Беседа "Личность и коллектив"
учебно-методический материал по психологии на тему
Отношение коллектива и личности, их зависимости друг от друга и ответственность друг перед другом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Личность и коллектив | 15.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа №2 города Белогорск»
БЕСЕДА
ЛИЧНОСТЬ И КОЛЛЕКТИВ
Составил:
ФИО: Симоненко Юрий Сергеевич
Должность: тренер-преподаватель
город Белогорск
2015г.
…Сердцевиной системы воспитания
общества должен быть детский
коллектив как органичное целое…
А.С.Макаренко
Цель – формирование взаимоотношений в коллективе, повышение ответственности каждого человека в коллективе и коллектива за отдельную личность.
Сегодня мы будем говорить об отношениях коллектива и личности, об их зависимости друг от друга и ответственности друг перед другом. Такие отношения Макаренко назвал отношениями ответственной зависимости.
Личность и коллектив… Коллектив и личность…
Развитие их взаимоотношений, конфликты и их разрешение, переплетение интересов и взаимозависимостей в самом центре педагогической системы Макаренко.
“Я все свои 16 лет педагогической работы, – вспоминал Макаренко, – главные свои силы потратил на решение вопроса о строении коллектива”.
Ребята, подумайте и скажите, что такое коллектив? А отдельная личность?
Может ли личность развиваться вне коллектива? Почему?
(Ответы детей)
Центральное место в теории Макаренко занимает учение о воспитательном коллективе, который является, во-первых, орудием формирования активной творческой личности с высокоразвитым чувством долга, чести и достоинства и, во-вторых, средством защиты интересов каждой личности, превращения внешних требований к личности во внутренние побудители ее развития.
Макаренко впервые научно разработал методику воспитания в детском коллективе, детально рассмотрел такие вопросы, как взаимоотношения в коллективе, педагогические требования, дисциплина, поощрение и наказание, нравственное и трудовое воспитание, самоуправление, индивидуальный подход к детям.
Взаимоотношения — субъективно переживаемые связи и отношения между людьми. Это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности людей и их общения.
Педагогическое требование – это предъявление ребенку в процессе воспитания социально-культурной нормы отношения и поведения.
Дисципли́на – это правила поведения личности, соответствующие принятым в обществе нормам или требованиям правил распорядка. В этом смысле говорят о школьной дисциплине, трудовой дисциплине, воинской дисциплине и т. п.
Нравственное воспитание - это воспитательное воздействие школы, семьи, общественности, имеющей целью формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали и практической деятельности.
Индивидуальный подход в обучении — это учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения.
Трудовое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности, а так же формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность. Цель трудового воспитания школьников – формирование у детей представлений о трудовой деятельности взрослых, формирование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как качества личности.
Самоуправление — состояние, при котором субъект и объект управления совпадают.
Скажите, может ли влиять личность на целый коллектив? Приведите пример.
А может ли влиять коллектив на отдельную личность? Может помочь ей изменить себя, свой характер?
(Ответы детей)
Вы согласны с утверждением Макаренко: “Воспитывая отдельную личность, мы должны думать о воспитании всего коллектива”?
Здоровый коллектив предоставит все возможности для личностного роста.
У нас тоже детский коллектив. А что такое коллектив? Это не просто собрание, не просто группа взаимодействующих индивидов. Коллектив – это есть целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами коллектива. Время подтвердило педагогический опыт и талант Макаренко, потому что он направил свою деятельность на активизацию нравственных сил человека, на воспитание у него стремления стать достойным гражданином.
Я желаю вам, ребята, чтобы и вы старались дружно жить в своем коллективе и стали достойными гражданами своей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ответственности у пятиклассника за себя и весь классный коллектив в целом»
"Если классный руководитель, сделаетвсё от него зависящее для того, чтобы вверенный емукласс стал коллективом, тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием бу...
классный коллектив
информация о классе...
Классный коллектив
Класс сформировался в новом учебном году....
Классный коллектив
Все учащиеся — звёзды, близкие, далёкие, маленькие и большие, красивые. Каждая звёздочка выбирает свой путь полёта: у одних он длинных других... Главное - это хотеть сият...
Родительский коллектив
Работа с родителями учащихся. Воспитать человека интеллектуально, но не воспитав его нравственно, значит, вырастить угрозу для общества. Т. Рузвельт...
Классный коллектив глазами его ученика
Анкета "Классный коллектив глазами его ученика"....
«Классный коллектив–место общения ученика и классного руководителя.»
Общение- одна из главнейших сфер жизнедеятельности человека.Одна из целей общения,быть понятым и понимать другого человека.Выявление правил гормоничного общения-ученик,учитель,родитель....