Доклад « Психокоррекционное сопровождение детей с ОВЗ (С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ) в условиях массовой школы»
рабочая программа по психологии на тему
В докладе представлена программа психокоррекционного сопровождения детей с ОВЗ (с легкой умственной отсталостью) на 4 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_m.o.docx | 31.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа – детский сад «Надежда»
г. Вязьмы Смоленской области
Доклад
« Психокоррекционное сопровождение детей с ОВЗ (С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ) в условиях массовой школы»
Выполнила:
педагог-психолог
МБОУ «НШ-ДС «Надежда»
Петрова Ирина Александровна
2017 год
Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы сейчас очень актуально. У каждого специалиста свои функции в их обучении и сопровождении.
Я в своём выступлении затрону работу с категорией детей с ОВЗ, имеющих интеллектуальные нарушения. Данная категория обучающихся характеризуется стойким, выраженным недоразвитием познавательной деятельности, вследствие диффузного органического поражения центральной нервной системы. Развитие обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, приносящий качественные изменения в познавательную деятельность обучающихся и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.
Цель образования данной категории обучающихся заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоения ими социального и культурного опыта.
В этом учебном году к нам в школу поступил ученик, по заключению комиссии ТПМПК у него имеется тотальное недоразвитие высших психических функций. Мне, как педагогу – психологу школы комиссией даны рекомендации по работе с данным учеником. Соответственно, исходя из направлений работы данных комиссией, мною была разработана индивидуальная программа психокоррекционного сопровождения обучающегося на 4 года.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Программа коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» входит в часть формируемую участниками образовательных отношений – коррекционную область учебного плана образовательного учреждения и обусловлена потребностью оказания квалифицированной психолого – педагогической помощи детям с умственной отсталостью, которая рассматривается как система развивающих, коррекционных и реабилитационных технологий, направленных на создание внутренних и внешних условий для раскрытия потенциальных возможностей психического развития личности ребенка и расширения границ его взаимодействия с окружающей средой. Программа рассчитана на 4 года обучения 1- 4 классы.
Введение курса сенсорного и психомоторного развития в образовательном учреждении обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического развития детей, через системный подход, в котором когнетивные и двигательные методы принимаются в комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния.
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет своей целью:
- на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта и совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка в более эффективной социализации его в обществе.
Научная новизна Программы заключается в том что:
- коррекция недостатков психического развития детей осуществляется через системный подход, в котором когнетивные и двигательные методы принимаются в комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния;
- в самом содержании; методическом аппарате, включающем психокоррекционные технологии, методы и техники, направленные на компенсацию и исправление интеллектуальных и эмоционально – волевых проблем у детей с различными вариантами нарушений психического и физического развития;
- в системно – структурном и личностно деятельном подходах коррекции;
- в разработке личностных и БУД.
Педагог – психолог имеет право самостоятельного выбора методического аппарата (технологий, методик, приемов и др.) психолого – педагогической деятельности, однако при этом следует понимать, что необходимо эффективное достижение задач, обозначенных ФГОС НОО, а именно: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в школе; воспитание умения учиться – способности к самореализации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, регулятивной.
Программа состоит из двух блоков: сенсорное развитие и психомоторное развитие;
Под сенсорным развитием понимается формирование в детях чувственного познания, т.е. умение видеть, слышать, осязать, представлять.
В ходе реализации программы в рамках этого блока решаются следующие задачи:
- Формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе, других ощущениях;
- формирование умения использовать полученные знания о сенсорных эталонах в качестве «единиц измерения», при оценке свойств веществ; иметь представления о разновидностях каждого свойства, уметь использовать их для анализа и выделения свойств самых различных предметов в различных ситуациях;
- содействие развитию у учащихся аналитико – системной деятельности, умению сравнивать и обобщать,
- развитие восприятия особых свойств предметов (тяжести, температуры, качества поверхности, вкуса и запаха, звуков, времени и направления).
- научить воспринимать сложные явления окружающего мира (иллюстрации, литературные произведения, социальные явления, природа и.т.п).
Развитие психомоторики идет по 3-х уровневой системе; основанием для выделения уровней явилось представление об определенных этапах в развитии пространственно – временных аспектах психической деятельности человека, в том числе его телесности. Этот блок включает в себя развитие общей и мелкой моторики.
Первый уровень направлен на активизацию и энергосбережение психических процессов (подкорковых образований головного мозга).
Задачи первого уровня:
- обучение дыхательным упражнениям и специальным способам повышения энергетического потенциала.
- Оптимизация тонуса и обучение способам релаксации, снятия мышечных зажимов.
- Развитие повышения устойчивости, равновесия, развития целостного образа тела.
