Ваш ребёнок-пятиклассник.
материал по психологии (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Ваш ребенок - пятиклассник.
Адаптация к обучению - постепенное приспособление организма ребенка к условиям обучения в старшей школе.
В проблеме перехода из начальной школы в среднюю необходимо обратить внимание родителей на проблему адаптации детей к обучению в средней школе, на её позитивных и негативных сторонах, а также на те условия, которые могут способствовать или препятствовать успешному прохождению адаптационного периода, обратить внимание родителей на те трудности, которые могут возникнуть у детей в учебе. Основное внимание родителям в это время следует уделить развитию учебной деятельности, умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно
новые знания и навыки.
В пятом классе условия обучения коренным образом меняются, дети переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель–учителя-предметники, уроки, как правило, проходят в разных кабинетах. Нередко дети меняют школу, у них появляются не только новые учителя, но и новые одноклассники.
В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства - достаточно стабильным периодом развития, что создает благоприятные условия для адаптации школьника к обучению в средних классах.
В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются — тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат - у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.
Какими должны быть пятиклассники?
Пятиклассники должны:
- уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;
- уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых;
- стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;
- уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с одноклассниками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
- иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;
- уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.
Рекомендации родителям.
1.Помните, что для ребенка по - прежнему важно соблюдать режим дня. Обращайте внимание на организованность Вашего ребенка, обсуждайте с ним такие вопросы:
- как можно учиться на собственных ошибках;
- почему иногда не хочется учиться и что с этим делать;
- что нужно, чтобы учиться хорошо.
2. Не думайте, что ваш ребенок повзрослел и можно ослабить контроль. Это может постепенно привести к тому, что незаметно для Вас ребенок перестанет усваивать материал.
3. Помогите ребенку разобраться в новых для него жизненных условиях. Подойдите к педагогу особенно если Вы видите, что у ребенка есть проблемы по данному предмету), уточните требования к уроку, домашнему заданию и т.п.
4. Помогайте выполнять домашнее задание. Но не делайте работу за него. Контролируйте выполнение домашних заданий с учетом требований педагогов.
5.Проявляйте интерес к делам ребенка, к его школьной жизни, к тому, какие у него взаимоотношения с одноклассниками. Побуждайте рассказывать о его делах, и не только учебных. Старайтесь быть терпеливым слушателем, не давайте скорых и резких оценок, это может обидеть ребенка, и в следующий раз он уже не будет столь доверчив.
6. Помогите ребенку почувствовать интерес к предметам, преподаваемым в школе. Помогите определить и понять, к чему ему стремиться. Обсуждайте с детьми их увлечения, интересы, учебные предметы, которым он отдает предпочтение.
7. Особенно важно сейчас приложить все усилия для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу дома. Ваш ребенок должен всегда помнить о том, что его любят просто потому, что он есть, а не за то, что он приносит из школы хорошие отметки. Помните: сейчас Вашему ребенку нужны Ваши поддержка и понимание.
Правила помощи ребенку при выполнении домашнего задания.
Неукоснительное выполнение режима дня.
- Четко определите время, в которое ребенок должен приниматься за выполнение домашней работы.
- Придерживайтесь этого расписания настолько строго, насколько это возможно.
- Время, отведенное на выполнение домашних заданий, не должно ничем прерываться.
Распределение заданий по степени сложности.
- Целесообразно предложить ребенку начинать выполнение заданий с самых легких. Таким образом, за сравнительно короткое время оказывается выполнено большее количество заданий. Что порождает чувство удовлетворенности.
Сначала отметить то, что выполнено правильно.
- Сначала отметьте те задания, которые выполнены верно, без ошибок. Относительно заданий, выполненных неверно. Скажите ребенку: « Я думаю, что если ты еще раз проверишь этот пример. то у тебя будет другой ответ». Это побуждает ребенка возвращаться к заданию без лтвращения и чувства бессилия.
Помощь при заучивании информации из учебника.
Часто школьники не знают, на что следует обращать внимание при изучении текста. Можно воспользоваться следующими приёмами:
- Перед прочтением текста обратить внимание на вопросы, которые приведены в конце параграфа, а при первоначальном прочтении попытаться найти в тексте ответы на них и отметить для себя.
- Параграф обычно разбит на смысловые части, поэтому целесообразно в каждой части выделить главную мысль отрывка.
Обращайте внимание на неречевые сигналы, которые вы посылаете детям ( жесты, мимику)
- Гримасы, напряженность позы, вздохи, поднятые брови и другие проявления « языка тела» воспринимаются детьми острее, нежели Ваши слова. Злоупотребление такими неречевыми сигналами только добавляет напряженность в ваших взаимоотношениях, связанные с домашней работой.
Тест « Я- родитель пятиклассника»
Ответьте на каждый вопрос. 1 балл, если Вы согласны с утверждением, 0 – не согласны.
- Я помогаю ребенку собирать портфель.
- Я знаю все успехи и трудности своего ребенка по всем предметам.
- Я подошел к педагогам и узнал требования к домашним заданиям, оформлению тетради.
- Каждый день я интересуюсь самочувствием своего ребенка.
- Я помогаю своему ребенку в подготовке домашних заданий.
- Я не считаю , что отметки у моего ребенка должны быть только отличными.
- Для меня важнее, какие взаимоотношения складываются у ребенка с учителями, нежели его отметки.
Подсчитайте количество баллов. Если у вас их 5 и более , значит Вы супер-родитель, Вы умело способствуете хорошей адаптации своего ребенка.
Я желаю каждому родителю удачи и терпения, понимания и любви.
Литература.
- «Школьный психолог" №12 март 2002г. статья А. Прихожан.
- Симонова О.К. Родительские собрания с психологом.- М. : Планета, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ваш ребёнок пятиклассник
Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Начало 5 класса - сложный этап для ребенка, для учителей, и для родителей. Возраст учени...
Ваш ребёнок пятиклассник(памятка для родителей)
Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Начало 5 класса - сложный этап для ребенка, для учителей, и для родителей. Возраст учени...
Ваш ребёнок - пятиклассник!
Советы родителям на первом родительском собрании учащихся 5 класса, оформленные в виде буклета...
Родительское собрание на тему «Мой ребёнок – пятиклассник»
советы родителям...
Ваш ребёнок - пятиклассник
О чем говорить на первом родительском собрании в 5 классе? Расскажите родителям об особенностях данного возраста и о трудностях, с которыми столкнется ребёнок при переходе в среднее звено. В качестве ...
"Ваш ребёнок – пятиклассник"
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе труднейшим периодом школьного обучения....
Ваш ребёнок - пятиклассник.
Родительское собрание...