Программа "Подросток"
рабочая программа по психологии на тему

Борисова Светлана Анатольевна

Программа по социализации "Подросток"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_podrostok.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная общеобразовательная средняя школа №2

Программа

«Подросток»

Починок

Пояснительная записка

Изменения политической и социально-экономической ситуации в России, социальная дифференциация, происходящая в молодежной среде, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение.

В России наблюдается рост беспризорности, нищеты и правовой незащищенности несовершеннолетних. Молодежь вынуждена адаптироваться к подобным условиям, и результаты вживания в окружающую среду налицо: ранняя алкоголизация, потребление наркотических, токсических, психотропных веществ, бродяжничество, нежелание учиться, работать.

Среди подростков усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще стали проявляться жестокость и агрессивность. Темпы роста подростковой преступности заметно опережают темпы роста правонарушений в других возрастных группах.

Многолетняя борьба с подростковой преступностью прежними мерами не дала положительных результатов и еще более обострила обстановку. Поэтому необходимо принципиально менять подходы к организации профилактической работы с социально дезадаптированными подростками.

Работа по профилактике правонарушений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Также в настоящее время продолжается рост числа социальных сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проблема сиротства, особенно социального сиротства при живых родителях, является одной из наиболее острых проблем.

Следует отметить усложняющийся год от года контингент этой категории детей, среди которых увеличивается число детей со сложными комплексными видами отклонений в развитии и поведении.

В связи с этим на первый план выдвигается проблема воспитания детей-сирот в приемных семьях на основе опеки, попечительства, усыновления. Активное развитие таких форм воспитания позволит решить проблему социализации детей и естественного вхождения их в современное общество, что положительно скажется на всей дальнейшей жизни этих детей.

Решать эти задачи невозможно в одиночку.  В    создавшихся        условиях необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, психолога, родителей, работников правоохранительных органов, Центра дополнительного образования.

Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с трудными подростками должно являться создание единого воспитательного пространства. Это позволит выбрать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.

Программа рассчитана на 5 лет.

Сроки реализации программы: 2014-2019 гг.

Цели и задачи

Цели:

  1. Адаптация трудных подростков в социуме.
  2. Профилактика безнадзорности  и беспризорности несовершеннолетних.
  3. Обеспечение развития и интеграции с обществом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  4. Формирование личностных нравственных качеств подростков.

Задачи:

  1. Выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде.
  2. Вовлечение подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию.
  3. Увеличение степени самостоятельности детей и подростков, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно решать возникающие проблемы.
  4. Своевременное оказание социальной помощи и поддержки нуждающимся в них учащимся.
  5. Посредничество между личностью учащихся и учреждением, семьей, средой, специалистами социальных служб, ведомственными и административными органами.
  6. Работа с родителями по обучению методам семейного воспитания.
  7. Профилактика асоциального поведения и правонарушений, охрана жизни и здоровья.
  8. Сдерживание вовлечения подростков в употребление наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни.
  9. Развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков «группы риска».
  10. Воспитание гражданских качеств и толерантности у подростков через организацию социально значимой деятельности.
  11. Координация взаимодействия учителей, родителей, специалистов социальных служб, представителей административных органов для оказания помощи учащимся.

Концептуальные основы программы

  • Педагогизация окружающей среды – интеграция и координация усилий всех субъектов воспитания – семьи, школы, ЦДО, административно-правовых структур и общественности.
  • Включение в воспитательно-коррекционный процесс всех сфер личности подростка: интеллектуальной (сознательное усвоение подростком общественных норм поведения); действенно-практической (вовлечение в общественно-полезную деятельность) и эмоциональной (общение с окружающими).
  • Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов.
  • Принцип личностной направленности – учет индивидуальных склонностей и интересов, своеобразия характеров, упор на личностное достоинство подростков, опора на положительные качества.
  • Комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции.
  • Учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей подростков.
  • Принцип единства образования, организации досуга и индивидуальной помощи и поддержки трудных подростков.
  • Единство образования, организации досуга, индивидуальной помощи и поддержки трудных подростков.

Ожидаемые результаты, их социальная эффективность

  • Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде.
  • Формирование у подростков нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
  • Обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.
  • Удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей во внеурочной работе.

Алгоритм реализации программы

Первый этап – организационный – анализ состояния правопорядка, планирование, согласование планов, сведение их в единый комплексный план с учетом обстановки и рекомендаций, изучение потребностей и запросов «трудных» подростков.

Второй этап – деятельностный – координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией.

Третий этап – итоговый – анализ и подведение итогов работы, дальнейшее планирование с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа.

Кадровое обеспечение программы

  • Социальный педагог
  • Школьный психолог
  • Заместитель директора школы по УВР
  • Классные руководители
  • Педагоги дополнительного образования
  • Учителя-предметники
  • Инспектор по делам несовершеннолетних
  • Комиссия по делам несовершеннолетних
  • Специалисты, работающие в области профилактики злоупотребления подростками психоактивными веществами (мед. работник,  врач-нарколог).

