Программа "Первоклассник"
рабочая программа по психологии на тему
Программа по адаптации первоклассников 2017-2018 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pervoklassnik_2017-2018.docx | 67.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГКОУ «Приволжская школа – интернат»
Программа
«Первоклассник»
Цикл коррекционных занятий
по предупреждению дезадаптации у первоклассников
Срок реализации 4 месяца
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Первый класс – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.
При поступлении в (специальную) коррекционную школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.
Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой их этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.
Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивают и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, в условиях (специальной) коррекционной школы необходимо решить предварительно важную задачу: как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми.
Цель программы: Психологическая адаптация ребёнка к условиям специальной (коррекционной) школы и профилактика возможных трудностей, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса.
Задачи:
1. Формирование адекватного представления о школьной жизни;
2. Развитие у ребенка позиции школьника;
3. Выработка адекватных реакций на возможные затруднения в школьной жизни;
4. Повышение школьной мотивации.
Адресат: Программа предназначена для психокоррекционной работы с детьми младшего школьного возраста в условиях (специальной) коррекционной школы.
Основные этапы работы:
- Подготовительный этап:
- изучение психолого-педагогической литературы
- поиск и выбор форм, методов и средств для профилактики
- дезадаптации.
- Диагностический этап:
- наблюдение
- анкетирование
- опросы.
- Поиск и апробация форм, методов и средств профилактической работы:
- Индивидуальные и групповые занятия
- Аналитико-оценочный этап
- анкетирование
опросы.
Формы и методы работы:
1. Индивидуальная работа:
- диагностика;
- консультирование.
2. Групповая работа:
- Подвижные игры
- Упражнения в парах и малых группах
- Дискуссии
- «Мозговые штурмы»
- Ролевые игры
3. Упражнения на самопознание.
Структура занятия (тренинга):
- Приветствие (позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия).
- Разминка (воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Позволяет активизировать детей, поднять их настроение).
- Основная часть занятия (совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данной программы. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуального к релаксационной технике).
- Рефлексия (детьми даются две оценки: эмоциональная и смысловая).
- Ритуал прощания.
Методическое обеспечение:
Эффективность занятий отслеживается на основе психодиагностических обследований. Примерный психодиагностический инструментарий включает в себя следующие методики:
1. Определение сформированности «внутренней позиции школьника». Методика помогает выяснить, осознает ли ребенок цели и важность учения, как воспринимает учебный процесс, для чего он ходит в школу.
2. Определение мотивов учения. Методика направлена на изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива.
3. Исследование адаптации методом Люшера — определение эмоционального состояния ребенка в школе, наличия положительных и отрицательных эмоций в различных учебных ситуациях. Выявляется эмоциональная самооценка ребенка.
4. Проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан). С ее помощью выявляется уровень школьной тревожности, анализируются школьные ситуации, вызывающие у ребенка страх, напряжение, дискомфорт.
5. Рисуночная методика «Рисунок человека»— позволяет определить уровень умственного развития ребенка, выявить детей с отставанием от возрастной нормы, что может являться следствием нарушения интеллектуального развития ребенка.
6. Анкета для учителя
Методический комплекс включает следующие: аудиоаппаратура, диски, методические материалы для игр и упражнений, бумага разных форматов, краски, карандаши, фломастеры, гуашь, кисти.
Время, необходимое для реализации программы: 4 месяца, занятия проводятся систематически и планомерно один раз в неделю, продолжительностью 30 минут.
Психокоррекционная программа состоит из двух блоков:
Блок 1 «Коррекционно – развивающие занятия».
Основное назначение данной блока - формирование адекватного представления о школьной жизни; развитие у ребенка позиции школьника;
выработка адекватных реакций на возможные затруднения в школьной жизни; повышение школьной мотивации.
Блок 2 «Просветительская, профилактическая работа».
Представляет собой просветительскую, профилактическую работу с классным руководителем, воспитателями, родителями. Включает в себя индивидуальные психологические консультации по проблемам школьной дезадаптации и связанные с ней трудности обучения. Данный блок поможет оказанию информационной и методической поддержки учителю, воспитателям, родителям по вопросам профилактики дезадаптации.
Календарно – тематический план