Беседа "Личность и коллектив"
учебно-методический материал по психологии на тему
Отношение коллектива и личности, их зависимости друг от друга и ответственность друг перед другом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа №2 города Белогорск»
БЕСЕДА
ЛИЧНОСТЬ И КОЛЛЕКТИВ
Составил:
ФИО: Симоненко Юрий Сергеевич
Должность: тренер-преподаватель
город Белогорск
2015г.
…Сердцевиной системы воспитания
общества должен быть детский
коллектив как органичное целое…
А.С.Макаренко
Цель – формирование взаимоотношений в коллективе, повышение ответственности каждого человека в коллективе и коллектива за отдельную личность.
Сегодня мы будем говорить об отношениях коллектива и личности, об их зависимости друг от друга и ответственности друг перед другом. Такие отношения Макаренко назвал отношениями ответственной зависимости.
Личность и коллектив… Коллектив и личность…
Развитие их взаимоотношений, конфликты и их разрешение, переплетение интересов и взаимозависимостей в самом центре педагогической системы Макаренко.
“Я все свои 16 лет педагогической работы, – вспоминал Макаренко, – главные свои силы потратил на решение вопроса о строении коллектива”.
Ребята, подумайте и скажите, что такое коллектив? А отдельная личность?
Может ли личность развиваться вне коллектива? Почему?
(Ответы детей)
Центральное место в теории Макаренко занимает учение о воспитательном коллективе, который является, во-первых, орудием формирования активной творческой личности с высокоразвитым чувством долга, чести и достоинства и, во-вторых, средством защиты интересов каждой личности, превращения внешних требований к личности во внутренние побудители ее развития.
Макаренко впервые научно разработал методику воспитания в детском коллективе, детально рассмотрел такие вопросы, как взаимоотношения в коллективе, педагогические требования, дисциплина, поощрение и наказание, нравственное и трудовое воспитание, самоуправление, индивидуальный подход к детям.
Взаимоотношения — субъективно переживаемые связи и отношения между людьми. Это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности людей и их общения.
Педагогическое требование – это предъявление ребенку в процессе воспитания социально-культурной нормы отношения и поведения.
Дисципли́на – это правила поведения личности, соответствующие принятым в обществе нормам или требованиям правил распорядка. В этом смысле говорят о школьной дисциплине, трудовой дисциплине, воинской дисциплине и т. п.
Нравственное воспитание - это воспитательное воздействие школы, семьи, общественности, имеющей целью формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали и практической деятельности.
Индивидуальный подход в обучении — это учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения.
Трудовое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности, а так же формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность. Цель трудового воспитания школьников – формирование у детей представлений о трудовой деятельности взрослых, формирование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как качества личности.
Самоуправление — состояние, при котором субъект и объект управления совпадают.
Скажите, может ли влиять личность на целый коллектив? Приведите пример.
А может ли влиять коллектив на отдельную личность? Может помочь ей изменить себя, свой характер?
(Ответы детей)
Вы согласны с утверждением Макаренко: “Воспитывая отдельную личность, мы должны думать о воспитании всего коллектива”?
Здоровый коллектив предоставит все возможности для личностного роста.
У нас тоже детский коллектив. А что такое коллектив? Это не просто собрание, не просто группа взаимодействующих индивидов. Коллектив – это есть целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами коллектива. Время подтвердило педагогический опыт и талант Макаренко, потому что он направил свою деятельность на активизацию нравственных сил человека, на воспитание у него стремления стать достойным гражданином.
Я желаю вам, ребята, чтобы и вы старались дружно жить в своем коллективе и стали достойными гражданами своей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ответственности у пятиклассника за себя и весь классный коллектив в целом»
"Если классный руководитель, сделаетвсё от него зависящее для того, чтобы вверенный емукласс стал коллективом, тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием бу...
классный коллектив
информация о классе...
Классный коллектив
Все учащиеся — звёзды, близкие, далёкие, маленькие и большие, красивые. Каждая звёздочка выбирает свой путь полёта: у одних он длинных других... Главное - это хотеть сият...
Родительский коллектив
Работа с родителями учащихся. Воспитать человека интеллектуально, но не воспитав его нравственно, значит, вырастить угрозу для общества. Т. Рузвельт...

«Классный коллектив–место общения ученика и классного руководителя.»
Общение- одна из главнейших сфер жизнедеятельности человека.Одна из целей общения,быть понятым и понимать другого человека.Выявление правил гормоничного общения-ученик,учитель,родитель....