Консультация для родителей По теме: «Осознанное родительство. Воспитание гуманных чувств»
консультация по психологии на тему

Гарькуша Татьяна Викторовна

 

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.

Осознанное  родительство начинается с осознанной личности, осознанной семьи, осознанной женственности и мужественности.   

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kon_osoznannoe_roditelstvo.docx44.51 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Дом Детского Творчества»

Консультация для родителей

По теме: «Осознанное родительство. Воспитание гуманных чувств»

Подготовила:

Педагог – психолог МКУ ДО «ДДТ»  Т.В. Гарькуша

 

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи.

Ещё с детства многое кажется нам очевидным. Сейчас «очевидности» сместились ещё дальше: женщина должна зарабатывать, делать карьеру, а мужчина - «расслабляться» пивом после работы.

Осознанное родительство пока не самый распространённый термин, впрочем, это и есть его суть — не принимать что-то не в веру, а понимать своим разумом, сердцем, анализировать и действовать в соответствии с полученными выводами.

Осознанное  родительство начинается с осознанной личности, осознанной семьи, осознанной женственности и мужественности. И при этом оно позволяет развиваться дальше, становиться ещё полноценнее (а не наоборот, как часто, кажется).

Осознанное родительство включает в себя:

- активную жизненную позицию, постоянное саморазвитие, ответственность за свою жизнь, ЗОЖ;

- бережное отношение к семье и своей роли в ней;

- осознанное зачатие и подготовку к нему;

- минимальное количество медицинских вмешательств;

- осознанный подход к физическому уходу и развитию ребёнка: от прививок, кормления - до закаливания, физических игр и частого пребывания на свежем воздухе;

-  активное влияние на пространство, в котором живет ребенок — экология, круг общения, информационная среда и т. д.;

- осознанный подход к обучению и воспитанию: собственный пример, выбор видов обучения и т. д.

- общение внутри семьи, традиции, доверие, искренний интерес родителей и детей друг к другу.

         Пожалуй, это основное. Еще важный момент: цель осознанного родительства — не создание тепличных условий и постоянное оберегание детей от реалий жизни. А именно гармоничное развитие, предоставление всей информации и т. п.

В общем, результат осознанного родительства — осознанный ребенок, человек, полноценная и разносторонняя личность. Такой подход к воспитанию сначала кажется  «нереальным» - нужно же работать, как-то уживаться в обществе, системе. Но если вдуматься, какой вообще смысл в жизни (иначе получается жизнь ради жизни), но мне кажется, воспитание достойных, здоровых и счастливых детей — важная задача каждого человека.

Чем заканчивается осознанное родительство? Тем, что родители отпускают ребенка в его собственную жизнь. Отпускают легко и радостно, ведь они выполнили свою миссию, дальше человек будет жить сам, а родители возвращаются к своим собственным смыслам и целям. По иронии судьбы, дети в таких семьях бывают тесно связаны с родителями. Детям искренне интересно и приятно дома. Только связь эта не формальная и юридическая, а духовная. Детям искренне интересно приятно дома. Поэтому они возвращаются.

Опросы, проведенные среди родителей, показывают, что до 2-2,5 лет большинство из них не считают провинившегося ребенка виноватым. «О какой вине тут можно говорить? Ведь он не понимает, не может сдержать себя, а раз не может - не виноват» - такова обычная логика рассуждений. Но как проверить: может сдержать или нет? Как уловить ту невидимую грань, до которой ребенок не может, а после которой может сдержать себя, подавить желание овладеть влекущим предметом, иначе: поступить сознательно, произвольно?

Произвольность - важная, но не единственная предпосылка нравственного поступка. Мы знаем: к началу дошкольного возраста у ребенка формируется речь, развиваются мышление, восприятие, память. Возникают первые представления о простейших нравственных нормах, о добре и зле. Большинство из них ребенок узнает от нас, взрослых. Конечно, не в ходе специальных уроков. Общение, конкретные жизненные ситуации - вот обычный контекст «нравственной педагогики».

Помогают и сказки, книжки, кино: тут люди и звери, растения и предметы воплощают в себе добро и зло, сердечность и жестокость, радушие и эгоизм. Немало значит и «социальное научение»: малыш внимательно наблюдает за поведением и отношениями взрослых. Сочувствие, взаимопомощь родителей по отношению друг к другу, так же как и неучтивость, и эгоизм, - все вызывает резонанс, все оставляет след в сознании ребенка.

