«Жизнь без табака»
рабочая программа по психологии (5, 6, 7, 8 класс) на тему
Программа профилактикикурения в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_tabakokureniya.doc | 393.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 52» (ГКОУ СКОШИ № 52)
|
Согласовано» Зам. директора по УВР _______/ / «___» _________ 2015г. | «Утверждено» Директор _____ __/ ./ Приказ № ______ от «___» _________ 2015г. |
Программа
профилактики курения в школе
«Жизнь без табака»
Составили педагоги-психологи
ГКОУ СКОШИ №52:
Тимошенко Е.А.
Трефильева Д.В.
Москва
Пояснительная записка
Здоровье – одно из главных слагаемых красоты. Желание быть красивым, совершенным, такое естественное для человека, – верный стимул для приобщения детей к регулярным занятиям физической культурой, правильному питанию, соблюдению здорового образа жизни, отказ от разрушителей здоровья: прежде всего, от курения. Ибо хорошо известно, что красота и здоровье обратно пропорциональны распространённости курения.
Проблема табакокурения в настоящее время приобрела социально- экономический характер и настойчиво требует разработки предупредительных мер в целях защиты интересов личности и общества. По мнению ВОЗ табак рассматривается как «оружие массового поражения». Связанные с курением сердечно-сосудистые заболевания каждый год уносят жизни 600 тысяч человек, и миллион – в развивающихся странах.
Курение- главная угроза здоровью и одна из причин смертности россиян. Расчёты, приведённые ведущими российскими учёными и экспертами ВОЗ, показали, что из полумиллиона мужчин среднего возраста (35-69 лет), ежегодно умирающих в нашей стране, у 42% причиной смерти является курение. И что смерть, связанная с курением, среди мужчин среднего возраста, умерших от злокачественных опухолей составляет 59%, от сердечно-сосудистых заболеваний- 44%, от хронических неспецифических лёгочных заболеваний- 70%.
Западные табачные компании, которые потеряли рынки сбыта у себя дома, ведут борьбу за право «владения» огромными рыночными пространствами России, где в настоящее время курят 40 млн. человек. В последнее время растёт число курящих среди подростков, молодёжи и женщин. Это катастрофическая тенденция приведёт к дальнейшей деградации россиян и росту смертности от рака, сердечно-сосудистых заболеваний. Бытует мнение, что производство и реализация табачных изделий выгодно для экономики, однако данные Мирового Банка говорят о том, что эта отрасль в целом наносит экономике значительный ущерб. Урон, который наносится государству затратами на лечение, потерей трудоспособности и смертью сотен тысяч людей от болезней, причиной которых является курение, значительно превосходит доход, получаемый от табачной промышленности в виде налогов и других поступлений в бюджет. Анализ, проведённый Мировым Банком, показал, что глобальные экономические потери, связанные с реализацией табачных изделий, оценивается в 200 миллиардов долларов США в год. В настоящее время рассматривается вопрос участия России в рамочной конвенции по борьбе против табака, которую уже подписало 115 стран и ратифицировало более 15 государств мира. День 31 мая объявлен Всемирным днём без табака. Ежегодно третий четверг ноября отмечается как Всемирный день отказа от курения.
Табачная эпидемия в России захватила более 50 млн. человек, из которых 70%- мужчин, 30 % женщин и более 50% подростков. В 15 лет у многих подростков выраженная табачная зависимость. Большинство школьников впервые знакомятся с сигаретой в 1-2-х классах. И движет ими, прежде всего, любопытство. Первый опыт весьма неприятен: кашель, тошнота, слёзы из глаз, горечь во рту, головная боль, что заставляет детей «на время потерять интерес к курению». А вот в средних классах, как правило, интерес к курению начинает резко расти, и число курильщиков среди школьников стабилизируется уже к классу 9 (к сожалению, этот процесс молодеет). А причины этого уже другие, нежели любопытство. Чаще всего это подражание старшим товарищам, желание казаться взрослым, неправильная ориентация: курение – это модно, престижно и т.д., а также недостаточная информация учащихся о последствиях курения, незнание, насколько эта привычка для здоровья реально опасна.
По данным официальной статистики, каждый день 700 россиян умирают от болезней, вызванных курением, причём больше половины курильщиков умирают в трудоспособном возрасте. С курением связывают возникновение таких болезней, как рак лёгких, болезни сердца и инсульты, эмфизема лёгких, хронический бронхит, язвенная болезнь желудка и двенадцатипёрстной кишки. В России курильщики со стажем живут на 20 лет меньше, чем некурящие.
