Игровой проект "Я – среди людей
классный час по психологии (6 класс) на тему

Ольга Сергеевна Еричева

развитие коммуникативных навыков в процессе общения. Формирование представления о значении общения, о правилах культурного общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_sredi_lyudey.docx234.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр внешкольной работы Советского  района»

г. Брянска

Областной этап конкурс игровых

программ и проектов «Игра- дело серьезное»

Номинация «Мастер позитива»

Игровой проект

"Я – среди людей"

Похожее изображениеАвтор: Еричева Александра Андреевна. Возрастная категория 14-16 лет.

Руководитель: Еричева Ольга Сергеевна.

г. Брянск -2017

Час общения "Я – среди людей"

Вид: краткосрочный.

Тип: игровой.

Форма проведения мероприятия: диалог с элементами игры.

Участники проекта: учащиеся объединений ЦВР, дети младшего школьного возраста из малообеспеченных семей.

 

Цель: развитие коммуникативных навыков в процессе общения. Формирование представления о значении общения, о правилах культурного общения.

Задачи:

  • помочь детям  понять ценность человеческого общения;
  • раскрыть содержание понятия "общение";
  • показать значение общения в жизни человека;
  • познакомить с правилами культурного общения.

Актуальность проекта и его обоснование: К сожалению, в последнее время все меньше условий, необходимых для развития коммуникабельности у детей. Сейчас почти исчезли дворы, где раньше гуляли, играли, учились знакомиться и общаться, дружили, влюблялись, собирались компаниями (совсем не обязательно криминального характера). Сегодня дети и подростки в основном сидят дома или ходят с родителями и нянями в разные секции, где занимаются чем угодно, кроме общения.

Хорошо, если есть брат или сестра, с которыми можно поговорить и поиграть, но если ребенок в семье единственный, общается только со взрослыми, а взрослые общаются в основном с телевизором и компьютером, то в итоге ребенок оказывается предоставлен сам себе. Такие дети часто растут замкнутыми, закрытыми, дичатся других, особенно сверстников, с которыми не умеют налаживать контакт. Они не знают, как можно познакомиться, о чем разговаривать, как играть вместе, они боятся сделать или сказать что-то не так, не чувствуют своих и чужих границ, не могут толком объяснить, чего хотят, им сложно договариваться.

        Почему мы выбрали тему – общения? Именно в детстве  происходит формирование личности. Насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависят его дальнейшие успехи в учебной, трудовой деятельности и в какой-то степени определяется в жизни. И именно в этот период формируется навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы устанавливать отношение с окружающими людьми. Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность. Понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности. Именно в этом возрасте усваиваются правила и нормы общения, которыми он будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств.

1 этап – «Анализ и поиск решения»: Чтобы реализовать проект нам пришлось потрудиться. Во-первых, я провели исследование и узнали, сколько в нашей школе учится младших школьников из малообеспеченных семей. Для этого понадобилась помощь педагога.

 Оказалось 43% учащихся.

Во-вторых, я разработали анкету, в которой хотела узнать: «Как часто дети играют со своими сверстниками в игры? Хотели бы они чаще общаться?» 99% детей подтвердили желание чаще общаться . И чтобы заинтересовать ребят и показать, что я рада их видеть я решила сделать персональные пригласительные билеты. (Приложение №1).

В-третьих, мне нужены были игры. Я сделала подборку игр  в библиотеке и прочитала много литературы, подготовила пословицы об общении; вопросы для конкурсов на отдельных карточках; призы для всех участников игры (памятки с правилами культурного общения).

 И вот, ото дня в день, шаг за шагом, в течение двух недель сценарий был готов. (Приложение №2).

2 этап – «Реализация проекта»:

Я тщательно проработали подготовительный этап нашего проекта: ребята  были приглашены, готов реквизит для конкурсов.

12 декабря 2016 года проект был реализован. В  мероприятии приняли участие - 10 детей из малообеспеченных семей.

