Как правильно хвалить ребенка?
статья по психологии на тему
Предварительный просмотр:
КАК ПРАВИЛЬНО ХВАЛИТЬ РЕБЁНКА. (Часть 1)
Поступок или качество, незамеченное
взрослым, перестаёт иметь ценность для
ребёнка и исчезает из его поведения.
Денисенкова Н.С.
На консультацию к психологу приходят родители с целым рядом вопросов: как сделать так, чтобы ребёнок самостоятельно одевался? что делать, чтобы отучить от плохих слов? как развить доброту? как приучить к порядку? что сделать, чтобы ребёнок умел делиться с другими? и др. В сущности, все эти вопросы сводятся к одному: как влиять на ребёнка? Поощрение и наказание – два самых основных инструмента. С их помощью родители строят личность ребёнка, подобно тому, как скульптор из куска мрамора создаёт произведения искусств: там отколоть, тут зашкурить, там подштриховать. Существует мнение, что в период взросления каждый ребёнок демонстрирует весь спектр поступков: от самых патологических, низких и подлых до тех, которые вызывают слёзы гордости на глазах впечатлительных мам и пап. Вот здесь основной работой родителей становится – отсекать всё лишнее и поддерживать то, что позже станет основой моральных и нравственных ценностей. Для детей, реакция взрослого – компас в мире людей. У малышей пока нет собственной системы ценностей, она только строится. Именно через поведение взрослых дети понимают, что правильно, что нет, что важно, а что несущественно, какие поступки хорошие, а какие – плохие.
Всегда ли похвала полезна?
Как ни странно, проблема поощрения, его интенсивности, эмоциональности, частоты, обоснованности намного сложнее и многообразнее, чем проблема наказания. Похвала – очень не простое и не однозначное средство воспитания. Она может как помогать ребёнку, развивая в нём лучшие черты, так и вредить, пробуждая негативные стороны личности или провоцируя эмоциональное напряжение и внутренние конфликты.
В качестве иллюстрации, приведу «взрослый» пример. Представьте, что к вам на обед заявляется нежданный гость. Чтобы его чем-то накормить, вы готовить куриный суп-пюре из пакетика, добавляете туда остатки вчерашней курицы и подаёте вместе с рисом быстрого приготовления. Ваш гость говорит: «Ты отличный повар! замечательно готовишь!». Что Вы почувствуете? подумаете? Поверите вашему гостю, либо отметите по себя - «Если она думает, что я хороший повар, она либо врёт, либо понятия не имеет о вкусной еде».
Ещё пример: Вы ходите на образовательные курсы. После оживлённой дискуссии, в которой вы принимали активное участие, к вам подходит один из слушателей и говорит: «У вас блестящий ум!». Что хочется ответить на такое замечание? Какие мысли и чувства зарождаются, услышав такую похвалу? («Ему что-то от меня надо. Интересно что...» или «Но как я буду выглядеть на следующем собрании?Я не во всём так разбираюсь»).
И для убедительности – последний пример. Вы только что начали учиться игре в теннис, но как бы вы ни старались, подачи ещё не получаются. Сегодня же была игра с новым партнёром, и самая первая подача получилась идеально! Ваш партнёр говорит: «О! Здорово! Отличная подача!». Ваши чувства? Мысли?... Такая, казалось бы, заслуженная и достойная похвала может привести к повышению тревожности: «Я никогда так больше не смогу ударить по мячу. Теперь я действительно переживаю».
Возможно, после этих примеров вам удалось прочувствовать некоторые тонкости и сложности похвалы, которая может вызывать не только приятные чувства, но и порождать тревогу, недоверие к тому, кто хвалит, актуализировать неуверенность. У детей всё так же. Помню, как однажды была в гостях у подруги, и к нам подошла её пяти-летняя дочка, только что закончившая свой рисунок.
Дочка (маме, протягивая рисунок): Хороший? Мама:Какой красивый рисунок! Дочка: Ну он хороший? Мама: Я же сказала, красивый... фантастический рисунок! Дочка: Тебе он не нравится! (и в слезах убежала к себе в комнату).
Оценочная и описательная похвала.
Какие слова первыми приходят в голову, когда вы собираетесь похвалить ребёнка? Молодец! Здорово! Замечательно! Очень красиво! Умничка! Хороший мальчик! Хорошая девочка! И далее по списку оценивающих ребёнка слов, которые, так глубоко засели в нашем сознании...
Посмотрите, к какому неожиданному эффекту могут приводить обычные слова похвалы, так легко слетающие с языка взрослых.
Мама: О! Ты убралась в комнате! Какая хорошая девочка! Девочка: «Если бы она узнала, что я часть игрушек запихнула под диван, она бы так не считала» – чувство вины.
Ваш маленький ребёнок только что первый раз сам оделся. Мама: Молодец! Умничка! Мальчик:«Значит, если у меня в следующий раз не получится – я не молодец?!» – тревога.
Ребёнок протягивает вам только что нарисованный рисунок: Мама: Замечательный рисунок! Ребёнок: «Она действительно так думает?» - неуверенность, сомнение.