Табакокурение является фактором, увеличивающим в 6-8 раз количество осложнений туберкулёза и смертность от этого заболевания.
Более 40 компонентов табачного дыма – канцерогены. Исследования доказали: чем дольше человек курит, тем более вероятно у него развитие рака носа (в 2 раза чаще), горла (в12 раз), гортани (в 10-18 раз), пищевода (в 8- 10раз) и т. д.
Здоровье человека – важнейшая жизненная ценность, не только отдельного человека, но и всего общества. В настоящее время во всём мире среди проблем, стоящих перед обществом, важнейшей является курение. Значительная часть современной молодежи подвержена табакокурению: по данным ВОЗ, примерно 30% молодежи в возрасте от 15 до 18 лет курит. Такие молодые курильщики, скорее всего, продолжают курить и во взрослом возрасте. Данный факт тревожен ещё и тем, что курение активно распространяется среди девочек-подростков, и эта тенденция способствует тому, что курящих взрослых женщин скоро будет не меньше, чем мужчин. К сожалению, многие курильщики, даже зная все медицинские аспекты воздействия никотина на организм, обладая достаточно широкой информацией о вреде курения, зачастую не могут отказаться от вредной привычки.
Поэтому привитие школьникам элементов здорового образа жизни, умения отказаться от предложенной сигареты является весьма актуальной проблемой.
Цели:
-Снижение потребления табачных изделий школьниками.
-Укрепление и сохранения здоровья детей.
-Подготовка детей к формированию и осознанному выбору здорового образа жизни и ответственности за свой выбор.
-Уменьшение количества новых курильщиков в школе и повышение внимания учащихся и персонала образовательного учреждения к проблеме курения.
Задачи:
- Создать комплексную систему мер, направленную на ликвидацию курения на территории школы;
- Предоставить учащимся объективную информацию о последствиях курения и сформировать представления о негативном влиянии курения на различные сферы жизни человека (здоровье, учебу, работу, личную жизнь и т.п.);
- Сформировать у учащихся негативное отношение к курению;
- Сформировать у учащихся умения и навыки, позволяющие снизить риск приобщения к сигаретам
Участники программы.
В реализации программы примут участие:
- учащиеся школы
- штат сотрудников школы, включая администрацию и технический персонал
- родители
Главные принципы реализации программы .
Охрана здоровья связана с обучением и воспитанием – неразрывными элементами школьного образования: обучение – овладение знаниями и информацией; воспитание – формирование навыков ответственного поведения и здоровых установок, развитие личной и социальной компетентности.
Профилактическое обучение основано на научно установленных закономерностях. Вероятность приобщения к курению снижается, если:
1. Ученики критически относятся к своему поведению, обучены рефлексии и самоанализу.
2. Поощряется вера в свои силы; признается уникальность каждого человека.
3. Учащиеся умеют распознавать опасные ситуации, принимать рациональные решения, находить альтернативные курению модели поведения.
4. Дети обучены распознаванию ситуаций группового давления и располагают навыками сопротивления давлению.
Содержание уроков профилактического обучения должно развиваться по спирали. Объем школьных знаний ребенка увеличивается адекватно росту и развитию, установки и поведенческие навыки усиливаются и совершенствуются. В качестве методологии используется метод обучения в группе.
Профилактическое обучение необходимо начинать с детей младшего школьного возраста. Профилактика намного эффективнее среди тех, кто не курит.
Разработанная нами программа опирается на следующие принципы:
Системность – разработка и проведение профилактических мероприятий происходит исходя из системного анализа ситуации с табакокурением в школе.
Комплексность – в реализации профилактических и лечебных мероприятий принимают участие все необходимые для их успешной реализации специалисты от психолога до врача-терапевта, нарколога и психотерапевта.
Стратегическая целостность – формируется единая стратегия профилактической деятельности, обуславливающая основные стратегические направления, конкретные мероприятия и акции.
Этапность – реализация лечебно-профилактической программы включает ряд этапов, представляющих из себя своего рода «сито» с все более и более мелкими ячейками. Каждый последующий этап, таким образом, оказывается все более специализированным, в его реализации задействуется все большее количество специалистов.
Преемственность – каждый последующий этап профилактической программы является продолжением предыдущего, исправляя недочеты и дополняя его новыми мероприятиями.
