Особенности работы с гиперактивными детьми
консультация по психологии на тему
Выступление на семинаре для воспитателей по работе с гиперактивными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_dlya_vospitateley.docx | 29.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар для воспитателей.
Тема: Особенности работы с гиперактивными детьми.
Цель семинара: Более подробно познакомить воспитателей с понятием « детская гиперактивность», со всеми механизмами входящими в это понятие. Совместно с воспитателями разработать правила поведения при общении и работе с гиперактивными детьми.
Гиперактивность у ребенка становится заметной уже в дошкольном возрасте. Он стремиться успеть как можно больше, однако эта торопливость не носит продуктивного характера. Подобное поведение чревато возникновением трудностей в обучении, восприятии окружающего мира, общении со сверстниками и взрослыми. Поэтому к таким детям нужен особый, индивидуальный подход.
Если ребенок живой, подвижный и непоседливый- это не всегда свидетельствует о его гиперактивности. Вполне нормально, если он непослушен в магазине игрушек, просит вас что-то купить, а после покупки желаемого не может долго успокоится, неугомонен перед сном, а с понравившейся вам книгой или игрушкой не может долго усидеть за столом. Главное отличие активного ребенка от гиперактивного заключается именно в то, что последний будет бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете, независимо от ситуации, будь то дома, в гостях или кабинете врача. На него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от сверстников, даже самых избалованных. Гиперактивность – это болезнь, которую необходимо лечить.
Все чаще специалисты говорят о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью, который определяется тремя основными критериями (симптомокомплексами): невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью.
Понятие «невнимательность» складывается из нескольких признаков. Невнимательный ребенок не способен удерживать внимание на деталях, из-за чего допускает ошибки при выполнении любых заданий. Он не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь, поэтому создается впечатление, что он игнорирует слова окружающих. Невнимательный ребенок не доводит начатую работу до конца, что часто воспринимается как протест. Все дело в том, что он не в состоянии усвоить и придерживаться правил, предлагаемых инструкцией. Невнимательные дети не могут самостоятельно организовать собственную деятельность, стараются избегать заданий, требующих длительного умственного напряжения.
Для того, чтобы поставить ребенку диагноз « невнимательность», ему должно быть свойственно как минимум шесть из перечисленных признаков, которые сохраняются, по меньшей мере, в течение полугода и выражены постоянно, что не позволяет дошкольнику адаптироваться в нормальной возрастной среде.
Понятие «гиперактивность» характеризуется следующими признаками. Гиперактивные дети суетливы, никогда не сидят спокойно. Они нередко болтливы, часто беспричинно двигают кистями рук, стопами, елозят на стуле, постоянно оборачиваются. Они не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивают без разрешения, ходят по группе… Двигательная активность такого ребенка не имеет определенной цели.
Импульсивный ребенок чаще других детей вмешивается в споры и разговоры, игры (нарушая их правила ), пристает к окружающим. Он часто отвечает на вопросы, не задумываясь и не дослушав их до конца, порой просто выкрикивает ответы.
Говорить о гиперактивности и импульсивности также можно только в случае, если перечисленные выше признаки сохраняются в течение полугода.
Признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью можно обнаружить у детей самого раннего возраста. Гиперактивные дети на протяжении первого года жизни плохо и мало спят, особенно ночью. Буквально с первых дней жизни у них повышен мышечный тонус. Они чрезвычайно чувствительны ко всем внешним раздражителям: свету, шуму, духоте, жаре, холоду.… В два-четыре года у них проявляется диспраксия, так называемая неуклюжесть.
Дети постоянно чего-нибудь переворачивают или опрокидывают, очень медленно выполняют работу, требующую ловкости и работоспособности. Многие с трудом обучаются езде на велосипеде, плохо играют в подвижные игры с мячом. Тело ребенка как бы «не вписывается» в пространство, задевая предметы, натыкаясь на простенки, дверные проемы .Несмотря на то, что нередко у таких детей живая мимика, быстрая речь, подвижные глаза, они зачастую оказываются как бы вне ситуации: застывают, «выключаются», «выпадают», из деятельности и ситуации, т.е. «уходят» из нее, а затем спустя некоторое время снова «возвращаются».
