться смотреть иногда на то, что у нас есть, так, как будто мы этого недавно лишились, ибо только после потери мы узнаем ценность чего бы то ни  было - имущества, здоровья, друзей, возлюбленной, ребенка, лошади, собаки и т.д. Если усвоить предлагаемую мною точку зрения, - пише философ, -  то, во-первых, обладание этими вещами доставит нам больше непосредственной радости, чем раньше, и, во-вторых, заставит нас принять меры, чтобы избежать потерь».

Философия  радости в мировых религиях

Все мировые религии, по сути, говорят об одном и том же - как человеку следует проживать свою жизнь, чтобы он был счастлив. Библия и Талмуд, Коран и  Тора - истины  этих священных  книг перекликаются между собой.

Соломон:

  • Все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир... Веселое сердце благотворно, как врачество, а унылый дух сушит кости..
  • И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль 

Иисус, сын Сирахова:

  •  Не предавайся печали  душою твоею и не мучь себя своею мнительностью; веселье сердца - жизнь человека, и радость мужа - благоденствие; люби душу твою и утешай с сердце твоё и удаляй от себя печаль, ибо печаль многих убила, а пользы в  ней нет. 

Апостол Павел:

Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите... Духа не угашайте. Всё испытайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого зла...”

В восточной философии  радость связаны со свободой от страстей  и незамутненным состоянием духа. Вот несколько афоризмов на этот счёт:

- Жизнь в горах наполняет нас чистой радостью, и каждая вещь рождает возвышенные думы. Вид одинокого облака и дикого журавля заставляет задуматься о недостижимом и  беспредельном. Встретив камень, омываемый быстрым потоком, мечтаешь о белоснежной чистоте прикасаясь к старому можжевельнику или заросшей сливе, думаешь о несокрушимой стойкости. Дружа с чайками и оленями, невольно забываешь о своем “я”. Но стоит только войти в суетный  мир, и всё вокруг тотчас будет увлекать вас в пучину опасной и тревог.

- Если воду не мутить, она сама по себе отстоится. Если зеркало не пачкать, оно само по себе будет отражать свет Человеческое сердце нельзя своей волей сделать чистым. Устраните то, что его загрязняет, и его чистота сама по себе проявится. Радость не нужно искать вовне себя. Устраните то, что доставляет вам беспокойство, и радость сама собой воцарится в вашей душе.” /Мысли  средневекового китайского философа Хун Цзычэна. Афоризмы старого Китая, М., 1991.С.57/

- Избегай дел, зависящих  от других, стремись лишь к тому, что зависит от тебя самого. Всё зависящее от других несет горе.   Все,  зависящее от тебя - радость.  /Древнеиндийские афоризмы. М., 1966. С. 52

-  Счастье его в чужих руках, сердце не покидают заботы и даже в собственной жизни он не уверен - вот удел тех, кто служит царю.

- День кончает закатом, ночь - восходом. Радость кончается горем, горе - радостью. /Там же/

- За счастьем следует  несчастье, за несчастьем - счастье. Не бывает непрерывного несчастья, не бывает непрерывного счастья.

- За несчастьем сразу же следует радость, пусть небольшая. Кто попробовал горького, тому вода кажется сладкой.

-  Если стремишься к счастью, смотри на ближнего как на самого себя. Ведь одинаковые радости и горести  у тебя и у ближнего.. Если хочешь счастья для себя, то заботься о счастье другого и сам будешь счастлив.

- Не отрешившийся не знает радости, не отрешившийся не достигает высшего. Отрешись от всего и будешь счастлив.

-  Того посещает богиня счастья, кто трудится подобно льву. Лишь ничтожные говорят: “Всё от судьбы...”. То, что мы называем судьбой, есть лишь незримые совойства   людей”.

- дуйся выпавшей тебе радости, переноси выпавшее тебе горе, жди всего, что приносит время, как земледелец ждёт урожая. 

- адости полон мир для того, что смотрит на всех без вражды  и без предубеждения.

