Игра "Формула выбора профессии"
методическая разработка по психологии (9 класс) на тему

Игра "Формула выбора профессии" предназначена для учащихся 9-х классов, с целью расширения знаний о многообразии профессий,  развития целенаправленного профессионального выбора.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnaya_igra_formula_vybora_professii.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивная игра для учащихся 9 классов

«Формула выбора профессии».

Цель. Расширить знания о многообразии профессий, способствовать развитию целенаправленного профессионального выбора.

Подготовительный этап.

Командам было дано задание, придумать название команды, девиз, нарисовать плакат, связанный с темой «Профессии»

Ход игры

Ведущий: Здравствуйте, дорогие зрители, участники и гости, которые собрались в этом зале. Сегодня мы проведем психологическую интеллектуальную игру между учащимися 9 классов, которая называется «Формула выбора профессии». Сегодня команды 9-х классов продемонстрируют нам свои знания о многообразии профессий. Пока ребята готовятся, разрешите представить вам незаменимых на сегодняшнем мероприятии людей - это жюри.

В его составе сегодня:

1) человек с твёрдым взглядом на жизнь (Ф.И.О. директора);

2) человек с неиссякаемым творческим потенциалом (Ф.И.О. зам. директора  по воспитательной работе);

3) замечательный человек с открытой душой и горячим сердцем – педагог -организатор (Ф.И.О.);

Ведущий:

Первое впечатление о человеке всегда очень важно для установления контакта с ним. Первое впечатление может, как способствовать, так и препятствовать контакту с собеседником более того, нередко оно определяет все наши дальнейшие отношения с этим человеком.

Посмотрим, какое окажут первое впечатление друг на друга, на жюри, на зрителей наши команды. Ребята должны будут назвать свою команду, поприветствовать друг друга, жюри и дать пять кратких характеристик: «Мы…»       (Конкурс оценивается в 5 баллов).

Ребята, большое спасибо за представление команд. Ну а теперь, давайте поиграем. Вы согласны?

Первый конкурс «Аукцион». Ведущий называет предмет труда и действия, команды записывают профессии на листочках. Время для ответа дается до счета «3». За каждый правильный ответ присваивается 1 балл.

Предметы труда:

  1. книга, мел, доска, указка-учитель;
  2. цифры, расчёты, начисление заработной платы, расчёт налоговых отчислений, валютные операции- бухгалтер;
  3. оформление деловых бумаг и документов, приём телефонных звонков, приём посетителей- секретарь;
  4. проектирование зданий, чертежи, таблицы и расчёты, разработка дизайн-проектов - архитектор;
  5. волосы, стрижка, причёска, расчёска, ножницы- парикмахер;
  6. озеленение помещений и декорирование интерьера, букеты и цветочные композиции- флорист;
  7. Верстак, станок, древесина, мебель- столяр
  8. Правопорядок, преступник, закон, охрана, пост, погоня, безопасность, смелость -милиционер
  9. Ремонт, трубопровод, отопление, водопровод, авария -слесарь
  10. Стройка, кирпич, бетон, свежий воздух, стена, кладка -каменщик
  11. Платформа, вокзал, пассажиры, локомотив, кабина, рельсы, светофор, вагоны, ответственность - машинист локомотива
  12. пчёлы, воск, ульи, мёд- пчеловод;
  13. тренинги, беседы, консультации, наблюдения, анкетирование, диагностики- психолог;
  14. приготовление кофе и коктейлей, бокалы, фужеры-   бармен;
  15.  мука, сахар, шоколад, тесто, печь, рецепты, крема- кондитер.

Второй конкурс «Кто больше». За три минуты написать как можно больше профессий на букву «П», «С», «К». Выигрывает та команда, которая назовет больше профессий.

Третий конкурс «Шифр». Каждой команде даются карточки с зашифрованными профессиями (на карточке по пять заданий). И ключ для расшифровки названий профессий. На выполнение задание 5 минут. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильно даст ответы. За каждый правильный ответ присваивается 1 балл (например, 20.14.6.8.14.-тренер).

А-5, Б-9, В-3,Г-0,Д-7, Е-6, Ж-1, З-55, И-77, Й-11, К-17, Л-2, М-4,Н-8, О-10, П-15, Р-14, С-12, Т-20,У-13, Ф-16, Х-22, Ц-18, Ш-19, Щ-25, Ю-24, Я-26.

Задание.

1 команда: 16.10.20.10.0.14.5.16. (фотограф)

                   22.77.14.13.14.0. (хирург)

                   5.7.3.10.17.5.20. (адвокат)

                   24.3.6.2.77.14. (ювелир)

                  15.6.17.5.14.36. (пекарь)

2 команда: 2.10.0.10.15.6.7. (логопед)

                   1.13.14.8.5.2.77.12.20. (журналист)

                   12.2.6.12.5.14.36. (слесарь)

                    9.77.9.2.77.10.20.6.17.5.14.36. (библиотекарь)

Четвёртый конкурс «Самая-самая». Игрокам предлагаются необычные характеристики профессий, и они должны назвать профессии, которые соответствуют этим характеристикам всего за 5 минут.

  • Самая зеленая профессия,
  • самая денежная профессия,
  • самая сладкая профессия,
  • самая серьезная профессия,
  • самая смешная профессия,
  • самая тихая профессия,
  • самая глубокая профессия,
  • самая высокая профессия,
  • самая детская профессия,
  • самая волосатая профессия,  
  • самая воздушная профессия,
  • самая добрая профессия,
  • самая опасная профессия.

Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее всех справится с заданием. За каждый правильный ответ присваивается 1 балл.

Пятый конкурс «Современные профессии»

Сегодня на рынке труда самым большим спросом пользуются такие профессии: секретарь-референт, программист, менеджер по продажам, помощник руководителя, системный администратор, главный бухгалтер, специалисты по информационным технологиям. В последнее время появились новые профессии. Вы должны будете подобрать к современной профессии описание. За каждый правильный ответ 1 балл.

Web-программист, web-дизайнер - это специалист по созданию сайтов для глобальной сети Интернет.

Аудитор - это специалист, который проверяет финансовую деятельность компаний, оценивает ее успешность и эффективность.

Бренд-менеджер - специалист, который придумывает образ продукта - бренд - и продвигает этот образ в массы.

Логистик - специалист, регулирующий потоки: складские, транспортные, производственные. Он придумывает схемы перевозки грузов компании, а может заниматься организацией хранения продукции.

 Маркетолог - в переводе с латыни «знающий рынок». Специалист, изучающий рынок для того, чтобы узнать потребности покупателей, их вкусы и предпочтения.

 Мерчендайзер - это человек, который следит за тем, как товар его фирмы представлен в крупных магазинах. Он обходит магазины, дает советы по размещению товара, по оформлению витрин. Этой специальности пока не обучают ни в одном учебном заведении.

Шестой конкурс «Профессии »

Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Времени у вас 5 минут.

Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии» и «Самые забытые профессии».

Вторая группа - «Профессии, которые всегда нужны» и «Самые отважные профессии».

(Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки.) Послушаем, что у вас получилось.

Седьмой конкурс «Загадки»

Ведущий зачитывает загадки вслух командам по очереди, если команда, которой зачитали загадку, не знает ответа, ответить может другая команда. За правильный ответ 1 балл.

  1. Может он жилье продать, обменять, купить и сдать. (Риэлтор)
  2. Обновит лицо и тело с помощью приборов, кремов. (Косметолог)
  3. Он меню нам принесет и еду нам подает. (Официант)
  4. Телом хорошо владеет, ярко двигаться умеет. (Танцор)
  5. Веселить умеет всех, вызывать улыбку, смех. (Клоун)
  6. Его приходу каждый рад, когда на кухне водопад (Сантехник)
  7. Станет палочкой махать – будет музыка играть. (Дирижер)
  8. Иглою огненной портной шьет кораблю костюм стальной. (Сварщик)
  9. Наведет стеклянный глаз, щелкнет раз, и помним вас! (Фотограф)
  10. Он в спорте толк уж точно знает, ведь он спортсменов наставляет. (Тренер)

  1. Его работа на земле в селе:

Он сеет, пашет, растит коров.

Семена покупает всегда и везде.

Вырастить хороший урожай готов!

(Фермер)

  1. Он по лесу не просто гуляет,

А деревья, зверей охраняет.

Он зимой наполняет кормушки,

Чтобы выжили лесные зверушки.

(Лесник)

  1. Он в институте долго учился,

Растения с почвой он изучал.

Теперь хорошо разбирается лично,

Как вырастить самый большой урожай.

(Агроном)

  1. Ночью, в полдень, на рассвете,

Службу она несет в секрете.

Ее давно буренки знают,

Мычаньем весело встречают,

И за ее нелегкий труд,

Всё молоко ей отдают.

(Доярка)

  1.  Его задача – спектакль поставить,

Чтоб каждый актер верно исполнил роль.

Всеми на сцене он призван править.

Для всех, кто на ней, он словно король.

(Режиссер)

  1. Летают тарелки?

Тарелки летают!

А кто из вас знает,

А кто угадает,

Кто ж эти тарелки летать заставляет?

(Жонглер)

  1. Он в пьесе роли не играет,

Он за актером наблюдает,

Забудет кто-то роль едва,

Подскажет нужные слова.

(Суфлер)

  1. Он сидит в кабине высоко над землей,

Он командует длинной железной рукой.

На стройке его работа всем заметна:

Он поднимает тонны цемента.

(Крановщик)

  1. Он работает кистью и краской,

Но не рисует холсты он совсем.

На высоте в люльке и каске,

Он покрасит стены все-все.

(Маляр)

  1. Как добротный строить дом,

Укрепить дверной проем?

Знает точно он закон,

Как соорудить балкон!

(Строитель)



Восьмой конкурс «Объявление»

В течение 5 минут команды должны составить объявление о своих услугах при поиске работы, которое должно отражать профессиональную уникальность выбранной специальности и включать нечто такое, что не может предложить другой специалист. Каждая команда выбирает профессию самостоятельно.

Примерный план ответа: образование, стаж работы по данной специальности, что может делать по данной профессии, и далее плод фантазии автора объявления. Команды могут задавать вопросы по содержанию объявления, чтобы удостовериться, чье объявление красочнее  или профессиональнее, и кого лучше взять на работу из кандидатов.

Девятый конкурс «Интервью»

Первая команда становится журналистами, а вторая – дает им интервью. Журналисты готовят 5-10 вопросов по теме занятия, интервьюируемые отвечают.

Примеры вопросов журналистов:

  • Зачем нужно трудиться?
  • Как сложится жизнь человека, который  не стремится работать?
  • Может ли человек быть счастливым от своего труда?
  • Какого человека можно назвать успешным в жизни?
  • Как вы думаете, бывают ли профессии хорошие и плохие? Почему?

Жюри отмечает командные успехи и индивидуальные (особо отличившихся детей при выполнении заданий).

Заключительное слово

Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы, ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

Упражнение «Мой вам совет». Участники садятся в круг. На листе бумаги пишет свое имя, передает лист соседу справа. Каждый последующий участник записывает на листе под именем название профессии, которая на его взгляд наиболее подходящая данному человеку. В итоге, на листе под именем записано столько названий специальностей, сколько человек участвует в игре. Результаты зачитываются, обсуждаются.

Ведущий: Каков будет ваш профессиональный выбор, как дальше устроится ваша жизнь -  зависит в основном от вас. Нужно стремиться к новым высотам, преодолевать трудности, и у вас непременно все получится! Я желаю всем успехов и удачи!  Спасибо за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Выбор профессии – выбор будущего"

Классный час "Выбор профессии – выбор будущего"...

Формула выбора профессии.Правила выбора профессии.

—При выборе профессии надо учитывать три параметра: «хочу», «могу», «надо», что означает «Хочешь ли Ты заниматься этим?», «Посильно ли это Тебе?» и «Нужна ли эта профессия на рынке труда?».—Идеальна т...

Выбор профессии-мой выбор

Целью данного занятия является помощь ученикам в профессиональном и личностном самоопределении....

«Выбор профессии. Советы при выборе профессии»

Главная сложность при выборе профессии заключается в том, что его обычно приходится совершать вслепую. Как правило, не удается на собственном опыте познать, что представляет та профессия, которую реша...

Выбор профессии - выбор будущего

Презентация о выборе профессии, учебных заведениях г.Назарово, об ошибках при выборе профессии, вакансиях центра занятости. Советы родителям и детям...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации «Выбор профессии – выбор будущего» для учащихся 7-9 классов

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации  «Выбор профессии – выбор будущего» для учащихся 7-9 классов...

Классный час "Выбор профессии-жизненно важный выбор"

Профориентационная работа для школьников с нарушением слуха это важный этап всего воспитательного процесса, т.к. готовит детей к сознательному выбору профессии. Занятия способствуют расширению знаний ...