3 этап – «Заключительный»:

После проведенного мероприятия нами был проведен опрос участников:

- Понравилось ли вам мероприятие?

- Узнали ли что- то полезное?

- Хотели бы вы вновь принять участие в таком мероприятии?

По результатам опроса: все ребята в один

 голос сказали, что хотели бы участвовать в мероприятии такого типа.

Наша цель достигнута! Мы организовали для малообеспеченных детей  программу и показали детям , что живое общение очень интересно и полезно.

Перспектива: Мне очень понравилась работа над проектом. Было весело, интересно. А после положительных отзывов ребят, я решила сделать цикл мероприятий с использованием игр (народных, подвижных, дидактических) которые помогут детям лучше общаться друг с другом.

Приложение №1

Похожее изображение

Пригласительный билет

Дорогой друг

Приглашаем тебя на час общения

"Я – среди людей"

Который состоится 12 декабря 2016г.

в 14.00

в кабинете №31

Приложение №2

Диалог с элементами игры.

Час общения "Я – среди людей"

Большой зал или класс. На доске плакат:

 « Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения" 

(Антуан де Сент Экзюпери).

Пословицы об общении. Музыкальный центр,

Стульчики стоят по кругу по количеству детей .

Ход мероприятия

Звучит музыкальное произведение на фоне которого ведущий читает притчу.

Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: "Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо". В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше: "Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения". Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам: "Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах!". Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож и потом вытащить его, но всегда останется рана. И будет не важно, сколько раз ты попросишь прощения. Рана останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая. Общение с людьми - это редкое богатство! Они заставляют тебя улыбнуться и подбадривают. Они готовы всегда выслушать тебя. Они поддерживают и открывают тебе свое сердце. Будь терпимее к людям!

Ведущий:

-Ребята сейчас вы прослушали притчу о юноше и о его мудром отце. Какой смысл вы здесь увидели? (ответы детей).

Посмотрите пожалуйста на доску, здесь написано высказывание Антуана Де Сент Экзюпери "Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения". Как вы понимаете это высказывание? Тема нашей встречи сегодня - это общение людей.

Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику или экономику, покорять горные вершины и ли исследовать морские глубины. И если вы хотите прожить интересную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми - не обойтись, для этого необходимо учиться общению. Разговор наш будет проходить в форме диалога с элементами игры

Ведущий

- А начнем мы с игры-упражнения "Приветствие". - Ребята, давайте образуем круг. Задание состоит в том, чтобы назвать партнера по имени и поприветствовать его. Партнер должен в ответ назвать имя и тоже поприветствовать соседа.

Ведущий: К слову "общение" нужно подобрать (написать) как можно больше однокоренных слов: (община, общий, общительный, сообщник, сообща, общежитие...).

Ведущий Ребята, послушайте стихотворение и подумайте, какое слово забыла героиня стихотворения?

Маша знала слов немало, 
Но одно из них пропало. 
И оно-то, как на грех, 
Говорится чаще всех. 
Это слово ходит следом 
За подарком, за обедом, 
Это слово говорят, 
Если вас благодарят.

(Ответы зрителей). Это слово - "спасибо!"

Ведущий:

А вы, ребята, в общении с людьми часто употребляете слово спасибо?

Ведущий:

Народ веками создавал свою устную культуру, передавая мудрые наставления от отца к сыну, от деда к внуку, обучая подрастающие поколения уму-разуму. Одним из наставлений являются пословицы, которые хвалят, сочувствуют, и главное - учат. И сейчас мы узнаем, как учат нас общению пословицы, которые вы подготовили.