Формы и методы работы

Методы

В работе с трудными подростками применяются разнообразные методы (вовлечение в деятельность, стимулирование, увлечение, доверие, сотрудничество и т.д.), но наиболее эффективные:

  • метод переубеждения (предоставление подросткам убедительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков);
  • метод переключения (занятие подростка трудом, учебой, спортом, новой общественной деятельностью).

Формы

  • групповая работа
  • дискуссии
  • беседы, встречи
  • лекции
  • ролевые игры
  • тренинг поведения
  • индивидуальные консультации
  • тесты
  • конкурсы
  • родительские лектории
  • военно-спортивные мероприятия

Психолого-педагогическое сопровождение программы «Путь к успеху»

В последнее десятилетие для России злоупотребление несовершеннолетними психоактивными веществами, а также безнадзорность и правонарушения в подростковой среде превратились в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.

Подростковый возраст характеризуется бурными процессами физического развития, полового созревания и формирования личности. Подросток начинает осознавать себя личностью, сравнивает себя с окружающими, сверстниками, что стимулирует его к  самовоспитанию. В это время формируется и даже может резко измениться его характер. Подросткам нравятся острые ощущения, они любопытны, не могут прогнозировать, стремятся к независимости. Все это относится к подростковому возрасту вообще. Но есть определенная категория подростков, у которых перечисленные качества проявляются резче, что приводит их к противостоянию с окружающими, к конфликтам с ними и даже к противоправным действиям.

Они не любят трудиться, не способны к волевым усилиям, систематическим занятиям, часто нарушают дисциплину, конфликтуют с учителями, со сверстниками, с родителями, иногда бросают школу, курят, пьют, бродяжничают, употребляют наркотики, нарушают законы и считают себя неудачниками. Такие подростки относятся к «группе риска». Эта группа несовершеннолетних, выделенная на основании определенного набора социально-демографических, личностных и психологических признаков, характеризуется большой склонностью к злоупотреблению ПАВ, безнадзорным образом жизни, совершением правонарушений.

Для более успешной профилактической работы с подростками «группы риска» необходимо помнить о причинах, порождающих различные формы отклонений, такие как:

  • социально-педагогическая запущенность, когда подросток ведет себя неправильно в силу невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;
  • глубокий психический дискомфорт, вызванный неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей и т.д.;
  • отклонения в психическом и физическом состоянии здоровья, возрастные кризисы и другие отклонения психоневрологического и физиологического свойства;
  • отсутствие условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; занятости полезными видами деятельности; позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов;
  • безнадзорность, отрицательное влияние окружающей среды и развивающаяся на этой основе социально-психологическая дезадаптация, смещение социальных и личных ценностей с позитивных на негативные.

Отсутствие твердых образцов поведения и моральных границ, ослабление социального контроля способствуют росту отклоняющегося и саморазрушающего поведения в подростковой среде. В связи с этим возникла необходимость вести эффективную работу по профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления психоактивными веществами.

Поэтому так важно сегодня создать среду, свободную от условий, деформирующих сознание подростка, порождающих отклоняющееся поведение. Большое значение имеет социально-психологическая служба (СПС), которая осуществляет психолого-педагогическое сопровождение образовательно-воспитательного процесса и ведет работу по профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления ПАВ среди подростков.

СПС использует в своей работе системный подход профилактики безнадзорности, правонарушений  и злоупотребления ПАВ среди подростков и работает в различных направлениях:

  • подросток и семья;
  • подросток и среда (окружение – улица, группа, сверстники);
  • подросток и школа.

Основными являются превентивные (предупреждающие) меры, направленные на то, чтобы каждый подросток осознал, что именно он отвечает за свое здоровье, и имел объективные сведения о том, каковы последствия употребления ПАВ.

Цель: формирование здорового образа жизни и эффективных поведенческих стратегий у подростков.

Задачи: 

- пропаганда в подростковой среде здорового образа жизни и формирование жизненных навыков, обязательных для противостояния желанию попробовать ПАВ или «приблизиться» к ним в моменты стресса, изоляции или жизненных неудач.

- взаимодействие с семьями (вовлечение взрослых, играющих важную роль в жизни подростка, в разработку стратегии антинаркотического просвещения).

Работа социально-педагогической службы осуществляется с учетом концептуально обоснованных профилактических программ и состоит из нескольких блоков:

- программа для подростков;

- цикла занятий для родителей;

- информационный блок для педагогов.

Концепция основана на том, что в центре находится личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность – семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.

Предполагаемые результаты:

  1. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде.
  2. Формирование у подростков представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
  3. Обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с подростками.

