Доклад « Психокоррекционное сопровождение детей с ОВЗ (С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ) в условиях массовой школы»
рабочая программа по психологии на тему

Петрова Ирина Александровна

В докладе представлена программа психокоррекционного сопровождения детей с ОВЗ (с легкой умственной отсталостью) на 4 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_m.o.docx31.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа – детский сад «Надежда»

г. Вязьмы Смоленской области

 

Доклад

« Психокоррекционное сопровождение детей с ОВЗ (С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ   ОТСТАЛОСТЬЮ) в условиях массовой школы»

                                                                             

                                                                 

                                                                    Выполнила:                

                                                                             педагог-психолог

                                                                                                МБОУ «НШ-ДС «Надежда»

  Петрова Ирина Александровна

2017 год

 Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы сейчас очень актуально. У каждого специалиста свои функции в их обучении и сопровождении.

Я в своём выступлении затрону работу с категорией детей с ОВЗ, имеющих интеллектуальные нарушения. Данная категория обучающихся характеризуется  стойким, выраженным недоразвитием познавательной деятельности, вследствие диффузного органического поражения центральной нервной системы. Развитие обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет  собой поступательный процесс, приносящий качественные изменения в познавательную деятельность  обучающихся и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.

Цель образования данной категории обучающихся заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых  образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоения ими социального  и культурного опыта.

        В этом учебном году к нам в школу поступил ученик, по  заключению комиссии ТПМПК  у него имеется тотальное недоразвитие высших психических функций. Мне, как педагогу – психологу школы комиссией даны рекомендации по работе с данным учеником. Соответственно, исходя из направлений работы данных  комиссией, мною была  разработана  индивидуальная программа психокоррекционного сопровождения обучающегося на  4 года.

       Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

     Программа коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» входит в часть формируемую участниками образовательных отношений – коррекционную область учебного плана образовательного учреждения и обусловлена потребностью оказания квалифицированной психолого – педагогической помощи детям с умственной отсталостью, которая рассматривается как система развивающих, коррекционных и реабилитационных технологий, направленных на создание внутренних и внешних условий для раскрытия потенциальных возможностей психического развития личности ребенка и расширения границ его взаимодействия с окружающей средой. Программа рассчитана на 4 года  обучения 1- 4 классы.

        Введение курса сенсорного и психомоторного развития в образовательном учреждении обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического развития детей, через системный подход, в котором когнетивные и двигательные методы принимаются в комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния.

      «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет своей целью:

- на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта и совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка в более эффективной социализации его в обществе.

          Научная новизна Программы заключается в том что:

- коррекция недостатков психического развития детей осуществляется через системный подход, в котором когнетивные и двигательные методы принимаются в комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния;

- в самом содержании; методическом аппарате, включающем психокоррекционные технологии, методы и техники, направленные на компенсацию и исправление интеллектуальных и эмоционально – волевых проблем у детей с различными вариантами нарушений психического и физического развития;

- в системно – структурном и личностно деятельном подходах коррекции;

- в разработке личностных и БУД.

           Педагог – психолог имеет право самостоятельного выбора методического аппарата (технологий, методик, приемов и др.) психолого – педагогической деятельности, однако при этом следует понимать, что необходимо эффективное достижение задач, обозначенных ФГОС НОО, а именно: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в школе; воспитание умения учиться – способности к самореализации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, регулятивной.

           Программа состоит из двух блоков: сенсорное развитие и психомоторное развитие;

Под сенсорным развитием понимается формирование в детях чувственного познания, т.е. умение видеть, слышать, осязать, представлять.

     В ходе реализации программы в рамках этого блока решаются следующие задачи:

               - Формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе, других ощущениях;

- формирование умения использовать полученные знания о сенсорных эталонах в качестве «единиц измерения», при оценке свойств веществ; иметь представления о разновидностях каждого свойства, уметь использовать их для анализа и выделения свойств самых различных предметов в различных ситуациях;              

    - содействие развитию у учащихся аналитико – системной деятельности, умению сравнивать и обобщать,

 - развитие восприятия особых свойств  предметов (тяжести, температуры, качества поверхности, вкуса и запаха, звуков, времени и направления).

- научить воспринимать сложные явления окружающего мира (иллюстрации, литературные произведения, социальные  явления, природа и.т.п).

Развитие психомоторики идет по 3-х уровневой системе; основанием для выделения уровней явилось представление об определенных этапах в развитии пространственно    – временных аспектах психической деятельности человека, в том числе его телесности. Этот блок включает в себя развитие общей и мелкой моторики.

      Первый уровень направлен на активизацию и энергосбережение психических процессов (подкорковых образований головного мозга).

