КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ
консультация по психологии на тему

Чепурная Людмила Юрьевна

КАКОЙ  ДОЛЖНА  БЫТЬ  ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ПОДГОТОВКА  ШКОЛЬНОГО  УЧИТЕЛЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psiholog_podgot_uchit.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАКОЙ  ДОЛЖНА  БЫТЬ  ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ПОДГОТОВКА  ШКОЛЬНОГО  УЧИТЕЛЯ

Практическая  психологическая  подготовка  школьного  учителя  до  сих  пор  остаётся  нерешённой  проблемой. В  педагогических  ВУЗах  студенты  получают  знания  по  содержанию  и  методике  обучения  детей, изучают  общую, возрастную, детскую  и  педагогическую  психологию  и  некоторые  разделы  психодиагностики. При  этом  педагогические  и  психологические  знания  учителей  дополняются  и  конкретизируются  в  ходе  педагогической  практики  в  школе.  Только  придя  в  школу  учителя  успешно  нарабатывают  психологический  опыт  самостоятельно, но  они  же   и  сталкиваются  с  проблемами  в  общении  со  школьниками, конфликтуют  с  ними  и  их  родителями, применяют  преимущественно  директивные  средства  воздействия, находятся  в  состоянии  хронической  усталости  и  истощения.

Действительно, можно  прослушать  многие  часы  лекций  и  прочитать  несколько  толстых  книг, но  в  то  же  время  чувствовать  себя  абсолютно  беспомощным, например,  в  момент  обострения  отношений  с  агрессивным  подростком.

  • Молодая  учительница  пришла  на  консультацию  к  школьному  психологу. Она  страдала  от  мучительного  чувства  вины – на  глазах  у  всего  класса  она  ударила  своего  ученика. «Это  моя  ошибка, - говорила  она. – Учитель  не  должен  так  поступать! Как  я  теперь  войду  в  класс?»

Давайте  разберём  этот  пример. Учительница  столкнулась, по меньшей  мере, с  тремя  психологическими  проблемами: как  «держать»  дисциплину  в  классе, как  психологически  правильно  «погасить»  агрессивность  подростка и, наконец, как  отрегулировать  свои  собственные  эмоции  и  успокоиться. Всему  этому  её  не  учили  в  ВУЗе, и  в  течение  многих  лет  работы  в  школе  она  будет  по  крохам  собирать  психологический  опыт, совершая  бесчисленные  ошибки.

Как  же  необходимо  организовать  психологическую  подготовку  школьного  учителя  и  что  должно  выступить  предметом  такой  подготовки?

Прежде, чем  говорить  об  этом. Давайте  разберёмся, какими  же  практическими  навыками  должен  обладать  школьный  учитель?

Учитель  должен  быть  эффективным  во  взаимодействиях  и  общении  в  пяти  основных  сферах  своей  профессиональной  деятельности  и  личной  жизни:

  • «Учитель-школа»
  • «Учитель-класс»
  • «Учитель-ученик»
  • «Я-учитель»
  • «Учитель-семья»

«Учитель-школа»

Перед  ним  стоит  задачи – организация  деловых  отношений  с  администрацией  школы, другими  учителями, выполнения  школьной  дисциплины, участие  в  общественных  мероприятиях, формирование  своего  авторитета. Выполнение  профессиональной  деятельности  в  условиях  строгой  регламентации  оборачивается  для  учителя  появлением  чувства  потери  собственной  индивидуальности. Из  спонтанного, живого  человека  учитель  постепенно  превращается  в  «живого  носителя» педагогических  норм, правил, ограничений. Именно  поэтому  школьного  учителя  можно  безошибочно  выделить  в  уличной  толпе.

Но  отсутствие  возможностей  в  проявлении  своей  индивидуальности  и   «потере  своего  лица»  чреваты  для  учителя  нервными  срывами, отмирание  сугубо  дружеских  контактов  с  людьми, появлением    специфических  чувств  «усталости  от  профессии».

