Особенности подросткового периода
статья по психологии на тему

Махмутова Айсылу Айдашовна

Выступление на родительском собрании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rodit._sobranii.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное  Учреждение                  «Князевская средняя общеобразовательная школа»

               Выступление на родительском собрании:

          «Особенности подросткового периода»

                                                                      Материал подготовила

                                                                   Махмутова Айсылу Айдашовна

                                                                        учитель русского языка и литературы                                                                      

                                                 I квалификационной категории                    

                                                                   Муниципального Бюджетного                  

                                                                  Общеобразовательного Учреждения    

                                                                   «Князевская средняя                        

                                       общеобразовательная школа»

                                       2017 год

       Подростковый возраст – особый период развития, который является своего рода переходом от беззаботного детства к взрослой жизни. В психологии понятие подросткового возраста охватывает период с 12 до 17 лет. На протяжении всего этого времени ребенок растет, меняется и физически, и психологически, обретая новые возможности и становясь все более подготовленным к взрослой жизни. Однако, несмотря на значительно возросшую самостоятельность, это все еще дети, которые нуждаются в воспитании и поддержке родителей. Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма:

- подросток начинает быстро расти;                                                                                          - идет серьезная гормональная перестройка, половое созревание;                                                           - в отдельных случаях проявляются такие признаки, как депрессия, неусидчивость и плохая концентрация внимания, раздражительность;                           - учеба перестает быть главной и самой важной задачей. Ведущей деятельностью в этом возрасте становится личностное общение со сверстниками;                                                                                                                                                       -в  этот же период происходит становление мировоззрения молодого человека.  Этот процесс на протяжении жизни включает три основные фазы.

Первая фаза адаптацией (от лат. adaptatio — приспособление) состоит в освоении действующих в той или иной группе нравственных, учебных, производственных и др. норм.

Вторая фаза может быть определена как фаза индивидуализации. Суть ее состоит в том, что человек ищет средства и способы для обозначения своей индивидуальности. 

Третья фаза — интеграция (от лат. tntegratip — восстановление). Здесь человек стремится найти лучшее применение своим индивидуальным свойствам.            Становление личности происходит только в обществе. В этом процессе человеку помогает множество факторов. Ученые называют эти факторы агентами социализации, а сам процесс становления личности — социализацией.                                                                                                                       Среди агентов социализации принятого выделять ближайшее окружение человека — семью, родственников, сверстников, друзей и приятелей. Все эти люди определенным образом влияют на формирование взглядов, убеждений, ценностей. К агентам социализации относят также формальное, опосредованное окружение человека — организации и учреждения. Выполняя отдельные функции в обществе, они помогают человеку усвоить нормы правомерного и социально одобряемого поведения. К числу подобных агентов социализации относятся школа, армия, государство, церковь, средства массовой информации, политические партии и общественные организации.                                         Процесс социализации продолжается всю жизнь, пока человек осваивает разные роли в обществе и приобщается к нормам, правилам и ценностям этого общества.

Многие дети, вступая в подростковый возраст, поразительно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных вдруг превращаются в “ершистых”, неуправляемых, грубых. Пожалуй, именно грубость сильнее всего ранит и обижает родителей. Но прежде чем бороться с этим злом, надо  разобраться причинах ее возникновения.

К 13 годам у ребенка накапливается немало проблем переходного возраста. Постепенно нарастает неуверенность в себе. Появляется тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей. Подростки готовы “застревать” в положении “обиженного”, “непонятого”, искать выход из трудных ситуаций путями, нередко чрезвычайно опасными для здоровья, стремятся освободиться от зависимости от взрослых. Порой возникают агрессивные, непредсказуемые реакции защиты себя даже в ситуации, когда и угрозы-то никакой нет.

Теснейшая эмоциональная зависимость от родителей вступает в противоречие с жаждой признания среди сверстников, что тоже становится причиной невротических реакций. Возникает желание изменить свое состояние, приняв “что-либо” для быстрого улучшения настроения. Все это очень опасные предпосылки, которые нельзя оставлять без внимания.

 Чтобы не ругаться с детьми, надо вести себя по- взрослому,  т. е. быть  мудрее, не провоцировать  своего ребенка на грубость. В этом вам помогут  правила поведения в ранней ситуации.

1. Дайте свободу. Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос, и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание — это стремление выйти из-под вашей опеки.

2. Никаких нотаций. Больше всего подростка раздражают нудные родительские нравоучения.  Перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.

3. Идите на компромисс. Еще ничего никому не удалось доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей. Когда и родители, и подростки охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.

4. Уступает тот, кто умнее. Костер ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывать дров, чтобы скандал прекратился, кто-то должен первым замолчать. Взрослому это сделать легче, чем подростку с его неустойчивой психикой. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.

5. Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у нас.

6. Будьте тверды и последовательны. Дети — тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем. Если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от них хорошего поведения.

Человеку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок, чтобы у него был успех в делах, учебе и на работе, чтобы он мог реализовать себя, развивать свои способности, совершенствоваться, уважать себя. Основа самооценки ребенка закладывается в зависимости от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к его недостаткам и промахам, он вырастет с положительным отношением к себе. Если же ребенка постоянно “воспитывают”, критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой, ущербной.

Общий закон здесь прост: в детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких. Образ ребенка строится извне, рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким видят его другие. Каждым обращением к подростку — словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием — мы сообщаем ему не только о себе, о своем состоянии, но и всегда о нем, а часто именно о нем.

От повторяющихся знаков приветствия, любви и принятия у подростка складывается ощущение: “со мной все в порядке”, “я — хороший”. А от сигналов осуждения, неудовольствия, критики — ощущение: “со мной что-то не так”, “я плохой”. Наказание, а тем более самонаказание только усугубят его ощущение неблагополучия и несчастливости. В результате подросток, в конце концов, может прийти к выводу: “Плохой, ну и пусть! И буду плохим!” Это вызов, за которым скрывается горечь отчаяния. Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку, чувство самоценности.  Это можно сделать, следуя таким принципам:

1. Принимать его.

2. Активно слушать его переживания и потребности.

3. Бывать (читать, заниматься) вместе.

4. Не вмешиваться в те его занятия, с которыми он справляется сам.

5. Помогать, когда просит.

6. Поддерживать успехи.

7. Делиться своими чувствами (значит доверять).

8. Конструктивно решать конфликты.

9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: “Мне хорошо с тобой...”, “Мне нравится, как ты...”, “Ты, конечно, справишься...”, “Как хорошо, что ты у нас есть...” и другие.

10.Как можно чаще обнимать его, но не “затискивать”.

И в заключение напомню мудрое напутствие известного американского педиатра Бенджамина Спока: “Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет... Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребенку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар "Психологические особенности школьников подросткового периода"

Возрастные психологические особенности школьников подросткового периода.Пути решения педагогических проблем....

Родительское собрание «Психологические особенности подросткового периода»

Разработка предназначена для родителей учащихся 7 класса...

Родительское собрание «Психологические особенности подросткового периода»

Родительское собрание «Психологические особенности подросткового периода»...

особенности подросткового периода

Одна из существенных особенностей подросткового периода – бурное физическое и половое развитие, которое осознается и переживается подростками. У разных подростков эти изменения протекают по-разн...

Особенности подросткового периода

Презентация для подростков с нарушением слуха, помогающая понять особенности поведения в подростковый период...

Особенности подросткового периода

Выступление на родительском собрании по теме: "Особенности подросткового возраста.Что нужно делать взрослым, чтобы избежать конфликтов в общении с подростком?"(классный руководитель: Михеева...