Доступность – получить высокоспециализированную помощь может любой высказавший желание и нуждающийся в ней подросток.
Для повышения эффективности программы следует учитывать несколько условий:
- Хотя отдельные элементы программы носят запретительный характер, нужно принять во внимание, что изменение поведения осуществляется не в результате категоричного запрета курения, а при формировании критического мышления к существующей проблеме;
- Прежде всего, акцент программы должен быть сделан на повсеместное прекращение курения в школе. В целях повышения эффективности программы курение в школе должно быть прекращено на всех уровнях: учителя, работники школы, родители, учащиеся.
Основные направления программы.
- Профилактика табакокурения среди подростков, молодежи и других возрастных групп.
- Мероприятия, направленные на выявление и пресечение противоправной деятельности, связанной с реализацией табачных изделий.
- Меры по развитию системы культурно-массовых, спортивных и оздоровительных мероприятий.
Механизмы и основные мероприятия по реализации программы.
- Проведение школьной акции «Школа без табачного дыма»
- Систематическое размещение материалов по пропаганде здорового образа жизни, преодоление вредных привычек, в том числе табакокурения в стенных газетах, плакатах.
- Подготовка методических рекомендаций для родителей и детей по профилактике табакокурения среди несовершеннолетних.
- Организация выставок, конкурсов детских рисунков и стенных газет по вопросам профилактики табакокурения.
- Проведение обучающих семинаров для классных руководителей по вопросам профилактики табакокурения.
- Разработка информационно-образовательной программы «Жизнь без табака» для учащихся.
- Проведение родительских собраний по профилактике вредных привычек у детей и подростков с привлечением психологов, психиатров, наркологов.
- Выпуск плакатов, памяток, листовок по пропаганде здорового образа жизни, о вреде табакокурения и его профилактике, противопожарной безопасности «Дети против курения», «Безвредных сигарет не бывает».
- Проведение мероприятий в библиотеке в рамках реализации программы «Здоровое поколение 21 века». Организация ежегодных книжно- иллюстративных выставок, приуроченных к Международному дню отказа от курения и Всемирному дню без табачного дыма.
- Проведение социально- психологических тренингов среди подростков «Мой выбор: курить или не курить?».
- Создание условий для постоянных занятий физкультурой и спортом. Проведение спортивно-массовых мероприятий.
- Организация консультативного и анонимного приёмов для лиц, употребляющих табачные изделия.
- Проведение тематических классных часов.
I этап-инициирование программы.
1.Совещание административной группы школы.
2.Проведение совещаний.
3.Проведение классных часов.
4.Проведение общешкольного родительского собрания.
5.Проведение родительских собраний в классах.
II этап - планирование программы.
1.Создание концепции программы.
2.Определение мероприятий в рамках программы.
3.Определение последовательности выполнения мероприятий.
4.Составление графика проведения мероприятий.
Правила:
-в здании школы и на пришкольном участке запрещается курить. Данное правило распространяется на учеников, весь персонал школы, родителей и гостей.
-не разрешается вносить в школу предметы с рекламой табачных изделий пакеты,значки…)
III этап. Реализация программы.
1.Обучающие семинары по технике проведения профилактических занятий.
2.Первая точка оценки эффективности первого этапа программы.
(анкета эффективности программы, анкета эффективности профилактических занятий в 5-11 классах)
3.Реализация первого этапа программы.
(профилактические занятия в 1-11 классах, работа с курящими детьми и учителями, внеклассные виды деятельности, работа с родителями сотрудничество
со СМИ)
4.Вторая точка оценки эффективности первого этапа программы
5.Совещание координационного совета
6.Первая точка оценки второго этапа программы
7.Реализация 2 этапа программы.
8.Вторая точка оценки эффективности второго этапа программы
9.Совещание координационного совета
Основными методами являются:
- Лекция: это один из способов быстрой подачи необходимой информации.
- Чтение: оно наиболее полезно для учащихся лишь в сочетании с другими способами обучения.
- Использование наглядных пособий: одни учащиеся усваивают материал, воспринятый на слух или при помощи зрения, в то время как другие лучше воспринимают осязанием.
- Обсуждение в группах: оно даёт возможность учащимся поделиться своими мыслями, впечатлениями и ощущениями в рамках определённой темы, а также позволяет размышлять, сопоставлять, делать собственные выводы и выслушивать разнообразные мнения своих сверстников.
Занятия проводятся в классе с периодичностью один раз в месяц.