Психология   радости и счастья

Современная психология накопила большое количество наблюдений и экспериментальных данных, которые свидетельствуют о неразрывной связи ощущения радости и счастья человека с его характером  и образом жизни, который он ведет. Известный английский психолог Майкл Аргайл в своём фундаментальном труде по психологии счастья,  сделал  на этот счёт интересное наблюдение. Оказывается  “множество несчастных людей страдает от депрессии, но при этом объективно находятся  в ситуациях, в которых другие абсолютно счастливы”. /М. Аргайл Психология счастья. М., 1998./

По мнению М. Аргайла поднять уровень счастья и радости человека  - вполне достижимое дело. Для этого надо строить свою жизнь в соответствии со следующими рекомендациями:

  • Стремиться к добрым делам и жить в соответствии с принципами общечеловеческой нравственности, чтобы не быть захваченными чувствами стыда и вины;
  • Обладать навыками  самопоощрения за совершение полезных и добрых дел;
  • Иметь в своём духовном багаже наличие религиозной веры, цели   и смыслы  жизни;
  •  Владение навыками  самоконтроля через ведение дневников, в которых отмечается четкая фиксация  того, какие события были приятные, а каких  - нет.
  • Наличие семьи, хорошие отношения с другими людьми, родственниками,  друзьями, соседями. Налаживание и укрепление подобных отношений возможно через специальное обучение умениям налаживания контактов.
  • Стремиться к тому, чтобы работа приносила удовлетворение, а досуг был бы приятен;  успешно применять свои знания и умения в обоих областях;
  • Уметь структурировать и заполнять  своё свободное время интересными делами. Занятия физической активностью и освоение навыков релаксации повышают ощущение счастья благодаря выработке в процессе этих видов деятельности эндорфинов.
  • Выработка навыков позитивного взгляда на жизнь, стремление видеть в событиях преимущественно положительную сторону, испытывать чувства благодарности к жизни - этого   возможно добиться как в процессе самовоспитания, так и в ходе специального психологического тренинга.
  • Повышение  самооценки  через чтение  положительных самоутверждений несколько раз в течении дня и поддержание позитивного  образа собственного Я  благодаря красивой  одежде.
  • Вырабатывать у себя реалистическое мышления и снижать  уровень  притязаний в виде отказа от постановки непосильных задач.

Джон Бэрфут из Дьюкского университета обнаружил отрицательную корреляцию между подозрительностью и долголетием. Изучение здоровья 500 пожилых мужчин и женщин в течение пятнадцати лет позволило ему сделать следующие выводы:

а) те, кто отличается высокой степенью подозрительности, цинизма и недружелюбия, умирают раньше остальных;

б) высокий уровень смертности среди тех, кто имеет сценарий Неудачника, не зависит от возраста, пола, предыдущего состояния здоровья, рациона и даже “вредных привычек”. (Те, кто курит и воспринимает это оптимистически, живут дольше, чем те, кто курит и беспокоится об этом.)

в) уровень смертности среди тех, кому свойственна высокая степень враждебности по отношению к другим людям, в шесть раз выше, чем в остальных группах.

В исследовании  американских психологов Шелли Тэйлор и Джонатан Браун  были выявлены интересные характеристики личности веселых людей. Оказалось, что здоровые и счастливые люди обладают специфическими особенностями восприятия окружающего мира, которых нет у тех, кто страдает от разного рода психологических расстройств.

У тех, кто относится к “душевно здоровым”, веселым и жизнерадостным  по сравнению с занудами и скептиками обычно имеется ряд иллюзорных убеждений. Среди этих иллюзий наиболее распространенными  оказались следующие:

  • излишне позитивная самооценка;
  • удобное “забывание” негативных фактов о себе;
  • переоценка собственного уровня самоконтроля;
  • “нереалистический” оптимизм по отношению к самим себе;
  • “нереалистический” оптимизм по отношению к будущему в общем;
  •  “ненормальная” веселость.

Выявив эти особенности восприятия счастливых людей, ученые задались риторическим вопросом: “Каков будет ваш выбор: иметь подобные “иллюзии” и жить дольше, или придерживаться “жесткого реализма” и умереть раньше, чем эти заблуждающиеся глупцы?” Видимо, каждый человек должен будет отвечать на этот вопрос сам.

