Безопасность и этика в Интернете
план-конспект занятия по психологии (8 класс) на тему
Интернет давно стал незаменимой частью нашей жизни. Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения. Но он скрывает и угрозы. Данное мероприятие способствует развитию способности к анализу учащимися информации, получаемой ими из Интернета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezopasnost_i_etika_v_internete.docx | 42.43 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВЕРНУТЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА-КОНФЕРЕНЦИИ
«Безопасность и этика в Интернете»
Учитель информатики Иванова Светлана Сергеевна, педагог-психолог Власенко Наталья Анатольевна
Дата 16.02.2015
Предмет Информатика и ИКТ
- Цель урока:
сформировать у обучающихся структурированное представление о полезных и негативных информационных ресурсах Интернета, безопасных способах работы и этике общения в сетевых сообществах.
- Задачи:
обучающие:
- сформировать представление о полезных и негативных информационных ресурсах Интернета;
- ознакомить обучающихся с потенциальными угрозами, которые могут встретиться при работе в сети Интернет и научить избегать их;
- обозначить правила поведения в информационном сообществе;
развивающие:
- отработать навыки сравнения информации, критического анализа, выделения главных мыслей и грамотного их изложение;
- сформировать умение рационально использовать поисковые системы для получения информации;
воспитательные:
- отработать навыки работы в команде;
- научиться производить самооценку своих знаний и умений;
- привить аспекты информационной культуры и безопасности.
- Тип урока:
урок-конференция, подразумевающий деятельный подход.
- Формы работы учащихся:
работа в команде, декламирование, индивидуальная работа в Интернете.
- Необходимое оборудование и ресурсы:
АРМ учителя с демонстрационным комплектом, интерактивная презентация, доступ к Интернету. Рекомендуемые сайты для работы учеников (открыть доступ в СКФ):
http://azbez.com/safety/internet
http://www.securelist.com/ru/safeonline/rules
http://voprosum.ru/setevoe-obshhenie-etika-setevogo-obshheniya
http://www.fio.vrn.ru/2005/6/7.htm
- Распределение деятельности участников конференции:
Декламирование учителя | Аналитическая работа учеников | Работа учеников с компьютером | Декламирование учеников |
15% урока | 45% урока | 20% урока | 20% урока |
Комментарии к документу:
Слова учителя подсвечены-синий;
Действия учеников и учителя, пояснения автора – черный курсив;
Предполагаемые ответы учеников – зеленый.
ХОД УРОКА
- Вступление (2 мин)
Интернет давно стал незаменимой частью нашей жизни. В прошлой четверти мы прошли тему глобальная компьютерная сеть Интернет и имеем самое полное представление о его технических и информационных возможностях.
Сегодня на уроке мы должны разобраться в таких понятиях, как «что такое хорошо и что такое плохо в Интернете», «безопасный Интернет», «этика общения в глобальной сети». И для того, чтобы было интереснее разбираться в этих вопросах, давайте устроим урок-конференцию. И вам всем представится возможность поучаствовать в обсуждении.
Для того чтобы внести в нашу работу элемент здорового соперничества, разобьемся на 2 команды. Так будет удобнее обсуждать наши вопросы.
Класс разбивается на 2 команды, которые располагаются вокруг подготовленных столов.
- Первая тема конференции: «Анализ Интернета. Что в нем хорошего, что плохого» (15 мин)
Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения. Но он скрывает и угрозы. И сейчас мы проведем анализ Интернета. Выясним, чего же в нем больше – пользы или вреда?
Для этого одна команда, по желанию, подготовит в виде списка полезные возможности Интернета. А вторая – негативные элементы. Затем, по очереди, по одному пункту списка, представители команд озвучат нам результаты. И от того, чей список, негативный или позитивный окажется длиннее, мы вынесем вердикт Интернету.
Ученики работают над списком 7-10 минут без применения компьютеров. Затем, по очереди, по одному пункту списка, представители команд озвучивают результаты, начиная с позитивного списка, т.к. он должен оказаться длиннее.
Учитель при этом открывает соответствующие картинки на слайде. В случае недостаточного количества элементов обеих списков, учитель помогает командам дополнить их, показывая картинки на слайде.
Предполагаемые списки (в правых колонках указаны номера картинок на слайде):
Список полезного | № | Список негативного | № |
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 |
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
- Вторая тема конференции: «Правила безопасного поведения детей и подростков в Интернете» (13 мин)
Мы выяснили, какие опасности и негативы нас подстерегают в Интернете, если не соблюдать определенные правила безопасности. Сейчас вам в группах необходимо обсудить и, опираясь на список негативных элементов, сформулировать самые важные правила безопасного поведения детей и подростков в Интернете. Затем, по очереди, по одному пункту списка, представители команд озвучат нам результаты. А вы будете вычеркивать озвученное правило, чтобы не повторять его. Та команда, у которой список окажется длиннее, будет считаться более профессиональным экспертом.
Ученики работают над списком 5-7 минут без применения компьютеров. Затем, по очереди, по одному пункту списка, представители команд озвучивают результаты. Учитель при этом открывает соответствующие пункты списка на слайде. Наверняка ученики сформулируют не все правила.
А теперь каждая команда нейдет в Интернете правила, которые мы сформулировали (ученики видят правила на слайде, но не все пункты открыты) и дополнит неоткрытые пункты.
Ученики дорабатывают список 5-7 минут с применением компьютеров. Затем, по очереди, по одному пункту списка, представители команд озвучивают результаты. Учитель при этом открывает соответствующие пункты списка на слайде.
Учитель еще раз акцентирует внимание учеников на правилах, описанных на слайде.
