Советы для учителей пятиклашек
консультация по психологии на тему

Щелакова Светлана Николаевна

Советы педагога-психолога учителям-предметникам, работающим в 5-х классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovety_uchitelyam_5tiklashek.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

При работе с детьми:

  • Постарайтесь грамотно осуществить рассаживание детей в классе, с учетом их индивидуальных особенностей.
  • По возможности, ознакомьтесь с медицинскими картами учеников, узнайте о возможных проблемах со здоровьем, чтобы в случае критических ситуаций быть готовым к тем или иным действиям. Также не помешает узнать и об условиях проживания некоторых ребят, взаимоотношениях в их семьях.
  • Поддерживайте связь со школьным психологом. Приглашайте его на классные часы для проведения тестирований, выявляющих уровень адаптации детей, или проводите их сами, впоследствии обсуждая результаты со специалистом.
  • На классном часе ознакомьте детей с возможными трудностями, которые им предстоят и способах их решений, расскажите о некоторых чисто организационных мерах.
  • Высокий темп — это одна из причин, мешающих пятиклассникам качественно усваивать материал.
  • Не забывайте учитывать трудности адаптационного периода и возрастные особенности при выборе способа подачи материала.
  • Познакомьте учеников с более рациональными способами выполнения домашнего задания по вашему предмету.
  • Постарайтесь находить в ответах каждого ученика положительные моменты, что-то особенное или необычное и поощряйте его за это.
  • Старайтесь создавать обстановку успеха, подбадривайте своих учеников, даже если у них не все получается.
  • Работайте в тандеме с классными руководителями для лучшего понимания особенностей класса.
  • Не упускайте случая в конце урока приободрить перед всем классом тех, кто еще недостаточно уверен в себе, малоактивен, боится отвечать.
  • Постарайтесь наладить эмоциональную связь с классом.

При работе с родителями:

  • На первом родительском собрании классному руководителю необходимо рассказать родителям о новых учителях или, еще лучше, дать им самим представиться и рассказать о своих методах работы, требованиях, критериях выставления оценок и прочем. Объясните, что не стоит наказывать ребенка за малейшие ошибки или невысокие оценки, а пытаться узнать, где в знаниях ребенка появился пробел или возникло непонимание.
  • Разрешите родителям время от времени консультироваться с вами по тем или иным вопросам, связанным с обучением, при этом четко очертив дозволенные границы (например, письма, звонки с 17.00 до 19.00, личные встречи по определенным дням и т.д).
  • Объясните, что первое время ученикам стоит носить бейджи с их именами для лучшего запоминания имен одноклассников, а также быстрого запоминания их имен учителями.
  • Дайте понять, что работа вас и родителей пятиклассников должна быть направлена на укрепление у детей уверенности в себе, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неудач и что необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в стрессовых ситуациях.
  • Объясните родителям, что стоит относиться с пониманием к трудностям, с которыми сталкивается их ребенок при переходе в старшую школу, а также помогать ему постепенно привыкать к самостоятельности и ответственности, научить подготавливать свое рабочее место к работе, планомерно выполнять домашние задания. При возникновении сложностей с выполнением домашнего задания, не отказывать в помощи и не делать задания за ребенка.
  • Попросите также не обсуждать с ребенком учителей, формируя тем самым негативное отношение ребенка к конкретному предмету.
  • По возможности, стимулируйте родителей так организовать свободное время ребенка, чтобы в нем было место для посещения спортивных секций, бассейна или танцев, прогулок на свежем воздухе, полноценного и здорового отдыха. И самое главное - обеспечить эмоциональный комфорт дома.
  • Расскажите родителям, что очень важно хотя бы раз в неделю находить время, свободное от рабочих или домашних забот, и интересоваться школьными успехами ребенка. Пусть ребенок расскажет вам о своих одноклассниках и взаимоотношениях с ними, школьных предметах и учителях. Необходимо запоминать имена, даты, детали событий, о которых сообщает ребенок, используя их как опорную информацию для последующих разговоров, демонстрируя свою вовлеченность в его жизнь.
  • Объясните, что лучше регулярно поддерживать связь с учителем, узнавая об успехах ребенка, чем обращаться к нему, когда ситуация уже крайне запущена.

Волшебные фразы:

"Ты зря сомневаешься в своих силах. Я знаю, что ты сможешь".

"Зная тебя и насколько ты способный, я уверена, что у тебя все получится. Давай попробуем, я тебе помогу!".

"Ты делаешь все правильно/очень хорошо/очень красиво";

"Это более сложное задание, но я знаю, что ты к нему готов";

"У тебя есть идеи? Поделись с нами."

"Ты на правильном пути, продолжай в том же духе"

Использование подобных фраз помогает создать ситуацию успеха на уроке и поощрить тех, кто не уверен в своих силах.

В случае же, когда стоит продемонстрировать ваше разочарование, можно использовать фразы типа:

"Зная о твоих способностях, я думаю, ты мог бы сделать и лучше. Постарайся в следующий раз улучшить результат";

"Мне жаль, что твои результаты в этот раз печальные, тебе стоит подтянуть …. и в следующий раз будет лучше";

"Тебе стоит повторить предыдущую тему";

Таким образом, следует уделить особое внимание формированию у ребенка правильного отношения к ошибкам, как к способу более углубленного изучения материала, а не унижения. Важно, чтобы ошибки не воспринимались как проигрыш, нечто наказуемое и недопустимое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы для учителей ИЗО и просто для тех кто любит рисовать. Как рисовать пейзаж, приёмы рисования

В данной работе описываются различные методы рисования пейзажа...

Презентация к пед.совету "Деятельность учителя на уроке"

Презентация "Формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся" представлена слайдами: характеристики и требования к уроку-основной форме организаци...

Совет начинающему учителю

Методические рекомендации молодому учителю...

Вредные советы для учителя

Шуточное стихотворение, можно использовать на любом корпоративе....

Эссе «Главный совет молодому учителю»

Эссе «Главный совет молодому учителю»...

Главный совет молодому учителю-эссе

Дорогой коллега - МОЛОДОЙ, СОВРЕМЕННЫЙ учитель! С гордостью и радостью обращаюсь к тебе, последователю одной из благороднейших профессий человечества. Каким должен быть современный учитель? ...

Педагогический совет "Самообразование учителя"

педагогический совет " Самообразование учителя" . Цель:  определить влияние педагогической рефлексии на педагогическое мастерство о профессиональный рост учителей...