- Развитие мелкой моторики, координация движений.
- Автоматизация отдельных движений.
Задачи второго уровня:
- Развитие чувства ритма.
- Развитие перцептивных и мнестических возможностей, повышение чувствительности к разной информации (зрительной, слуховой, тактильной и обонятельной), память внимания.
- Формирование пространственных представлений (относительно своего тела, относительно другого предмета, ориентация на месте).
- Переход от единичных двигательных актов к системе или серии однотипных движений, составляющих единую “кинетическую мелодию”, переход от механического воспроизведения заданного образца к его самостоятельному анализу с выделением элементов (подпрограмм), и в дальнейшем, к созданию и “разворачиванию”, учащихся собственных серийных программ.
- Развитие межполушарного взаимодействия. Через отработку сочетаемых движений правой и левой половины тела с фиксацией отдельных частей тела, с одновременными и попеременными движениями.
- Развитие зрительно – моторных координаций, отработка согласованности действий.
- Развитие ловкости.
- Развитие внимания
Третий уровень – уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов.
Задачи третьего уровня:
- Развитие произвольности, умение выполнять и принимать правила игры и роли способности к совместному решению задач.
- Отработка коммуникативных навыков через парные и групповые упражнения, формирование навыков совместных действий, способствующих лучшему пониманию друг друга.
- Развитие произвольного внимания и памяти.
Развивая моторику на разных уровнях, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, которые необходимы для успешного обучения.
Существуют методы и приемы реализации программы.
Это совместные действия ребёнка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
действия детей по образцу, по инструкции;
действия с контурными изображениями, использование приёмов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета;
предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных игрушек, картинок и т.п.;
соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
наблюдения за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;
использование рисунков и аппликаций.
Требования к условиям комплектования групп
Эффективно разделение детей на группы по общей способности к обучению, что подтвердили многолетние педагогические исследования (В.В. Воронкова, С.А. Мирский, Н.П. Павлова, и др.), психологические исследования (И.В. Белякова, В.Г. Петрова, Б.И. Пинский, и др.).
На начальном этапе работы проводится обследование учащихся с позиции системного подхода. Устанавливаются затруднения учащихся, то есть проводится психолого-педагогическая дифференциация учащихся на группы по возможностям обучения и развития для проведения коррекционных занятий в соответствии с предложенным курсом.
При комплектовании коррекционной группы учитывается наличие сенсорных навыков и умений, определяется уровень сенсорного и психомоторного развития (первичные и вторичные затруднения, их причины). Совместно с учителем анализируются особенности овладения учебными умениями и навыками, необходимые для прохождения программного материала.
Количество участников групповых занятий 2- 5 человек
Организация: коррекционно-развивающие занятия проводятся в индивидуально-групповой форме. Занятия состоят из 3 этапов:
- Организационно – подготовительный
- Основной этап
- Оценка эффективности занятий
В результате освоения предметного содержания курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» у обучающихся предполагается формирование БУД учебных действий на конец 4 класса (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных).
Основное содержание коррекционного курса включает содержание работы по сенсорному развитию и содержание работы по психомоторному развитию.
Обязательно в программу включается календарно – тематическое планирование по классам.
В программе прописывается учебно – методическое и материально - техническое обеспечение, так как для проведения занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов требуется специально организованная коррекционно-развивающая среда, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, дидактические игры и пособия.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование 1 класс.