Выше приведенные  выводы перекликаются с наблюдениями Альберта Швейцера, который однажды отметил, что то, что обычно считается оптимизмом, - не более как естественная или приобретенная способность видеть вещи в розовом свете.

Счастье   и    успех

Несмотря на то, что очень многие отождествляют эти понятия, биографы многих великих людей  приводят  много примеров людей во многих сферах человеческой деятельности, которые добились значительных успехов в своём деле, но которые, тем не менее, не были счастливы в полной мере. Более того, существует немало данных о том, что чем выше в социальном плане поднимается человек, чем успешнее он делает карьеру, тем чаще он оказывается в несчастном одиночестве. Преуспевающие политики, бизнесмены, военные часто ощущают себя людьми, отвергнутыми как родителями, так и обществом. Ориентация на успех любой ценой, - как отмечает Т.Шибутани, - делает людей очень эгоцентричными. Они становятся настолько поглощены своей работой и самим собой, что утрачивают интерес к другим. А фантастическая преданность гуманному делу очень часто уживается с полным безразличием к близким, например, к членам своей семьи.

Следующая таблица американских психологов Р. Левинсона и М. Графа даёт предоставление о том,  к чему следует стремиться в жизни,  чтобы повысить уровень ощущения  счастья:

Источники счастья в области социального взаимодействия:

  1. Пребывание в обществе счастливых людей
  2. Умение заинтересовывать собеседников своими рассказами.
  3. Пребывание в кругу друзей
  4. Осознание собственной физической и сексуальной привлекательности
  5. Поцелуи.
  6. Наблюдение за людьми
  7. Откровенная и открытая беседа
  8. Выслушивание признания в любви
  9. Выражение своей любви
  10. Ласкательные прикосновения
  11. Пребывание в обществе любимого человека
  12. Высказывание комплиментов в чей-то адрес
  13. Встреча с друзьями за чашкой чая или кофе
  14. Ощущение себя “душой общества” в компании или на вечеринках.
  15. Ведение оживленной беседы
  16. Прослушивание радио, просмотр ТВ передач
  17. Встреча со старыми друзьями
  18. Осознание возможности оказания помощи другим людям
  19. умение развлечь и развеселить окружающих
  20. нормальные половые связи
  21. Приобретение новых друзей
  22.  Факторы, улучшающие настроение в уединении: 
  23. Смех
  24. Расслабленность
  25. Размышления о чем-то хорошем, что может произойти в будущем.
  26. Размышления о людях, к которым относишься с симпатией
  27. Созерцание красивого пейзажа
  28. Возможность дышать свежим воздухом
  29. Пребывание в состоянии умиротворения /медитации/
  30. Принятие солнечной ванны
  31. Ощущения от чистой одежды
  32. Наличие свободного времени
  33. Хороший сон по ночам
  34. Прослушивание любимой музыки
  35. Улыбка
  36. Убежденность в благополучии семьи и детей
  37. Чувство присутствия Бога в жизни
  38. Наблюдение за играми животных
  39. Умения и навыки, способствующие счастью 
  40. Умение настоять на своём и сделать по-своему
  41. Чтение романов, рассказов, стихов
  42. Планирование и организация чего-либо
  43. Умелое вождение автомобиля
  44. Игра на музыкальном инструменте
  45. Четкое выражение своих мыслей
  46. Планирование путешествия и отпуска
  47. Приобретение новых знаний  и навыков
  48. Получение комплиментов или похвалы в свой адрес
  49. Качественное выполнение работы
  50. Вкусная еда
  51. Посещение ресторана
  52. Разного рода игры


Терапия  смехом

Целительные возможности смеха люди узнали давно. Еще в средние века появилась знаменитая фраза о том, что для здоровья горожан  гораздо важнее оказывается прибытие в город  бродячего цирка, нежели  каравана  с лекарствами.

Существует определенная взаимосвязь между активностью лицевых мышц и кровоснабжением головного мозга. Когда человек смеется или хотя бы улыбается, поток крови к мозгу из-за работы лицевых мышц усиливается, поэтому он получает больше кислорода, что положительно сказывается и на эмоциональном состоянии.