Правила безопасного поведения детей и подростков в Интернете (в правой колонке указаны номера пунктов на слайде):
Правила безопасного поведения детей и подростков в Интернете | № |
Не нужно нажимать на подозрительные ссылки и отвечать на спам (нежелательную электронную почту). | 1 |
Не нужно открывать файлы, которые прислали неизвестные вам людей. | 2 |
Не посещайте сайты порнографического характера, посвященные взрывчатым веществам, наркотикам и т.д. Они могут содержать не только вирусы, но и психологическую угрозу. | 3 |
Не принимайте предложений отправить SMS со своего телефона или предложений, которые могут быть связанны с денежными отчислениями. | 4 |
Совершайте покупки только на проверенных Интернет-магазинах и с разрешения родителей. | 5 |
Не нужно размещать персональную информацию в Интернете: номер телефона, адрес электронной почты, домашний адрес и фотографии вас, вашей семьи или друзей. | 6 |
Не нужно добавлять незнакомых людей в свой контакт и общаться с ними. Помните, что виртуальные знакомые могут быть не теми, за кого себя выдают. | 7 |
Если рядом с вами нет родственников, не встречайтесь в реальной жизни с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете. | 8 |
Если вам приходят письма с неприятным и оскорбляющим вас содержанием, если кто-то ведет себя в вашем отношении неподобающим образом, сообщите об этом. | 9 |
Не проводите слишком много времени в on-line играх, это может повредить вашему здоровью. | 10 |
- Третья тема конференции: «Этика общения в сетевых сообществах» (12 мин)
В последнее время огромное количество людей являются участниками социальных сетей, таких как ВКонтакте, Фейсбук, Одноклассники и т.д. Помимо этого практически всем пользователям Интернета иногда приходится общаться на различных форумах, конференциях. Зачастую здесь можно обнаружить не только банальную неграмотность, но даже неприкрытое хамство. Существует в Интернете особая категория пользователей. Это так называемые форумные тролли, развлекающиеся провокациями своих собеседников в Интернете. Зачем они это делают? Чтобы получить удовольствие от негативной реакции других людей. Чаще всего этим занимаются люди с комплексами неполноценности, которых обижают в реальной жизни – и потому они пытаются отыграться в Интернете.
Сейчас вам в группах необходимо описать простые правила поведения при виртуальном общении. Представьте, что вы группа модераторов, которым надо написать правила общения на форуме. Заодно внесите в них рекомендации по формированию текстовых сообщений. При этом рекомендуется для этой работы воспользоваться Интернетом. Затем, по очереди, представители команд озвучат нам результаты. Та команда, у которой правила будут описаны более грамотно, будет считаться профессиональным экспертом.
Ученики работают над списком 7-10 минут с применением компьютеров. Затем, по очереди, представители команд озвучивают результаты.
Учитель акцентирует внимание учеников на правилах, описанных на слайде.
Правила общения и рекомендации по формированию текстовых сообщений:
Правила общения и рекомендации по формированию текстовых сообщений |
Не используйте ненормативную лексику. |
Не позволяйте себе оскорбительных высказываний в адрес пользователей, администрации ресурса или прочих известных лиц. |
Если к вам пристает пользователь с оскорблениями, злыми шутками или издевательствами, отправьте его в «черный список» и сообщите модератору о его неприемлемом поведении. |
Не пренебрегайте вежливыми словосочетаниями (Здравствуйте, извините, не хочу показаться грубым и т.д.). |
Не пищите заведомую ложь. |
Доведите проверку правописания до автоматизма. Послания без знаков препинания вышли из моды. |
Не делайте ваши письма длиннее, чем они должны быть. У каждой мысли есть начало и конец. |
Сообщения, не несущие никакой смысловой нагрузки (так называемый флуд), создавать крайне не рекомендуется. |
Старайтесь в виртуальном общении вести себя так, как и в реальной жизни. |
- Итоги конференции (3 мин)
Сегодня на конференции мы структурировали представление о полезных и негативных информационных ресурсах Интернета, безопасных способах работы и этике общения в сетевых сообществах. Какая, по-вашему, команда проявила себя на более высоком уровне? Выберите сами победителя. Выигравшая команда получает на всех 15 балов, которые вы сами распределите между собой в качестве оценок. Вторая команда получает на всех 10 балов.
УРОК ОКОНЧЕН
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Право и этика в Интернете
Презентация, рассказывающая о нормах виртуального общения....
Внеклассное мероприятие «Этика в интернете»
Цель: подготовить учащихся к жизни в обществе, где значительный удельный вес занимают различные виды деятельности по обработке информации, и ведущее место во всех отраслях производственной деятельност...
Компьютерная презентация к уроку 7 по теме "Мошенничество в Интернете" для курса Основы безопасности жизнедеятельности в сети Интернет
В компьютерной презентации рассказано о мошенничестве в Интернете, о фишинге....
Родительское собрание «Безопасность детей в сети Интернет и интернет – угрозы для ребенка»
Отличительной чертой нашего времени является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы общественной жизни. Сегодня главное развлечение для ребенка - компьютер. Виртуальный мир...
Информационная безопасность несовершеннолетних в сети Интернет. Родительское собрание. Памятка для родителей об информационной безопасности несовершеннолетних в сети Интернет
Профилактика противоправных действий относительно несовершеннолетних в сети Интернет....
Правила безопасности и этика в Интернете
выступление на родительском собрании...
Презентация "Правила безопасности и этика в Интернете для подростков"
Сегодня главное развлечение для ребёнка - компьютер. Современные дети, кажется, " уже рождаются с умение пользоваться компютером". Родители! Осторожно! Защитите детей от компьютерной з...