Занятие №5 «Принятие решения - 1,2»
рабочая программа по психологии (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Занятие №5 «Принятие решения - 1»
1.Упражнение «Броуновское движение».
Цель: настроить на работу в группе (разогрев, сплочение, позитивное эмоциональное состояние).
Время: 1 мин.
Ведущий. Участники передвигаются в свободном режиме, без слов, изображая жестами и мимикой профессию, которой отдают предпочтение. Задача - объединиться в группы, если профессии схожи. По сигналу ведущего происходит «озвучивание».
2.Упражнение «Выбор».
Цель: осознать ответственность за принятие решения о собственном профессиональном будущем, важности продолжения образования.
Время: 20 минут.
Материалы: ручки, тетради, раздаточный материал (Приложение 7.)
Ведущий: Представьте себе, что вы находитесь в незнакомом городе без друзей, родителей, родственников. У вас нет жилья, работы, но есть деньги, совсем немного на первое время... Вам необходимо выработать алгоритм действий, сделать выбор, для того чтобы выжить. Я дам подсказку. Вам нужны деньги, и вы их можете получить за работу, но у вас нет образования...
Необходимо письменно ответить на вопросы:
В каком городе или даже стране вы находитесь?
Какое у вас время года?
Что вы будете делать?
Каковы ваши действия?
Что вы умеете делать? (составьте список работ.)
Что будет потом?
В общем, устройте свою жизнь.
Ведущий: Время истекло. Пожалуйста, давайте обсудим ваши действия. Происходит обсуждение. Делается вывод о том, что подсобные работы - это временный заработок, а в целом необходимо учиться. Для того чтобы учиться какому-либо делу, необходимо все-таки определиться в выборе профессии, а для этого узнать свои возможности, способности, выявить профессиональные интересы. Определиться в выборе профессии и достичь в ней высоких результатов.
3.Упражнение «Чего я хочу достичь».
Цель: настроить на успех.
Время: 15 минут.
Ведущий: Посидите несколько мгновений в тишине и подумайте о том, чего бы вы хотели достичь? Чему вам хотелось научиться? Подумайте, как вы могли без слов, с помощью мимики и жестов, рассказать группе об этом? Задача остальных догадаться, о чем идет речь.
Анализ:
Трудно ли было выбрать важную цель?
Как вы себя чувствовали, когда рассказывали без слов о своей цели?
Верите ли вы, что сможете достичь этой цели? Что нужно сделать для этого?
Чему вы научились, узнав о том, к чему стремятся другие участники?
Не слишком ли глобальны ваши цели? Или, может быть, слишком мелкие? Или как раз - достижимые?
4.Рефлексия.
Цель: получить обратную связь от участников группы.
Время: 7 мин.
Участники устно по желанию говорят несколько слов о сегодняшнем занятии, о своих впечатлениях.
5.Домашнее задание.
Цель: мотивировать на осмысление перспектив.
Время: 1 мин.
Материалы: цветные карандаши/простой карандаш, тетради. Нарисовать рисунок «Я в будущем».
Занятие №6 «Принятие решения - 2»
1.Игра «Счет до 10».
Цель: настроить на работу в группе (разогрев, сплочение, позитивное эмоциональное состояние).
Время: 3 мин.
Ведущий. Участники должны досчитать до того числа, которое равно их количеству в данный момент. Говорить должны все по очереди. Если какое-нибудь число будет произнесено хором - счет начинается заново.
2.Алгоритм принятия решения.
Цель: ознакомить с алгоритмом принятия решения.
Время: 15 мин.
Материалы: ручки, тетради, карточки с описанием алгоритма принятия решения (Приложение 8.)
Ведущий. В ходе прошлых занятий вы проанализировали свои индивидуальные особенности (способности, личностные качества), осознали переживаемые по поводу профессионального выбора эмоции. Теперь вы скорректируете список наиболее приемлемых для себя профессий. И настанет очередь принять решение и выбрать одну профессию. Но для начала ознакомимся с алгоритмом принятия решения. Человек часто оказывается в ситуации выбора: поступать в вуз или идти работать; какой факультет выбрать; выйти замуж или продолжать учиться и т.д. Таким образом, человек оказывается в ситуации принятия решения. Для очень многих такая ситуация оказывается стрессовой. Причины такого отношения к необходимости принимать решения: с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой - он простого не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям. Поэтому простое знание некоторых правил уже во многом облегчает принятие решения. Этот процесс исследователи разделяют на несколько этапов:
1. Сбор возможных вариантов решения. На этом этапе задачей человека становиться сбор как можно большего их числа - глобальных и частных, реальных и нереальных, имеющих под собой основу и не имеющих. Все идеи следует записать и подвергнуть первичному анализу.