В этом направлении можно использовать следующие формы работы:
- просмотр видеофильмов с последующим обсуждением;
- встречи с людьми, сумевшими преодолеть свои вредные привычки, выжившими в трудных ситуациях жизни;
- встречи со специалистами;
- чтение и обсуждение журнальных публикаций о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных жизненных ситуациях;
- беседы по профилактике вредных привычек.
- Проведение анкетирования, т.е. организация исследовательской работы, проводимой в рамках профилактики курения и формирования собственного отношения к вредной привычке.
Анкетирование и исследование проблемы самими учащимися – один из самых эффективных способов привлечения внимания обучаемых и стимулирования к изменению своего поведения. Этот способ меняет поведение обучаемого ученика в той же мере, в какой влияют на него сверстники. В рамках программы педагоги могут опираться на наиболее подготовленных учащихся, которые помогают им в качестве ассистентов в работе с другими детьми.
Слово “нельзя” вызывает в подростке неукротимый интерес, и именно поэтому нам крайне важно рассматривать результаты проводимого анкетирования не только как совокупность беспристрастных статистических данных, но и как средство формирования у учащихся собственной позиции.
Анкетирование учащихся проводится три раза в год, анкетирование родителей – один раз в год.
- Организация практической деятельности учащихся, направленной на развитие привычек здорового образа жизни.
Основной метод – это обучение практикой действия: учащимся предлагается представить себя в той или иной роли при решении жизненной ситуации. Ролевые игры, или обучение практикой действия, рассчитаны на то, чтобы помочь учащимся проанализировать свои чувства, мысли и действия в критической обстановке. Ролевые игры могут давать обильный материал для обсуждения.
- Организация профилактической работы с родителями учащихся.
Особым потенциалом в профилактике курения среди учащихся в школе обладают родители. Прежде всего, родители обладают огромным жизненным опытом, они являются представителями многих профессий, где курение отрицательно сказывается на производительности труда. Участие родителей в профилактических мероприятиях по нераспространению курения среди молодёжи наиболее значимо для подростков.
Реализация в школах программы предлагает работу с родителями в таких направлениях, как:
- ознакомление родителей с содержанием программы;
- выступления на родительских собраниях врача и психолога по следующим темам: “Что содержится в табачном дыме?”, “Почему люди курят?”;
- ознакомление родителей с общими результатами анкетирования учащихся по проблемам курения;
- проведение индивидуальной работы с родителями курящих детей.
Работа с родителями осуществляется на родительском собрании один раз в четверть и индивидуальные беседы (по необходимости).
Реализация программы должна способствовать привитию школьникам сознательного и ответственного отношения к вопросам личного здоровья, выработки умений распознавать и оценивать опасные и вредные факторы табакокурения.
Таким образом, выводы о результатах могут быть представлены в двух аспектах анкетирования:
- Непосредственный анализ статистических данных.
- Изучение влияния проведённого анкетирования на становление и развитие личности подростка.
Содержание программы.
Профилактика курения среди детей 7-11 лет.
Предупреждение табакокурения у учащихся начальных классов
Работа с младшими школьниками по предупреждению табакокурения имеет свою специфику, определяемую, с одной стороны, организацией обучения в начальной школе (один учитель, сравнительно небольшая нагрузка, возможность осуществлять воспитание учащихся в тесной связи с обучением и т.п.), а с другой – психологическими особенностями школьников младших классов .
Поэтому следует учитывать, в частности, следующие факторы, определяющие особенности профилактической работы с младшими школьниками.
- Учитель является для младших школьников авторитетом. Поэтому не только отдельные его высказывания, но и стиль поведения, проявленное отношение и т.п. оказывают учебное и воспитательное воздействие. Негативное мнение учителя о курении , особенно среди подростков, молодежи должно многократно повторяться, иллюстрироваться житейскими примерами, наблюдениями, обосновываться ссылкой на другие авторитетные для ребенка мнения.
- Младшие школьники чаще, чем взрослые, воспринимают мир в полярные категориях: “хорошо-плохо”, “правильно-неправильно”, “плохой-хороший человек” и т.п. Поэтому все, связанное с вредными привычками, в том числе табакокурение, употребление алкоголя, наркотиков, должно в сознании ребенка одеваться в “одежды темного цвета”, противопоставляться всему светлому, доброму, приятному, полезному.
