Программа "Обучение техникам эффективной самопрезентации и основам ораторского мастерства" НВ Дорогая
рабочая программа по психологии (7 класс) на тему
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа «Обучение техникам эффективной самопрезентации и основам ораторского мастерства» рассчитана на 144 часа для обучающихся, занимающихся проектно-исследовательской деятельностью.
Целью данной программы является обучение теоретическим основам и освоение практических навыков ораторского мастерства для эффективных публичных выступлений
Актуальность данного курса обоснована важностью такого направления психолого-педагогической практики в учреждениях дополнительного образования, как обучение приемам подготовки успешного выступления. Как показывает практический опыт автора курса, дети и подростки, занимающиеся исследовательской деятельностью, не всегда владеют навыками успешной самопрезентации.
Актуальность курса «Обучение техникам эффективной самопрезентации и основам ораторского мастерства» состоит в том, что он позволяет помочь обучающимся, занимающимся проектно-исследовательской деятельностью, осознать внутренние барьеры, препятствующие успешному выступлению с результатами своей работы.
При написании данной программы курса использовались материалы книг Баевой О.А. «Ораторское искусство и деловое общение», Шахиджанян В.В. «Учимся говорить публично», Карнеги Д. «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично».
- Обучающая задача: подготовка обучающихся к успешному и эффективному публичному выступлению и выработка качеств, умений и навыков, которые помогут им справиться со стрессовыми ситуациями при выступлении на публике.
- Воспитательная задача: воспитание адаптированной к публичным выступлениям личности.
- Развивающая задача: развитие социальных навыков поведения и установок на самостоятельное решение проблемных ситуаций, возникающих в условиях публичного выступления.
Объем программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Объем курса - 144 часа
Возраст обучающихся
Программа «Обучение техникам эффективной самопрезентации и основам ораторского мастерства» предназначена для обучающихся 12-16 лет, занимающихся проектно-исследовательской деятельностью.
Количество обучающихся
Плановое количество обучающихся в группе 12 человек.
Формы проведения занятий
В программе используются следующие формы проведения занятий: лекции, практикумы, деловые игры, семинары, мозговые штурмы, просмотр видеоматериала и презентаций, релаксационная гимнастика, консультации педагогов-психологов (по запросу), дискуссии.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Основные понятия и термины
Ораторское мастерство, личностные ресурсы, эффективная самопрезентация, уверенность в себе, аудитория.
Механизмы оценки образовательных результатов
Входящее и исходящее анкетирование, визуальное наблюдение руководителями программы, индивидуальные консультации-собеседования с педагогами-психологами (по запросу).
Каждый участник ведет специальный «Дневник для самоотчёта», где фиксирует свои впечатления о занятиях, заинтересовавшую его информацию, проводит тестирования, рефлексирует.
Ожидаемые результаты реализации программы
В процессе освоения программы обучающиеся должны приобрести:
- знания: основ эффективной самопроезентации; ораторского искусства; приемов публичных выступлений; практических методов поддержания внимания и интереса слушателей в процессе выступления; об истории развития ораторского мастерства.
- навыки: рефлексии (осознавание своего состояния и поведения), распознавания вербальных и невербальных сигналов, эффективной самопрезентации и успешного публичного выступления; импровизации.