       Задачи первого уровня:

- обучение дыхательным упражнениям и специальным способам повышения энергетического потенциала.

- Оптимизация тонуса и обучение способам релаксации, снятия мышечных зажимов.

- Развитие  повышения устойчивости, равновесия, развития целостного образа тела.

- Развитие мелкой моторики, координация движений.

- Автоматизация отдельных движений.

Задачи второго уровня:

- Развитие чувства ритма.

  •  Развитие перцептивных и мнестических возможностей, повышение чувствительности к разной информации (зрительной, слуховой, тактильной и обонятельной), память внимания.
  • Формирование пространственных представлений (относительно своего тела, относительно другого предмета, ориентация на месте).
  • Переход от единичных двигательных актов к системе или серии однотипных движений, составляющих единую “кинетическую мелодию”, переход от механического воспроизведения заданного образца к его самостоятельному анализу с выделением элементов (подпрограмм), и в дальнейшем, к созданию и “разворачиванию”, учащихся собственных серийных программ.
  • Развитие межполушарного взаимодействия. Через отработку сочетаемых движений правой и левой половины тела с фиксацией отдельных частей тела, с одновременными и попеременными движениями.
  • Развитие зрительно – моторных координаций, отработка согласованности действий.
  • Развитие ловкости.
  • Развитие внимания

Третий уровень – уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов.

Задачи третьего уровня:

  • Развитие произвольности, умение выполнять и принимать правила игры и роли способности к совместному решению задач.
  • Отработка коммуникативных навыков через парные и групповые упражнения, формирование навыков совместных действий, способствующих лучшему пониманию друг друга.

  • Развитие произвольного внимания и памяти.

Развивая моторику на разных уровнях, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, которые необходимы для успешного обучения.

Существуют методы и приемы реализации программы.

                Это совместные действия ребёнка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);

действия детей по образцу, по инструкции;

действия с контурными изображениями, использование приёмов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета;

предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных игрушек, картинок и т.п.;

соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;

наблюдения за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;

использование рисунков и аппликаций.

Требования к условиям комплектования групп

 Эффективно разделение детей на группы по общей способности к обучению, что подтвердили многолетние педагогические исследования (В.В. Воронкова, С.А. Мирский, Н.П. Павлова, и др.), психологические исследования (И.В. Белякова, В.Г. Петрова, Б.И. Пинский, и др.).

На начальном этапе работы проводится обследование учащихся с позиции системного подхода. Устанавливаются затруднения учащихся, то есть проводится психолого-педагогическая дифференциация  учащихся на группы по возможностям обучения и развития для проведения коррекционных занятий в соответствии с предложенным курсом.

При комплектовании коррекционной группы учитывается наличие сенсорных навыков и умений, определяется уровень сенсорного и психомоторного развития (первичные  и вторичные затруднения, их причины). Совместно с учителем анализируются особенности овладения учебными умениями и навыками, необходимые для прохождения программного материала.

Количество участников групповых занятий 2- 5 человек

Организация: коррекционно-развивающие занятия проводятся в индивидуально-групповой форме. Занятия состоят из 3 этапов: 

  1. Организационно – подготовительный
  2. Основной этап
  3. Оценка эффективности занятий

          В результате освоения предметного содержания курса «Развитие психомоторики  и сенсорных процессов» у обучающихся предполагается формирование  БУД учебных действий на конец 4 класса (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных).

            Основное содержание коррекционного курса включает содержание работы по сенсорному развитию и содержание работы по психомоторному развитию.

Обязательно в программу включается календарно – тематическое планирование по классам.

            В программе прописывается учебно – методическое и материально  - техническое обеспечение, так как для проведения занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов требуется специально организованная коррекционно-развивающая среда, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, дидактические игры и пособия.

        

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование   1  класс.

Название раздела

Кол.

час

Основные виды деятельности учеников

I

Диагностика

Отвечают на вопросы, выполняют диагностические задания  

II

Сенсорное развитие:

-Восприятие цве та

6,5ч

-сопоставляют, различают основные цвета, зелёный, оранжевый, фиолетовый;

-выделяют изученный цвет в окружающих предметах, сравнивают, классифицируют;

- чередуют цветные элементы

- называют словом  изученные цвета;

-отвечают на поставленные вопросы;

-используют в речи названия изученных цветов

III

Психомоторное

развитие:

I УРОВЕНЬ

Активизации и энергоснабжения психических процессов:

-отработка правильного дыхания

- стимулирующие упражнения

-приёмы релаксации

-мышечные зажимы

Всего18ч

7,5ч

1,5

1

2

3

-выполняют дыхательные упр. через нос и рот с пропевкой звуков и слогов, стимулирующие упр. по показу и инструкции

-расслабляют и напрягают мышцы разных частей тела по покаэу и инструкции

-выполняют упр. на снятие мышечных зажимов с одновременной работой рук и ног по покаэу и инструкции

воспринимают простые словесные инструкции на двигат. упр.

