Диагностика уровня учебной мотивации (методика М.И. Лукьяновой)
учебно-методический материал по психологии (10, 11 класс) на тему

Слипченко Ольга Викторовна

Методика М.И. Лукьяновой используется для диагностики мотивации старшеклассников 10-11 классов  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_lukyanovoy.docx29.61 КБ

Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

(МЕТОДИКА М.И. ЛУКЬЯНОВОЙ)

Методика М.И. Лукьяновой используется для диагностики мотивации старшеклассников 10-11 классов  

УВАЖАЕМЫЕ СТАРШЕКЛАССНИКИ!

Предлагаем внимательно прочитать каждое предложение и варианты ответов к нему.

Пожалуйста, подчеркните два варианта ответов, которые совпадают с Вашим мнением.

  1. Обучение в школе и знания необходимы мне для…  
  • Дальнейшей жизни  
  • Поступления в ВУЗ, продолжения образования  
  • Саморазвития, самосовершенствования  
  • Будущей профессии  
  • Обретения места в обществе  
  • Создания карьеры  
  • Получения стартовой квалификации и устройства на работу  
  1. Я бы не учился, если бы…  
  • Не было школы  
  • Не было бы необходимости в этом  
  • Не необходимость поступления в ВУЗ и моя будущая жизнь  
  • Не чувствовал, что это необходимо  
  • Не думал о том, что будет дальше  
  1. Мне нравится, когда меня хвалят за…  
  • Знания  
  • Успехи в учёбе  
  • Хорошую успеваемость  
  • Способности и ум  
  • Трудолюбие и работоспособность  
  • Хорошие отметки  
  1. Мне кажется, что цель моей жизни…  
  • Получить образование  
  • Создать семью  
  • Сделать карьеру  
  • Развитие и совершенствование  
  • Быть счастливым  
  • Быть полезным  
  • Принять достойное участие в эволюционном процессе   
  • Пока не определена  
  1. Моя цель на уроке…  
  • Получение информации  
  • Получение знаний  
  • Попытаться понять и усвоить как можно больше учебного материала  
  • Выбрать для себя необходимое знание  
  • Внимательно слушать учителя  
  • Получить хорошую отметку  
  • Пообщаться с друзьями  
  1. При планировании своей работы я…  
  • Обдумываю её, вникаю в смысл  
  • Сначала отдыхаю  
  • Стараюсь выполнить всё аккуратно  
  • Выполняю сначала наиболее сложную её часть  
  • Стараюсь выполнить её быстрей  
  1. Самое интересное на уроке – это…  
  •  Обсуждение интересного вопроса  
  •  Малоизвестные факты  
  •  Практика, выполнение заданий  
  •  Интересное сообщение учителя  
  •  Диалог, обсуждение, дискуссия  
  •  Получить отличную отметку  
  •  Пообщаться с друзьями  
  1.  Я изучаю материал добросовестно, если…  
  •  Он мне очень интересен  
  •  Он мне необходим  
  •  Мне нужна хорошая отметка  
  •  Без всяких усилий, потому что делаю это всегда  
  •  Меня заставляют  
  •  У меня хорошее настроение  
  1. Мне нравится делать уроки, когда…  
  •  Их мало и они несложные  
  •  Когда я знаю, как их делать, и у меня всё получается  
  •  Это мне потребуется  
  •  Это требует усердия  
  •  Я отдохну после школы и дополнительных занятий  
  •  У меня хорошее настроение  
  •  Материал или задание мне интересны  
  •  Всегда, так как это необходимо для получения глубоких знаний  
  1.  Учиться лучше меня побуждают…
  •  Мысли о будущем  
  •  Конкуренция и мысли о получении аттестата  
  •  Совесть, чувство долга  
  •  Стремление получить высшее образование  
  •  Ответственность  
  •  Родители или учителя  
  1.  Я более активно работаю на уроке, если…  
  •  Ожидаю одобрения окружающих  
  •  Мне интересна выполняемая работа  
  •  Мне нужна хорошая отметка  
  •  Хочу больше узнать  
  •  Хочу, чтоб на меня обратили внимание  
  •  Изучаемый материал будет мне необходим в дальнейшем  
  1.  Хорошие отметки – это результат…  
  •  Моего напряжённого труда  
  •  Труда учителя  
  •  Подготовленности и понимания мной темы  
  •  Моего везения  
  •  Моего добросовестного отношения к учёбе  
  •  Моего таланта или способностей  