- Образность мышления ребенка позволяет ему увидеть то, что говорит учитель более ярко, образно, фантастично, сказочно. Стимуляция представлений ребенка - важный элемент его воспитания и развития. Рассказывая о чем-то, учителю надо периодически делать паузы, давая ученику возможность самому представить себе тот или иной образ. Это же касается и работы с образами, связанными с тематикой табакокурения. Учитель, прошедший соответствующую подготовку, может использовать приемы педагогической суггестии, например, в таком словесном варианте: “Закройте на минутку глаза, сосредоточьтесь и представьте себе человека, который уже много лет курит: кожа его становится темно-серого цвета, на ней постепенно появляется все больше морщин, она становится дряблой и шероховатой. Изо рта такого человека исходит неприятный запах, на вид курящему человеку больше лет, чем на самом деле, его походка, как у старика – шаркающая, медлительная. Его внутренние органы поражены табачным дымом и ядами, содержащимися в нем”.
- Тяга и склонность ребенка к игре обуславливает необходимость максимально активного использования игровых форм и методов учебной работы, касающихся тематики профилактики табакокурения.
- Большая, чем у школьников старших классов , связь младших школьников со своими родителями определяет большие возможности использования этого пути для формирования негативного отношения к курению .
Курение как привычка встречается в младшем школьном возрасте в единичных случаях. При этом необходимо различать два вида раннего курения — “игру”, основанную на любопытстве, подражании взрослым, случайном нерегулярном экспериментировании, и раннее начало курения , связанное с педагогической запущенностью ребенка и его вовлеченностью в компанию старших курящих подростков. Таким образом, если первый вид курения является прямым объектом профилактической работы, то второй помимо этого должен дополняться психологической и педагогической коррекцией поведения ребенка в рамках учебно-воспитательных программ .
Предупреждение табакокурения среди детей младшего школьного возраста, основано на разъяснении вредных последствий курения для организма, затрудняется отсутствием у детей этого возраста базисных знаний из области анатомии и физиологии человека. Чтобы сообщить детям о вредном воздействии табачного дыма на дыхательную систему человека, необходимо в образной и доступной форме объяснить, как функционирует эта система и почему ее нужно беречь, но, не повторяя ошибок многих учителей, стремящихся раньше времени предлагать учащимся информацию, которую они будут подробно изучать в последующих классах .
Нередко учащиеся задают «провокационный» вопрос: «Почему взрослые курят, если это вредно, и почему продают сигареты, если все знают об их вредном воздействии?» Нужно сообщить детям, что курение входит в привычку, от которой бывает очень трудно избавиться. Курящие взрослые знают о вреде курения и чаще всего хотели бы бросить курить, но уже не могут сделать этого без специальной помощи. Иными словами, сигарета вызывает привыкание и лучше вовсе не начинать курить, чем потом мучиться, пытаясь бросить курить.
Важно иметь в виду, что факт привыкания к табаку очень мало осознается юными курильщиками. У них существует иллюзия, что от курения можно отказаться в любой момент, что человек курит потому, что ему это нравится, а не потому, что уже не может обойтись без сигареты. Это необходимо постоянно подчеркивать, хотя психологические закономерности изменить трудно.
Значительное влияние на формирование привычек ребенка, его жизненных установок и будущего стиля жизни оказывают родители. Поэтому работе с ними нужно уделить особое внимание. Однако 80% курящих родителей считают, что их дети не будут курить, в то время как статистика говорит об обратном — большинство курильщиков выросли в семьях, где курили один или оба родителя.
Одна из задач педагогов – вовремя предостеречь родителей от агрессивной реакции на курение ребенка. Такая реакция не только не приводит к желаемым результатам, но и нарушает доверительные отношения с ребенком, что исключает в дальнейшем возможность эффективно влиять на его поведение. Родители должны осознать, что раннее начало курения подростков связано с их собственными ошибками в воспитании, и что винить во всем школу – неразумно и не конструктивно. Лучше серьезно ознакомиться с основами профилактики , запастись нужными аргументами и терпеливо объяснить ребенку его ошибку.
Таким образом, основными задачами предупреждения табакокурения младших школьников является разъяснение пользы от физкультуры, закаливания организма, ведения правильного, здорового образа жизни, несовместимости с этим табакокурения, а также разъяснение причин курения взрослых и вреда от пассивного курения
На данном этапе обучения вырабатываются навыки использования той информации, которую вольно или невольно получает каждый человек, живущий в обществе.
