Материалы к родительскому собранию "Профилактика суицидального поведения детей и подростков"
консультация (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Карцева Людмила Сергеевна

В материале представлены рекомендации для родителей по профилактике суицидов детей и подростков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика суицидального поведения детей и подростков.

Рекомендации для родителей.

Педагог-психолог

МБОУ «СОШ №1» г. Белёва Тульской области

Карцева Людмила Сергеевна.

В силу психолого-возрастных особенностей, отсутствия критического мышления, интеллектуальной незащищенности дети напрямую испытывают на себе влияние информации, выливающейся в огромных объемах на неокрепшее детское сознание. Неограниченный доступ к информации открывает Интернет.

Помимо полезного контента окружающая детей информационная среда содержит опасный контент, который способствует интеллектуальному развращению ребенка, усвоению им социально неприемлемых образцов поведения, культивирует готовность к деструктивным практикам, в том числе к суициду.

Обратимся к статистике. Россия занимает 8 место в мире и 1 место в Европе по количеству самоубийств среди детей и подростков. В Тульской области при общем снижении количества суицидальных попыток в 2016 году число совершенных самоубийств – 6, зафиксированных попыток суицида – 23. Большинство семей, где случились происшествия, являются благополучными.

Поэтому в нашей школе, как и по всей стране, проходит всероссийская акция «Месяц безопасного интернета». В рамках акции особое внимание уделяется профилактике суицидов и влиянию деструктивных культов на детей и подростков. Профилактической работой охвачены учащиеся с 5 по 11 класс. Младшие подростки (5-6 класс) предупреждались о так называемых сетевых мошенниках, создающих депрессивные группы, чтобы завлечь детей, узнать их слабые места, управлять ими и в конечном счете убить. Подростки 7-8 классов обсуждали, с какой целью создаются подобные группы, что хотят от людей их создатели. Старшеклассники обсуждали физические и социальные последствия суицида, искали пути выхода из трудных ситуаций.

Вам, современным родителям, с целью предупреждения суицидального поведения в первую очередь следует учитывать специфику информационной среды, в которой развивается ребенок, а следовательно постоянно интересоваться тем, в каких социальных сетях у ребенка есть странички, каким из них он уделяет больше внимания, в каких группах он состоит, на какие паблики подписан, какие темы для обсуждения его интересуют в большей мере, какую литературу ребенок читает, какую музыку слушает, какие фильмы смотрит, в какие игры играет и т.д.

При этом обязательным и неизменным условием предупреждения деструктивного или опасного поведения детей остается формирование и постоянное поддержание доверительных, открытых отношений между вами и вашими детьми.

Необходимо при любых обстоятельствах, несмотря на разницу в интересах, предпочтениях, вкусах, манере говорить, одеваться и т.п. сохранять контакт со своим ребенком – постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей.

Следует:

разговаривать с ребенком о том, что происходит в его жизни, что его волнует, радует, огорчает. Ежедневное общение с ребенком должно стать правилом в вашей семье;

с уважением относиться к тому, что кажется ему важным и значимым, даже если с высоты вашего возраста и опыта вы считаете это несущественным, не стоящим внимания. Помните, что детское восприятие отличается от восприятия взрослого человека;

обсуждать планы ребенка на ближайшее и отдаленное будущее. Узнайте, к чему стремится ваш ребенок, что хочет, кем себя видит, как он намерен добиваться поставленной цели, помогите ему составить реалистичный и последовательный план действий – ребенку важно знать, что вы верите в него;

беседовать с ребенком на серьезные и, возможно, сложные для осмысления темы: что такое жизнь? В чем смысл жизни? Что такое любовь, дружба, предательство и другие понятия? Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Говорите о том, что ценно и важно для вас. Не бойтесь делиться собственным опытом, собственными размышлениями. Доверительная беседа на равных всегда более эффективна, чем монологи родителей о том, что хорошо, а что плохо в менторском тоне;

помогать ребенку выстраивать свой ценностный мир, в котором жизнь – сама по себе ценность, которую ни ценность социального успеха, ни ценность хороших оценок или карьеры и т. п. не смогут заменить. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира. Лучший способ привить любовь к жизни – ваш собственный пример. Ваше позитивное мироощущение обязательно передастся ребенку и поможет ему справиться с неизбежно возникающими трудностями;