- умения: осознанного управления своим состоянием и поведением; целенаправленного и эффективного использования своих ресурсов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
| № п/п | Раздел | Количество часов
| Всего | ||||||
| Теория
| Практика | ||||||||
| I | Введение в программу
| 2 ч | 4 ч | 6ч | |||||
| 1 | Знакомство с программой и участниками | 1 | 3 | 4 ч | |||||
| 2 | Входящее диагностирование «Особенности подачи образа «Я»» |
| 1 | 1 ч | |||||
| 3 | История развития ораторского мастерства | 1 |
| 1 ч | |||||
| II | Основы ораторского мастерства | 10 ч | 46 ч | 56 ч | |||||
| 1 | Невербальные аспекты выступления: организация пространства, поза, мимика, жестикуляция, зрительный контакт | 2 | 14 | 16 ч | |||||
| 2 | Работа с дыханием, голосом, дикцией, мышечными зажимами | 2 | 14 | 16 ч | |||||
| 3 | Особенности аудитории и методы воздействия на нее | 2 | 4 | 6 ч | |||||
| 4 | Отработка навыков публичного выступления с опорой на текст | 2 | 6 | 8 ч | |||||
| 5 | Развитие навыка публичного выступления при наличии оборудования | 2 | 8 | 10 ч
| |||||
| III | Эффективная самопрезентация | 8 ч | 26 ч | 34 ч | |||||
| 1 | Способы и формы самопрезентации | 2 | 6 | 8 ч | |||||
| 2 | Развитие способности к импровизации | 2 | 12 | 14 ч | |||||
| 3 | Убедительность и эффективная аргументация. | 4 | 8 | 12 ч | |||||
IV | Работа с барьерами успешного выступления | 12 ч | 36 ч | 48 ч |
| |||||
1 | Память и внимание. Техники успешного запоминания текста | 2 | 4 | 6 ч |
| |||||
2 | Боязнь публичного выступления | 3 | 16 | 19 ч |
| |||||
3 | Развитие навыков совладания со стрессом и волнением (до, во время и после ситуации публичного выступления) | 2 | 6 | 8 ч |
| |||||
4 | Практические методы поддержания внимания и интереса слушателей в процессе выступления | 2 | 4 | 6 ч |
| |||||
5 | Определение возможных вопросов аудитории и подготовка ответов | 1 | 2 | 3 ч |
| |||||
6 | Способы завершения контакта с аудиторией | 1 | 1 | 2 ч |
| |||||
7 | Анализ ошибок в процессе выступления | 1 | 2 | 3 ч |
| |||||
8 | Исходящее диагностирование «Особенности подачи образа «Я»» |
| 1 | 1 ч |
| |||||
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samoprezentatsii_i_osnovy_oratorskogo_iskusstva.doc | 172.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
«Утверждаю»
Директор ГБОУ МДЭБЦ
__________________ В. А. Маслов
«_____» ________________ 2012 г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Обучение техникам эффективной самопрезентации и основам ораторского мастерства»
Одобрена педагогическим советом ГБОУ МДЭБЦ
Протокол № ______ от «_______» ____________ 2012 г.
Разработчик: Дорогая Н.В.
Москва
2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа «Обучение техникам эффективной самопрезентации и основам ораторского мастерства» рассчитана на 144 часа для обучающихся, занимающихся проектно-исследовательской деятельностью.
Целью данной программы является обучение теоретическим основам и освоение практических навыков ораторского мастерства для эффективных публичных выступлений
Актуальность данного курса обоснована важностью такого направления психолого-педагогической практики в учреждениях дополнительного образования, как обучение приемам подготовки успешного выступления. Как показывает практический опыт автора курса, дети и подростки, занимающиеся исследовательской деятельностью, не всегда владеют навыками успешной самопрезентации.
Актуальность курса «Обучение техникам эффективной самопрезентации и основам ораторского мастерства» состоит в том, что он позволяет помочь обучающимся, занимающимся проектно-исследовательской деятельностью, осознать внутренние барьеры, препятствующие успешному выступлению с результатами своей работы.
При написании данной программы курса использовались материалы книг Баевой О.А. «Ораторское искусство и деловое общение», Шахиджанян В.В. «Учимся говорить публично», Карнеги Д. «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично».
- Обучающая задача: подготовка обучающихся к успешному и эффективному публичному выступлению и выработка качеств, умений и навыков, которые помогут им справиться со стрессовыми ситуациями при выступлении на публике.
- Воспитательная задача: воспитание адаптированной к публичным выступлениям личности.
- Развивающая задача: развитие социальных навыков поведения и установок на самостоятельное решение проблемных ситуаций, возникающих в условиях публичного выступления.
- Объем программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Объем курса - 144 часа
- Возраст обучающихся
Программа «Обучение техникам эффективной самопрезентации и основам ораторского мастерства» предназначена для обучающихся 12-16 лет, занимающихся проектно-исследовательской деятельностью.
- Количество обучающихся
Плановое количество обучающихся в группе 12 человек.
- Формы проведения занятий
В программе используются следующие формы проведения занятий: лекции, практикумы, деловые игры, семинары, мозговые штурмы, просмотр видеоматериала и презентаций, релаксационная гимнастика, консультации педагогов-психологов (по запросу), дискуссии.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Основные понятия и термины
Ораторское мастерство, личностные ресурсы, эффективная самопрезентация, уверенность в себе, аудитория.
Механизмы оценки образовательных результатов
Входящее и исходящее анкетирование, визуальное наблюдение руководителями программы, индивидуальные консультации-собеседования с педагогами-психологами (по запросу).
Каждый участник ведет специальный «Дневник для самоотчёта», где фиксирует свои впечатления о занятиях, заинтересовавшую его информацию, проводит тестирования, рефлексирует.
Ожидаемые результаты реализации программы
В процессе освоения программы обучающиеся должны приобрести:
- знания: основ эффективной самопроезентации; ораторского искусства; приемов публичных выступлений; практических методов поддержания внимания и интереса слушателей в процессе выступления; об истории развития ораторского мастерства.
- навыки: рефлексии (осознавание своего состояния и поведения), распознавания вербальных и невербальных сигналов, эффективной самопрезентации и успешного публичного выступления; импровизации.
- умения: осознанного управления своим состоянием и поведением; целенаправленного и эффективного использования своих ресурсов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Раздел | Количество часов | Всего | |||||||
Теория
| Практика | |||||||||
I | Введение в программу | 2 ч | 4 ч | 6ч | ||||||
1 | Знакомство с программой и участниками | 1 | 3 | 4 ч | ||||||
2 | Входящее диагностирование «Особенности подачи образа «Я»» | 1 | 1 ч | |||||||
3 | История развития ораторского мастерства | 1 | 1 ч | |||||||
II | Основы ораторского мастерства | 10 ч | 46 ч | 56 ч | ||||||
1 | Невербальные аспекты выступления: организация пространства, поза, мимика, жестикуляция, зрительный контакт | 2 | 14 | 16 ч | ||||||
2 | Работа с дыханием, голосом, дикцией, мышечными зажимами | 2 | 14 | 16 ч | ||||||
3 | Особенности аудитории и методы воздействия на нее | 2 | 4 | 6 ч | ||||||
4 | Отработка навыков публичного выступления с опорой на текст | 2 | 6 | 8 ч | ||||||
5 | Развитие навыка публичного выступления при наличии оборудования | 2 | 8 | 10 ч | ||||||
III | Эффективная самопрезентация | 8 ч | 26 ч | 34 ч | ||||||
1 | Способы и формы самопрезентации | 2 | 6 | 8 ч | ||||||
2 | Развитие способности к импровизации | 2 | 12 | 14 ч | ||||||
3 | Убедительность и эффективная аргументация. | 4 | 8 | 12 ч | ||||||
IV | Работа с барьерами успешного выступления | 12 ч | 36 ч | 48 ч | ||||||
1 | Память и внимание. Техники успешного запоминания текста | 2 | 4 | 6 ч | ||||||
2 | Боязнь публичного выступления | 3 | 16 | 19 ч | ||||||
3 | Развитие навыков совладания со стрессом и волнением (до, во время и после ситуации публичного выступления) | 2 | 6 | 8 ч | ||||||
4 | Практические методы поддержания внимания и интереса слушателей в процессе выступления | 2 | 4 | 6 ч | ||||||
5 | Определение возможных вопросов аудитории и подготовка ответов | 1 | 2 | 3 ч | ||||||
6 | Способы завершения контакта с аудиторией | 1 | 1 | 2 ч | ||||||
7 | Анализ ошибок в процессе выступления | 1 | 2 | 3 ч | ||||||
8 | Исходящее диагностирование «Особенности подачи образа «Я»» | 1 | 1 ч |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел I. Введение в программу.
Тема 1. Знакомство. Анализ ожиданий. Презентация программы.
Упражнение на знакомство «Снежный ком».
Упражнение «Я — знаменитость»
Коллаж «Эффективный оратор»
Уровень искусства оратора и составляющие компоненты
Упражнение для завершающей рефлексии «Грузим баржу».
Тема 2. Входящая диагностика «Особенности подачи образа «Я».
Тема 3. История развития ораторского мастерства
Ораторы от Древней Греции до нынешних времен. Риторические вопросы и красноречие.
Раздел II . Основы ораторского мастерства.
Тема 1. Невербальные аспекты выступления: внешний вид, поза, мимика, жестикуляция, зрительный контакт.
Мозговой штурм «Молчаливый докладчик»
Язык тела, общие требования к внешнему виду.
Упражнение на распознавание мимики и жестов «Дерево эмоций»
Правила установления зрительного контакта.
Рефлексия: творческие задания
Тема 2. Работа с дыханием, голосом, дикцией, мышечными зажимами.
Характеристики хорошего и плохого голоса
Упражнение на дыхание «Свеча», «Аромат розы»
Фонационное дыхание. Добор воздуха «Вот дом, который»
Зажимы и работа с ними
Критерии оценки речи оратора
Упражнение «Как на горке на пригорке»
Упражнение «Про налима» с разными эмоциональными состояниями
Тема 3. Особенности аудитории и методы воздействия на нее
Психологические способы массово-коммуникативного воздействия
Контакт с аудиторией и ошибки оратора
Язык коммуникаторов
Упражнение: «Создай эмоцию»
Тема 4. Отработка навыков публичного выступления с опорой на текст Эмоциональная окраска текста (как правильно прочитать текст);
Умение делать паузы;
Невербальный контакт с аудиторией, во время прочтения текста.
Упражнение «Доклад»
Тема 5. Развитие навыка публичного выступления при наличии оборудования
Особенности постановки корпуса и жестикуляция при работе с проекционной техникой
Этикет работы с флипчартом
Наилучший образ использования трибуны
Особенности работы с микрофонами разных типов
Каковы особенности проведения выступления «сидя»
Упражнение «Моя прелесть»
Раздел III . Эффективная самопрезентация.
Тема 1. Способы и формы самопрезентации.
Понятие, способы и формы самопрезентации
Упражнение «Потрясающе замечательный человек»
Упражнение «Парочки»
Тема 2. Развитие способности к импровизации.
Золотая база импровизации
Упражнение «take your time»
Тема 3. Убедительность и эффективная аргументация.
14 правил
5П
Мозговой штурм «Спасти медведя»
Упражнение «Мороженое для эскимосов»
Упражнение «Старик и золотая рыбка»
Раздел IV . Работа с барьерами успешного выступления.
Тема 1. Память и внимание. Техники успешного запоминания текста
Понятие, разновидности.
Упражнение «Рассказ»
Тема 2. Боязнь публичного выступления
Ответы на вопросы
Заблуждения и проекции.
Уверенность в себе.
Мышечная скованность
Упражнение «Круг чувств»
Тема 3. Развитие навыков совладания со стрессом и волнением
Способы психологической защиты от стрессов
Упражнение «Способы защиты»
Тема 4. Практические методы поддержания внимания и интереса слушателей в процессе выступления
Личность и аудитория
Контингент и мотивация слушателей
Способы оживления речи
Упражнение «Внимание, мотор!»
