ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ПУТЕМ ПРИОБЩЕНИЯ ЕГО К ИСКУССТВУ РИСОВАНИЯ.
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Чебодаева Ирина Петровна

Образовательная область «Искусство» в современной школе представлена тремя предметами: музыка, изобразительное искусство и мировая художественная культура. Однако есть один вид искусства, который обладает уникальным потенциалом в качестве школьного урока. Он не будет дополнительной нагрузкой, а скорее наоборот психической и физической разгрузкой. Это - рисование.   Рисование, в отличие от других предметов, снимает перегрузку, улучшает физическое и душевное состояние детей и даже повышает общую успеваемость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_irina_petrovna.docx17.49 КБ

Предварительный просмотр:

ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

ПУТЕМ ПРИОБЩЕНИЯ ЕГО К ИСКУССТВУ РИСОВАНИЯ.

МБОШИ АСКИЗСКИЙ ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ ИМ.М.И.ЧЕБОДАЕВА.

УЧИТЕЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ЧЕБОДАЕВА И.П.

           Образовательная область «Искусство» в современной школе представлена тремя предметами: музыка, изобразительное искусство и мировая художественная культура. Однако есть один вид искусства, который обладает уникальным потенциалом в качестве школьного урока. Он не будет дополнительной нагрузкой, а скорее наоборот психической и физической разгрузкой. Это - рисование.   Рисование, в отличие от других предметов, снимает перегрузку, улучшает физическое и душевное состояние детей и даже повышает общую успеваемость.

        Предмет «Изобразительное искусство»  реализует развивающие задачи основной образовательной программы в рамках ФГОС, которые направлены на гармоничное развитие личности ребенка.  Именно на уроках  «изобразительного искусства» как нигде прослеживаются постулаты  гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили.  Приобщаясь к миру прекрасного ребенок учится выражать свои чувства и эмоции через рисование. На бумаге, холсте выливается мировосприятие, отношение к реальности, эмоциональное состояние души. Для оценивания результатов нет строго отведенных рамок, как тест ОГЭ или ЕГЭ, любой результат ребенка это уже успех, самое главное,  что бы он взял в руки кисть или карандаш  и начал творить.

        С первых уроков я применяю педагогическую  технологию «учебного сотрудничества», ведь создание благоприятной психоэмоциональной  среды самое главное условие для раскрепощения ребенка. Принимаю детей такими, какие они есть, не сразу у некоторых получаются «шедевры», но как приятно ребенку осознавать, что ценится его старание и уникальность. Таким образом, без индивидуального и дифференцированного подхода невозможно провести урок. Несомненно, я учитываю возрастные особенности детей: пятиклассники испытывают проблемы с адаптацией после перевода из начальной школы, шестые и седьмые классы волнуют проблемы общения со сверстниками, восьмые и девятые заняты вопросами самоопределения.          Казалось бы, что общего между проблемами поведения и предметом «изобразительное искусство»? Наверняка многие согласятся, что на 50% проблемы поведения ребенка возникают из- за нереализованного потенциала, который заложен в каждом человеке, из-за страха показаться менее успешным,  чем другие. Так вот, моя педагогическая задача раскрыть потенциал каждого ученика через искусство рисования. Искусство рисования - массовое искусство. Оно доступно всем. Рисунок позволяет выразить свою индивидуальность, свое видение окружающего мира, он не может быть плохим или хорошим. Так и дети каждый индивидуален и неповторим. Еще одним важным аспектом изобразительного искусства является   формирование уверенности в себе, собственных силах, принятия себя, создание ситуации направленной на результат, которое приносит чувство успешности и  удовлетворения собой.

        Таким, образом, гармоничное развитие личности ребенка в контексте гуманной педагогики  Ш.А. Амоношвили и моем понимании это, прежде всего гармония с самим собой и с окружающим миром.

        Необходимо отметить прогрессивности гуманной педагогики  Ш.А.Амоношвили на современном этапе реализации ФГОС, а именно применение системно – деятельностного подхода к обучению. Много говорится сегодня об эффективности обучения в деятельности, о применении на уроке активных технологий, о педагогическом артистизме, о здоровьесбережении - все это Шалва Александрович практиковал в 80-90 годы прошлого века.

         Предмет «Изобразительное искусство»  является творческим предметом, поэтому на уроках и внеурочной деятельности обосновано применение игровой  технологии, методов «мозгового штурма», ИКТ-технологий. Проведение уроков в форме урок-игра, урок-путешествие, урок-конкурс, урок – встреча, урок – экскурсия  вносит  яркость, радость, формирует положительную мотивацию к обучению в целом.

        Например: «Путешествие по знаменитым местам моего села», «Виртуальная экскурсия в мое детство », «Встреча с творчеством художников - земляков», конкурс «Рисую природу родного края» и т.д.

        Незаменимы  на уроках применение компьютера, мультимедиа, ИКТ – ресурсов, компьютерных программ (Paint.NET.  The Gimp. Photos cape). Более  зрелищно проходит изучение материала с демонстрацией  видеонарезки из фильмов, презентация с музыкальным сопровождением, и просто музыкальный фон на уроке способствует созданию творческой атмосферы. Дети охотно прерываются на танцевальные  физкультминутки, поведение итогов урока сопровождается шуточными четверостишиями, на этапе рефлексии мы рассуждаем, что получилось, а что нет, учимся анализировать свои ошибки, радоваться успехам и учимся быть единым коллективом.

        Закончить свое выступление мне хочется, цитируя Ш.А. Амоношвили

        «В школе на уроке ребёнок должен находиться в гуще жизни, радоваться участию в коллективной познавательной деятельности, видеть, с каким внимание прислушиваются к его соображениям, как коллектив нуждается в нём, какое уважение проявляет к его личности. Ему должны приносить радость общения с педагогом и товарищами, их успехи, в которых он увидит результат своего участия и свои перспективы». Ребёнку, как общественному существу, присуще стремление к познанию, общению, самоутверждению, самоотдаче. Задача педагога – создавать условия, способствующие всестороннему проявлению этих стремлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие гармонично развитой личности

Как правильно воспитать гармонично развитую личность....

Гармоничное развитие личности ребёнка путём приобщения его к искусству танца

         Образовательная область "Искусство" в современной школе представлена тремя предметами: музыка, изобразительное искусство и мировая художественная культур...

Развитие и становление гармоничной всесторонне развитой личности школьника путем внедрения целевого географического образования

Статья знакомит нас с тем, что внедрение целевого географического образования позволяет развивать гармоничную, развитую личность.  И именно изучение географии в школе позволяет сформировать компл...

Нравственное воспитание,как основа гармоничного развития личности ребенка.

Глубокие социально-экономические преобразования,происходящие в современном обществе,заставляют нас размышлять о будущем России,о её молодежи.В настоящее время смяты нравственные ориентиры,подрастающее...

Влияние музыки, во время рисования, на процесс развития личности ребенка

В своей статье я хочу рассказать какую музыку дети слушают и как она влияет на их работы на уроке изобразительного искусства....

Психологические условия гармоничного развития личности ребенка в семье.

Абсолютизация роли школы и принижение значения семьи в воспитании подрастающего  поколения трансформируется сегодня в общественном сознании в другую крайность: перенос на родителей всей ответстве...