Как же, в таком случае, правильно хвалить ребёнка, чтобы создать и поддерживать у него позитивный и реалистичный образ самого себя?
Используйте так называемую «описательную» похвалу. Алгоритм такой похвалы довольно прост: расскажите ребёнку, что именно вы видите, а затем поделитесь своими чувствами от увиденного. Этого уже будет достаточно. Для усиления эффекта похвалы, вы можете закончить фразу одним собирательным словом, отражающим то качество, которое вы хотите воспитать в своём ребёнке.
Описательная похвала: 1. Опишите, что вы видите. («Я вижу чистый ковёр. Все игрушки стоят на своих местах. Книжки убраны на полку») 2. Скажите, что вы чувствуете. («Как приятно входить в убранную комнату!») 3. Подытожьте похвальное поведение каким-нибудь словом. («Вот что я называю аккуратностью!») После таких слов ребёнок думает: «Да, я и правда молодец! В следующий раз надо будет опять так же сделать». |
Посмотрим на примерах:
Мама: «Я вижу, ты правильно надел рубашку, застегнул молнию на штанах, и сам одел ботинки. Как много всего у тебя получилось сделать! Вот что я называю старательностью!» Ребёнок: «а я и правда молодец!»
Мама: Мне очень нравятся цвета, которыми ты нарисовала этот рисунок. А эта красненькая божья коровка на домике – просто прелесть!» Ребёнок: «Мне тоже нравится мой рисунок. Видимо, я хорошо рисую. Завтра сделаю ещё».
Как видите, при таком способе похвалы слова «молодец», «умничка», «хороший рисунок» - перемещаются во внутренний пласт ребёнка. А это намного важнее, когда ребёнок сам себя считает хорошим, способным, хвалит себя. Самооценка строится не столько из того, что другие люди думают о тебе, сколько из того, что я сам думаю о себе.
Другие виды поощрения:
Следует сказать, что похвала является не единственным способом поощрения детей. К сожалению, большинство родителей используют лишь некоторые привычные формы: подарок, словесная похвала, дополнительное время у телевизора, чем сильно ограничивают свои возможности влияния на ребёнка.
Улыбка или одобрительный жест, ласка, нежность, дополнительное внимание не менее значимы для ребёнка. Словами «какой ты у меня умничка» можно не столько оценить какой-либо поступок, сколько передать ребёнку общий положительный эмоциональный настрой взрослого, чувство одобрения его поведения. Чтобы эти слова не превратились в оценку, произносите их просто так, вне контекста, без объяснения ребёнку причины. Он «умничка и молодец» не почему-то (убрался в комнате, хорошо себя вёл, помог, быстро поел, вовремя лёг спать и.т.д.) , а просто так, просто потому что он есть и вы его любите. Безоценочная похвала без объяснения причин нужна ребёнку не меньше, чем хорошо аргументированные поощрения.
Какие ещё виды поощрения используют родители:
- устраивать праздники;
- совместные походы куда-то;
- взять с собой на работу (это очень ответственно!);
- обратить внимание других на поощряемое поведение (дети получат порцию одобрения от большего количества людей);
- подарки (традиционный способ);
- доверить ответственное, «взрослое» задание;
- дополнительное внимание, ласка, нежность.
- др.
Очевидно, что список этот дополняем разными идеями. Одна мама проявила изобретательность. Её четырёх-летний малыш без ума от сказочного персонажа – Ильи Муромца с большими-большими плечами. Каждый раз, желая поощрить ребёнка за хороший поступок или поведение, она включалась в игру и говорила ему: «кажется, твои плечи выросли ещё чуть-чуть. Скоро будут совсем большими, как у Ильи Муромца. Нужно будет новые рубашки покупать!». Мальчик каждый раз был в восторге!
Заканчивая беседу о том, как правильно хвалить ребёнка, хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что хвалить ребёнка необходимо. Выбирая же слова для похвалы и методы поощрения ребёнка, будьте внимательны к тем эффектам, которые они на самом деле оказывают. В следующей статье мы продолжим тему похвалы и поощрения и остановимся подробнее на вопросе: За что хвалить ребёнка.
детский психолог Хомерики Нина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как правильно хвалить ребёнка.
Советы родителям....
Рекомендации психолога "Как правильно хвалить ребенка"
Люди, занимающиеся воспитанием и обучением детей, родители должны иметь ввиду, что начинать любое дело надо с чувством успеха (это справедливо не только в отношении детей, но и взрослых)....
Как правильно хвалить ребёнка
"Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!" - советует в книге "Нестандартный ребенок" психиатр и психотерапевт В. Леви....
Консультация для родителей "Доброе и полезное слово: как правильно хвалить малыша"
Доброе и полезное слово: как правильно хвалить малышаХвалим и объясняем С самого нежного возраста каждый ребенок нуждается в...
Как правильно хвалить ребенка
Рекомендации для родителей и педагогов...
Как правильно хвалить
Материалы для родителей...
Как правильно хвалить ребенка и поддерживать в ситуациях неудач.
Дети от природы любопытны и талантливы. Для них естественно хотеть узнавать, учиться, пробовать. Но уже в начальной школе родители замечают снижение мотивации к учебе. В...