Наиболее заметными проблемы с вниманием становятся к моменту, когда дошкольник приходит в детский сад. С появлением гиперактивного ребенка в детском саду у педагогов возникает немало проблем. Воспитатели жалуются на исходящее от него непрекращающееся беспокойство, замечают, что, он вмешивается во все дела, болтает без умолку, обижает друзей. При этом следует помнить, что многое зависит от поведения самих взрослых. От их стратегии и тактики общения с таким ребенком. Не стоит забывать, что система запретов должна сопровождаться альтернативными предложениями. Допустим, что ребенок начинает рвать обои - можно предложить ему порвать ненужный лист бумаги, а затем собрать все клочки в пакетик.
Игры и занятия с гиперактивными детьми должны способствовать снятию напряжения, излишней двигательной активности, снижению агрессивности, развитию умения концентрировать внимание, следовать инструкциям взрослого.
Многие дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью очень плохо выдерживают тихий час в детском саду. В таком случае рекомендуется сесть с ребенком рядом, погладить его по головке, успокоить, сказать добрые и ласковые слова при этом. Благодаря этому мышечное беспокойство и эмоциональная напряженность будет снижаться. Со временем гиперактивный ребенок привыкнет отдыхать в это время дня, будет вставать отдохнувшим и менее беспокойным. Правильный эмоциональный и тактильный контакт очень эффективен при взаимодействии с гиперактивным ребенком.
Очень важно, в достижении положительных результатов, если подобную линию поведения выберут и родители дошкольника.
Организация жизни должна действовать на детей успокаивающе. Это относится и к выбору для ребенка отдельной комнаты для игр, занятий и уединения, созданию в ней соответствующего интерьера, без ярких излишеств и сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов, он сам не в состоянии сделать так, чтобы постороннее его не отвлекало.
Необходимо для работы с детьми составить распорядок дня и соблюдать время приема пищи, сна, выполнения домашних заданий, игр. Можно определить для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держать под постоянным контролем, но не слишком жестко. Очень важно отмечать и хвалить прилагаемые им условия, даже если результаты далеки от совершенства.
Давая задания ребенку, лучше показать, как его выполнять, подкрепить рассказ рисунком. Зрительные стимулы очень важны. Не следует перегружать внимание ребенка. На определенный отрезок времени можно предложить только одно задание, чтобы он мог его завершить. Некоторые психологи советуют для этой цели использовать будильник или кухонный таймер. Сначала обговаривается задание, а потом включается техника. По мнению специалистов это будет способствовать снижению агрессии.
Важно напомнить о необходимости прогулок на свежем воздухе, физических упражнениях, беге, они очень полезны для гиперактивного ребенка. Они позволяют сбросить избыток энергии. Главное, чтобы он не устал, оберегать от переутомления, которое приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
Взрослым важно научить ребенка «остывать» и спокойно смотреть на происходящее вокруг.
Когда дошкольник проявляет чрезмерную активность, рекомендуется не повышая голоса, остановить его, обнять за плечи, предложить отдохнуть.
В конце семинара, подведя итог всему ранее сказанному, хочется поговорить о конкретных правилах при общении и работе с гиперактивными детьми.
БЫЛИ ПРЕДЛОЖЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА при общении и работе с гиперактивными детьми.
1.В общении с гиперактивными детьми следует быть мудрым, добрым и терпеливым.
Не забывать про индивидуальный подход к каждому ребенку.
2.Сдержанно реагировать на шалости гиперактивного ребенка. Не кричать и сдерживать свое раздражение, делая ему замечания. Помнить, что от шума и крика возбуждение подопечного усиливается.
3.Применять при необходимости, только позитивный физический контакт: погладить по головке, обнять за плечи, взять за руки.
4.Рекомендуется сажать за 1-ю парту, чтобы отвлекающие моменты во время занятий.
5.При возможности во время занятия дать возможность подвигаться (попросить что- нибудь поднять, принести..).
6.Хвалить и поощрять за каждое проявление самоконтроля, сдержанности, если ребенок довел какое-то дело до конца.
7.При помощи просветительской работы убедить родителей вести подобную линию поведения по отношению к дошкольникам.
Педагог-психолог: Петрова И.А.
2016 г.
Протокол психо-диагностического обследования
«Готовность к обучению к школе». Подготовительная группа
№3 2011 год.