Цель профилактики – заложить установку, что курение – вредная привычка, пагубное пристрастие, наносящее вред здоровью.
Основными задачами при профилактике курения среди детей 6-11 лет являются:
- Формирование представления об основных системах организма человека и их функционировании;
- Разъяснение полезного влияния физических упражнений и закаливания на организм человека и вредного влияния курения;
- Разъяснения причин курения взрослых.
Профилактика табакокурения
для детей и подростков 11-13 лет
На данном этапе обучения нужно помнить, что подростки ориентированы на ближайшее окружение, а взрослые остаются чем-то внешним. В 11-13 лет ребенок начинает искать свой взрослый стиль, новый облик и очень важно, как на аддиктивные привычки настроен весь класс, а главное – лидер класса.
Так как психологический прессинг среды огромен, необходимо проводить работу прежде всего с родителями, с семьей. На родительском собрании даются установки для родителей:
- общайтесь со своими детьми;
- научитесь выслушивать своего ребенка;
- ставьте себя на его место;
- будьте рядом не на словах, а на деле;
- проводите больше времени вместе;
- дружите с его друзьями
- помните, что ваш ребенок уникален, он единственный в своем роде со всеми его недостатками.
Нормы профилактики для детей 11-13 лет – это дискуссия и ролевые игры.
Цель профилактики – выработка специальных навыков самооценки себя, как личности (я не буду делать, как все, если это лишит меня будущего; я не такой, как все, если это касается курения и наркотиков, - я против).
Профилактика табакокурения
для школьников 14-17 лет
Предупреждение табакокурения у учащихся среднего звена школы
По статистике именно у учащихся 7-х – 8-х классов происходит первое приобщение к табакокурению. Поэтому, в соответствии с принципом о том, что активные профилактические мероприятия должны немного опережать возникновение у подростков первого “пика” интереса к курению , именно в этих классах необходимо проводить основную профилактическую работу силами педагогов, психологов и медицинских работников.
Каждый учитель может найти в тематике своего предмета аргументы, факты, примеры, которые бы способствовали формированию у учащихся стойкого убеждения, что курить вредно и неправильно. Задачи по математике, опыты по физике и химии, примеры, иллюстрации по географии, литературе, истории и т.п. предоставляют для этого широкое поле возможностей. Но больше всего их, конечно, у преподавателей физкультуры, биологии, ОБЖ. По мере освоения школьниками все новых предметов расширяется круг возможностей преподавателей предоставлять в распоряжение учащихся все более глубокие сведения.
Каждый учитель должен помнить о психологических особенностях подросткового возраста, от которых во многом зависит поведение подростка, его привычки, выбор им образа жизни. В этом возрасте прежние установки уже не действуют или действуют по-другому. Взрослые утрачивают свое влияние на школьника.
Особенно большую роль играет воздействие окружения школьника, часто принимающее форму давления группы. А поскольку в подростковом возрасте потребность в одобрении поведения со стороны высока, то курение может являться той минимальной жертвой, которую подросток готов принести, чтобы быть принятым в компанию. Поэтому преодоление давления группы сверстников в подростковом возрасте – важнейшая проблема для профилактики курения , а информирование о вредных последствиях табакокурения имеет только вспомогательное значение.
Таким образом, предупреждение табакокурения в подростковом возрасте особенно необходимо проводить с учетом возрастно-психологических особенностей учащихся. Одной из самых эффективных форм такой работы является проведение групповых дискуссий на темы, связанные с курением . В ходе подобных дискуссий подростки обучаются четко формулировать аргументы против курения , а также активно использовать их в ходе обсуждения. В результате такого занятия происходит формирование группового мнения, направленного против вредной привычки табакокурения и других вредных привычек.
Другой формой предупреждения табакокурения в подростковом возрасте является проведение ролевых игр, в ходе которых проигрываются основные ситуации, связанные с противодействием давлению сверстников.
Проведение таких занятий, как групповые дискуссии и ролевые игры, требует от учителя специальной подготовки на курсах повышения квалификации, однако основным фактором является умение установить неформальный контакт с группой в обстановке непринужденности и взаимного принятия. Обычно задачей, формулируемой для учащихся, является отработка социальных навыков: умения побеждать в споре, не поддаваться на уговоры и т.п., а вся группа оценивает, насколько игра “актеров” правдива и достоверна.
