Подростковый суицид
консультация по психологии (8 класс) на тему
Нужно понимать, что в реальности ребенок ограничен в своих возможностях к учебе — у него могут быть проблемы с классом, учителем, с учебой, с пониманием. Если при этом ребенок имеет это убеждение, что двойки — это признак плохой личности, то когнитивный диссонанс между установками и реальностью может быть очень сильным. Это накладывается на подростковый период — перестройку организма, гормональную перестройку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подростковый суицид
Иногда родители навязывают ребенку, что он должен хорошо учиться, руководствуясь фразой «мой сын получает плохую оценку — значит, он не мой сын». В итоге дети начинают относиться к плохим оценкам как к приговору.
Нужно понимать, что в реальности ребенок ограничен в своих возможностях к учебе — у него могут быть проблемы с классом, учителем, с учебой, с пониманием. Если при этом ребенок имеет это убеждение, что двойки — это признак плохой личности, то когнитивный диссонанс между установками и реальностью может быть очень сильным. Это накладывается на подростковый период — перестройку организма, гормональную перестройку.
Психологи посоветуют помнить, что родителям стоит проще относиться к плохим оценкам детей: «Нужно понимать, что подросток — это среднее звено между ребенком и взрослым. Есть две большие ошибки: считать, что подросток — это уже взрослый, который несет ответственность как таковой, а также считать, что он еще ребенок, который ничего не понимает».
Можно выделить 3 основных типа суицидального поведения:
1. Демонстративное – внешнее изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью, с расчетом на спасение.
2. Аффективное – импульсивные действия, совершаемые на высоте аффекта. При этом суицидальные намерения могут быть как демонстративными, так и серьезными, но кратковременными.
3. Истинное – намеренное, обдуманное поведение, направленное на реализацию самоубийства, иногда долго вынашиваемое.
Истинные суициды обычно совершаются детьми и подростками, страдающими различными психическими расстройствами, и с этой точки зрения, дети с нарушениями психического развития (особенно – с депрессивными расстройствами) составляют первую группу риска.
Истинные суициды обычно совершаются детьми и подростками, страдающими различными психическими расстройствами, и с этой точки зрения, дети с нарушениями психического развития (особенно – с депрессивными расстройствами) составляют первую группу риска.
У мальчиков суицидальное поведение отмечалось в более раннем возрасте, начиная с 10-11 лет, однако в подавляющем числе случаев в этой возрастной группе суицидальные проявления носят демонстративно-шантажный характер. В подростковой группе (12-15 лет) преобладают девушки. Таким образом, наиболее уязвимым является подростковый возраст – с 12 до 15 лет.
Как правильно реагировать родителям, чей ребенок угрожает покончить с собой?
– Если ребенок угрожает покончить с собой, перед его родителями встают две важные задачи.
Первая задача – понять, что стало причиной такого поведения. Необходимо вывести ребенка на откровенный разговор, вернуть его доверие, понять его настроение и эмоциональное состояние.
Вторая задача – сделать все, чтобы шантажные высказывания не превратились в привычный и эффективный способ манипулирования взрослыми. Предположить манипулятивный характер угроз можно, если ребенок или подросток делает суицидальные заявления в ходе конфликтных ситуаций, преследуя определенные цели (например, не делать уроки, добиться разрешения поиграть в компьютерную игру, выйти на прогулку, напугать родителей или сверстников). Для таких угроз характерна выраженная демонстративность, почти театральность высказываний и поступков, направленная на окружающих участников (чаще всего – членов семьи).
Если очевидно, что угрозы изначально не направлены на достижение конкретной выгоды, к высказываниям надо отнестись максимально серьезно и к разрешению ситуации следует привлечь специальные службы (в частности, вызвать бригаду врачей скорой помощи). К сожалению, многие родители склонны либо недооценивать серьезность угроз, либо моментально удовлетворять требования сына или дочери. Важно понять причины, побудившие подростка заявить о намерении прекратить свое существование, в ходе спокойного доверительного разговора.
