Мастер-класс "Тренинг - что это и как?"
методическая разработка по психологии (9 класс) по теме
Тема: Тренинг - что это и как?
Цель: формировать знания о понятии тренинга, его видах и особенностях проведения
План работы:
1. Знакомство с понятием тренинга, его целями, видами, правилами/особенностями - теория
2. Проведение ряда упражнений в соответствии с темой тренинга (коммуникативный, креативность, сплочение и т.п.)
3. Обсуждение, рефлексия
4. Закрепление усвоенного материала (проведение упражнений в рамках своего клуба, например)
Материалы: бумага, ручки, фломастеры; возможно, проектор, (не обязательно).
Помещение: кабинет с наличием свободного пространства.
Тренинг. Теоретическая часть.
Тренинг (Training (англ.) - "тренировка, выработка навыков") – это одна из форм обучения и передачи информации. А именно: групповое занятие по какой-то заранее заявленной теме, на котором собравшиеся участники заняты решением каждый своей проблемы. В чем-то одинаковой – (например, трудности взаимодействия подростков), - но в чем-то различной, что обусловлено различными обстоятельствами и предысторией.
От лекции или урока тренинг отличается тем, что материал не только "начитывается", но и прорабатывается, т.е. закрепляется в сознании участников тренинга.
Цель тренера: стимулируя их интерес и пробуждая желание сделать услышанное частью своего личного опыта.
Важно для тренера: внимательно наблюдать за реакцией участников, корректировать ход тренинга в зависимости от реакции.
Главное отличие тренинга от индивидуальной консультации в том, что на тренинге каждому участнику становится доступен не только опыт и знания психолога, ведущего эти занятия, но и опыт и знания других участников.
Возможные темы: неуверенность, страхи, решение конфликтов, повышение творческого потенциала
Виды по целям и задачам:
Коммуникативный тренинг
Интеллектуальный тренинг (тренинг ведения переговоров, бизнес-тренинги)
Регулятивный тренинг (уменьшение агрессии)
Тренинг специальных умений (повышение творческого потенциала)
На сплочение
Правила тренинга:
1. Правило персонифицированных высказываний. (обращайся не ко всей группе, а конкретно к кому-то, по имени).
2. Правило доверительности (единая форма обращения «на ты» уравнивает всех), искренность - непременное требование.
3. «Здесь и теперь»: говорите о том, что волнует именно теперь.
4. «Обратная связь» каждый участник должен дать почувствовать другим, как он к ним относится.
5. Правило конфиденциальности. Все, что происходит во время занятий, не должно выноситься за пределы группы.
6. Правило недопустимости перехода «на личности»: следует говорить не о личностях, каких-либо отрицательных качествах человека, а о его действиях.
Важно. В случае если кого-то не устраивают какие-либо правила, то нужно решить: принять их или уйти. Во время обсуждения дается возможность высказаться всем желающим, выслушать их предложения, а также обсудить их.
Тренинг развития креативности
Цель: осознание свою креативности и её развитие.
- «Знакомство»
Инструкция: "Начнем нашу работу со знакомства: каждый по очереди будет называть свое имя и три присущие ему качества, начинающиеся на ту же букву, что и его имя".
- «Объявление»
Участникам предлагается составить объявление о себе, состоящее из пунктов: Имя, Я эксперт в области, Больше всего мне нравится, В этом году я научился. После составления объявлений участники делятся по парам, меняются объявлениями и обсуждают.
- «А как думаешь ты?»
Каждому раздаётся карточка с определенным вопросом: философским, об интересах и т.д. После этого начинается хаотичное движение: деление по парам, диалог, обмен вопросами, смена пар.
- «Альтернатива»
Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.
Инструкция: "Сейчас я брошу кому-то мяч и назову при этом любой предмет. Тот, которому достанется мяч, должен будет назвать три нестандартных способа использования этого предмета. Затем мяч бросается следующему, называется другой предмет.
В чем заключались основные трудности, с которыми вы столкнулись при выполнении задания? / Что вы чувствовали?
- «Фантазёры»
Инструкция: "Задание, которое я сейчас вам предложу, надо будет выполнять письменно. Напишите в верхней части листа четыре буквы: Н Г О К. По моему сигналу мы начнем работу: надо будет составить как можно больше предложений, причем в каждом из написанных вами предложений первое слово должно начинаться на букву Н, второе – на букву Г, третье – на О, четвертое на К. Например, "Николай Говорит Очень Красиво". Сейчас у вас есть три минуты на выполнение задания".