  1. Лошадь узнают в езде, человека в общении.
  2. Кого уважают, того и величают.
  3. Добрая слава на печке лежит, а худая по свету бежит.
  4. Людей не суди, на себя погляди.
  5. Если человека не знаешь, посмотри на его друга.
  6. Уваженье трудно заработать, но легко потерять.
  7. Слава греет, позор жжет.
  8. Совесть без зубов, а загрызет.
  9. Человек, что замок: к каждому нужно ключик подобрать.
  10. Свинья и в золотом ошейнике все равно свинья.
  11. С одних и тех же губ стечет однажды яд, однажды мед.
  12. Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь.
  13. Скажу?- язык обожгу, не скажу?- сердце.
  14. Сказанное слово?- золото, не сказанное?- алмаз.
  15. Стрелять?- еще не значит быть стрелком; не тот речист, кто треплет языком.
  16. Язык?- переводчик сердца.
  17. Хоть сидишь криво, говори прямо.

Во все времена и до наших дней существовало и существует наказание-заточение в одиночную камеру. Люди очень плохо переносят заключение в одиночестве. Многие даже сходят с ума.

Ведущий:

Так что же такое общение? (Ответы ребят).

Обратимся к словарю. Общение - форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совершаемое вместе, сообща. И если мы заглянем в толковый словарь В.Даля, то узнаем, что слово "общаться" означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружить, делиться сообща, давать кому-либо долю участия. Вот видите, как много синонимов в русском языке, как богат и разнообразен русский язык. Язык необходим, чтобы люди могли общаться. А ведь как порой в общении нам не хватает нужных слов. Важно понимать, что слово оказывает огромное воздействие на человека: "Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно войска за собой повести".

Послушайте стихотворение В. Солоухина "Слово о словах".

Чтец.

Когда ты хочешь молвить слово, 
Мой друг, подумай - не спеши, 
Оно бывает то сурово, 
То рождено теплом души. 
Оно то жаворонком вьется, 
То медью траурной поет. 
Покуда слово сам не взвесишь, 
Не выпускай его в полет. 
Им можно радости прибавить 
И радость людям отравить. 
Им можно лед зимой расплавить 
И камень в крошку раздолбить. 
Оно одарит, иль ограбит, 
Пусть ненароком, пусть шутя, 
Подумай, как бы им не ранить 
Того, кто слушает тебя.

Игра "Фотография друга".

Цель игры: развить внимание, память, коммуникативные и аналитические способности, наблюдательность.

Дети поворачиваются друг к другу . Их задача как можно больше узнать о соседе (внешность, где живет, чем увлекается, о его семье и т. д.) даётся 2-3 минуты. Затем двое ребят с одной парты выходят и рассказывают друг о друге все, что они успели узнать. Остальные ребята оценивают чья пара была лучшей.

Ведущий:

Любое обращение, адресуемое нами кому-либо, может быть окрашено различными эмоциями, чувствами, настроениями. Иногда люди говорят одни и те же слова, но в одном случае у них устанавливаются с собеседником хорошие отношения, а в других - плохие, приводящие к ссорам, конфликтам. В чем тут дело? (Ответы детей). Да, многое зависит от интонации, от выражения лица говорящего.

Ведущий:

Предлагаю поиграть в игру.

Приглашаются участники которые получат карточки с перечислением интонаций.

Участники (поочередно) должны произнести слово "друг" как можно выразительнее, отразив в интонации (написанной на карточке) следующие чувства : удовольствие,восторг,радость,уверенность,симпатия,любовь,нежность,блаженство.злорадство,месть,горе,тревог ,страх,отчаянье,гнев.любопытство, изумление,безразличие.

Ведущий:

Очень важно следить не только за тем, что вы говорите, но и с какой интонацией вы обращаетесь к человеку.

Ведущий:

Важным элементом в общении являются жесты. Предлагаем вам следующий конкурс "Язык жестов".

Участникам выдаются карточки со словами.

На карточках написаны слова. С помощью языка жестов нужно изобразить эти слова: требование, обещание, просьба, приказ, возмущение.  интерес, любопытство, радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление,стыд

Что не рекомендуется делать во время беседы:

- бесцельно вертеть в руках какой-нибудь предмет;

- тереть кулаками глаза;

- почесываться;

- дергать кого-нибудь за рукав.