Смех положительно влияет на иммунную и эндокринную системы,  снижая уровень адреналина и норадреналина. Считается, что 40 минут расслабляющего отдыха могут заменить пять минут здорового смеха. Происходящие в организме человека во время смеха вибрации и тряски, наподобие тех, которые имеют место в гимнастике Ниши, ликвидируют усталость, очищают верхние дыхательные пути и улучшают циркуляцию крови.

Железы внутренней секреции в этот момент вырабатывают специальные гормоны - эндорфины, снимающие головную боль. Организм получает мощную физическую и энергетическую встряску через дыхание и непроизвольные движения диафрагмы, которые  активизируют обмен веществ и способствуют выведению через  дыхание  накопившиеся  в организме шлаки. Попутно смех  оказывает положительное действие на работу  кишечника.

Смех благотворно влияет на все функции человеческого организма. Больные, которые больше смеются, поправляются быстрее и легче переносят свои недуги.

Природу юмора и остроумия, которые вызывают смех, блестяще  проанализировал Фрейд, который выявил, что в сновидениях и в остротах проявляются некоторые общие черты творческого мышления:

  • лаконизм;
  • сдвиг, то есть такой способ выражения, который позволяет обходить внутреннюю цензуру, сформированную в результате воспитания и  препятствующая выражению мысли и чувства  напрямую;
  • непрямое изображение ситуации - намек на то, что стоит за очевидным реальным фактом;
  • перевернутые причинно-следственные связи, вносящие бессмыслицу в совершаемое или описываемое действие;
  • обратный поворот от абстракции к наглядно чувственным действиям.

Пример такой остроты:

- Скажите,  - вы играете на рояле?

- Нет.

- А почему?

- Высоко сдавать и карты скользят.

Или:

- Доктор, а после операции я смогу играть на скрипке?

- Конечно, сможете. А почему вы об этом спрашиваете?

- Как странно, ведь до операции я не умел.

***

Столкновение двух мыслей, одна из которых явная, а другая подразумеваемая, вызывает  их  своеобразную  сшибку, который  можно охарактеризовать   как  положительный стресс. В результате, как искра между противоположными электрическими зарядами, возникает смех. Чтобы освободиться от  возникшего напряжения, тело начинает содрогаться в конвульсиях.

При смехе меняется обычный способ нашего дыхания.  Конвульсии диафрагмы делают  его прерывистым    и   резким, звуки  дыхания становятся похожими на  рыдания. При этом сильный выдох способствует большему объему  последующего вдоха.   Получается   своего рода приятная  дыхательная гимнастика, которая хорошо  освежает и тело, и мозг. Достигается  такой  результат  за счет выдоха с сопротивлением, физиологические механизмы которого хорошо объяснил в своих работах  об  эндогенном  дыхании В. Фролов.

С точки зрения физиологии  нейрохимическая активность мозга, находящегося в приподнятом состоянии под воздействием смеха   и    сопутствующей ему гипервентиляции, создает в гипоталамусе и в гипофизе  психоактивные вещества, родственные эндорфинам.  Они  заставляют весь организм работать по-новому.  В мозге образуются новые нейронные связи и  их комплексы.  Благодаря этому находится  выход из трудного положения,  когда  кажущийся  тупик заменяется лабиринтом, из которого несмотря на все трудности пути  выход все-таки есть.

Основный принцип гештальт-терапии - жить по принципу “здесь и сейчас”,  не сожалея о прошлом и не тревожась  о  будущем. Как точно подметил Лабрюйер, “Смеяться надо, не дожидаясь смерти, дабы не умереть, не посмеявшись”.

***

Первым, кто применил терапию смехом в противовес серьёзной официальной медицине, был американский журналист Норман Казинс, который смог  три раза вылечить себя от  тяжелых заболеваний. 

В 10 лет Н. Казинс попал в санаторий для туберкулезников и уде тогда обратил внимание на то, что пациенты-оптимисты имеют больше шансов выздоравливать, а пессимисты такой тенденции не имеют.  Тогда он сознательно решил стать оптимистом, и благодаря этому поправился.

Вторая болезнь приключилась Н. Казинсом в 1979 году, когда он заболел очень редкой болезнью, анкилозным спондилитом, которая медленно парализует все тело и неизбежно кончается смертью в течение года. Чтобы  не видеть больничных  покоев, Казинс выписался  и поселился в отеле, начав  лечить себя смехом. Для  этого он целыми днями смотрел по видеоплееру  разные кинокомедии. Попутно врач делал ему  уколы с большими  дозами витамина С внутривенно. Казинс вылечился полностью и даже  смог нормально ходить. В академической медицине это был первый случай излечения подобным  способом.

В 1983 году Казинс перенес инфаркт миокарда и конгестивную остановку сердца. И снова он лечился таким же методом - при помощи смеха. Избавившись таким образом от тяжелой болезни,  Казинс  впоследствии организовал при университете в Лос-Анджелесе кафедру изучения проблем смеха и возможностей  лечения им пациентов. Его исследования доказали, что  смех помогает превозмогать боль, лечит аллергию кожи, расслабляет мышцы шеи и спины, стабилизирует работу сердца и головного мозга.

В основе смехотерапии, практикуемой автором этих строк, лежат две основополагающие идеи:

  1. - признанные повсеместно оздоровительные возможности  йоговского  диафрагмального дыхания;
  2. - концепция Джеймса-Ланге о неразрывной связи  характера движений  человека с его эмоциями. Согласно этой теории именно наши движения  определяют наше  эмоциональное состояние. Как говорил Джеймс,  “Мы печальны, потому что плачем, боимся, потому что дрожим, радуемся, потому что смеемся”. Поэтому, начав  выполнять движения, свойственные какой-то эмоции, мы эту самую  эмоцию и можем испытать. Эту  идею   впоследствиии использовал К.С. Станиславский  при создании своей знаменитой  системы актёрского мастерства, основанной на законах  психофизических действий.

При терапии смехом  очень важным оказывается  задействование   всех типов  дыхания, которые свойственны человеку, а именно - ключичное дыхание, межреберное и диафрагмальное. Каждый        из этих  типов дыхания соответствует включению   особых резонаторов - при ключичном дыхании - головного, при межреберном- грудного, брюшном - диафрагмального.

Для более наглядного  понимания, что представляет собой каждый вид резонатора,  на сеансах музыкальной терапии, проводимой автором этих строк, участников группы просят смеяться:

  1. - так, как квохчет курочка, когда снесет яичко - здесь включается  головной резонатор;
  2. - так, как ржет жеребец, - включая  грудной резонатор;
  3. - так, как рычит бегемот, - включая  брюшной резонатор.

Смеховые упражнения выполняются следующим образом:

Воздух набирается в живот,  при этом грудь и плечи не должны подниматься. После того, как воздух набран, идёт краткая задержка и затем короткими толчками диафрагмы производится выдох.  При выдохе надо попеременно включать  все резонаторы - головной, грудной и брюшной.

Большое значение для смехотерапии имеет и массаж лицевых мышц, так называемых  бугорков радости. Они хорошо заметны у маленьких детей, которые постоянно смеются и улыбаются.

У взрослых эти мышцы постепенно атрофируются, сглаживаются  и постепенно опускаются из-за недостатка смеховой активности. Эти мышцы - “бугорки радости” - находятся на лице, над скулами верхней челюсти и их надо ежедневно массировать восходящими  поглаживаниями и похлопываниями   после   утреннего умывания.

Детям можно значительно  улучшить их настроение, если сделать им массаж головы и тела, можно просто  их погладить. В  тяжелых  случаях оказывает хорошее действие бодание лбами и щекотание.  Этими нехитрыми приемами  известный московский  психотерапевт Александр Иванович Аппенянский,  снял у  десятилетнего мальчика затяжное постстрессовое расстройство, возникшее у него  после террористического  акта в городе  Каспийске в мае 2002 года.