№ | Ф.И. ребенка | Осведомленность | Словесно-логическое мышление | Обобщение | Уровень вербального интеллекта | Функциональная готовность к школе | Произвольность внимания | Моторика руки | Координация Глаз-рука | Вывод |
1 | Гуренко Роман | 0,6 | 1 | 1 | 2,6 | 6 | + | + | + | готов |
2 | Будаев Никита | 0,8 | 0,8 | 0,6 | 2,2 | 6 | + | + | + | готов |
3 | Волокитин Кирилл | 1 | 0,8 | 0.8 | 2,6 | 5+ | + | - | + | готов |
4 | Горбачева Екатерина | 0,8 | 1 | 0,8 | 2,6 | 6 | + | + | + | готова |
5 | Давыденков Андрей | 0.8 | 0,8 | 0,8 | 2,4 | 6 | + | + | + | готов |
6 | Коваленко Кирилл | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 2,4 | 6 | + | - | + | готов |
7 | Кузьмина Анна | 0,8 | 1 | 0,8 | 2,6 | 5+ | + | + | + | готова |
8 | Лазаренков Ярослав | 1 | 1 | 1 | 3 | 5+ | + | + | + | готов |
9 | Морозов Михаил | 0,4 | 0,4 | 0,6 | 1.4 | 6 | - | - | + | У.готов |
10 | Могилева Полина | 0,8 | 1 | 0,8 | 2,6 | 5+ | + | + | + | готова |
11 | Мусиенко Максим | 0,6 | 0,4 | 0.6 | 1,6 | 6 | - | - | + | У.готов |
12 | Позлевич Дмитрий | 0.8 | 1 | 0,8 | 2.6 | 6 | + | + | + | готов |
13 | Пыдрин Кирилл | 0,8 | 1 | 0.8 | 2.6 | 6 | + | + | + | готов |
14 | Смирнова Ксения | 0,8 | 1 | 1 | 2,8 | 6 | + | + | + | готова |
15 | Шатихина Анастасия | 0,8 | 1 | 0,6 | 2,4 | 6 | + | + | + | готова |
16 | Шваликовский Павел | 0,6 | 0,6 | 0,8 | 2 | 6 | + | + | + | готов |
17 | Зуйков Даниил | 0.8 | 0,8 | 0,8 | 2,4 | 6 | + | - | + | готов |
18 | Кондратьева Анастасия | 0,6 | 0,8 | 1 | 2.4 | 6 | + | + | + | готова |
19 | Розанов Максим | 0,4 | 0,4 | 0.6 | 1,4 | 6 | - | - | + | У.готов |
20 | Ермаков Матвей | 0,8 | 0,8 | 1 | 2,6 | 6 | + | + | + | готов |
21 | Шумейко Степан | 0,8 | 1 | 1 | 2,8 | 5+ | + | + | + | готов |
Справка по диагностическому обследованию «Психологическая готовность к школе»
В период с первого по тридцатое октября 20011 года с детьми подготовительных групп №3 и №9д/с «Надежда» проводилась диагностика «Психологическая готовность к школьному обучению». В диагностическом обследовании приняло участие 37 человек.
Цель диагностики: определить уровень готовности детей к школьному обучению.
Задачи диагностики:
- Определить уровень развития познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, (анализ, синтез, обобщение,осведомленность), речевой сферы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации урока английского языка при работе с гиперактивными детьми в начальной школе
Как учить ребенка, который не может усидеть на месте, удержать ручку и смотреть на доску?...
Особенности организации урока английского языка при работе с гиперактивными детьми в начальной школе
Особенности организации урока английского языка при работе с гиперактивными детьми в начальной школе...
Рекомендации родителям по работе с гиперактивными детьми
Если ребёнок гиперактивен, то трудности испытывает не только он сам, но и его окружение: родители, воспитатели, учителя. Но гиперактивный ребёнок, как никто другой, требует внимания взрослых, чу...
Особенности работы с гиперактивными детьми
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью считается одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста. По разным данным, его частота среди детей до...
Особенности работы с гиперактивными детьми.
В статье раскрыты некоторые аспекты развития гиперактивности; как предупредить некоторые проявления возбуждения, импульсивности у гиперактивных детей; сформулированны правила взаимодействия и направле...
Статья "Особенности работы с гиперактивными детьми на уроках физической культуры"
В статье описаны особенности работы на уроках физической культуры с гиперактивными детьми. Приведены примеры игр, которые могут использовать в своей работе учителя физической культур...
Статья "Особенности работы с гиперактивными детьми на уроках физической культуры"
В статье описаны особенности работы на уроках физической культуры с гиперактивными детьми. Приведены примеры игр, которые могут использовать в своей работе учителя физической культуры, инс...