Движения человека должны быть целесообразными и естественными, соответствующими смыслу разговора.

Ведущий:

Предлагаю решить простые задачки.

1. Три подружки - Катя, Зина и Оля - сидят во дворе на лавочке. Оле нужно рассказать Кате по секрету от Зины то, что касается только их двоих. Можно ли это сделать прямо тут же? Почему? (Ответы зрителей).

2. Вам подарили вещь, которая у вас есть, или вам не нужна, или не нравится. Что вы скажете тому, кто ее подарил? (Ответы зрителей).

Ведущий:

У каждого из нас в течение дня происходят десятки встреч с разными людьми - в школе, на улице, в магазине. И всякий раз настроение, самочувствие, работоспособность наша с вами во многом зависят от того, приветливы ли они были, доброжелательны или раздражительны и грубы? Можете ли вы вспомнить такие моменты в вашей жизни?

Физминутка.

 «Мартышки»
(групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении)
Мы - веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем ,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три! 

Ведущий:

Всем известно, что у каждого здорового человека пять чувств - зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. С их помощью человек знакомится с окружающим миром. Но есть шестое чувство, помогающее устанавливать контакт с людьми. Оно, к сожалению не дано нам от рождения, и его надо в себе воспитывать. Давайте попробуем проверить, если у вас способность устанавливать контакт с людьми. Предлагаем вам маленькие рассказы, где вы должны определить, какие ошибки при общении совершили их герои.

1-й рассказ

Ира пришла в гости к подруге Тане. В клетке сидела замечательная яркая птица - любимый Танин попугай.

- Ничего себе птичка. Симпатичная, - сказала Ира, - у меня такая же была. Только сдохла. Они долго не живут. Нежные очень.

Таня загрустила и замолчала. Ира не смогла в этот день общаться с Таней.

(Подумайте, какую оплошность допустила Ира? Как бы вы вели себя на ее месте?)

2-й рассказ

За пять минут до первого урока учащиеся сидели в классе. Оля пришла последней. У нее был расстроенный вид, заплаканные красные глаза.

- Почему у тебя глаза на мокром месте? - громко закричала Катя. - Что у тебя случилось? Расскажи! Кто тебя обидел?

- Ну, давай, давай, рассказывай! - подскочила к Оле Наташа.

- Что случилось? Почему у тебя слезы? - закричали все.

Оля разрыдалась и выбежала и класса. Все недоуменно пожали плечами.

(В чем была ошибка Кати и Наташи? Что бы вы сделали на их месте?)

3-й рассказ

Папа подарил Вове на день рождения новые марки. Вова показал их своему приятелю Славе и радостно сообщил:

- Вот какие марки! Редкие и красивые! Тебе нравятся?

- Да у меня таких навалом! - захохотал Слава. - Что в них такого особенного? Они никакой ценности не представляют. Эх, ты! Тоже мне филателист! И твой отец хорош - в марках не разбирается! Чепуха, а не марки! Вот хочешь, я тебе покажу мои марки?

Но Вова не захотел. И потом еще три дня со Славой не разговаривал.

(Как вы думаете, почему?)

Ведущий:

Итак, герои этих маленьких рассказов не умеют правильно общаться со своими товарищами. У них нет шестого чувства. Что же это за чувство, которое помогает быть обходительным и не обижать никого? (знакомимся с понятием "тактичность"). Тот, кто обладает чувством такта - шестым чувством, никогда не будет назойливым, не утомит того, с кем общается, не обидит, не пошутит некстати.

Ведущий:

Ребята, учитесь чувствовать, что нужно другому, что для него важно, что для него обидно, в чем он нуждается больше всего.

Воспитывайте в себе тактичность в общении. Начните с близких людей. Посмотрите на маму, папу, бабушку, дедушку. Что вы видите в их глазах: тревогу, покой, озабоченность? Подумайте, чем можно помочь поднять настроение. Как выразить сочувствие и понимание?

