Программа психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в рамках введения ФГОС ООО
учебно-методический материал по психологии на тему
Программа психолого-педагогического сопровождения учебного процесса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике. Образовательные стандарты второго поколения дополняют традиционное содержание образования и обеспечивают преемственность образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа, основная школа, средняя школа). Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_fgos_ooo.docx | 337.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа психолого-педагогического сопровождения учебного процесса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике.
Основные направления по реализации программы:
1.Диагностические мероприятия;
2.Коррекционно-развивающие мероприятия;
3.Профилактические мероприятия;
4.Психологическое консультирование;
5.Просветительские мероприятия.
1.Диагностические мероприятия направлены на:
-выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований по возрастным ориентирам и требованиям общества;
-изучение обращений к психологу, поступающих от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы);
-формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития и формирования личности школьника (постановка психологического диагноза);
-разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей.
2. Коррекционно - развивающие мероприятия направлены на:
-преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;
-овладение навыками адаптации учащихся к социуму;
-психолого-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении;
-развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей);
-развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями;
-развитие профессиональной направленности.
3.Психопрофилактическая работа направлена на обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей и включает в себя:
-обеспечение психологической безопасности ребёнка;
-разработку и внедрение развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;
-выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
-предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.
4.Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители.
5.Психологическое просвещение направлено на приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.
Образовательные стандарты второго поколения дополняют традиционное содержание образования и обеспечивают преемственность образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа, основная школа, средняя школа). Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.
Универсальные учебные действия (УУД) – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
УУД делятся на четыре основные группы:
I.Личностные действия УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
1) действие смыслообразования;
2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
II. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
III.Регулятивные действия УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
К ним относятся:
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата;
- коррекция;
- оценка;
- волевая саморегуляция.
IV.Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в 5 класс и окончании 9 класса.
I этап – адаптация к основной школе
Класс | Содержание работы | Время работы |
5 класс | Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на: -определение уровня школьной тревожности; -определение уровня учебной мотивации; -определение уровней развития УУД. | Сентябрь-октябрь |
Проведение консультаций и просветительской работы для родителей пятиклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода адаптации детей к основной школе, тактикой общения и помощи детям. | Октябрь-декабрь | |
Проведение групповой консультации в форме родительского собрания в рамках работы родительского лектория «Родительский университет»: «Первый раз в 5 класс!» | Ноябрь | |
Проведение индивидуальных консультаций для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и испытывают трудности в адаптации к основной школе. | Ноябрь-декабрь | |
Проведение групповых и индивидуальных консультаций для педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом. | Ноябрь | |
Реализация программы развивающих занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации и успешному освоению учащимися учебной деятельности: «Первый раз в 5 класс!» (Е.Г.Кублик ). | Сентябрь-декабрь | |
Проведение повторной психолого-педагогической диагностики, направленной на: -определение уровня умственного развития; -определение уровня учебной мотивации; -определение уровней развития УУД. | Май | |
Выступление на педагогическом совете по результатам прохождения учащимися 5 класса адаптации к основной школе. | Май | |
Проведение индивидуальных консультаций для родителей по результатам прохождения учащимися 5 класса адаптации к основной школе. | Май | |
Аналитическая работа, направленная на оценку итогов психолого-педагогического сопровождения учащихся в период адаптации к основной школе. | Июнь |
II этап – развитие коммуникативных УУД
Класс | Содержание работы | Время работы |
6 класс | Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на: -определение уровня агрессивности и конфликтности; -определение уровня развития коммуникативных УУД. | Сентябрь |
Проведение индивидуальных консультаций для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности коммуникативных УУД. | Октябрь | |