Тема 5. Определение возможных вопросов аудитории и подготовка ответов
Доводы и доказательства в поддержку доклада
Перспективы развития индивидуальных исследовательских работ
Упражнение «Домашнее задание»
Тема 6. Способы завершения контакта с аудиторией
Регламент
Мозговой штурм «Белое-черное»
Типичные заключения речи; нетипичные завершения контакта
Тема 7. Анализ ошибок, допущенных в процессе выступления
Объекты внимания оратора во время выступления
Рефлексия
Тема 8. Итоговое диагностирование «Особенности подачи образа «Я».
Методическое обеспечение программы
ТЕМА | Формы организации учебного процесса | Методы | Дидактические наглядные пособия |
РАЗДЕЛ I. Введение в программу | |||
Тема 1. Знакомство. Анализ ожиданий. Презентация программы. | Лекция с элементами беседы, подвижная игра, демонстрация компьютерной презентации. | Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, игровой, вопросно-ответный. | Раздаточный материал: «Дневник для самоотчета», содержание программы, памятка работы в группе. |
Тема 2. Входящая диагностика «Особенности подачи образа «Я». | Тестирование. | Метод самостоятельной работы. | Бланк теста |
Тема 3. История развития ораторского мастерства | Лекция с элементами беседы, демонстрация компьютерной презентации, ролевая игра. | Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, игровой, вопросно-ответный. | Раздаточный материал: карточки с заданиями. |
РАЗДЕЛ II. Основы ораторского мастерства | |||
Тема 1. Невербальные аспекты выступления: внешний вид, поза, мимика, жестикуляция, зрительный контакт | Лекция с элементами беседы, интерактивные упражнения, демонстрация компьютерной презентации. | Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, игровой, вопросно-ответный, коммуникационный. | Раздаточный материал: карточки с заданиями, бланки с текстом практической работы. |
Тема 2. Работа с дыханием, голосом, дикцией, мышечными зажимами. | Лекция с элементами беседы, упражнения | Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы, метод групповой работы | Раздаточный материал: «Дневник для самоотчета» Карточки с разным эмоциональным состоянием |
Тема 3. Особенности аудитории и методы воздействия на нее | Лекция с элементами беседы, демонстрация компьютерной презентации | Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, вопросно-ответный | бланки с текстом практической работы, карточки с различными эмоциональными состояниями |
Тема 4. Отработка навыков публичного выступления с опорой на текст | Лекция с элементами беседы, интерактивные упражнения | наглядный метод, игровой, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы. | Бланки с «докладами» |
Тема 5. Развитие навыка публичного выступления при наличии оборудования | Лекция с элементами беседы, демонстрация компьютерной презентации | наглядный метод, игровой, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы. | Проекционная техника, флипчарт Трибуна Микрофоны разных типов |
РАЗДЕЛ III . Эффективная самопрезентация. | |||
Тема 1. Способы и формы самопрезентации | Беседа, интерактивные упражнения, игра | вопросно-ответный, метод самостоятельной работы. | Раздаточный материал: «Дневник для самоотчета», карточки с заданиями |
Тема 2. Развитие способности к импровизации. | Беседа, практические упражнения | Наглядный метод, метод самостоятельной работы | Раздаточный материал: «Дневник для самоотчета» |
Тема 3. Убедительность и эффективная аргументация.
