Консультация для педагогов и родителей "Критерии ранней диагностики РАС"
консультация по психологии на тему
В статье дается краткое описание основных проявлений РАС у детей раннего возраста, а так же перечисляются основные тесты для скрининговых исследований.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_i_roditeley.docx | 14.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов и родителей
Критерии ранней диагностики РАС
Основу диагностики РАС составляет триада ключевых нарушений, определенных Лорой Винг:
-качественное ухудшение в сфере социального взаимодействия;
- качественное ухудшение в сфере вербальной и невербальной коммуникации и в сфере воображений;
- крайне ограниченный репертуар видов активности и интересов.
Наиболее ярко аутизм проявляется в возрасте 3-5 лет. На более ранних этапах развития из-за незрелости психики симптомы аутизма, как правило, сглажены, неярки (что затрудняет диагностику) и относятся в основном к соматовегетативной и двигательной, а несколько позднее - к эмоционально-аффективной сферам. После 9-10 лет даже в отсутствие коррекционной работы симптомы аутизма могут несколько сглаживаться, что, однако, никак не означает «выздоровления». Е.Р.Баенская (2000) предлагает «в качестве ранних признаков формирования аутистического дизонтогенеза … выраженные нарушения активности ребенка в первых взаимодействиях с окружающим миром и, прежде всего, с матерью», особую сензитивность в контактах со средой, нарастающие трудности организации поведения. В числе наиболее характерных проявлений аутизма в раннем возрасте можно назвать следующие (причем ни одно не встречается абсолютно во всех случаях): большинство аутичных детей не фиксирует взгляд на лице другого человека, не может выносить сколько-нибудь длительно прямого зрительного контакта «глаза в глаза». Первая улыбка хотя и появляется вовремя, но не адресуется кому-то конкретно, не провоцируется смехом, радостью, иными аффективными реакциями других людей. Близких ребенок с аутизмом начинает узнавать своевременно, но при этом достаточно насыщенной и продолжительной эмоциональной реакции не проявляет; к ласке ребенок с аутизмом относится необычно: иногда равнодушно (терпит ее) или даже неприязненно, но даже если положительно, то быстро пресыщается; отношение к дискомфорту парадоксальное: либо вообще не переносит, либо безразличен к нему; потребности в контактах с другими людьми (даже близкими) не испытывает, быстро пресыщается в контактах и стремится их избегать; длительное время многие аутичные дети не дифференцируют живое и неживое (протодиакризис). Для поведения аутичного ребенка характерен феномен тождества, проявляющийся в стремлении к сохранению привычного постоянства, в противодействии любым изменениям в окружающем. Характерным, диагностически значимым симптомом детского аутизма, по-видимому, патогенетически связанным с феноменом тождества, считаются разнообразные, отличающиеся большой стойкостью стереотипии. Они могут быть самыми разнообразными по характеру и модальности: моторными (раскачивания, потряхивание руками, прыжки, пробежки, однообразные манипуляции с предметами и т.п.), сенсорными (например, ритмические надавливания на глазное яблоко, стремление к ритмическим вестибулярным раздражителям - кружиться на руках у взрослого, качаться на качелях и т.п.), речевыми (многократное, бессмысленное повторение слов, фраз, идиосинкретических оборотов, звукосочетаний), идеаторными (навязчивое повторяющееся воспроизведение одних и тех же мыслей, рассказов, историй) и т.д. Стереотипии проявляются в стремлении к жесткому постоянству в бытовых привычках (пища, посуда, одежда, прогулки, книги, музыкальные произведения и т.д.), сложных ритуалах.
Используемые для скрининговых исследований тесты диагностики аутизма (например CHAT, M-CHAT) имеют следующие критерии: нарушения социального взаимодействия, совместного внимания, коммуникации, ролевой и социо-имитативной игры. Основными прогностическими признаками считаются совместное внимание, взгляд на указанный взрослым объект и наличие ролевой игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ранняя диагностика речевых нарушений у детей с РДА.
Одним из основных проявлений синдрома раннего детского аутизма (РДА) являются особые отклонения в речевом развитии. При всём клиническом разнообразии этих отклонений их основной общей чертой является ...
Современный подход к организации ранней диагностики речи детей
В статье поднимается вопрос о нужности и важности ранней диагностики речевого развития детей. Предложен анализ методов ранней диагностики. Качество и своевременность диагностики определяет возмо...
Ранняя диагностика, профилактика и коррекция речевых нарушений ( консультация для учителей- логопедов, педагогов, родителей )
В настоящее время неуклонно растёт число детей с речевыми нарушениями. Для предупреждения тяжелых форм речевого развития важное значение имеет ранняя диагностика нарушений речевого развития у детей и ...
Консультация для воспитателей «Ранняя диагностика неблагополучия – залог успеха в работе с семьей»
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. (Л.Н.Толстой)...
Консультация для педагогов "Развитие речи детей раннего возраста"
Ранний возраст– ответственный период в речевом развитии детей. В этом возрасте у ребенка происходит развитие понимаемой речи взрослых, способности подражать ей, формирование собственной активной...
Консультация для педагогов «Использование русского, песенного фольклора, для развития игровой деятельности детей раннего возраста»
Использование песенного фольклора нашло свое отражение в детской игровой деятельности. Пение детских фольклорных песенок в сочетании с движениями под музыку песни развивают музыкально – творческ...
Консультация для педагогов «Логопедическая работа с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития»
Ранний возраст является важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. С каждым годом становиться все больше детей, которые значительно отстают по ...