ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ПУТЕМ ПРИОБЩЕНИЯ ЕГО К ИСКУССТВУ РИСОВАНИЯ.
статья по изобразительному искусству (изо) по теме
Образовательная область «Искусство» в современной школе представлена тремя предметами: музыка, изобразительное искусство и мировая художественная культура. Однако есть один вид искусства, который обладает уникальным потенциалом в качестве школьного урока. Он не будет дополнительной нагрузкой, а скорее наоборот психической и физической разгрузкой. Это - рисование. Рисование, в отличие от других предметов, снимает перегрузку, улучшает физическое и душевное состояние детей и даже повышает общую успеваемость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_irina_petrovna.docx | 17.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
ПУТЕМ ПРИОБЩЕНИЯ ЕГО К ИСКУССТВУ РИСОВАНИЯ.
МБОШИ АСКИЗСКИЙ ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ ИМ.М.И.ЧЕБОДАЕВА.
УЧИТЕЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ЧЕБОДАЕВА И.П.
Образовательная область «Искусство» в современной школе представлена тремя предметами: музыка, изобразительное искусство и мировая художественная культура. Однако есть один вид искусства, который обладает уникальным потенциалом в качестве школьного урока. Он не будет дополнительной нагрузкой, а скорее наоборот психической и физической разгрузкой. Это - рисование. Рисование, в отличие от других предметов, снимает перегрузку, улучшает физическое и душевное состояние детей и даже повышает общую успеваемость.
Предмет «Изобразительное искусство» реализует развивающие задачи основной образовательной программы в рамках ФГОС, которые направлены на гармоничное развитие личности ребенка. Именно на уроках «изобразительного искусства» как нигде прослеживаются постулаты гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили. Приобщаясь к миру прекрасного ребенок учится выражать свои чувства и эмоции через рисование. На бумаге, холсте выливается мировосприятие, отношение к реальности, эмоциональное состояние души. Для оценивания результатов нет строго отведенных рамок, как тест ОГЭ или ЕГЭ, любой результат ребенка это уже успех, самое главное, что бы он взял в руки кисть или карандаш и начал творить.
С первых уроков я применяю педагогическую технологию «учебного сотрудничества», ведь создание благоприятной психоэмоциональной среды самое главное условие для раскрепощения ребенка. Принимаю детей такими, какие они есть, не сразу у некоторых получаются «шедевры», но как приятно ребенку осознавать, что ценится его старание и уникальность. Таким образом, без индивидуального и дифференцированного подхода невозможно провести урок. Несомненно, я учитываю возрастные особенности детей: пятиклассники испытывают проблемы с адаптацией после перевода из начальной школы, шестые и седьмые классы волнуют проблемы общения со сверстниками, восьмые и девятые заняты вопросами самоопределения. Казалось бы, что общего между проблемами поведения и предметом «изобразительное искусство»? Наверняка многие согласятся, что на 50% проблемы поведения ребенка возникают из- за нереализованного потенциала, который заложен в каждом человеке, из-за страха показаться менее успешным, чем другие. Так вот, моя педагогическая задача раскрыть потенциал каждого ученика через искусство рисования. Искусство рисования - массовое искусство. Оно доступно всем. Рисунок позволяет выразить свою индивидуальность, свое видение окружающего мира, он не может быть плохим или хорошим. Так и дети каждый индивидуален и неповторим. Еще одним важным аспектом изобразительного искусства является формирование уверенности в себе, собственных силах, принятия себя, создание ситуации направленной на результат, которое приносит чувство успешности и удовлетворения собой.
Таким, образом, гармоничное развитие личности ребенка в контексте гуманной педагогики Ш.А. Амоношвили и моем понимании это, прежде всего гармония с самим собой и с окружающим миром.
Необходимо отметить прогрессивности гуманной педагогики Ш.А.Амоношвили на современном этапе реализации ФГОС, а именно применение системно – деятельностного подхода к обучению. Много говорится сегодня об эффективности обучения в деятельности, о применении на уроке активных технологий, о педагогическом артистизме, о здоровьесбережении - все это Шалва Александрович практиковал в 80-90 годы прошлого века.
Предмет «Изобразительное искусство» является творческим предметом, поэтому на уроках и внеурочной деятельности обосновано применение игровой технологии, методов «мозгового штурма», ИКТ-технологий. Проведение уроков в форме урок-игра, урок-путешествие, урок-конкурс, урок – встреча, урок – экскурсия вносит яркость, радость, формирует положительную мотивацию к обучению в целом.
Например: «Путешествие по знаменитым местам моего села», «Виртуальная экскурсия в мое детство », «Встреча с творчеством художников - земляков», конкурс «Рисую природу родного края» и т.д.
Незаменимы на уроках применение компьютера, мультимедиа, ИКТ – ресурсов, компьютерных программ (Paint.NET. The Gimp. Photos cape). Более зрелищно проходит изучение материала с демонстрацией видеонарезки из фильмов, презентация с музыкальным сопровождением, и просто музыкальный фон на уроке способствует созданию творческой атмосферы. Дети охотно прерываются на танцевальные физкультминутки, поведение итогов урока сопровождается шуточными четверостишиями, на этапе рефлексии мы рассуждаем, что получилось, а что нет, учимся анализировать свои ошибки, радоваться успехам и учимся быть единым коллективом.
Закончить свое выступление мне хочется, цитируя Ш.А. Амоношвили
«В школе на уроке ребёнок должен находиться в гуще жизни, радоваться участию в коллективной познавательной деятельности, видеть, с каким внимание прислушиваются к его соображениям, как коллектив нуждается в нём, какое уважение проявляет к его личности. Ему должны приносить радость общения с педагогом и товарищами, их успехи, в которых он увидит результат своего участия и свои перспективы». Ребёнку, как общественному существу, присуще стремление к познанию, общению, самоутверждению, самоотдаче. Задача педагога – создавать условия, способствующие всестороннему проявлению этих стремлений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие гармонично развитой личности
Как правильно воспитать гармонично развитую личность....
Гармоничное развитие личности ребёнка путём приобщения его к искусству танца
Образовательная область "Искусство" в современной школе представлена тремя предметами: музыка, изобразительное искусство и мировая художественная культур...
Развитие и становление гармоничной всесторонне развитой личности школьника путем внедрения целевого географического образования
Статья знакомит нас с тем, что внедрение целевого географического образования позволяет развивать гармоничную, развитую личность. И именно изучение географии в школе позволяет сформировать компл...
Нравственное воспитание,как основа гармоничного развития личности ребенка.
Глубокие социально-экономические преобразования,происходящие в современном обществе,заставляют нас размышлять о будущем России,о её молодежи.В настоящее время смяты нравственные ориентиры,подрастающее...
Влияние музыки, во время рисования, на процесс развития личности ребенка
В своей статье я хочу рассказать какую музыку дети слушают и как она влияет на их работы на уроке изобразительного искусства....
Психологические условия гармоничного развития личности ребенка в семье.
Абсолютизация роли школы и принижение значения семьи в воспитании подрастающего поколения трансформируется сегодня в общественном сознании в другую крайность: перенос на родителей всей ответстве...
"Роль декоративного рисования в развитии личности ребенка"
Методическое сообщение...