Все об агрессии
статья по психологии по теме

Фахрутдинова Земфира Закировна

          Проблема  детской агрессии уже долгое время является одной из центральных в школьном обществе. Но откуда она берется, ребенок не рождается же сразу агрессивным, он им становится в течении какого-то периода жизни под действием каких-то факторов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vse_ob_agressii_.docx24.87 КБ

Предварительный просмотр:

Детская агрессия, ее причины и последствия.

Проблема детской агрессии уже долгое время является одной из центральных в школьном обществе. Но откуда она берется, ребенок не рождается же сразу агрессивным, он им становится в течение какого-то периода жизни под действием каких-то факторов. Есть еще такое чувство- злость это некое переживание, эмоции. Злость первична, а агрессия вторична. Вообще агрессия это поведенческое понятие, мотивированное  деструктивным поведением. Она присуще всем людям без исключения и является инстинктивным поведением, т.е. защитная реакция на раздражение. И мы все по-разному реагируем на этот раздражитель. Другое дело как мы реагируем и как с ним обходиться, и как мы учим детей выражать свою злость и агрессию, как мы сами выражаем эту агрессию. Ведь это все считается отрицательными эмоциями, негативом и все это должно найти свой выход. Самое главное, что это поведение конструктивно. Это значит, есть какие-то методы борьбы с этим деструктивным поведением.

Мы сегодня попробуем в этом разобраться. Но сейчас я хочу привести примеры трех видов агрессии, которые свойственны детям мл. школьного возраста и подросткам, да и практически взрослым тоже. От которой страдает общество и сам человек.

1. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов оскорбление, угроза.

2. Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы
против другого лица.

3. Аутоагрессия - прямая направленная на самого себя: это самообвинение, самоунижение, нанесении себе телесных повреждений вплоть до суицида.  И косвенная - развитие психосоматических заболеваний. К этому виду агрессии мы вернемся ниже.

Каждая форма агрессии в большей или меньшей степени присутствует у каждого. В зависимости от этого у отдельных личностей преобладает определенный вид поведения в конфликтных ситуациях.  

Агрессивность у детей формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется соответствующим поведением. Для суждения агрессии необходимо знать ее  мотивы и то, как она переживается.

Влиять на формирование агрессии может такие факторы:

1. Наследственность, т. е генетическая предрасположенность (какие- то органические нарушения в ЦНС или ММД).

2.Влияния процесса социализации, это СМИ, увлечения компьютерными играми, фильмами, телепередачами со сценами насилия. Сейчас уже доказано, что при игре в компьютерные игры повышается выработка такого гормона удовольствия,  которые вырабатываются при определенных психических реакциях,  (наркомании например) и это научный факт. Многие родители считают, что дети становятся агрессивными после игры даже образовательной. Нет это не всегда так, да он возбужден, он злится, но не потому, что он поиграл в игру, а потому, что его прервали, он ребенок и он неадекватно реагирует на просьбу мамы выключить компьютер. Здесь виноваты родители. Это и провоцирует ребенка, это не он такой, а родители своим попустительством. Нужно четко устанавливать  инструкции игры, контролировать выполнение этих инструкций, объяснять, что у нас в семье таков порядок, да такие правила и ты должен следовать этим правилам. Бывает так, что родители сами нарушают эти правила (Папа сидит целый день за компьютером, да еще и ест за ним и пьет чай). Ребенок все видит и следует примеру родителей.

3. Образец отношений и поведения родителей. Опыт воспитания ребенка в конкретной среде, семейные традиции и эмоциональный фон отношений родителей друг к другу и к ребенку. Отсюда родители являются эталоном, по которому дети сверяют, можно сказать считывают подсознательно  информацию и строят свое поведение. Мы позже вернемся к недостаткам воспитания более подробно.

Была установлена связь между родительским наказанием и агрессией у детей. Родители часто по-разному реагируют на агрессивное поведение детей в зависимости от того, направлено ли оно на них или на сверстников.

