«Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка»
статья
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_i_ee_rol_v_razvitii_i_vospitanii_rebenka.docx | 35.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Круглый стол на тему
«Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка»
- Типы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка.
- Основные периоды развития семьи и функции членов семьи.
- Психологическая безопасность (безопасная семья, безопасная школа, социальное окружение) - необходимое условие нормального развития ребенка.
1.Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. 3 стиля семейного воспитания: - демократический - авторитарный – попустительский.
- При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия».
- При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления».
- При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.
В современной практике семейного воспитания довольно определенно выделяются три стиля (вида) отношений: авторитарное, демократическое и попустительское отношение родителей к своим детям.
Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение — главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность. Жестокость и террор — вот основные черты такого отношения родителей (чаще отца) к детям. Всегда держать детей в страхе — таков главный принцип деспотических отношений. Это неизбежно приводит к воспитанию детей безвольных, трусливых, ленивых, забитых, «слякотных», озлобленных, мстительных и, нередко, самодурствующих.
Контакты с детьми v таких родителей — явление чрезвычайно редкое, воспитание они поручили бабушкам и дедушкам. Родители не хотят уронить свой престиж в глазах детей, а получают обратное: начинается отчуждение ребенка, а вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость.
Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными. Суть его заключается в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, умеющего «подыгрываться» к людям. Это, можно сказать, социально опасный способ отношений с детьми. Педагогов, проявляющих такое всепрощенчество по отношению к ребенку, А. С. Макаренко называл «педагогическими бестиями», осуществляющими самый неумный, самый безнравственный вид взаимоотношений.
Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Они видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания воспитать детей такими, какими являются сами.
Бедные дети часто становятся лишь средством лечения родительских комплексов. | Вы никогда не сможете понять душу ребенка, если будете смотреть на него сверху вниз. | Тот, кто воспитывает как может, получает что придётся. |
Для тех, кого лишили ласки в детстве и в пощечине видится любовь. | Не забывайте - именно дети сделали вас родителями. | Дети позорят нас, когда на людях ведут себя так, как мы ведем себя дома. |
Не удивительно, что люди так ужасны, если им приходится начинать жизнь детьми. | Детству следует оказывать величайшее уважение. | Слишком хорошее детство превращает ребенка во взрослого еще быстрее, чем плохое |
- Основные периоды развития семьи и функции членов семьи.
Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости от этапов ее жизнедеятельности. В частности, рядом авторов выделяются следующие фазы развития семьи:
1. Вовлечение. Встреча будущих супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу, романтизация отношений.
2. Фаза без детей (от начала проживания вместе до рождения первого ребенка).
3. Экспансия (от рождения первого до рождения последнего ребенка. Семья с маленькими детьми).
4. Стабилизация (фаза зрелого брака, период воспитания детей до того момента, когда первый ребенок покидает дом).
5. Фаза, в которой дети постепенно покидают дом.
6. «Опустевшее гнездо» (супруги остаются одни после ухода всех детей).
7. Фаза, в которой кто-то из супругов остается один после смерти другого.
Существуют, однако, семьи, в развитии которых не прослеживаются четко указанные фазы. Тем не менее такая периодизация является полезной, так как обеспечивает некоторый образец для сравнения и анализа отклонений.
На каждой из указанных стадий жизненного цикла семьи могут возникать специфические проблемы внутреннего и внешнего порядка, что, конечно, нарушает функционирование семейной системы.
Интересно отметить, что некоторые ученые делают попытки соотнесения основных периодов развития семьи и функций членов семьи.
Для каждого периода развития семьи характерны определенные функции всех членов семьи, внимание к этим функциям и их выполнение обеспечивает преемственность на всех стадиях развития семьи:
1. Семья, ждущая ребенка, и семья с младенцем.
Родительские функции:
- привыкание к мысли о беременности и рождении ребенка;
- подготовка к материнству и отцовству, привыкание к роли отца и матери;
- привыкание к новой жизни, связанной с появлением ребенка;
- создание в семье атмосферы, благоприятной и для семьи, и для ребенка;
- забота о потребностях ребенка;
- распределение обязанностей по дому и уходу за ребенком, не перегружающее ни одного из родителей
Функции ребенка:
- ребенок зависим от матери и начинает доверять ей;
- появление привязанностей;
- овладение навыками простейшего социального взаимодействия;
- приспособление к ожиданиям других людей;
- развитие координации движений рук и глаз;
- нахождение удобного ритма смены покоя и действия;
- овладение словами, короткими фразами, речью
2. Семья с ребенком дошкольного возраста.