формировать у ребенка понимание того, что опыт поражения также важен, как и опыт достижения успеха. Рассказывайте чаще о том, как вам приходилось преодолевать те или иные трудности. Конструктивно пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным в собственных силах и устойчивым. И наоборот: привычка к успехам порой приводит к тому, что человек начинает очень болезненно переживать неизбежные неудачи;

разбираться, сто стоит за внешней грубостью ребенка. Подросток может делать вид, что вы совсем не нужны ему, он может обесценивать проявления заботы и нежности к нему. Тем не менее, ему очень важны ваша любовь, внимание, забота, поддержка. Надо лишь выбрать приемлемые для этого возраста формы их проявления;

избегать авторитарного стиля воспитания подростков в силу его неэффективности и даже опасности. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть агрессию, направленную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение запрета. Если ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его;

найти разумный баланс между свободой и несвободой ребенка. Предоставляя свободу, важно понимать, что подросток еще не умеет с ней обходиться и что свобода может им пониматься как вседозволенность. Родителю важно распознавать ситуации, в которых ребенку уже можно предоставить самостоятельность, а в которых он еще нуждается в помощи и руководстве;

вовремя обратиться к специалисту, если поймете, что вам по каким-то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком. В индивидуальной или семейной работе с психологом вы освоите необходимые навыки, которые помогут вам вернуть тепло, доверие и мир в отношениях с ребенком.

Особое внимание по отношению к ребенку необходимо проявлять в следующих ситуациях:

  • при ссоре или остром конфликте со значимым взрослым;
  • при безответной влюбленности или разрыве романтических отношений;
  • при отвержении сверстниками, травле (в том числе в социальных сетях);
  • при личной неудаче подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха (высоких отметок, материального благосостояния, признания сверстников и т. п.);
  • при нестабильной семейной ситуации (развод родителей, конфликты, проявление насилия в отношении ребенка);
  • при резком изменении социального окружения (в результате смены места жительства, места учебы и т.д.).

Тревожными сигналами являются:

  • прямое или косвенное желание умереть или убить себя, а также высказывания о нежелании продолжать жизнь. Таким образом ребенок пытается привлечь ваше внимание к себе и своим проблемам;
  • рискованное поведение, которое с большей долей вероятности может привести к причинению вреда жизни и здоровью;
  • резкое изменение поведения: пренебрежение своим внешним видом, утрата интереса к любимым занятиям, апатия, безволие, появление желания уединиться, отдаление от близких людей, раздаривание дорогих ребенку вещей;
  • появление проблем со здоровьем: потеря аппетита либо, наоборот, чрезмерное потребление пищи, постоянное ощущение слабости, бессонница либо чрезмерная сонливость, кошмары во сне;
  • изменение эмоционального фона: подавленное настроение на протяжении длительного времени, раздражительность, резкие перепады настроения, «беспричинные» слезы;
  • внезапное снижение успеваемости и рассеянность, плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины.

Что делать?

Если вы заметили указанные признаки, в первую очередь постарайтесь поговорить с ребенком «по душам». Важно помнить, что напрямую задавать вопросы о желании совершить суицид следует только в том случае, если ребенок сам затронул эту тему. Попытайтесь выяснить, чем обусловлено его настроение, поведение, реакция, что его волнует в данный момент, не чувствует ли он себя одиноким, никому не нужным, несчастным, загнанным в ловушку, должником. Обязательно следует выяснить, «какова причина» и «какова цель» совершаемого ребенком действия. Чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. При этом не следует забывать, что ребенок, почувствовав облегчение после беседы, вскоре может опять вернуться к тем же мыслям. Поэтому даже после успешного разговора важно не оставлять его в одиночестве. Поддерживайте ребенка, будьте последовательны и настойчивы.

Не бойтесь обращаться к специалистам – детскому (подростковому) психологу или детскому (подростковому) психиатру. Такое обращение не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности. Оно может уберечь вашего ребенка от трагического поступка.

