Психопрофилактическая работа с дошкольниками
консультация по психологии на тему
Психопрофилактическая работа с дошкольниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihoprofilakt_rabota_s_doshkolnikami.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психопрофилактическая работа с дошкольниками.
Проблема подготовки детей к школе является одной из наиболее актуальных проблем в современном начальном образовании. Важная предпосылка общедоступности качественного среднего образования – повышение стартовых возможностей первоклассников. Необходимо создавать условия для полноценного развития всех дошкольников. Мы, как психологи школ, много внимания дошкольникам уделять не в состоянии, но и все-таки, работая с детьми «Маминой школы», можем помочь детям, идущим в первый класс в преодолении трудностей в период адаптации.
Прежде чем приступить к занятиям с дошкольниками, необходимо определиться с целями и задачами работы, вначале уточним понятие «школьная готовность». Существуют три компонента школьной готовности: физиологический (физическое созревание организма, его устойчивость к нагрузкам, новому режиму), педагогический (знания, умения, навыки – всё, чему научили ребёнка) и психологический (совокупность особенностей развития и формирования). Какой из них наиболее важен при определении школьной готовности?
Оказывается, психологическая готовность является той базой, на которой педагог будет формировать знания, умения и навыки, что позволит избежать различных проявлений дезадаптации, в том числе и «мнимых» (психосоматических)
Основными показателями психологической готовности к обучению являются:
- Зрелость психических процессов (определённый уровень развития восприятия, мышления, внимания, памяти, речи и т.д.)
- Эмоциональная готовность (наличие у ребёнка желания познать новое, эмоциональная устойчивость, отсутствие импульсивности);
- Наличие волевой регуляции поведения (умение подчиняться требованиям);
- Сформированность навыков общения (умение адаптироваться в коллективе сверстников, строить новые взаимоотношения со взрослыми).
Нельзя утверждать, что какой-то из этих показателей является главным. Психолог должен охватить всё вышеизложенное и помочь ребёнку обрести все эти качества.
Упражнения для развития навыков общения и взаимодействия
Упр № 1 «Зеркало и обезьяна»
Участники разбиваются на пары и встают друг против друга.
Один из пары — «обезьяна», которая смотрится в зеркало, другой — зеркало», в котором повторяются все движения обезьяны. (Через некоторое время участники меняются ролями.)
Это упражнение можно выполнять всем одновременно, можно также просить пары работать по очереди. Это поможет ведущему организовать наблюдение и обсуждение.
Спросите участников, какая роль («обезьяны» или «зеркала»), давалась легче и почему?
В процессе обсуждения участники приходят к выводу, как важно уметь внимательно относиться к человеку, с которым мы общаемся, так как движения собеседника могут отражать его внутреннее состояние и отношение к тому, что происходит вокруг.
Упр. № 2
Игра «Иголка и нитки»
Выбирается водящий с помощью «Мирной считалки»
М.Д. Яснова (разучиваем с детьми):
На дороге, у развилки,
повстречались две дразнилки.
Повстречались, подразнились,
не сдержались — и сцепились!
Прибежали разнималки — помешали перепалке.
И к развилке на кобылке прискакали две мирилки. Прекратилась перепалка, и тогда пришла считалка:
Раз-два-три-четыре-пять —
Хорошо друзей считать!
Водящий будет «иголкой»,
а остальные дети — «нитка».
«Иголка» ходит по комнате, «петляет», а нитка — за ней.
Упражнения на развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями
Упр № 1 «Мимическая гимнастика»
Предложить детям выполнить ряд упражнений для мимических мышц лица. При этом детям задаются вопросы типа: «Когда мы так делаем?» Возможно и обратное задание: изобразите ту или иную эмоцию (например, страх).
- Сморщить лоб, поднять брови (удивление). Расслабиться. Сохранить лоб гладким в течение минуты.
- Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться.