В целом выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей. Порой взрослые сами не умеют правильно выражать свои чувства. Злятся на своих близких на детей, которые не оправдали  каких-то ожиданий, злятся на работе, а потом отрываются на близких, чаще на детях, потому, что дети в ответ промолчат. И здесь взрослый получит разрядку. Склонный к телесному наказанию родитель, хотя и ненамеренно, но подает ребенку пример агрессивного поведения. Ребенок, в этом случае, делает вывод, что агрессия по отношению к окружающим допустима, но жертву всегда нужно выбирать меньше и слабее себя. Он узнает, что физическая агрессия - средство воздействия на людей и контроля над ними, и будет прибегать к нему при общении с другими детьми. Если наказание слишком возбуждает и расстраивает детей, они могут забыть причину наказания, что мешает усвоению правил приемлемого поведения. В этом случае дети, скорее всего не сделают нормы, которые им пытаются привить, своими внутренними ценностями. Вот и происходит цепная реакция если родители наказывают своих детей, если родители бьют или ставят ребенка в угол, говорят грубым тоном, то дети просто считывают информацию, для него поведение родителей становится моделью своего  поведения. А зачем что –то изобретать , пример есть, это мои родители.

Также одной из основных причин агрессивности являются недостатки семейного воспитания:

Неприятие детей родителями.

Это одна из базовых причин агрессивности, и кстати, не только детской. Статистика подтверждает такой факт: нередко приступы агрессивности проявляются у нежеланных детей (беременность, подсознательно, считывает, добивается внимания).

Безразличие или враждебность со стороны родителей и неуважение к личности ребенка. Очень тяжело бывает детям, родители которых безразличны, а то и враждебны по отношению к ним. Дети чаще всего мешают, можно так сказать, добиваться родителям  каких-то целей.

Агрессивные реакции могут быть вызваны некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями, - в общем, всем тем, что способно пробудить не только гнев, но и откровенную ярость у взрослого, не говоря уже о ребенке. Неуважение к личности ребенка и пренебрежение, высказанное публично, порождает в нем глубокие и серьезные комплексы, вызывает неуверенность в себе и в своих силах. Не оправдал родительских ожиданий.

Разрушение эмоциональных связей в семье.

К повышенной агрессивности ребенка может привести разрушение положительных эмоциональных связей как между родителями и ребенком, так и между самими родителями. Когда супруги сосуществуют в постоянных ссорах, жизнь в их семье напоминает жизнь на дремлющем вулкане, извержения которого можно ждать в любую минуту. Жизнь в такой семье становится для ребенка настоящим испытанием. Особенно, если родители используют его как аргумент в споре между собой

В конце концов, ребенок либо живет в постоянном напряжении, страдая от нестабильности в доме и конфликта между двумя самыми близкими ему людьми, либо черствеет душой и приобретает опыт использования ситуации в своих целях, дабы извлечь из нее как можно больше выгоды для себя. Нередко такие дети вырастают прекрасными манипуляторами, полагающими, что весь мир им должен. Соответственно, любая ситуация, в которой они сами должны что-то сделать для мира или чем-то пожертвовать, воспринимается ими в штыки, вызывает резкие проявления агрессивного поведения.

Чрезмерный контроль или полное отсутствие его.

Чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека) и его собственный чрезмерный контроль над собой не менее вреден, чем полное отсутствие такового (гипоопека).

Одной из причин подавляемой до поры до времени агрессии бывает жестокий характер матери или отца. Жестокосердные, чрезмерно властные родители стремятся во всем управлять своим ребенком, подавляя его волю, не допуская никакого проявления его личной инициативы и не предоставляя ему возможности быть собой. Они вызывают у ребенка не столько любовь, сколько страх. Особенно опасно, если в качестве наказания практикуется моральная изоляция, лишение ребенка родительской любви. Результатом такого воспитания станет направленное на окружающих (детей и взрослых), агрессивное поведение "угнетаемого" ребенка. Его агрессия - это завуалированный протест против существующего положения вещей. Ребенок пытается защитить себя, отстоять свое "Я", и формой защиты он выбирает нападение. Он смотрит на мир настороженно, не доверяет ему и защищается даже тогда, когда никто даже и не думает на него нападать.
Избыток или недостаток внимания со стороны родителей