Через три минуты тренер предлагает каждому участнику по очереди сказать, сколько у него написано предложений, а затем просит каждого прочитать одно из написанных им предложений, любое, по выбору самого участника. Это может быть то предложение, которое сам участник считает наиболее удачным.
Усложнение: составить рассказ. Количество слов в предложениях, из которых будет состоять этот рассказ, может быть любым, но слова должны начинаться на буквы НГОКНГОКНГОК и т.д. При этом знаки препинания могут ставиться в любом месте.
- «Цвет жизни»
Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.
Инструкция: "Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, при этом, когда бросаем – называем какой-либо цвет, а когда ловим объект такого цвета. Будем внимательны: не будем повторять те цвета и объекты, которые уже названы, и дадим возможность каждому из нас участвовать в работе"
- «Чувство сердца»
Инструкция: "Сосредоточитесь на своем соседе справа (слева). Вспомните все его проявления во время нашей работы, все, что он говорил, делал. Вспомните чувства и отношения, которые возникали у вас к этому человеку. Для этого у нас будет две минуты".
Когда две минуты прошли, тренер продолжает инструкцию: "Теперь решите, какое из описаний природы, погоды, времени года, которое вы встречали в литературе или придуманное вами, соответствует вашим впечатлениям об этом человеке. Когда все будут готовы, каждый из нас, по очереди, скажет своему соседу возникшее у него описание".
- «Телепорт»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
А сейчас как истинные волшебники мы с вами будем обучаться телепортации. Дети, в знали, что когда рождается человек, то на небе загорается его звезда, чтобы светить ему весь его век. Она горит так ярко, что её спасательной энергии хватает на долгие-долгие годы, она оберегает нас, спасает, даёт надежду и силы.
И сегодня я предлагаю совершить вам путешествие, но это будет необычное путешествие, мы совершим полёт к звезде, к своей звезде.
Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох…
Вы чувствуете, как ваши ноги постепенно отрываются от земли, а тело становится невесомым, очень лёгким… и вы начинаете медленно-медленно подниматься вверх, к небу. Посмотрите вниз: всё, что раньше вас окружало (дома…, улицы…, деревья…, парки…, машины…) всё становится маленьким, едва заметным.
А если вы поднимите голову вверх, то увидите всё то, что раньше казалось недосягаемым, далёким. Вот - приближающееся небо. Вы летите сквозь пушистые облака, потрогайте их руками, пусть их прохлада останется на ваших ладонях. Вы стремительно летите мимо холодных комет, а сейчас пролетаете мимо солнца. Почувствуйте его приятное тепло, пусть оно согреет вас. Вы путешествуете по огромному небесному миру, встречаете различные звёзды… А где же Ваша звезда?.. Вот…она… Посмотрите, какая она? Большая или маленькая? Холодная как лёд или горячая, как пламя костра? Какого она цвета? Может быть голубая, жёлтая, красная?.. Кокой она формы? Круглая или остроконечная?
Дотроньтесь до своей звезды и попросите у неё всё то, в чём вы нуждаетесь, что вам так необходимо: попросите добра, счастья, спокойствия, здоровья, умиротворения, хорошего настроения…
А теперь обязательно улыбнитесь ей и поблагодарите свою звезду за всё: за то, что она просто существует, она ваша, светит только для вас, что она сопровождает вас всю жизнь, что она даёт вам силы и энергию…
А теперь нам необходимо возвращаться домой. Попрощайтесь со своей звездой и пообещайте, что теперь, в минуты грусти, отчаяния, тревоги вы будете помнить, что у вас есть ОНА…, вы будете помнить, что это - источник сил, энергии, света, добра…
Почувствуйте, как постепенно тяжелеют ваши ноги, а тело становится грузным… вы начинаете свой путь обратно, домой. Вы летите сквозь пушистые облака, потрогайте их руками, пусть их прохлада останется на ваших ладонях. Вы стремительно летите мимо холодных комет, а сейчас пролетаете мимо Солнца.
Если вы поднимите голову вверх, то увидите всё то, что раньше казалось огромным, могущественным (звёзды, кометы, планеты, облака), постепенно становится всё меньше и меньше… Вот – приближающаяся Земля. Реки, озёра, луга, парки, дома, люди… Всё - становится более крупным, более заметным…
Сохраните в памяти эти чувства, которые вы испытали сегодня. И пусть ваша звезда далеко, но каждый раз, как только вы устали, или у вас грустное настроение, или вам просто нужны свежие силы…просто навестите ее, совершите это необычное путешествие…
Когда я досчитаю до 5, вы сможете открыть глаза и снова оказаться в этой комнате…
- Рефлексия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мастер-класс тренинг | 23.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Тренинг - что это и как?
Цель: формировать знания о понятии тренинга, его видах и особенностях проведения
План работы:
1. Знакомство с понятием тренинга, его целями, видами, правилами/особенностями - теория
2. Проведение ряда упражнений в соответствии с темой тренинга (коммуникативный, креативность, сплочение и т.п.)
3. Обсуждение, рефлексия
4. Закрепление усвоенного материала (проведение упражнений в рамках своего клуба, например)
Материалы: бумага, ручки, фломастеры; возможно, проектор, (не обязательно).
Помещение: кабинет с наличием свободного пространства.
Тренинг. Теоретическая часть.
Тренинг (Training (англ.) - "тренировка, выработка навыков") – это одна из форм обучения и передачи информации. А именно: групповое занятие по какой-то заранее заявленной теме, на котором собравшиеся участники заняты решением каждый своей проблемы. В чем-то одинаковой – (например, трудности взаимодействия подростков), - но в чем-то различной, что обусловлено различными обстоятельствами и предысторией.
От лекции или урока тренинг отличается тем, что материал не только "начитывается", но и прорабатывается, т.е. закрепляется в сознании участников тренинга.
Цель тренера: стимулируя их интерес и пробуждая желание сделать услышанное частью своего личного опыта.
Важно для тренера: внимательно наблюдать за реакцией участников, корректировать ход тренинга в зависимости от реакции.
Главное отличие тренинга от индивидуальной консультации в том, что на тренинге каждому участнику становится доступен не только опыт и знания психолога, ведущего эти занятия, но и опыт и знания других участников.
Возможные темы: неуверенность, страхи, решение конфликтов, повышение творческого потенциала
Виды по целям и задачам:
Коммуникативный тренинг
Интеллектуальный тренинг (тренинг ведения переговоров, бизнес-тренинги)
Регулятивный тренинг (уменьшение агрессии)
Тренинг специальных умений (повышение творческого потенциала)
На сплочение
Правила тренинга:
1. Правило персонифицированных высказываний. (обращайся не ко всей группе, а конкретно к кому-то, по имени).
2. Правило доверительности (единая форма обращения «на ты» уравнивает всех), искренность - непременное требование.
3. «Здесь и теперь»: говорите о том, что волнует именно теперь.
4. «Обратная связь» каждый участник должен дать почувствовать другим, как он к ним относится.
5. Правило конфиденциальности. Все, что происходит во время занятий, не должно выноситься за пределы группы.
6. Правило недопустимости перехода «на личности»: следует говорить не о личностях, каких-либо отрицательных качествах человека, а о его действиях.
Важно. В случае если кого-то не устраивают какие-либо правила, то нужно решить: принять их или уйти. Во время обсуждения дается возможность высказаться всем желающим, выслушать их предложения, а также обсудить их.
Тренинг развития креативности
Цель: осознание свою креативности и её развитие.
- «Знакомство»
Инструкция: "Начнем нашу работу со знакомства: каждый по очереди будет называть свое имя и три присущие ему качества, начинающиеся на ту же букву, что и его имя".
- «Объявление»
Участникам предлагается составить объявление о себе, состоящее из пунктов: Имя, Я эксперт в области, Больше всего мне нравится, В этом году я научился. После составления объявлений участники делятся по парам, меняются объявлениями и обсуждают.
- «А как думаешь ты?»
Каждому раздаётся карточка с определенным вопросом: философским, об интересах и т.д. После этого начинается хаотичное движение: деление по парам, диалог, обмен вопросами, смена пар.
- «Альтернатива»
Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.
Инструкция: "Сейчас я брошу кому-то мяч и назову при этом любой предмет. Тот, которому достанется мяч, должен будет назвать три нестандартных способа использования этого предмета. Затем мяч бросается следующему, называется другой предмет.
В чем заключались основные трудности, с которыми вы столкнулись при выполнении задания? / Что вы чувствовали?
- «Фантазёры»
Инструкция: "Задание, которое я сейчас вам предложу, надо будет выполнять письменно. Напишите в верхней части листа четыре буквы: Н Г О К. По моему сигналу мы начнем работу: надо будет составить как можно больше предложений, причем в каждом из написанных вами предложений первое слово должно начинаться на букву Н, второе – на букву Г, третье – на О, четвертое на К. Например, "Николай Говорит Очень Красиво". Сейчас у вас есть три минуты на выполнение задания".