Проведение просветительского мероприятия в форме родительского собрания в рамках работы родительского лектория «Родительский университет»: «Младший подростковый возраст». | Ноябрь | |
Проведение групповых и индивидуальных консультаций для педагогов по организации работы по развитию у обучающихся коммуникативных УУД. | Ноябрь | |
Реализация программы развивающих занятий по развитию коммуникативных УУД: «Психологическая работа с подростковыми группами» (А.И.Дедушка) | Ноябрь-апрель | |
Проведение повторной психолого-педагогической диагностики, направленной на: -определение уровня развития коммуникативных УУД. | Май | |
Выступление на педагогическом совете по результатам развития у обучающихся 6 класса коммуникативных УУД. | Май | |
Проведение индивидуальных консультаций для родителей по результатам развития у обучающихся 6 класса коммуникативных УУД. | Май | |
Аналитическая работа, направленная на оценку итогов психолого-педагогического сопровождения обучающихся 6 класса. | Июнь |
III этап – развитие регулятивных УУД
Класс | Содержание работы | Время работы |
7 класс | Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на: -определение уровня развития регулятивных УУД. | Сентябрь |
Проведение индивидуальных консультаций для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности регулятивных УУД. | Октябрь | |
Проведение просветительского мероприятия в форме родительского собрания в рамках работы родительского лектория «Родительский университет»: «Мой ребенок –подросток. Учимся общаться заново». | Ноябрь | |
Проведение групповых и индивидуальных консультаций для педагогов по организации работы по развитию у обучающихся регулятивных УУД. | Ноябрь | |
Реализация программы развивающих занятий по развитию регулятивных УУД: «Психологическая работа с подростковыми группами» (А.И.Дедушка) | Ноябрь-апрель | |
Проведение повторной психолого-педагогической диагностики, направленной на: -определение уровня развития регулятивных УУД. | Май | |
Выступление на педагогическом совете по результатам развития у обучающихся 7 класса регулятивных УУД. | Май | |
Проведение индивидуальных консультаций для родителей по результатам развития у обучающихся 7 класса регулятивных УУД. | Май | |
Аналитическая работа, направленная на оценку итогов психолого-педагогического сопровождения обучающихся 7 класса. | Июнь |
IV этап – развитие познавательных УУД
Класс | Содержание работы | Время работы |
8 класс | Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на: -определение уровня развития познавательных УУД. | Сентябрь |
Проведение индивидуальных консультаций для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности познавательных УУД. | Октябрь | |
Проведение просветительского мероприятия в форме родительского собрания в рамках работы родительского лектория «Родительский университет»: «Старший подростковый возраст. Становление личности». | Ноябрь | |
Проведение групповых и индивидуальных консультаций для педагогов по организации работы по развитию у обучающихся познавательных УУД. | Ноябрь | |
Реализация программы развивающих занятий по развитию познавательных УУД: «Интеллектуальный тренинг» (Э.Н.Гарсия) | Ноябрь-март | |
Проведение повторной психолого-педагогической диагностики, направленной на: -определение уровня развития познавательных УУД. | Май | |
Выступление на педагогическом совете по результатам развития у обучающихся 8 класса познавательных УУД. | Май | |
Проведение индивидуальных консультаций для родителей по результатам развития у обучающихся 8 класса познавательных УУД. | Май | |
Аналитическая работа, направленная на оценку итогов психолого-педагогического сопровождения обучающихся 8 класса. | Июнь |
V этап – развитие личностных УУД, профессиональное ориентирование обучающихся
Класс | Содержание работы | Время работы |
9 класс | Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на: -определение уровня развития личностных УУД; -изучение профессиональной направленности. | Сентябрь, февраль |
Проведение индивидуальных консультаций для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности личностных УУД. | Октябрь | |
Проведение просветительского мероприятия в форме родительского собрания в рамках работы родительского лектория «Родительский университет»: «Профессиональное определение обучающихся 9 класса». | Февраль | |
Проведение групповых и индивидуальных консультаций для педагогов по организации работы по развитию у обучающихся личностных УУД, профориентированию обучающихся. | Ноябрь | |
Реализация программы развивающих занятий по профориентированию обучающихся: «Уроки выбора профессии» (Г.А.Резапкина) | Февраль -апрель | |
Проведение повторной психолого-педагогической диагностики, направленной на: -определение уровня развития личностных УУД. | Май | |
Выступление на педагогическом совете по результатам развития у обучающихся 9 класса личностных УУД. | Май | |
Проведение индивидуальных консультаций для родителей по результатам развития у обучающихся 9 класса познавательных УУД. | Май | |
Аналитическая работа, направленная на оценку итогов психолого-педагогического сопровождения обучающихся 9 класса. | Июнь |
Планируемые результаты реализации программы психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в рамках введения ФГОС ООО
Результаты реализации программы психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в рамках введения ФГОС ООО оцениваются как итоговые на момент завершения реализации программы.