***

Сегодня методы  смехотерапии повсеместно вводятся во многие медицинские  центры  Западный Европы и Америки. В них создаются “комнаты  смеха”, оборудованные кривыми зеркалами, оснащенные  юмористическими книгами, комическими масками и шутовскими колпаками, кинокомедиями и  развлекательными телевизионными программами.  Улыбка и веселое настроение  делают своё благородное  дело  - вытаскивают человека из болезни.

Упражнения

Напишите   самому себе  панегирик -  “Похвальное слово” -,  в котором вы можете превознести свои личностные и профессиональные достоинства. Отметьте при этом самую  малость, например, что смогли кому-то  подсказать  правильное направление дороги.  Восторгайтесь собой и хвалите себя за то,  что  можете делать  себе и другим, за то, что учитесь и получаете образование,  за то, что у вас есть друзья, за то, что у вас есть хороший вкус и тонкость суждений, за то,  что умеете  хорошо решать кроссворды или выращивать цветы. Заметьте, как после выполнения этого упражнения вы почувствуете в себе расширение вашего внутреннего “Я”.

Медитация “Благодарение”

  1. Расположитесь поудобнее, расслабьтесь и прикройте глаза. Понаблюдайте за дыханием, оно   должно стать совершенно спокойным. Начинайте  благодарить судьбу за те дары, которые она вам преподнесла.  Выполняйте это упражнение с установкой, что все-таки лучше жить, чем  умереть. Скажите сами себе: 
  2.  Благодарю судьбу за  то, что я  живу. Благодарю за то, что могу дышать и ощущать жизнь всеми моими чувствами. 
  3.  Какое счастье, что у меня есть глаза, которые могут видеть, уши которыми я могу слышать; язык и нос, которыми я могу ощущать  вкус  и аромат  еды, которую я вкушаю. 
  4. Какое счастье, что у меня есть руки, которыми я могу делать любимые дела, какое счастье, что у меня есть ноги, которые  передвигают меня туда, куда я захочу. 
  5. Благодарю моих родителей, что они дали мне возможность появиться на свет и владеть всем этим. 
  6.  Благодарю  моих учителей, которые  научили меня писать и считать, чувствовать и размышлять, делать любимое дело, рассказали о многом из того, что есть в  этой   жизни. 
  7.  Благодарю судьбу за то, что она дала мне моих друзей. 
  8. Благодарю судьбу за то, что она дала мне возможность любить,  даже если  эта  любовь  не  была  взаимной. 
  9.  Благодарю  жизнь за то, что в ней есть красота природы, в единении с которой можно испытывать блаженство. 
  10. Благодарю жизнь за то, что в ней есть дары искусства, которые сравнимы с дарами богов.

Запомните ощущения, которые возникли в момент выполнения этого упражнения и старайтесь прожить с этими ощущениями сначала один день, потом два, потом неделю. А затем - как можно дольше.

Из книги Валентина Петрушина «Практическая психотерапия в Большом Городе»

На нашем сайте в Лечебном кабинете  Вы сможете найти песни и формулы, которые помогут Вам  приобрести позитивное мироощущение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЦЕНАРИЙ КВНа МЕЖДУ УЧИТЕЛЯМИ И УЧЕНИКАМИ «СМЕХ, ДА И ТОЛЬКО…»или СМЕХ – ЛЕКАРСТВО ОТ ВСЕХ НЕДУГОВ 2015 год

Итак, мы начинаем КВН! Мы не зря именно так обозначили тему нашей сегодняшней встречи в клубе весёлых и находчивых. Школа в этом году выходит на программу развития, связанную со здоровым образом жизни...

Нелёгкая радость моя (Радости и трудности моей работы) Времен связующая нить

Мы привыкли  к нескончаемому потоку во время перемен, к рабочему шуму , к детским голосам, к самым неожиданным поступкам и уже не удивляемся ничему. Такова уж наша профессия с её бесконечными ноч...

Ни печали без радости, ни радости без печали

Расширение представлений учащихся о жизненных проблемах и способах их преодоления....

Игровая программа "Новый год смех и радость к нам несёт!"

Создание благоприятной праздничной обстановки...