- Полностью расслабить брови, закатить глаза (а мне все равно — равнодушие).
- Расширить глаза, рот открыт, руки сжаты в кулаки, все тело напряжено (страх, ужас). Расслабиться.
• Расслабить веки, лоб. щеки (лень, хочется
подремать). Расслабиться.
• Улыбнуться, подмигнуть (весело, вот я какой!).
Беседа
- Что вы чувствуете, когда вам весело и радостно?
- На что похоже ваше настроение?
- Что такое радость? Варианты ответов:
Радость — это когда все радуются, всем весело; когда у всех праздник; когда никто не плачет, ни один человек; когда нет войны: когда все здоровы.
— Что вы делаете, когда вам весело?
Упр № 2
Этюд «Кто как радуется»
Дети становятся в крут. Предлагается им изобразить, показать без слов (используя выразительные движения: объятия, улыбки, смех, радостные восклицания), как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свой день рождения, при совместных прогулках с родителями.
Упр № 3 «Игры с внутренней бесконечностью»
Сядьте так, как:
- Как сидит котёнок, который греется на солнышке;
- Как сидит обезьяна, которая впервые увидела себя в зеркале
- Как сидит Золушка, которую не пустили на бал
- Зарычите, как лев, который увидел добычу
- А теперь добычу, которая увидела льва
- Сядьте, как собака, ждущая своего хозяина
- Все встанут и пойдут по кругу, как гордый лев попустыне
Упр № 4 «УГАДАЙ ЭМОЦИЮ»
На столе картинками вниз раскладываются карточки. Это могут быть схематичные изображения эмоций, а могут — небольшие сюжетные картин-
Герои демонстрируют различные состояния. Каждый участник по очереди открывает одну карточку, не показывая ее остальным. Задача играющего узнать эмоцию и изобразить ее мимикой и голосовыми интонациями.
В ходе этого упражнения выясняется, что одна и та же эмоция может быть выражена по-разному, с разной силой, с разной интенсивностью (страх —ужас, растерянность — подавленность, радость — восторг). Если есть время,
работу можно продолжить в малых группах. Дети самостоятельно придумывают сюжеты, в которых эмоции проявляются с различной интенсивностью.
Упр. № 5 «ПАЛЬЦЫ»
Садитесь поудобнее, руки положите на колени, сплетите пальцы рук, оставив большие пальцы свободными. Когда я подам команду: «Начали!», вы начнете медленно вращать пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточьтесь на этом движении. По команде: «Стоп!» вы остановитесь.
На упражнение отводится не менее пяти минут. По окончании упражнения обязательно следует провести разбор. Некоторые из участников не смогли сосредоточиться, у них возникали посторонние мысли, они почувствовали себя неуютно. Каждому должна быть предоставлена возможность высказаться о том, насколько он смог сосредоточить свое внимание.
Упр. № 6 «РУКА К РУКЕ»
В этой игре должно быть нечетное количество участников. Если число четное, ведущий принимает участие в игре наравне с остальными.
Для игры выбирается водящий, который должен подавать команды («рука к руке», «нос к носу», «спина к спине», «хвост к хвосту», «нога к ноге» и т. д.). По этой команде играющие быстро выбирают себе пару и становятся так, как сказал водящий. Водящий тоже старается выбрать себе пару. Тот, кто остался без пары, становится водящим.
Упражнение № 7 «Солнечные лучики»
Дети стоят в кругу, ладони кладут друг на друга.
Психолог. Давайте направим всю свою доброту и тепло к ладошкам. У нас получилось большое, доброе, ласковое и теплое солнышко. Попробуйте почувствовать его тепло... А теперь давайте соберем солнечные лучики (поворачиваемся в круг, ладони перед собой) — попрощаемся друг с другом и со мной (машем ладошками, приветствуем друг друга.
Подготовил материал педагог- психолог МОУ лицей № 1 г. Пролетарска Ростовской области Чепурная Л.Ю.