Предупреждение табакокурения у учащихся старших классов
Большинство исследователей указывают, что именно в старших классах количество курильщиков резко возрастает. В отличие от подростков, у старшеклассников в меньшей степени выражена эмоциональная зависимость от группы сверстников и на первый план выдвигаются формы поведения, выражающие индивидуальность. Им уже не надо кому-то доказывать свою взрослость. Наряду с поиском своего места в жизни, выявлением своих способностей, склонности к той или иной профессии, большую значимость приобретает осознание себя как представителя пола, и этой идее во многом подчиняется формирование своего социального образа. С этой точки зрения большую роль играет реклама, которая в той или иной степени оказывает воздействие на формирующийся стиль жизни и самовосприятие молодого человека или девушки. Соединение идеи курения с такими понятиями, как молодость, красота, жизненный успех, победа, в значительной степени укрепляет социально-психологическую мотивацию курения.
Кроме того, у многих старшеклассников курение уже стало привычкой, формируется зависимость от табака. Молодые люди начинают понимать, как трудно отказаться от курения, даже если знаешь, что это вредно для здоровья. Таким образом, в старшем школьном возрасте особую значимость приобретает тема отказа от курения.
Еще одна проблема, связанная с курением и актуальная для юношества — это проблема здоровья и красоты женщины, деторождения, материнства и охраны матери и ребенка от пагубного влияния табачного дыма. Поэтому одной из линий воспитательной работы со старшеклассницами должна быть их подготовка к будущему замужеству, материнству и родительству. Эта тематика составляет важный раздел в курсе подготовки юношей и девушек к семейной жизни.
Но здесь нельзя “переусердствовать”: слишком сильный нажим на этот аргумент может привести к противоположному результату, поскольку у школьников все еще силен мотив негативного поведения, противопоставления себя миру взрослых. Так, например, рассказывая о том, что курящая девушка становится непривлекательной, можно встретить оппозицию: реальные примеры из жизни старшеклассниц противоречат этому утверждению, а это вызывает недоверие и ко всей остальной информации о вреде курения. Лучше сообщить, строго придерживаясь фактов, что табачный дым оставляет осадок на зубах, портит волосы и т.д. При этом важно постоянно подчеркивать, что отказ от курения позволяет восстановить утраченную привлекательность и чем раньше это произойдет, тем лучше для сохранения внешности.
А вот высказывания учителя и тематические беседы о влиянии курения на здоровье будущих детей не должны допускать компромисса. Важно подчеркнуть недопустимость курения во время беременности, грудного вскармливания, так как это уже касается не личного пристрастия женщины, а жизни и здоровья ребенка, нарушения его права на здоровье.
Другой аспект, на котором следует акцентировать внимание учащихся - вред пассивного курения и ответственность курильщика перед окружающими и членами своей семьи. Вывод здесь такой: курение перестает быть личным делом каждого, если оно вторгается в личную жизнь других людей. Этот тезис может найти свое развитие в дискуссии на тему о правах курящих и некурящих или о том, могут ли дети упрекать своих родителей в том, что они курят.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ.
№ урока | Тема урока | Цель урока | Возраст учащихся |
1 2 3 4 5 | Посмотрим на курение новыми глазами. Вторая экспедиция инопланетян. Почему важно быть здоровым. «Внешний вид курильщика»;«Сколько лет живёт курильщик»; Как попугай стал говорящим. «Почему не курят спортсмены». Формы работы на уроках
| Дать новые сведения о курении и в занимательной форме провести обсуждение полученных сведений. В занимательной форме дать основные представления о составе табачного дыма и вредном влиянии его компонентов на организм человека. Дать школьникам представления об основных органах и системах, их функциях и назначениях. Дать школьникам представление о вреде пассивного курения. Дать ученикам сведения о вредном влиянии курения на организм. | 7-11 лет |
6 7 8 | Я – против курения! Мифы о курении. «Кого называют пассивным курильщиком»? Влияние никотина на организм человека. | В ходе ролевой игры выработать специальные навыки противостояния аддиктивному поведению, выработать навыки поведения по преодолению давления. Развенчать значимость мотивирования курения. Дать школьникам представление о воздействии курения на отдельные органы системы человеческого организма. | 11-13 лет |