Итак, к началу дошкольного возраста (к 3-4 годам) ребенок входит в сферу нравственных отношений людей. Он знает многие нормы и способен их соблюдать. А значит, несет личную ответственность и за их нарушение. Но именно теперь перед нами, в полный рост, встает главная задача: как сделать так, чтобы ребенок не только мог, но и хотел соблюдать моральные нормы? Как воспитать у него нравственные мотивы?

Нравственное развитие ребенка-дошкольника - сложный и противоречивый процесс. Вначале он охватывает лишь «вербальную сферу»: ребенок осваивает нормы «на словах», в поведении же легко нарушает их. Постепенно, шаг за шагом, нравственные нормы начинают влиять и на поступки ребенка. Усиливается внешний контроль со стороны взрослых, возникает и растет контроль со стороны сверстников. Формируются прагматическое моральное поведение, прагматические нравственные мотивы.

Но в то- же самое время развитие сознания ребенка, усвоение им представлений о добре и зле, «соприкасаясь» с бескорыстным общением со стороны близких взрослых, «высекает искру» нравственности нового типа - нравственности, основанной на потребности ребенка сохранить и упрочить положительный образ себя. Нравственности, свободной от внешнего контроля. Нравственности, способной устойчиво направлять его поведение вопреки изменчивости симпатий и настроений.

И пусть это только зачатки, ростки подлинной нравственности. Со временем, развившись и окрепнув, они составят основу личности и дадут ребенку надежный ориентир в сложном мире человеческих отношений.

Заключение

Нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Причем малыш не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит.

Усвоив норму, ребенок, прежде всего, начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстником, чем самим собой. Очень часто он правильно оценивает выполнение нравственных норм товарищами и ошибается в отношении себя. Стремление утвердиться в знании нравственной нормы приводит к появлению особых высказываний в адрес взрослых «жалоб-заявлений», которые содержат сообщения о нарушении правил кем-то из детей. Ребенок, обращаясь к взрослому, хочет утвердиться в том, правильно ли он понимает норму или правило. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, малыш подходит к реальной самооценке.

У старших дошкольников все чаще наблюдается не прагматическое поведение, когда моральный поступок связан с выгодой для себя, а бескорыстное, когда поведение не зависит от внешнего контроля, а его мотивом является нравственная самооценка.

Социально - культурная среда, в которой будет протекать жизнь Вашего ребенка, может в случае особо неблагоприятных условий не только ограничить степень развития, но  даже заглушить частично интеллектуальное развитие. Необходимо создать условия для проживания и развития Вашего ребенка.

        Научитесь наслаждаться общением с ним. Берегите его и колдуйте над ним. Совершенствуйтесь сами, идя рядом с ним. Дайте руку ему, свою крепкую руку. Его нежные пальчики вложите в ладонь и ведите по жизни, его лабиринтам, словно гид – гид, который осилил уже этот путь. Будьте другом его, станьте верой, надеждой.  А с любовью к Вам он сам пришел в этот МИР!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»

    Патриотическое воспитание процесс взаимодействия воспитателей и детей, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патр...

Консультация родителей на тему "Военно-патриотическое воспитание детей"

Консультация родителей на тему "Военно-патриотическое воспитание детей"...

Интерактивный вебинар для родителей "Осознанное родительство. Типы воспитания"

Цели:            1. Познакомить с понятием «осознанное родительство»...

Реализация проекта «Школа осознанного родительства. Азбука счастливой семьи.»

Реализация проекта«Школа осознанного родительства. Азбука счастливой семьи.»...

Встреча Клуба осознанного родительства по теме: «Адаптация пятиклассников. Знакомство с результатами диагностики» часть 1

Ежегодно в параллели 5-х классов проводится адаптационная диагностика и её результаты хочется показать кратко, ёмко и с полноценными рекомендациями. Эта презентация прекрасно подходит для проведения м...

Встреча Клуба осознанного родительства «Я снова адаптируюсь, родители!» Или «Родители, Вы – Супергерои (?)(!)»

Цель встречи Клуба осознанного родительства: создать условия для сплочения родительского коллектива и построения эффективного командного взаимодействия, пополнения своего внутреннего ресурса, способст...