Реализация программы социально-педагогической службы

Организация мероприятий СПС по профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления психоактивными веществами среди подростков предполагает долгосрочную работу, построенную на основе программ, объединенных общей концепцией, и обеспечивается совместными усилиями администрации школы, психолога, социального педагога, педагогов дополнительного образования, медицинских работников, сотрудников правоохранительных органов.

Основные направления работы социально-педагогической службы

1. Работа с подростками

Формы и методы работы:

  • Групповая работа
  • Тренинг поведения
  • Личностный тренинг
  • Дискуссии
  • Беседы
  • Лекции
  • Ролевые игры
  • Индивидуальные консультации

Программы деятельности с подростками «группы риска»

2. Работа с родителями

Цель: обеспечить психолого-просветительскую работу с родителями, способствовать улучшению микроклимата в семье.

Просветительская работа (проведение бесед, дискуссий, ролевых игр, лекториев) на темы:

  1. Психологические особенности подросткового периода.
  2. Способы конструктивного взаимодействия с подростком.
  3. Что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения в семье.
  4. Как преодолеть трудности в воспитании подростка.
  5. Что надо знать родителям о вреде наркотических веществ и последствиях их употребления.

Психокоррекционная работа – семейное консультирование (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях: уходит из дома; стал агрессивным, не управляемым и т.д.)

Психопрофилактическая работа – приглашение специалистов (врача-нарколога, мед. работника, инспектора по делам несовершеннолетних) на встречи с родителями.

3. Работа с педагогами

Цели и задачи:

  • Расширить знания о роли семьи в профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления психоактивными веществами среди подростков.
  • Расширить знания о проблеме зависимости от ПАВ в подростковой среде.
  • Дать базовые психологические понятия и знания о психологии развития личности подростка.

Темы лекций:

  1. Проблема зависимости от наркотиков.
  2. Особенности подросткового возраста.
  3. Семья как единый организм.
  4. Роль неправильного семейного воспитания в возникновении аддиктивного поведения у подростков.
  5. Круглый стол (обсуждение результатов проводимых профилактических мероприятий, обмен мнениями, консультации).

        

Подпрограмма «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Цель: защита и улучшение положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Задачи:

  • Стабилизация семьи как основного социального института общества, усиление ответственности родителей за воспитание детей.
  • Совершенствование системы профилактической работы по предупреждению семейного неблагополучия, социального сиротства, детской беспризорности и безнадзорности.
  • Социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
  • Развитие инновационных форм и технологий профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы:

  • Значительное снижение численности беспризорных и безнадзорных детей, несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотическими средствами и психотропными веществами, алкоголем, а также сокращение числа правонарушений несовершеннолетними.
  • Увеличение количества получивших помощь несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Мероприятия подпрограммы:

  • Анализ работы по предупреждению правонарушений и преступлений школьников за прошедший учебный год и летний период. Выступление на МО классных руководителей.
  • Совещание с классными руководителями на тему: «Предупреждение правонарушений. Работа с трудными подростками».
  • Сбор сведений о трудоустройстве выпускников 9-х классов, состоявших на внутришкольном учете и ПДН.
  • Посещение на дому трудных подростков.
  • Оказание материальной помощи трудным подросткам в подготовке к учебному процессу.
  • Выявление среди вновь прибывших в школу учащихся семей, находящихся в социально опасном положении.
  • Проверка явки на занятия трудных подростков.
  • Работа совета профилактики правонарушений и преступлений.
  • Организация свободного времени трудных подростков. Запись в кружки, факультативы, секции.
  • Постановка на учет в ПДН, к наркологу, подростковому психиатру (в случае необходимости). Наблюдение и консультации учителей, психолога и социального педагога.
  • Анкетирование учащихся с целью выяснения их занятости во внеурочное время.
  • Организация отдыха детей в каникулярное время.
  • Рейд по местам постоянных скоплений трудных подростков.
  • Собеседования с учащимися, совершившими правонарушения.
  • Ходатайствовать перед Комиссией по делам несовершеннолетних (в случае необходимости).
  • Профилактические беседы.
  • Дополнительные занятия по ликвидации пробелов в знаниях.
  • Семинар с классными руководителями «Взаимоотношения в классном коллективе и создание благоприятного микроклимата в классе».
  • МО классных руководителей по проблеме предотвращения нарушений дисциплины в школе.
  • Выступления на педсоветах.
  • Проведение занятий с трудными подростками и викторин.
  • Установить связь с Центром занятости с целью трудоустройства в весенне-летний период.
  • Организация летнего отдыха, трудоустройство.
  • Контроль подготовки детей группы риска к завершению учебного года, исправление неудовлетворительных оценок.
  • Подготовка анализа работы школы по профилактике правонарушений школьниками за истекший год.
  • Контроль прохождения летней практики трудными детьми.
  • Организация отдыха трудных подростков в лагере с дневным пребыванием.