9 10 11 | Как бросить курить? Права курящих и права некурящих. Женщина и курение. | Познакомить учащихся с наиболее доступными методами отказа от курения, которые они могли бы применить самостоятельно. Обсуждение этических аспектов курения в общественных местах, дома, в присутствии некурящих, обоснование правомерности ограничения курения. Повысить мотивацию не- курения у девушек; объяснение несовместимости курения и здоровья будущих детей. | 14-18 лет |
Возраст учащихся | Мероприятия |
7-11 лет | Конкурс плакатов, буклетов. Конкурс литературных работ( стихов, сочинений) День здоровья Школьные Олимпийские игры Игровая познавательная программа «Лучше – не кури!» Классные часы. Международный день отказа от курения. Акция «Я не курю и тебе не советую» Распространение памяток, листовок о вреде курения |
11-13 лет | Конкурс плакатов, буклетов. Конкурс литературных работ День здоровья Суд над курением Школьные Олимпийские игры Акция «Ты выбираешь сам!» Спектакли здоровья Школьный сбор: «Бросай курить – ты уже не маленький» Классные часы Международный день отказа от курения. Акция «Я не курю и тебе не советую» Распространение памяток, листовок о вреде курения |
14-18 лет | Конкурс плакатов, буклетов. Конкурс литературных работ День здоровья Суд над курением Школьные Олимпийские игры Дискуссионный клуб Территория риска Акция «Ты выбираешь сам!» Спектакли здоровья Школьный сбор: «Бросай курить – ты уже не маленький» Классные часы Дискотека «Я выбираю жизнь» Конкурсы рекламных щитов Встречи со специалистами и людьми, сумевшими преодолеть вредные привычки Просмотр кинофильмов и видеофильмов, которые отражают ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодоления Международный день отказа от курения. Акция «Я не курю и тебе не советую» Распространение памяток, листовок о вреде курения |
Работа с родителями.
- ЗАДАЧА.
Повышение психолого-педагогической культуры родителей и воспитательной функции семьи.
Профилактика курения ведётся в тесной связи с родителями. Курение может стать частью «семейного круга». Согласно данным социологического опроса, дети курильщиков имеют в полтора раза большую вероятность приняться за курение. Дети, которые чувствуют, что их родители не одобряют их курение, приблизительно в семь раз менее вероятно станут курильщиками, чем те, кто думает, что родители одобрят это. Влияние родителей сильнее всего ощущается для младших подростков, и оценка семейных программ для 9 и 10-летних показала более низкую степень приобщения к курению среди прошедших обучение детей и уменьшение распространенности курения среди их родителей. Не стоит упускать возможность и обратного влияния детей на родителей. Большинство взрослых курильщиков хотят бросить курить, но им часто не хватает какого-то дополнительного стимула. Активная позиция ребенка, как минимум в защиту своего права дышать у себя дома воздухом, свободным от табачного дыма, может помочь их родителям расстаться с вредной привычкой. К тому же такая активная позиция ребенка запоминается им надолго и, особенно в случае успеха, служит надежной прививкой от курения. Будет профилактика табакокурения подростков и молодежи успешной или нет, во многом зависит от семьи.
ПРОГРАММА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПРОФИЛАКТИКА ТАБАКОКУРЕНИЯ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ»
№ | ТЕМА | ФОРМА |
1. |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 | КУЛЬТУРА СВОБОДНОГО ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ЗАДАЧА РОДИТЕЛЕЙ. ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВЫХ УСТАНОВОК ПРОТИВ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У ПОДРОСТКОВ |
|
6 | ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В СЕМЬЕ – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Долой табак из жизни!
круглый стол...
Общешкольное мероприятие "Мы - за жизнь без табака!"
Сценарий предназначен для учащихся 6-9 классов. Тематика - борьба против табакокурения....
Проект "Жизнь без табака"
Проект направлен на решение проблемы табакокурения среди подростков...
Паспорт социального проекта "Необъявленная война. Табак против жизни и здоровья граждан"
Данный проет был реализован учащимися 10 класса МБОУ СОШ №55 г.Н.Новгорода под руководством учителя истории и обществознания Сергеичевой Н.Ю....
Классный час "Жизнь без табака"
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических д...
Сценарный ход творческой импровизации по теме «Скажем «Нет!» табаку, курительным смесям и бездымному (жевательному) табаку (снюсы)»
тема «Скажем «Нет!» табаку, курительным смесям и бездымному (жевательному) табаку (снюсы)» раскрывается с помощью былинного стиля повествования, использ...
Сценарий родительского собрания: «Скажем «Нет!» табаку, курительным смесям и бездымному (жевательному) табаку (СНЮСы)».
Тематическое родительское собрание по теме: Антинарко....