«Учитель-класс»

Он  должен  уметь  успешно  общаться  как  с  целым  классом, так  и  с  малыми  группами  из  класса: органично  действовать  в  публичной  обстановке, владеть  навыками  снятия  напряжения  в  классе, организации  в  нём  эмоционально-позитивной  атмосферы, выбирать  адекватные  формы  педагогического  воздействия.

Здесь  учитель  сталкивается  с  проблемой  поиска  собственного  индивидуального  стиля  профессионального  поведения. Каким  он  должен  быть – добрым  или  строгим, эмоциональным  или  суховато-сдержанным?  Это  решает  для  себя  сам, по  силе  своего  характера.

  «Учитель-ученик»

Необходимо  обладать  навыками  делового  общения  со  школьниками  и  их  родителями: правильно  выбирать  коммуникативную  позицию, чувствовать  ритмику  разговора, владеть  приёмами  компромисса.

Возникает проблема – избегание  применения  в  своей  работе  средств  психологического  нажима,  давления  и  манипуляции. Он  даёт  быстрый  и  выраженный  результат, но  отрицательно  влияет  на  общую  линию  личностного  и  интеллектуального  развития  ребёнка.

          «Я-учитель»

Это  система  навыков  и  внутренних  приёмов  его  личной  и  профессиональной  психотехники: умений  эффективно  «сбрасывать»  напряжение  и  восстанавливать  работоспособность, выработки  способов  гибкой  перестройки  в  стремительно  меняющихся  коммуникативных  ситуациях  в  общении  с  разными  школьниками  и  их  родителями и  вырабатывать  позитивное  отношение  ко  всем  учащимся.

Проблема – присутствие  постоянного  внимания  к  самому  себе, стремление  «быть  всегда  в  форме», регулярно  отдыхать  и  систематически  заниматься  психотехническими  упражнениями. Но  на  себя  не  хватает  времени, это  приводит  к  тому, что  уже  после  2-3  лет  работы  в  школе  учитель  начинает  испытывать  состояние  хронической  усталости, разные  недомогания, «срывы»  на  своих  домашних.

          «Учитель-семья»

Должен  уметь  гибко  переходить  от  выполнения  профессиональной  роли  к  проявлению  самого  себя  в  естественной  манере, в  роли  жены – матери.

Сложность  в  том, что  дома  он – она  остаётся  учителем, по  всем  педагогическим  правилам  строго  и  неуклонно  воспитывающим  не  только  своих  детей, но  и  спутника  жизни.

Но  скажите – если  мы  должны  везде  и  всюду  себя  контролировать, то  где  же  расслабиться, как  этому  научиться?

В  какой-то  степени  в  этом  может  помочь  Психологическая  служба  в  школе, а  именно  в  обучении  релаксации, в  проведении  тренинговых  занятий, которые  я  предлагаю  проводить  хотя  бы  на  каждом  психолого- педагогическом  семинаре, а  так  же  не  устану  приглашать  подышать, расслабиться  на  15  минут  в  кабинете  Здоровья.

Проведём  маленький  тренинг (упражнения)

  1. упражнение – знакомство «Здравствуй, друг!

                                                    Как  ты  тут!

                                                    Где  ты  был!

                                                    Я  скучал!

                                                   Ты  пришёл!

                                                    Я  очень  рад!

2. упражнение – снятие  нервного  напряжение «Точечный  массаж»

  В  кругу  - мягкий  дует  ветерок

                      Ветер  усиливается

                      Вихрь  

                      Закапал  дождь

                     Дождь  усиливается

                     Пошёл  град

                     Град  прекратился, но  дождь  идёт

                     Дождь  затихает

                     Просто  моросит

                     Дождь  прекратился, но  ветер  дует  сильный

                     Ветерок  дует  еле  слышно

  1. упражнение – релаксация  «В  океане»

Подготовил  материал  педагог- психолог МОУ  лицей  № 1 г. Пролетарска Ростовской области  Чепурная Л.Ю.