Функции семьи и родителей:
- развитие интересов и потребностей ребенка;
- преодоление чувства пресыщения материнством (отцовством) и раздражения по поводу хронической нехватки времени для собственных нужд;
- поиск квартиры, соответствующей потребностям семьи;
- привыкание к чрезвычайно возросшим с появлением в семье ребенка материальным затратам;
- распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях;
- поддержка сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих, и беседы о будущих детях;
- дальнейшее развитие взаимоотношений в семье – открытых, позволяющих супругам говорить на самые разные темы;
- развитие отношений с родителями в связи с появлением ребенка и выполнением ими новой роли;
- сохранение прежнего круга друзей и своих увлечений вне дома (в зависимости от возможностей семьи);
- выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций, беседы родителей о воспитании детей
Функции ребенка:
- преодоление противоречия между желанием быть всегда с объектом своей привязанности и невозможностью этого;
- привыкание к самостоятельности;
- выполнение требований родителей по соблюдению чистоты (опрятность во время еды, гигиена половых органов);
- приспособление к запретам со стороны родителей;
- проявление интереса к товарищам и играм;
- стремление быть как мама или папа
3. Семья школьника.
Функции семьи и родителей:
- воспитывать у детей интерес к научным и практическим знаниям;
- поддержка увлечений ребенка;
- дальнейшее развитие взаимоотношений в семье (открытость, откровенность);
- забота о супружеских отношениях и личной жизни родителей;
- сотрудничество с родителями других школьников
Функции ребенка:
- получение навыков, необходимых для школьного образования;
- стремление быть полноправным и готовым к сотрудничеству членом семьи;
- постепенный отход от родителей, осознание себя как личности, которую любят и уважают;
- включение в группу сверстников, совместная с ними деятельность;
- знакомство с правилами поведения и моралью группы;
- расширение словарного запаса и развитие речи, позволяющее четко излагать свои мысли;
- осознание значения причинно-следственных связей и формирование научной картины мира
4. Семья с ребенком старшего школьного возраста.
Функции семьи и родителей:
- передача ответственности и свободы действий ребенку по мере взросления и развития его самостоятельности;
- подготовка к новому периоду жизни семьи;
- определение функций семьи, распределение обязанностей и разделение ответственности между членами семьи;
- поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
- воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, на собственном примере – взрослого мужчины, любящего супруга, любящего, но знающего меру отца (взрослой женщины, жены и матери);
- понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как уникальной личности
Функции подростка:
- положительное отношение к собственному полу и происходящим физиологическим изменениям;
- прояснение для себя роли мужчины и женщины;
- ощущение принадлежности к своему поколению;
- достижение эмоциональной независимости, отход от родителей;
- выбор профессии, стремление к материальной независимости;
- подготовка к дружбе со сверстником противоположного пола, браку и созданию семьи;
- постепенное формирование собственного мировоззрения
5. Семья с взрослым ребенком, входящим в мир.
Функции родителей:
- отрыв от взрослеющего ребенка, способность отказаться от прежней власти над ним;
- внушение ребенку, что в любых жизненных ситуациях он всегда получит утешение и помощь под родительским кровом;
- создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, пришедших в нее через брачные связи;
- забота о супружеских отношениях при новой структуре семьи;
- спокойное вступление в новую стадию брака и подготовка к выполнению роли бабушки и дедушки;
- создание хороших отношений между собственной семьей и семьей взрослого ребенка;
- уважение самостоятельности и индивидуальности обеих семей
Функции молодых:
- осознание своего положения как положения самостоятельного человека, могущего отвечать за свои поступки;
- создание прочных и в то же время гибких и взаимоприемлемых отношений со своим возможным будущим супругом (супругой);
- положительное отношение к собственной сексуальности и ее удовлетворение в отношениях с партнером;
- создание собственной системы ценностей, мировоззрения, своего уклада жизни;
- знакомство с задачами развития партнерских отношений при формировании семьи.