2. Сбор информации по каждому варианту решения. Чем полнее информация, тем с большей уверенностью можно будет принять или отвергнуть путь решения проблемы. Некоторые идеи отвергаются уже на этапе сбора информации.
3. Исследование шансов успешности в каждой альтернативе. На этом этапе человек ищет ответ на вопрос: «Могу ли я на деле осуществлять данный вариант?»
4. Соотнесение каждой альтернативы с ценностями и целями человека. Иногда наиболее успешный путь решения конкретной проблемы не соответствует общим принципам человека, его этическим нормам или жизненным целям. Поэтому на данном этапе идут поиски такого решения, которое бы учитывало данные факторы.
5. Разработка конкретного плана действий и определение факторов, способствующих и препятствующих данному варианту решения проблемы.
6. Формулировка плана действий для новых возможностей и нового развития. Человек всегда должен иметь перспективные цели, только в этом случае его развитие не остановится. Поэтому решать частные проблемы необходимо в русле перспективного развития и их решения не должно препятствовать развитию. Особо хотелось бы обратить внимание на то, что истинное решение никогда не ведет к тупику. Оно должно создавать человеку возможности для дальнейшего развития.
3. Освоение участниками алгоритма принятия решения.
Цель: освоить алгоритм принятия решения.
Время: 15 мин.
Материалы: ручки, тетради, карточки с описанием алгоритма принятия решения.
Ведущий: Давайте освоим не практике алгоритм принятия решения. Первый пункт алгоритма - выбрали возможные варианты решения, проанализировали их и выиграли наиболее приемлемые - вы составили список наиболее приемлемых для себя профессий. У каждого из нас получился небольшой список профессий. Далее рассмотрите этот список с позиций 2, 3, 4 пунктов алгоритма и результаты запишите в тетрадь.
По окончании каждый участник зачитывает свои записи. Члены группы могут задавать вопросы, уточнять, дополнять, подсказывать. Все дополнения участники заносят в тетрадь.
4.Рефлексия.
Цель: получить обратную связь от участников группы.
Время: 7 мин.
Участники устно по желанию говорят несколько слов о сегодняшнем занятии, о своих впечатлениях.
5.Домашнее задание.
Цель: усвоить алгоритм принятия решения.
Время: 1 мин.
Материалы: ручки, тетради.
1. В рабочей тетради проанализировать хотя бы один случай принятия реального решения с точки зрения усвоенного алгоритма, найти ошибки и удачные моменты в решении.
2. Сравнить выбранные профессии и решить, при выборе каких больше шансов успешности, какая профессия вам больше всего подходит, и что нужно сделать, чтобы добиться своей цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме:"Существенные свойства и принятия решений"
учить описывать объект (предмет, существо, явление), называя его составные части и действия, которые выполняет объект (или выполняют с объектом); учить описывать состав и возможные действия объек...
Особенности принятия решений в чрезвычайных ситуациях.
В любой ситуации, даже самой экстремальной, следует помнить, что исправление плохих последствий займет гораздо больше времени, чем некоторое раздумье перед принятием решения. Владение технологией прин...
Особенности принятия решений в чрезвычайных ситуациях.
В любой ситуации, даже самой экстремальной, следует помнить, что исправление плохих последствий займет гораздо больше времени, чем некоторое раздумье перед принятием решения. Владение технологией прин...
Учебно-методическое пособие "Разработка модели информационные потребности школьников"По мере развития представлений об автоматизации информационного обеспечения процессов принятия решений становится очевидным, что для функционирования и управления любой
По мере развития представлений об автоматизации информационного обеспечения процессов принятия решений становится очевидным, что для функционирования и управления любой организацией нужен широкий спек...
Тема занятия:Самостоятельное принятие решения в трудных ситуациях
Тема занятия:Самостоятельное принятие решений в трудных ситуациях...
Статья. Возникновение науки об управленческих решениях и роль принятия решений в управлении.
Проблема управления является актуальной во все времена, в настоящее время учеными разрабатываются всё новые и новые её аспекты. В статье описаны четыре подхода к управлению. Дан краткий исторический а...
Формирование навыков решения коммуникативной задачи и выработки индивидуального алгоритма принятия решения (problem-solving technique) в рамках технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности
Данная методическая разработка на примере конкретного урока рассмативает основные приемы формирования навыков решения коммуникативной задачи учащимися и выработки ими индивидуального алгорит...