Реализация программы психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в рамках введения ФГОС ООО предполагает достижение обучающимися двух видов результатов: личностных и метапредметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам относятся:
Результаты реализации программы психолого-педагогического сопровождения | минимальная динамика | удовлетворительная динамика | значительная динамика | |
Личностные результаты: | -сформированность гуманистических и демократических ориентаций, основ гражданственности, любви к семье, людям, своей стране, уважения к традициям и культуре других народов, бережного отношения к материальным и духовным ценностям | |||
-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении | ||||
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире | ||||
-овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни | ||||
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия | ||||
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей | ||||
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности | ||||
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | ||||
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств | ||||
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | ||||
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | ||||
-формирование готовности к самостоятельной жизни |
К метапредметным результатам относятся:
Метапредметные результаты | Минимальный уровень усвоения | Средний уровень усвоения | Высокий уровень усвоения | |
Познавательные: | -поиск необходимой информации | |||
- умение фиксировать информацию (также с помощью ИКТ) | ||||
- умение использовать знаково-символические средства (схемы, таблицы и т.д.) | ||||
-умение строить устные сообщения | ||||
- умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | ||||
-умение осуществлять синтез, как составление целого из частей | ||||
-умение проводить сравнение, сериацию, классификацию по заданным критериям | ||||
-умение устанавливать причинно-следственные связи | ||||
-умение строить рассуждения, в форме простых суждений | ||||
-умение обобщать в классы единичные объекты | ||||
-умение осуществлять подведение под понятие | ||||
-умение устанавливать аналогии | ||||
-овладение рядом общих приемов решения задач, проблем | ||||
Регулятивные: | -умение принимать и сохранять учебную задачу | |||
-умение учитывать выделенные педагогом ориентиры | ||||
-умение планировать свои действия в соответствие с поставленной задачей | ||||
-умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения | ||||
-умение осуществлять пошаговый и итоговый контроль выполнения задания | ||||
-умение оценивать правильность действий | ||||
-умение адекватно воспринимать предложения и оценку сверстников и взрослых | ||||
-умение различать способ и результат действия | ||||
-умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок | ||||
Коммуникативные: | -допускать возможность существования различных точек зрения | |||
-формулировать свое мнение и позицию | ||||
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | ||||
-умение задавать вопросы | ||||
-умение контролировать действия партнера | ||||
-умение использовать речь для регуляции своего действия | ||||
-умение использовать монологическую и диалогическую виды речи |
Литература:
1.Арсланьян В.П., Стюхина Г.А. ФГОС: достижение личностных и метапредметных результатов (психолого-педагогические аспекты)/ М.: 2013. – 92с., 88с.
2.Дедушка А.И. Психологическая работа с подростковыми группами: создание дружного коллектива. – СПб.: Речь, 2008. – 256с.
3.Истратова О.Н., Эксакусто Т.В.Психолог в средней школе: справочные материалы – изд.3-е – Ростов- на –Дону: Феникс, 2015 – 334с.
4.Калабух Т.В., Клейменова Е.В. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с особыми образовательными потребностями: коррекционно-развивающие задания, упражнения/ авт.-сост. Калабух Т.В., Клейменова Е.В. – Волгоград: Учитель. 2013.– 100с.
5.Коноваленко С.В. Как подготовить ребенка к школе: Психологические тесты, игры и упражнения. – М.:Изд.ЭКСМО, 2003. – 192с.
6.Кублик Е.Н. Программа адаптационных занятий для учащихся 5 класса: «Первый раз в 5 класс!»
7.Овчарова Р.В. Практическая психология в школе. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 240с.
8.Психолого-педагогическое сопровождение деятельности учителя: мониторинг, анализ, консультации; электронный диагностический комплекс/сост. И.В.Возняк, И.М.Узянова.-Волгоград:Учитель, 2015. – 150с.
9.Резапкина Г.А. Программа тренинговых занятий «Уроки выбора профессии».
10.Рогов Е.И. Психология человека. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 320с.
11.Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС: планирование, документация, мониторинг, учет и отчетность/сост. И.В.Возняк и др. – Волгоград: Учитель: ИП Гранин Л.Е., 2014.-235с.
12.Упражнения для интеллектуального тренинга учащихся средней школы/ Под.ред. Э.Н.Гарсия.-М.: АРКТИ, 2010. – 96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психолого –педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС»
Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и...
Программа психолого педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ООО на 2013-2018 г.г.
Программа психолого педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ООО на 2013-2018 г.г....
Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС
Программа «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения ФГОС» на 2013-2018 год. Цель программы:Создание оптимальных психолого-педагогических условий для ра...
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС ООО
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС ООО...
Программа психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в рамках реализации ФГОС НОО
Программа психолого-педагогического сопровождения учебного процесса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обр...
Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ООО
Психологическое сопровождение внедрения ФГОС способствует анализу школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, и тех требов...
Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ООО
Целевой раздел программы 1. Актуальность программы2. Пояснительная записка3. Цель и задачи программы4. Основны...