  1.  Мой успех при выполнении заданий на уроке зависит от…  
  •  Настроения и самочувствия  
  •  Понимания учебного материала  
  •  Моего везения  
  •  Активной подготовки, прилагаемых усилий  
  •  Заинтересованности в хороших отметках  
  •  Внимания к речи учителя  
  1.  Я буду активным на уроке, если…  
  •  Хорошо знаю тему или понимаю учебный материал  
  •  Смогу справиться с предлагаемыми заданиями  
  •  Считаю нужным всегда так поступать  
  •  Меня не будут ругать за ошибки  
  •  Твёрдо уверен в своих знаниях  
  •  Мне иногда так хочется  
  1.  Если учебный материал мне непонятен, я…  
  •  Ничего не предпринимаю  
  •  Прибегаю к помощи товарищей  
  •  Мирюсь с ситуацией  
  •  Стараюсь разобраться во что бы то ни стало  
  •  Надеюсь, что разберусь потом  
  •  Вспоминаю объяснения учителя и просматриваю записи, сделанные на уроке  
  1.  Сделав ошибку при выполнении заданий, я…  
  •  Выполняю его повторно, исправляя ошибки  
  •  Теряюсь  
  •  Прошу помощи у товарищей  
  •  Нервничаю  
  •  Продолжаю думать над ним  
  •  Отказываюсь от его выполнения  
  1.  Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я…  
  •  Обращаюсь за помощью к товарищам  
  •  Отказываюсь от его выполнения  
  •  Думаю и рассуждаю  
  •  Списываю у товарища  
  •  Обращаюсь к учебнику  
  •  Огорчаюсь  
  1.  Мне не нравится выполнять учебные задания, если они…  
  •  Требуют большого умственного напряжения  
  •  Не требуют усилий  
  •  Требуют зубрёжки и необходимости действовать по шаблону  
  •  Не требуют сообразительности  
  •  Сложные и большие
  •  Однообразные и не требуют логического мышления  

Показатели мотивации:

Предложения 1, 2, 3, входящие в содержательный блок 1 методики, отражают личностный смысл обучения.

Предложения 4, 5, 6, входящие в содержательный блок 2 методики, отражают способность к целеполаганию.

Содержательный блок 3 анкеты (предложения 7, 8, 9) указывает на иные мотивы.

Каждый вариант ответа в предложениях названных блоков обладает определённым количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляет себя в предлагаемом ответе.  

  • Внешний мотив – 0 баллов  
  • Игровой мотив – 1 балл  
  • Получение отметки – 2 балла  
  • Позиционный мотив – 3 балла  
  • Социальный мотив – 4 балла  
  • Учебный мотив – 5 баллов  

Ключ для 1, 2, 3 показателей мотивации

№ предл.

Баллы, соответствующие показателям

1

2

3

4

5

6

7

8

 

1

4

5

5

4

3

3

3

-

I

2

0

4

4

5

4

-

-

-

3

3

5

2

3

3

5

2

-

4

4

5

4

3

5

3

4

4

II

5

3

5

5

3

0

2

1

-

6

5

1

0

3

3

-

-

-

7

3

3

5

0

5

2

1

-

III

8

3

3

2

5

0

1

-

-

9

0

3

3

5

3

1

3

5

Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. Показатели 1,2,3 мотивации по сумме баллов выявляют игровой мотив. По оценочной таблице можно определить уровни мотивации по отдельным показателям (1,2,3) и итоговый уровень мотивации подростков.  

Оценочная таблица


Уровень мотивации

Показатели мотивации

Сумма баллов итогового уровня мотивации

I

II

III

I

очень высокий уровень мотивации учения

27—29

25—29

20—23

70—81

II

высокий уровень мотивации учения

24—26

20—24

16—19

58—69

III

нормальный (средний) уровень мотивации учения

18—23

13—19

10—15

39—57

IV

сниженный уровень мотивации учения

10—17

6—12

4—9

18—38

V

низкий уровень мотивации учения

до 9

до 5

до 3

до 17

Выявление ведущих мотивов  у старшеклассников

Варианты ответов

Номера предложений

7

8

9

1

П

П

В

2

П

П

П

3

У

О

П

4

В

У

У

5

У

В

П

6

О

И

И

7

И

-

П

8

-

-

У

    У – учебный мотив (ориентация на получение  знаний);  

    С – социальный мотив (главная цель мотива – коммуникативная);  

    П – позиционный мотив (желание занять определенную позицию в  глазах педагогов, родителей, сверстников (быть не хуже других);  

О – оценочный мотив (главная цель – получение оценок);  

    И – игровой мотив;  

    В – внешний мотив (привлекают внешние атрибуты школьника, учащийся понимает, что в школу ходить надо).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика диагностики учебной мотивации Калинина Н.В., Лукьяновой М.И.

Методика диагностики учебной мотивации Калинина Н.В., Лукьяновой М.И.Анкета для учащихсяРезультаты диагностики...

Методика диагностики учебной мотивации Калининой Н.В., Лукьяновой М.И.

Мотивация. Как  много о ней говорят. Как мало есть доступного, реального  материала, чтобы правильно ее оценить. Применяю в своей работе диагностику учебной мотивации Калининой Н. В. и Лукья...

Методика диагностики учебной мотивации Калинина Н.В., Лукьяновой М.И.

Методика диагностики учебной мотивации Калинина Н.В., Лукьяновой М.И....

Методика диагностики направленности учебной мотивации (Методика Дубовицкой Т.Д.)

Цель методики - выявление напрвленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов....