"Скажи: "Нет!" тренинг
классный час по психологии (8, 9, 10, 11 класс) на тему
Тренинг "Скажи: "Нет!" Для 8 - 11 классов посвящен приобретению навыков уверенного отказа от предложенных наркотиков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тренинг "Скажи: "Нет!" посвящен приобретению навыков уверенного отказа отнаркотиков | 16.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ № 1 им. Б.П. Юркова
Г. ЗВЕРЕВО
Для 8 -11классов.
Педагог-психолог: Женеева Л.А
2016г.
Как отказаться от предложенных наркотиков. «Скажи: Нет!»
Цель: Приобретение практических навыков уверенного отказа от предложенных наркотиков.
Задачи:
- Обсудить ситуации, когда принуждают курить, употреблять алкоголь,
наркотики.
- Обучить приемам уверенного отказа.
- Закрепить навыки отказа путем моделирования реальных ситуаций.
Материал: листы А- 4, ватман, маркеры, фломастеры.
Приветствие ведущего и представление темы занятия.
- Упражнение энергизатор «Аллитерация имени». Назвать свое имя с прилагательным.
- Принятие правил работы в группе.
- Оформление на бумаге опроса: Ожидания и опасения от тренинга.
- Мозговой штурм: Привести примеры, когда учащихся просили, принуждали закурить, выпить алкоголь, попробовать наркотики.
Ведущий может задать вопросы:
- Кто предлагал (взрослые, сверстники, знакомые, незнакомые)?
- Какую цель преследовал предлагающий?
- Кому труднее отказать в просьбе?
Назовите причины, по которым бывает трудно отказать в просьбе или не делать того, чего не хочется.
Ответы записываются
Ведущий. Существует много причин, по которым человек соглашается делать то, что ему не хочется. А именно: не хотят оказаться изгоями, быть высмеянными, бояться обидеть, казаться грубыми, быть не такими как все.
- Упражнение Энергизатор «ХОРОВОД» На середину комнаты выходит ведущий и приглашает в хоровод двоих. Каждый из участников приглашает еще двоих.
Постепенно формируется хоровод, который по комнате делает несколько кругов.
- Мини-лекция: ПРАВИЛА отказа от предлагаемых наркотиков:
1.ЕСЛИ ХОТИТЕ ОТКАЗАТЬ ЧЕЛОВЕКУ, ЧЕТКО И ОДНОЗНАЧНО СКАЖИТЕ ЕМУ «НЕТ».
2. ОТВЕЧАЙТЕ БЕЗ ПАУЗЫ – ТАК БЫСТРО, КАК ТОЛЬКО ЭТО ВОЗМОЖНО.
3. НАСТАИВАЙТЕ НА ТОМ, ЧТОБЫ С ВАМИ ГОВОРИЛИ ЧЕСТНО И ОТКРОВЕННО.
4. ПОПРОСИТЕ ОБЪЯСНИТЬ, ПОЧЕМУ ВАС ПРОСЯТ СДЕЛАТЬ ТО, ЧЕГО ВЫ ДЕЛАТЬ НЕ ХОТИТЕ.
5. СМОТРИТЕ НА ЧЕЛОВЕКА, С КОТОРЫМ ГОВОРИТЕ. НАБЛЮДАЙТЕ, ЕСТЬ ЛИ В ЕГО ПОВЕДЕНИИ КАКИЕ-ЛИБО ПРИЗНАКИ НЕУВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ. СЛЕДИТЕ ЗА ЕГО ПОЗОЙ, ЖЕСТАМИ, МИМИКОЙ (дрожащие руки, бегающие глаза,
дрожащий голос).
6. НЕ ОСКОРБЛЯЙТЕ И НЕ БУДЬТЕ АГРЕССИВНЫ
«Приемы отказа от предлагаемых наркотиков»
- Выбрать союзника: поискать, нет ли в компании человека, который согласен с вами, - это помогает получить поддержку и сократить число сторонников употребления.
- «Перевести стрелки»: сказать, что вы не принуждаете никого из них что-либо делать, так почему же они так назойливы?
- Сменить тему: придумать что-нибудь , что тоже , интересно и не связано с приемом наркотиков (пойти в спортзал, на танцы, придумать еще что-нибудь).
- «Продинамить»: сказать, что как-нибудь в другой раз…
- «Задавить интеллектом»: если они убеждают, что это безвредно, указать на то, что они врут или просто не знают последствий. Для этого нужно знать, чем вредны наркотики.
- Упереться: отвечать «нет», несмотря ни на что. Отстаивать свое право иметь собственное мнение. Это будет свидетельствовать о твердом характере.
- Испугать их: описать какие–нибудь страшные последствия, если они будут употреблять (например, «поймают», «случится белая горячка», «заболеешь гепатитом» и т. д).
Обходить стороной: если есть подозрение, что в какой-то компании в
определенное время могут предложить наркотики, просто
обходить стороной.
- Упражнение « Ангел-хранитель»
Роли:
гость,
хозяин,
друг хозяина вечеринки,
«ангел-хранитель»,
«дьявол-искуситель»
Гостю вечеринки хозяин и друг хозяина предлагают попробовать наркотик.
У гостя есть два ангела: ангел-хранитель помогает отказаться от наркотиков и
дьявол-искуситель, который уговаривает попробовать его.
Отрабатываются:
- способы отстаивания своей точки зрения;
- навыки отказа от наркотиков.
Ролевое моделирование
Ребят разделяют на группы (красный, синий, зеленый). Каждой группе предлагается задание инсценировать приемы уверенного отказа и обсудить.
- Давай покурим «травку». Ты что боишься? Сейчас только младенцы не курят?
- Пойдем со мной в гости. Ребята обещали принести наркотики. В жизни надо попробовать все, не упрямься.
- Юноша шел по улице. Его окликнул солидный мужчина , стоящий около дорогой иномарки. Мужчина попросил юношу передать в офис какую-то коробку. Юноша стал отказываться. Мужчина стал уговаривать. Сначала предложил деньги за услугу, потом стал нервно объяснять, почему сам не может отнести коробку. Мужчина старался не смотреть юноше в глаза.
Вопросы для обсуждения:
- Почему окружающие хотели заставить героев употреблять опасные вещества?
- Какие чувства испытывали герои?
- Какие чувства испытывали их оппоненты?
- Что могло случиться, если бы главные герои согласились употреблять психоактивные вещества?
- Как еще могли поступить главные герои, чтобы избежать приема психоактивных веществ?
7. Итоговый круг «Интересное – полезное»
8. Упражнение «Комплимент». По кругу надо сказать комплимент соседу справа.
Использованная литература:
- Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании. – М., 2003
- Гарифуллин Р.Р. Скрытая профилактика подростковой наркомании. – М., 2002
- Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М., 2001
- Макеева А.Г. Не допустить беды. Разумный выбор. / под ред м. м. Безруких. – М., 2003
- Макеева А.Г. Не допустить беды. Помогая другим, помогаю себе. / под ред м. м. Безруких. – М., 2003
- Майорова Н.П. и др. Обучение жизненно важным навыкам. – С-П б, 2002
- Миронов Е. Прощайте наркотики. – СПб,2001
- Подхватилин Н.В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости. – М., 2002
- Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними в общеобразовательной среде: сборник программ / под ред. Шипицыной Л.М. – СПб, 2003
- Профилактика отклоняющегося поведения у детей и подростков. – Ростов –н/Д, 2002
- Родионов А.В., Родионов В.А. Подросток и наркотики. – Ярославль, 2004
- Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью. /Под ред. Л.М. Шипицыной и Л.С. Шпилени. – СПб, 2003
- Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М., 1996
- Шишковец Т.А. Осложненное поведение подростков. М., 2006.