Чтобы предотвратить суицид, говорить с ребенком о ценности жизни недостаточно. Нужно помочь ребенку в решении его актуальных психологических проблем, научить его справляться со стрессами, показать ему альтернативные способы выхода из кризисных ситуаций.
Предварительный просмотр:
Подростковый суицид
Иногда родители навязывают ребенку, что он должен хорошо учиться, руководствуясь фразой «мой сын получает плохую оценку — значит, он не мой сын». В итоге дети начинают относиться к плохим оценкам как к приговору.
Нужно понимать, что в реальности ребенок ограничен в своих возможностях к учебе — у него могут быть проблемы с классом, учителем, с учебой, с пониманием. Если при этом ребенок имеет это убеждение, что двойки — это признак плохой личности, то когнитивный диссонанс между установками и реальностью может быть очень сильным. Это накладывается на подростковый период — перестройку организма, гормональную перестройку.
Психологи посоветуют помнить, что родителям стоит проще относиться к плохим оценкам детей: «Нужно понимать, что подросток — это среднее звено между ребенком и взрослым. Есть две большие ошибки: считать, что подросток — это уже взрослый, который несет ответственность как таковой, а также считать, что он еще ребенок, который ничего не понимает».
Можно выделить 3 основных типа суицидального поведения:
1. Демонстративное – внешнее изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью, с расчетом на спасение.
2. Аффективное – импульсивные действия, совершаемые на высоте аффекта. При этом суицидальные намерения могут быть как демонстративными, так и серьезными, но кратковременными.
3. Истинное – намеренное, обдуманное поведение, направленное на реализацию самоубийства, иногда долго вынашиваемое.
Истинные суициды обычно совершаются детьми и подростками, страдающими различными психическими расстройствами, и с этой точки зрения, дети с нарушениями психического развития (особенно – с депрессивными расстройствами) составляют первую группу риска.
Истинные суициды обычно совершаются детьми и подростками, страдающими различными психическими расстройствами, и с этой точки зрения, дети с нарушениями психического развития (особенно – с депрессивными расстройствами) составляют первую группу риска.
У мальчиков суицидальное поведение отмечалось в более раннем возрасте, начиная с 10-11 лет, однако в подавляющем числе случаев в этой возрастной группе суицидальные проявления носят демонстративно-шантажный характер. В подростковой группе (12-15 лет) преобладают девушки. Таким образом, наиболее уязвимым является подростковый возраст – с 12 до 15 лет.
Как правильно реагировать родителям, чей ребенок угрожает покончить с собой?
– Если ребенок угрожает покончить с собой, перед его родителями встают две важные задачи.
Первая задача – понять, что стало причиной такого поведения. Необходимо вывести ребенка на откровенный разговор, вернуть его доверие, понять его настроение и эмоциональное состояние.
Вторая задача – сделать все, чтобы шантажные высказывания не превратились в привычный и эффективный способ манипулирования взрослыми. Предположить манипулятивный характер угроз можно, если ребенок или подросток делает суицидальные заявления в ходе конфликтных ситуаций, преследуя определенные цели (например, не делать уроки, добиться разрешения поиграть в компьютерную игру, выйти на прогулку, напугать родителей или сверстников). Для таких угроз характерна выраженная демонстративность, почти театральность высказываний и поступков, направленная на окружающих участников (чаще всего – членов семьи).
Если очевидно, что угрозы изначально не направлены на достижение конкретной выгоды, к высказываниям надо отнестись максимально серьезно и к разрешению ситуации следует привлечь специальные службы (в частности, вызвать бригаду врачей скорой помощи). К сожалению, многие родители склонны либо недооценивать серьезность угроз, либо моментально удовлетворять требования сына или дочери. Важно понять причины, побудившие подростка заявить о намерении прекратить свое существование, в ходе спокойного доверительного разговора.
Чтобы предотвратить суицид, говорить с ребенком о ценности жизни недостаточно. Нужно помочь ребенку в решении его актуальных психологических проблем, научить его справляться со стрессами, показать ему альтернативные способы выхода из кризисных ситуаций.