Когда в семье ребенку уделяется чрезмерное внимание, он становится избалованным и привыкает к тому, что его капризам всегда потакают.  Родители с пеленок приучают малыша к мысли, что он - небесное создание, которому все готовы служить. Стремление родителей угодить малышу и предугадать каждое его желание оборачивается против них. Если родители не исполняют очередной каприз такого дитяти, они получают в ответ вспышку агрессии. Не купили мне игрушку, - я на пол упаду и буду орать на зло вам до посинения, не дали мне папиным ножом поиграть, я вам ножницами занавески порежу.

Диаметральная природа возникновения агрессии - у детей вечно занятых родителей. Их агрессия - это способ привлечь к себе любые, пусть даже негативные проявления родительского внимания, в котором дети так нуждаются. Они действуют по принципу: "лучше пусть отчитает, чем не заметит".

"Взрослое" восприятие мира очень отличается от детского. То, что представляется нам пустяком, может показаться нашему ребенку катастрофой вселенского масштаба. Мы, взрослые, иногда смеемся над тем, что происходит в детских душах, не верим им, считаем, что они притворяются или балуются. Нередко случается, что мы не обращаем внимания на страдания детей, на настоящую душевную боль, но при этом придаем огромное значение тому, что для них кажется пустяками. В результате у ребенка может сложиться ощущение, или даже убеждение в том, что взрослые совершенно не способны его понять. Не способны понять - значит, не способны и помочь. Вокруг ребенка сгущается атмосфера одиночества и безысходности, он чувствует себя напуганным, незащищенным и беспомощным. И как результат - неадекватные, агрессивные реакции.

Я расскажу про лестницу  эмоций, и  вы увидите, может быть себя и ребенка  на какой-то ступени. Всего 4 ступени.

1-ступень самая высокая. Позитивное выражение гнева. Человек знает, что вызвало его злость и он может выразить это словами. Вежливое изложение жалобы, гнев направлен на объект, который вызвал этот гнев и он может найти решение, изменить ситуацию в лучшую сторону (ребенку не нравиться, что  мама имеет свободный доступ к его шкафчику).

2 ступень-это смесь позитивных и негативных чувств злости. Невежливо выражает свой гнев, добавляет  плохие слова, оскорбления. Человек не знает причину своей злости и начинает валить все в кучу, какие-то другие события, других людей примешивает, которые не имеют отношения к данной ситуации и бывает  сложно все изменить, так как не знаешь с чего начинать. Обесценивать, что нельзя злиться это нельзя, нужно учить как правильно с этим обходиться.

3 ступенька  - негативная  форма выражения гнева. Несет эмоционально-разрушительное поведение, здесь помимо того, что человек валит все в одну кучу, как было сказано во 2 ступени, так он еще применяет физическую агрессию бросает предметы или еще хуже дерется. Разрушаются связи между людьми, очень обидная форма. Не понятно, что надо поменять, вычленить конструктивное зерно трудно. Очень важно поддержать в это время ребенка, что он выражает эту злость, сказать я вижу, что ты злишься важно сказать, что отношения между людьми могут быть  разрушены.

4ступень-самая опасная - пассивно-агрессивная. Человек как - будто не злится, но так не бывает. Импульс должен найти свой выход.  Но когда ребенок постоянно сталкивается, что злость свою выражать нельзя, он не обучен конструктивным методам выражения злости, то  ребенок начинает ее в себе подавлять. Здесь можно сказать, что это похоже на сжатие пружины, внутри в душе ребенка. Вот здесь и развивается аутоагрессия. Ребенок может не с того не с чего травмироваться часто, резаться, падать на ровном месте, в более старшем возрасте это ранняя беременность, наркотики, более крайняя стадия суицид. В рамки косвенной аутоагрессии следует отнести все психосоматические заболевания, болезни адаптации, все неспецифические заболевания внутренних органов, имеющих гладкую мускулатуру и вегетативную иннервацию. Здесь конечно я уточню, что это люди определенного психотипа  (люди со слабой нервной системой, с определенным темпераментом, интроверты, т.е.замкнутые люди)