- используют в речи понятия напряжение, расслабление, называют ощущения от собственного тела

- проявляют внимание к речи педагога

I

Сенсорное развитие:

 -Восприятие геометрических фигур и тел

-обследуют, определяют на ощупь фигуры и тела

-составляют геометрический орнамент

-соотносят, сравнивают, называют, группируют, классифицируют  фигуры, узнают в предметах

- называют словом изученные фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) и тела их свойства, строят словосочетания

-понимают и выполняют инструкцию,

-- отвечают на поставленные вопросы;

-вступают в беседу

II

Психомоторное

развитие:

I УРОВЕНЬ

Активизации и энергоснабжения

психических процессов:

-равновесие

-ригидные телесные установки

II  УРОВЕНЬ

Операционного обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним пространством:

-ритм

-тактильная чувствительность

всего14ч

1,5

3

1,5

2

-выполняют упр. на разминку и расслабление рук, кистей (сжимание, разжимание, штриховка..)

-упр. «заземление» на двух  и одной ноге с различным положением рук, упр.на развязку синкинезий по показу с дальнейшим автоматизированием

--воспроизводят внешний ритм по показу, зрительным схемам, внешнему контролю

-определяют на ощупь плоскостные фигуры

-понимают и выполняют инструкцию, соотносят названия частей тела

-проговаривают простой ритмический рисунок

-называют простые характеристики поверхности предметов

I

Сенсорное развитие:

. Восприятие величин

-Пространственная ориентация.

13ч

5

8

-Сопоставляют предметы по величинам

-Ориентируются в схеме – тела , дифференцируют правую, левую руки и ноги.

-определяют расположение предметов в пространстве

-Ориентируются  в линейном ряду,

- обозначают словом изученные характеристики величин при их сопоставлении

--ориентируются на словесное обозначение  пространственного обозначение предметов

-называют словом изученные пространственные понятия

II

Психомоторное

развитие:

II  УРОВЕНЬ

Операционного обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним пространством:

-зрительное восприятие

-слуховое восприятие

-обоняние

-вкусовые ощущения

-восприятие поз и движений

Всего 18ч

1

1,5

0,5

1

1

- Обследуют предметы по инструкции, дифференцируют зрительное восприятие 2 предметов

-различают неречевой слух, звуки окружающей среды и муз. Звуки, фонемы.

-сопоставляют запахи (приятные, неприятные), вкусы (кислый – сладкий, горький - солёный).

- Выполняют упражнения для частей тела по заданию

находят звуки и звукосочетания в словах

-называют характеристики вкуса (вкусно, невкусно), запаха (приятно, неприятно)

-воспринимают инструкцию на слух

I

Сенсорное развитие: -Пространственная ориентация.

 -Временные представления.

5,5ч

1

4,5

-Составляют целое из частей. Конструируют простые составные картинки

-выполняют задания на понятия части суток, дни недели, времена года, устанавливают последовательность.

- принимают участие в простых играх на нахождение общего и различного описания

--называют словом изученные пространственные и временные понятия

II

Психомоторное

развитие:

II  УРОВЕНЬ

Операционного обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним пространством:

-динамическая организация

-сенсомоторные взаимодействия

III уровень

Произвольной регуляции:

-координация и ловкость

-правила игры и роли.

Всего 16ч

За год 66 ч.

10,5ч

2

5

1

2,5

-выполняют графические упражнения из 2-х повторяющихся элементов.

- выполняют упр. с одновременными движениями одноименных руки и ноги по показу и инструкции, игры с правилами и ролями.

понимают и выполняют инструкцию

-слышат обращенную речь

-понимают правила игры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по обучению детей с легкой умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы

Умственная отсталость – это качественное изменение всей психики, всей личности в целом, явившееся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развит...

Использование про-активных методов по работе с нежелательным поведением и обучению новым навыкам детей с РАС и легкой умственной отсталостью в условиях коррекционного класса: из опыта работы.

Аннотация: в данной статье освещаются основные про активные методы, практические приемы, применяемые в работе учителя-дефектолога с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра (РАС) и легкую ...

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1 «Б» класса 2022- 2023 учебный год

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1 «Б»  класса 2022- 2023 учебный год...

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 6 «А» класса 2022- 2023 учебный год

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 6 «А»  класса 2022- 2023 учебный год...

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 8 «А» класса 2022- 2023 учебный год

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с легкой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)  (вариант 1) 8 «А»  класса 2022- 2023 учебный г...