Присмотритесь, как работают на уроке, участвуют в общественной работе ваши одноклассники. Не упускайте случая выразить им свое одобрение и благодарность. Не скрывайте своего положительного отношения к окружающим.

Мы много общаемся друг с другом, но очень часто не замечаем в некоторых своих одноклассниках тех замечательных качеств, которые видны другим.

На самом деле мы по разным причинам не разглядели в человеке хорошее, а заметили и при этом в десять раз преувеличили, его небольшие недостатки. И закончить наш час общения я хочу ещё одной притчей.

Притча.

Пятеро слепых впервые в жизни повстречали слона.

Один из них дотронулся до хобота и сказал:

-Слон похож на толстый шланг.

-Слон похож на столб, - откликнулся другой, нащупав ногу слона.

Третий коснулся слоновьего живота и заявил:

-Слон похож на огромную бочку.

-Он похож на циновку, -потрогав слона за ухо, возразил четвёртый.

-Что вы говорите! Воскликнул пятый, державший животное за хвост. -Слон похож на верёвку!

Все они были правы. И не был прав никто:

Действительно, мы видим в человеке только одну какую- то сторону и не замечаем других, не замечаем, что любой человек сложнее чем нам кажется на первый взгляд.

Присмотритесь друг к другу и вы увидите много хорошего.

Ведущий:

Так давайте относиться к окружающим нас людям по-доброму. Пусть мы все разные, но надо помнить, что у другого могут быть такие качества, которых, возможно, нет у тебя.

Эту тему мы затронули ещё и потому, что сейчас в наше время очень много одиноких людей. Есть среди нас люди с ограниченными возможностями, которые не могут полноценно общаться с другими людьми из за того что просто не могут выйти на улицу и даже не имеют телефонов.

Не сторонитесь таких людей и по возможности помогите им, хотя бы добрым словом.

Ведущий: А сейчас мы с вами выполним такое задание. Попрошу всех встать. Протяните рядом стоящему руку со словами: "Я рад общаться с тобой", а тот, кому вы протянете руку, протянет ее следующему с этими же словами. Так по цепочке все берутся за руки и образуют круг.

Ведущий: И в заключении все участники получают памятку с правилами общения.

Памятка.

(правила культурного общения)

  • Уважай собеседника.
  • Будь тактичен.
  • Не унижай собеседника.
  • Не принижай его достоинств и не ставь его в неловкое положение.
  • Будь внимателен к собеседнику.
  • Умей слушать и слышать, не перебивай его.
  • Стремись к взаимопониманию.

Теперь, когда вы узнали об общении немного больше, я надеюсь, у вас появится много новых хороших друзей. Я желаю вам здоровья, улыбок и хорошего настроения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи "Чтоб мудрецом считаться средь людей, повесь кинжал на гвоздь"

Материал урока нацеливает на разговор о толерантности.Учебное занятие содержит интересные притчи, игровые моменты....

Эссе "Чтоб мудрецом считаться средь людей, повесь кинжал на гвоздь"

Размышления о значимости толерантности в современном мире....

Классный час "Искусство жить среди людей, или еще один шаг навстречу людям" (5 класс)

Классный час  посвящен  вопросу выстраивания  позитивного отношения человека  к окружающим людям. Тема , которая проходит в течении беседы - внимание. Классный час выстроен в деяте...

Воспитательский час «Искусство жить среди людей, или еще один шаг навстречу людям»

Воспитательский час «Искусство жить среди людей, или еще один шаг навстречу людям»...

Презентация к мероприятию «Искусство жить среди людей, или еще один шаг навстречу людям»

Презентация к мероприятию «Искусство жить среди людей, или еще один шаг навстречу людям»...

Профилактический психолого-педагогический проект "Умение жить среди людей"

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения  определяет  личностное развитие и формирование универсальных учебных действий у школьников наряду с предметными резуль...

Классный час "Я среди людей, люди вокруг меня"

Классный час напрвлен на формирование умения общаться с окружающими людьми....