Как правило, дети и подростки, покушающиеся на свою жизнь, психически здоровы, просто оказались в сложной ситуации, с которой трудно справиться самостоятельно, без помощи родителей и специалистов.

Будьте внимательны и тактичны по отношению к своим детям! Любите и берегите их!

Источники:

материалы сайта «Лига безопасного интернета»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика суицидального поведения детей и подростков. ПОДГОТОВИЛА ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ МБОУ «СОШ №1» Г. БЕЛЁВА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ КАРЦЕВА ЛЮДМИЛА СЕРГЕЕВНА

Слайд 2

Статистика. Россия занимает 8 место в мире и 1 место в Европе по количеству самоубийств среди детей и подростков. В Тульской области в 2016 году число совершенных самоубийств – 6 , зафиксированных попыток суицида – 23 . Большинство семей, где случились происшествия, являются благополучными.

Слайд 3

Советы родителям Учитывать специфику информационной среды. Постоянно интересоваться, в каких социальных сетях есть странички, в каких группах состоит, какие темы для обсуждения интересуют больше, какую слушает музыку, в какие игры играет и т.п. Поддерживать доверительные отношения между родителями и детьми.

Слайд 4

Советы родителям Необходимо сохранять контакт со своим ребенком – постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую потребность в отделении от родителей.

Слайд 5

Следует: Разговаривать с ребенком!

Слайд 6

Следует: С уважением относиться к тому, что кажется ему важным и значимым. Обсуждать планы ребенка на ближайшее и отдаленное будущее.

Слайд 7

Следует: Беседовать с ребенком на серьезные и, возможно, сложные для осмысления темы: что такое жизнь? В чем смысл жизни? Что такое любовь, дружба, предательство и другие понятия? Помогать ребенку выстраивать свой ценностный мир.

Слайд 8

Следует: Формировать у ребенка понимание того, что опыт поражения также важен, как и опыт достижения успеха. Разобраться, что стоит за внешней грубостью ребенка.

Слайд 9

Следует: Избегать авторитарного стиля воспитания в силу его неэффективности и даже опасности. Найти разумный баланс между свободой и несвободой ребенка. Вовремя обратиться к специалисту.

Слайд 10

Особое внимание к ребенку проявлять в следующих ситуациях: При ссоре или остром конфликте со значимыми взрослыми. При безответной влюбленности или разрыве романтических отношений. При отвержении сверстниками, травле. При личной неудаче подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха. При нестабильной семейной ситуации. При резком изменении социального окружения

Слайд 11

Тревожными сигналами являются: Прямое или косвенное желание умереть или убить себя, высказывания о нежелании продолжить жизнь. Рискованное поведение. Резкое изменение поведения. Появление проблем со здоровьем. Изменение эмоционального фона. Внезапное снижение успеваемости и рассеянность, плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины.

Слайд 12

Что делать? Поговорить с ребенком «по душам». Выяснить, чем обусловлено его настроение, поведение, реакция, что его волнует в данный момент. Выяснить, какова причина и какова цель совершаемого ребенком действия. Не оставлять ребенка в одиночестве. Поддерживать ребенка, быть последовательным и настойчивым. При необходимости обращаться к специалистам – психологу или психиатру.

Слайд 13

Будьте внимательны и тактичны по отношению к своим детям! Любите и берегите их!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Суицидальное поведение детей и подростков"

В помощь классному руководителю...

ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В плане отражены мероприятия для профилактики суицида в коррекционной школе со учителями, учащимися, родителями....

Родительское собрание на тему "Суицидальное поведение детей и подростков"

Рассматриваемая презентация создана для  визуализации выступления педагога-психолога на родительском собрании.  Метариал содержит в себе  определение суициального поведения, описание ос...

Материалы для педагогов и родителей по профилактике суицидального поведения детей и подростков

Маркеры проявления суицидального поведения подростков. Система определения учащихся "группы риска". План профилактической беседы с родителями. Памятки с номерами "Телефона доверия"...

Родительское собрание «Профилактика суицидального поведения детей и подростков»

Родительское собрание «Профилактика суицидального поведения детей и подростков»Вебинар «Профилактика суицидального поведения детей и подростков»https://www.youtube.com/watch?v=...