| Лекция с элементами беседы, демонстрация компьютерной презентации, упражнения. | Объяснительно-иллюстративный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы, мозговой штурм | Раздаточный материал: «Дневник для самоотчета», бланки с информацией по теме. |
РАЗДЕЛ IV. Работа с барьерами успешного выступления. | |||
Тема 1. Память и внимание. Техники успешного запоминания текста | Лекция с элементами беседы | вопросно-ответный, метод самостоятельной работы, метод групповой работы | Раздаточный материал: «Дневник для самоотчета», бланки с информацией по теме. |
Тема 2. Боязнь публичного выступления | Практикум | метод групповой работы | Дидактические наглядные пособия не требуются |
Тема 3. Развитие навыков совладания со стрессом и волнением | Лекция с элементами беседы, практические упражнения | Наглядный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы | бланки с информацией по теме. |
Тема 4. Практические методы поддержания внимания и интереса слушателей в процессе выступления | Лекция с элементами беседы | Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы, игровой | Раздаточный материал: «Дневник для самоотчета», бланки тестов, карточки с заданиями |
Тема 5. Определение возможных вопросов аудитории и подготовка ответов | Беседа, интерактивные упражнения | вопросно-ответный, метод самостоятельной работы, игровой | Раздаточный материал: «Дневник для самоотчета», домашние заготовки |
Тема 6. Способы завершения контакта с аудиторией | Лекция с элементами беседы, ролевая игра | Объяснительный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы | Раздаточный материал: «Дневник для самоотчета» |
Тема 7. Анализ ошибок, допущенных в процессе выступления | Беседа | Объяснительный метод, вопросно-ответный | Раздаточный материал: «Дневник для самоотчета» |
Тема 8. Итоговая диагностика «Особенности подачи образа «Я». | Тестирование. | Метод самостоятельной работы. | Бланк теста |
Список литературы
- Баева О.А Ораторское искусство и деловое общение: Учебное пособие. 5-е изд. Новое знание, Москва, 2005 г.
- Д. Карнеги Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично/ Пер. с англ. Ю.С.Трошина, Ю.В.Семенова. Сост. В.В.Шарпило - Мн.: ПАРАДОКС, 1996
- Прихожан А.М., Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. - М., Творческий центр "Сфера". 2000.
- Прутченков А. С. Тренинг личностного роста. - М., Новая школа. 1993
- Радислав Гандапас «Десять глав о том, как получать и доставлять максимальное удовольствие, выступая публично», издательство: Олимп-Бизнес, 2007
- Смирнова Е. Е. Психология общения. - С-Пб., Каро. 2005
- Шахиджанян В. В. Учимся говорить публично. Вагриус, Москва, 2006
- Штангль Антон. Язык тела. - Баку, Сада. 1992
Список литературы для обучающихся
- Ирина Лешутина. «Риторика. Искусство публичного выступления», Издательство: "Претекст", Год: 2008,
- Макс Аткинсон «Выступать легко. Все, что вам нужно знать о речах и презентациях», Издательство: Альпина Паблишерз, Год: 2010
- Улла Дик. «Эффективная коммуникация. Приемы и навыки», Издательство: "Гуманитарный центр", Год: 2007
- Шарова И.И., Развиваем речь, или Маленький оратор, Феникс, 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа тренинговых занятий "Ораторское искусство. Основы эффективной самопрезентации"
Программа для учащихся 8-11 классов....
Техники эффективного запоминания
В презентации рассматриваются методы "школы Эйдетики". Презентация была подготовлена для проведения мастер-класса на "Педагогической ярмарке"....
Подросток. Особенности возраста. Техники эффективного общения с подростками.
Материал для родительского собрания....
«Техника эффективной работы с проектами: Стратегия Диснея»
С помощью упражнения "Стратегия Диснея" можно разрабатывать социальные проекты творчески, придумывать такие пути решения, которые будут, не только эффективны, но и не стандартны. Кроме того ...
Методические материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме: «Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению детей основам безопасности на дороге в современных условиях р
Методические материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме:«Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению...
Удостоверение КПК "Техники эффективного управления в сфере образования"
Курсы повышения квалификации "Техники эффективного управления в сфере образования".48ч. 2019 г. г. Москва....
Техники эффективного запоминания
Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, они соответствуют законам природы. Применение методов школы эйдетики на уроках русского языка способствует ра...