3. Психологическая безопасность (безопасная семья, безопасная школа, социальное окружение) - необходимое условие нормального развития ребенка.
Ребенок не может самостоятельно обеспечить свою безопасность, оградить себя от угроз психическому благополучию, тормозящих или деформирующих нормальный процесс его развития. Поэтому чтобы помочь тревожному ребенку, необходимо позаботиться о психологической безопасности, чувстве защищенности малыша и это задача взрослых.
Признаки и особенности поведения тревожного ребенка из-за отсутствия психологической безопасности могут проявляться: в трудностях засыпания и беспокойном сне; в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности; в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним; в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия); в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения; в том, что он постоянно сосет соску, палец; в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук; в дневном и ночном недержании мочи, в игре с половыми органами.
Определим, что является угрозой психологической безопасности детей.
К внешним источникам следует отнести:
- Манипулирование ребенком, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности. Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы, как в деятельности, так и в принятии решений.
- Межличностные отношения детей в группе. Бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а взрослые долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого явления. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме, каковым является для ребенка дошкольное учреждение.
- Враждебность окружающей ребенка среды, когда ему ограничен доступ к игрушкам; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.
- Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней.
- Неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых.
- Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.
- Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда и прочие факторы.
Внутренними источниками угроз психологической безопасности ребенка могут быть:
- Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения. В результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми.
- Осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности. Это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть.
- Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.
- Индивидуально-личностные особенности ребенка, например сформировавшиеся боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания.
- Патология физического развития, например нарушение зрения, слуха и т. д.
Общим же источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий. Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка из самых благих соображений, не осознавая, что тем самым делают ребенка тревожным. Например: убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.
Надежными показателями того, что средства психологической безопасности выбраны верно, служат хорошее настроение малыша, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности.
Психологическая безопасность подростков (школьников).
Огромную часть своего времени подросток проводит в школе, продленке, а его межличностное взаимодействие включает общение с учителями и другими учащимися. Поэтому так важно сохранять психологическую безопасность образовательного процесса. Это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.
Именно она обеспечивает образовательной среде развивающий характер, а школьникам – состояние психологической защищенности. Обучающиеся разных возрастов, а особенно подростки очень чувствительны к влиянию морального давления, опасности, дискомфорта. В этом возрасте есть риск разрушения основ личностно-эмоционального благополучия. Поэтому эффективное отражение неблагоприятных внешних воздействий способствует благоприятному развитию личности подростка.
Моральное давление – это действие, причиняющее обиду, вызывающее гнев, страх, психологический упадок и эмоциональную неуверенность в собственной значимости или неспособность защитить себя от физического, межполового или дальнейшего морального давления. Моральное давление имеет следующие проявления: употребление бранных слов и/или крика; постоянное приставание, допросы и унижение, оскорбления, наносящие вред самооценке; проявление грубости по отношению к друзьям и родственникам, оскорбление их; контроль и/или ограничение действий. Неясные угрозы типа: “Ты у меня доиграешься!” или “Ох, ты допрыгаешься, я тебе обещаю!”.
Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, осваивать систему знаний и социальных навыков, научаться жить, нести ответственность, развивать свои способности и строить образ “Я”.
Поскольку психологическое здоровье - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение уроков музыки для всестороннего развития и воспитания ребенка
Значение уроков музыкидля всестороннего развития и воспитания ребенка...
Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка
Семейное воспитание - это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям. Именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными дет...
Хоровое пение как способ духовно-нравственного развития и воспитания ребенка
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4264438","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Роль хореографии в развитии и воспитании ребенка
- Развивает: внимание, собранность, зрительное восприятие, трудолюбие, ответственность;- Кроме названного: развивает логику, пространственное мышление, а также: память, целеустремленность;-Кроме того:...
Консультация для родителей Роль музыкальных инструментов в воспитании ребенка
В статье раскрывается значение музыкальных инструментов в развитии детей дошкольного возраста...
Консультация для воспитателей Ребенок с особенностями развития. «Инклюзивное воспитание ребенка в ДОУ»
Ребенок с особенностями развития – прежде всего Ребенок....
Доклад на тему: "Роль речевого развития в воспитании гармоничной личности ребенка»
Доклад на тему: "Роль речевого развития в воспитании гармоничной личности ребенка»...