Нужно научиться правильно, конструктивно выражать свои эмоции, злость, гнев, агрессию. Если вы увидели своего ребенка или себя на какой-то ступени, то  важно суметь подняться хотя бы на ступень выше.  Когда ребенок испытывает не понимание со стороны взрослых, ему не помогают преодолевать трудности, не учат контакту с другими детьми, недостаточно  развита речь, чтобы входить в коммуникации со сверстниками,  не умеет находить для себя интересные дела, то в таких случаях у детей возникают трудности  в общении.

Такие дети становятся просто неудобными в обществе.  Нужно учить проговаривать свое недовольство,  разрешать  ситуацию правильно, учиться справляться со своими эмоциями. В этом конечно могут помочь взрослые, они должны научить детей справляться с такими ситуациями, учить разрешать любые конфликты, научить общаться вербально, налаживать контакт с людьми. Уметь правильно поступать в той или иной ситуации, если конечно они сами могут конструктивно разрешать свои проблемы. Поэтому иногда нужно начинать с себя.

Кратко обо всем.

Дети когда рождаются они ждут любовь и внимание и им требуется получить безусловную любовь от родителей, они желают, чтоб их любили и принимали такими какие они есть. Если вы хотите чтобы они оправдали Ваши ожидания,то это зависит от Вас. Это долгий и нелегкий труд, который называется воспитание и Вы  должны об этом помнить.

Во-первых, стоит отказаться от требовательности, граничащей с тиранией – это только усугубит склонность ребенка к агрессии. Требования к ребенку должны быть разумными, соответствующими его возрасту и способностями и  понятны ребенку.

Также стоит проследить за собой: какой пример вы подаете ребенку? Позволяете ли с супругом ссориться и оскорблять друг друга при нем? В методах воспитания отец и мать должны быть едины и последовательны, чтобы у детей не формировались двойные стандарты.

Что касается реакции на агрессию, то стоит помнить несколько простых правил. Моментальное и жесткое наказание за драку или ругань не даст нужного эффекта: ребенок будет скрывать реакции от родителей, но начнет срывать злость на других. При этом попустительство также недопустимо, ребенок всегда чувствует неуверенность и колебания родителей. Профилактика агрессии – это постепенное долгое и планомерное формирование доверительных отношений, теплых и искренних.

Для образного сравнения представьте, что коррекция запущенной агрессии напоминает приручение дикой лошадки – силу и слабость она не признает, а единственное, что может сработать – доверие.

Конкретные методы коррекции сводятся к следующим шагам:

1. Научить выражать ребенка гнев в приемлемой и адекватной форме

2. Научить владеть собой в любой ситуации.

3. Отработать приемы и навыки общения в конфликте

4. Помочь формированию эмпатии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессия в мире взрослых и детей

родительское собрание(классный час) дети и родители...

Методическая разработка родительского собрания« Причины и последствия детской агрессии».

Родительское собрание в 7 классе " Причины и последствия детской агрессии"...

Материал для выступления на родительском собрании "Раны, нанесённые словами. Проблема речевой агрессии."

В последнее время остро стоит  вопрос речевой агрессии при общении людей друг с другом. Слово - великое оружие , которое может служить не только во благо, но и на стороне зла. Невозможно полность...

Урок-проект "Речевая культура и речевая агрессия"-9 класс

          Этот урок - итог проектной деятельности с учащимися 9-го класса по изучении словарного запаса школьников и взрослого населения, разговор о бережном использова...

"Агрессия в подростковой среде"

Материал для проведения родительского собрания совместно с учащимися, с привлечением членов администрации и социального педагога....

"Детская агрессия. Причины возникновения детской агрессии"

В чем причина детской агрессии? Откуда столько зла в детях? Как дети, уже в первом классе узнают, что один из них беззащитен и не умеет давать сдачи, при этом его систематически мучают? А уже в четвер...