Психологический подход при проведении урока и психологический климат
учебно-методический материал по психологии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheski_komfortnyi_urok._rekomendatcii_uchiteliu.docx | 21.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический подход при проведении урока и психологический климат. Рекомендации психолога.
Всем известны рекомендации по поводу создания психологического комфорта на уроке: «Выстраивать отношения с учащимися на уровне сотрудничества», «Мотивируйте учащихся», «Учитывайте психологические особенности детей " и т.д. Зачастую педагоги не всегда знают, как данные рекомендации применять на практике.
Психологически комфортным урок можно назвать тот, где учитель с первых минут стремиться обратить внимание на всех учащихся: сильных, средних и слабых. При этом на уроке создается атмосфера доброжелательности, комфорта и ориентации на победное учение. В центре внимания на современном уроке находится ученик, его личность, создается условия для развития интересов и стремлений учащихся, стимулируется реализации их потребностей и мотивов, вовлечения в творческий учебный труд, который приносил бы учащимся радость от осознания достигнутого, уважение к личному достоинству и обучающих, и обучаемых. Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.
Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинается создаваться вне урока. Отношение учащихся к учителю – это важнейшее составляющее психологической атмосферы урока.
Если обратиться к детям с вопросом: «Когда вам на уроках комфортно, а когда вы чувствуете себя тревожно, испытываете дискомфорт?»,
можно услышать такие ответы:
1. Я чувствовал себя тревожно, когда учитель приходил на урок с плохим настроением, опаздывал, когда к уроку не всё было готово.
2. И, наоборот, ощущал спокойствие, когда учитель входил в с бодрым, хорошим настроением, обращался к ученикам в доброжелательной форме. Приходил на урок немного раньше звонка, ориентировался на эмоциональное состояние учащихся.
Давайте проследим ход урока с точки зрения психологического климата и психологического комфорта.
Условно разделим урок на 3 части:
организационный момент,
основная
и заключительная часть.
Выделим основные педагогические ошибки, а также способы и приемы, которые будут способствовать созданию психологического комфорта.
- Рассмотрим организационную часть урока.
Начинайте урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания.
Начните урок с блиц-опроса, интересных или смешных вопросов.
Утренняя зарядка.
Чтобы создать благоприятный психологический настрой на урок - с утра пораньше для бодрости (чтобы проснуться) с первым звонком можно сделать утреннюю зарядку под музыку.
- Рассмотрим основную часть урока.
Созданию психологического комфорта способствуют игры и упражнения, применение аудио- и видео- техник, смена видов деятельности, создание атмосферы исследования.
Но очень часто на уроках возникают проблемные ситуации, из которых учителю нужно быстро, не нарушая позитивного настроя, найти выход.
- Немаловажным для создания психологического комфорта является умение учителя правильно выразить своё отношение к ситуации и к ученику. Психологи выделяют две формы общения с людьми: «ты»- и « я»-сообщение.
«Ты» - сообщение часто нарушает коммуникацию, так как вызывает у учащегося чувство обиды и горечи, создает впечатление, что прав всегда учитель («Ты всегда оставляешь грязь в тетради, ты никогда не делаешь домашнее задание, прекрати это делать, ты срываешь мне урок…»).
«Я»-сообщение является более эффективным способом влияния на ребенка с целью изменения его поведения. В то же время они сохраняют благоприятные отношения между учеником и учителем («Мне хотелось бы, чтобы мы договорились, я был бы рад, если начал выполнять домашнее задание»).
Задание. Переформулируйте «ты»-сообщения в «я»-сообщения.
- Ты сегодня опять забыл тетрадь?
- Тебе не надоело весь урок болтать?
(Ответы: « Я огорчена, что ты опять забыл тетрадь», « Я надеюсь, ты понимаешь, что разговорами мешаешь остальным ученикам»…)
ЕСЛИ НЕ ГОТОВ К УРОКУ – СДЕЛАТЬ ВСЕ ВМЕСТЕ! ОБЛАДАЕТ КАКИМИ-ТО ЗНАНИЯМИ! ПОДВЕСТИ ЕГО К ОТВЕТУ НАВОДЯЩИМИ ВОПРОСАМИ! Приём « Разрешённая подсказка»
Суть: дети подсказывают друг другу мысленно (спросить правило, остальные подсказывают мысленно)
- Рассмотрим заключительную часть урока.
Особо важное значение имеет конец урока. Очень важно, с каким настроением ученики уйдут из класса. И здесь особую роль играет как оценка учителем работы и настроя на урок учащихся, так и самооценка своей деятельности самими учащимися. Приём « Домашнее задание на выбор»
Говоря о самооценке настроения и работы на уроке самих учеников, можно использовать такие приёмы, как: (на экране примеры)
- « Нарисуй своё настроение» (или как вариант настроение одноклассника, например, соседа по парте). Этот приём развивает умение рефлексировать своё эмоциональное состояние.
- Использовать цветограмму настроения( таблица Блюма?)
- Можно строить график настроения на разных этапах урока.( на осях графика указать настроение и этапы урока).
- Можно использовать градусник температурный, при помощи которого оценить настроение и свою работоспособность на разных этапах урока. ( 0-равнодушие,стрелочка вверх-понравилось, вниз- чувствовал себя неуютно).
- « Продолжи фразу»: Я чувствую себя…; Сегодня на уроке мне особенно понравилось…, не удалось… .
- Под картинками на доске, выражающими разное настроение, оставить какой-то знак (можно смайлик).
- Можно поставить оценку своего психологического состояния на уроке в баллах, например, по 10-ти бальной шкале. А потом учитель может построить график настроения всего класса.
В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома», атмосферу психологического комфорта, атмосферу любви и принятия учащихся.
Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на “хороших” и “плохих”, “умных” и “глупых”. Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в его силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно-методическая работа по теме: «Дифференцированный подход к проведению уроков русского языка в классе компенсирующего обучения».
Содержание.Введение. Эффективность обучения школьников.2Глава l. Дифференцированное обучение школьников. 31.1. Инклюзивное образование.31.2. Понятие о дифференцированном обучении.61.3. Изучение ...
Сценарий классного часа по теме "Дороги, которые мы выбираем" (материал подходит для проведения урока мужества)
Классный час по этому сценарию проводился во время Публичного отчёта школы в рамках проекта "Созвездие воинской славы": "Памями Дмитрия Рябинкина посвящается" в 2008году...
Современные образовательные подходы к проведению урока в школе
Современные образовательные подходы к проведению урока в школеЛичностно-ориентированный подход в современных образовательных технологияхОбразовательные технологии современного урокаСовременные образов...
Системно-деятельностный подход при проведении урока английского языка.
Сегодня мы много говорим о деятельностном подходе к обучению, о том, что учитель должен не вкладывать знания в головы своих учеников, а должен научить их самостоятельно добывать знания на ...
Инновационные подходы к проведению урока
Сегодня, в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир.Поэтому основная наша цель- выбрать методы и формы организации уч. деятельности об-ся, которые оптималь...
Современные образовательные подходы к проведению урока в школе
документ содержитв себе следующие разделы:1. Личностно-ориентированный подход в современных образовательных технологиях2. Образовательные технологии современного урока3. Современные образова...
Психологический тренинг с педагогами «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»
Психологический тренинг с педагогами «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»...