№ | Название раздела | Кол. час | Основные виды деятельности учеников |
I | Диагностика | 4ч | Отвечают на вопросы, выполняют диагностические задания |
II | Сенсорное развитие: -Восприятие цве та | 6,5ч | -сопоставляют, различают основные цвета, зелёный, оранжевый, фиолетовый; -выделяют изученный цвет в окружающих предметах, сравнивают, классифицируют; - чередуют цветные элементы - называют словом изученные цвета; -отвечают на поставленные вопросы; -используют в речи названия изученных цветов |
III | Психомоторное развитие: I УРОВЕНЬ Активизации и энергоснабжения психических процессов: -отработка правильного дыхания - стимулирующие упражнения -приёмы релаксации -мышечные зажимы Всего18ч | 7,5ч 1,5 1 2 3 | -выполняют дыхательные упр. через нос и рот с пропевкой звуков и слогов, стимулирующие упр. по показу и инструкции -расслабляют и напрягают мышцы разных частей тела по покаэу и инструкции -выполняют упр. на снятие мышечных зажимов с одновременной работой рук и ног по покаэу и инструкции воспринимают простые словесные инструкции на двигат. упр. - используют в речи понятия напряжение, расслабление, называют ощущения от собственного тела - проявляют внимание к речи педагога |
I | Сенсорное развитие: -Восприятие геометрических фигур и тел | 6ч | -обследуют, определяют на ощупь фигуры и тела -составляют геометрический орнамент -соотносят, сравнивают, называют, группируют, классифицируют фигуры, узнают в предметах - называют словом изученные фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) и тела их свойства, строят словосочетания -понимают и выполняют инструкцию, -- отвечают на поставленные вопросы; -вступают в беседу |
II | Психомоторное развитие: I УРОВЕНЬ Активизации и энергоснабжения психических процессов: -равновесие -ригидные телесные установки II УРОВЕНЬ Операционного обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним пространством: -ритм -тактильная чувствительность всего14ч | 8ч 1,5 3 1,5 2 | -выполняют упр. на разминку и расслабление рук, кистей (сжимание, разжимание, штриховка..) -упр. «заземление» на двух и одной ноге с различным положением рук, упр.на развязку синкинезий по показу с дальнейшим автоматизированием --воспроизводят внешний ритм по показу, зрительным схемам, внешнему контролю -определяют на ощупь плоскостные фигуры -понимают и выполняют инструкцию, соотносят названия частей тела -проговаривают простой ритмический рисунок -называют простые характеристики поверхности предметов |
I | Сенсорное развитие: . Восприятие величин -Пространственная ориентация. | 13ч 5 8 | -Сопоставляют предметы по величинам -Ориентируются в схеме – тела , дифференцируют правую, левую руки и ноги. -определяют расположение предметов в пространстве -Ориентируются в линейном ряду, - обозначают словом изученные характеристики величин при их сопоставлении --ориентируются на словесное обозначение пространственного обозначение предметов -называют словом изученные пространственные понятия |
II | Психомоторное развитие: II УРОВЕНЬ Операционного обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним пространством: -зрительное восприятие -слуховое восприятие -обоняние -вкусовые ощущения -восприятие поз и движений Всего 18ч | 5ч 1 1,5 0,5 1 1 | - Обследуют предметы по инструкции, дифференцируют зрительное восприятие 2 предметов -различают неречевой слух, звуки окружающей среды и муз. Звуки, фонемы. -сопоставляют запахи (приятные, неприятные), вкусы (кислый – сладкий, горький - солёный). - Выполняют упражнения для частей тела по заданию находят звуки и звукосочетания в словах -называют характеристики вкуса (вкусно, невкусно), запаха (приятно, неприятно) -воспринимают инструкцию на слух |
I | Сенсорное развитие: -Пространственная ориентация. -Временные представления. | 5,5ч 1 4,5 | -Составляют целое из частей. Конструируют простые составные картинки -выполняют задания на понятия части суток, дни недели, времена года, устанавливают последовательность. - принимают участие в простых играх на нахождение общего и различного описания --называют словом изученные пространственные и временные понятия |
II | Психомоторное развитие: II УРОВЕНЬ Операционного обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним пространством: -динамическая организация -сенсомоторные взаимодействия III уровень Произвольной регуляции: -координация и ловкость -правила игры и роли. Всего 16ч За год 66 ч. | 10,5ч 2 5 1 2,5 | -выполняют графические упражнения из 2-х повторяющихся элементов. - выполняют упр. с одновременными движениями одноименных руки и ноги по показу и инструкции, игры с правилами и ролями. понимают и выполняют инструкцию -слышат обращенную речь -понимают правила игры |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по обучению детей с легкой умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы
Умственная отсталость – это качественное изменение всей психики, всей личности в целом, явившееся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развит...
Адаптированная рабочая программа дефектологического сопровождения учащихся 5 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) в образовательном учреждении в рамках реабилитационно-образовательного центра "Солнышко"
Рабочая программа 5 класс ООО...
Адаптированная рабочая программа дефектологического сопровождения учащихся 6 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) в образовательном учреждении в рамках реабилитационно-образовательного центра "Солнышко"
Рабочая программа 6 класс ООО...
Использование про-активных методов по работе с нежелательным поведением и обучению новым навыкам детей с РАС и легкой умственной отсталостью в условиях коррекционного класса: из опыта работы.
Аннотация: в данной статье освещаются основные про активные методы, практические приемы, применяемые в работе учителя-дефектолога с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра (РАС) и легкую ...
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1 «Б» класса 2022- 2023 учебный год
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1 «Б» класса 2022- 2023 учебный год...
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 6 «А» класса 2022- 2023 учебный год
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 6 «А» класса 2022- 2023 учебный год...
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 8 «А» класса 2022- 2023 учебный год
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с легкой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 8 «А» класса 2022- 2023 учебный г...