Через три минуты тренер предлагает каждому участнику по очереди сказать, сколько у него написано предложений, а затем просит каждого прочитать одно из написанных им предложений, любое, по выбору самого участника. Это может быть то предложение, которое сам участник считает наиболее удачным.
Усложнение: составить рассказ. Количество слов в предложениях, из которых будет состоять этот рассказ, может быть любым, но слова должны начинаться на буквы НГОКНГОКНГОК и т.д. При этом знаки препинания могут ставиться в любом месте.
- «Цвет жизни»
Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.
Инструкция: "Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, при этом, когда бросаем – называем какой-либо цвет, а когда ловим объект такого цвета. Будем внимательны: не будем повторять те цвета и объекты, которые уже названы, и дадим возможность каждому из нас участвовать в работе"
- «Чувство сердца»
Инструкция: "Сосредоточитесь на своем соседе справа (слева). Вспомните все его проявления во время нашей работы, все, что он говорил, делал. Вспомните чувства и отношения, которые возникали у вас к этому человеку. Для этого у нас будет две минуты".
Когда две минуты прошли, тренер продолжает инструкцию: "Теперь решите, какое из описаний природы, погоды, времени года, которое вы встречали в литературе или придуманное вами, соответствует вашим впечатлениям об этом человеке. Когда все будут готовы, каждый из нас, по очереди, скажет своему соседу возникшее у него описание".
- «Телепорт»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
А сейчас как истинные волшебники мы с вами будем обучаться телепортации. Дети, в знали, что когда рождается человек, то на небе загорается его звезда, чтобы светить ему весь его век. Она горит так ярко, что её спасательной энергии хватает на долгие-долгие годы, она оберегает нас, спасает, даёт надежду и силы.
И сегодня я предлагаю совершить вам путешествие, но это будет необычное путешествие, мы совершим полёт к звезде, к своей звезде.
Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох…
Вы чувствуете, как ваши ноги постепенно отрываются от земли, а тело становится невесомым, очень лёгким… и вы начинаете медленно-медленно подниматься вверх, к небу. Посмотрите вниз: всё, что раньше вас окружало (дома…, улицы…, деревья…, парки…, машины…) всё становится маленьким, едва заметным.
А если вы поднимите голову вверх, то увидите всё то, что раньше казалось недосягаемым, далёким. Вот - приближающееся небо. Вы летите сквозь пушистые облака, потрогайте их руками, пусть их прохлада останется на ваших ладонях. Вы стремительно летите мимо холодных комет, а сейчас пролетаете мимо солнца. Почувствуйте его приятное тепло, пусть оно согреет вас. Вы путешествуете по огромному небесному миру, встречаете различные звёзды… А где же Ваша звезда?.. Вот…она… Посмотрите, какая она? Большая или маленькая? Холодная как лёд или горячая, как пламя костра? Какого она цвета? Может быть голубая, жёлтая, красная?.. Кокой она формы? Круглая или остроконечная?
Дотроньтесь до своей звезды и попросите у неё всё то, в чём вы нуждаетесь, что вам так необходимо: попросите добра, счастья, спокойствия, здоровья, умиротворения, хорошего настроения…
А теперь обязательно улыбнитесь ей и поблагодарите свою звезду за всё: за то, что она просто существует, она ваша, светит только для вас, что она сопровождает вас всю жизнь, что она даёт вам силы и энергию…
А теперь нам необходимо возвращаться домой. Попрощайтесь со своей звездой и пообещайте, что теперь, в минуты грусти, отчаяния, тревоги вы будете помнить, что у вас есть ОНА…, вы будете помнить, что это - источник сил, энергии, света, добра…
Почувствуйте, как постепенно тяжелеют ваши ноги, а тело становится грузным… вы начинаете свой путь обратно, домой. Вы летите сквозь пушистые облака, потрогайте их руками, пусть их прохлада останется на ваших ладонях. Вы стремительно летите мимо холодных комет, а сейчас пролетаете мимо Солнца.
Если вы поднимите голову вверх, то увидите всё то, что раньше казалось огромным, могущественным (звёзды, кометы, планеты, облака), постепенно становится всё меньше и меньше… Вот – приближающаяся Земля. Реки, озёра, луга, парки, дома, люди… Всё - становится более крупным, более заметным…
Сохраните в памяти эти чувства, которые вы испытали сегодня. И пусть ваша звезда далеко, но каждый раз, как только вы устали, или у вас грустное настроение, или вам просто нужны свежие силы…просто навестите ее, совершите это необычное путешествие…
Когда я досчитаю до 5, вы сможете открыть глаза и снова оказаться в этой комнате…
- Рефлексия