Метод работы со страхами у подростков с помощью мини-фигурок в индивидуальном консультировании.
учебно-методический материал по психологии на тему

Нольд Наталья Викторовна

Подростковый возраст все переживают по-разному. Я бы хотела рассказать о трудностях, касающихся эмоциональной сферы и затронуть тему  страхов. Сразу оговорюсь, что буду говорить о вариантах работы с нормой, а не с патологией. То есть, речь идет об относительно благополучных подростках, посещающих школу, проживающих в семье, без девиантного поведения. Тем не менее, как вы знаете, у подростков имеется множество переживаний, которые, с точки зрения родителей, которые их приводят к психологу, или, с точки зрения самих подростков, мешают им жить, справляться с ситуациями в школе, дома или вне дома. Вот для помощи таким подросткам я использую метод мини-фигурок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_so_strahami_podrostki.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Метод работы со страхами у подростков с помощью мини-фигурок в индивидуальном консультировании.

Подростковый возраст все переживают по-разному. Я бы хотела рассказать о трудностях, касающихся эмоциональной сферы и затронуть тему  страхов. Сразу оговорюсь, что буду говорить о вариантах работы с нормой, а не с патологией, просто потому, что в моем опыте были только такие случаи (пока). То есть, речь идет об относительно благополучных подростках, посещающих школу, проживающих в семье, без девиантного поведения. Тем не менее, как вы знаете, у подростков имеется множество переживаний, которые, с точки зрения родителей, которые их приводят к психологу, или, с точки зрения самих подростков, мешают им жить, справляться с ситуациями в школе, дома или вне дома. Вот для помощи таким подросткам я использую метод мини-фигурок.

Сначала, наверно, необходимо сказать немного о страхах, с которыми сталкивается подросток. Страх – это базовая эмоция, окрашенная негативными переживаниями, связанными с реальными или воображаемыми представлениями о грозящем бедствии. В раннеподростковом возрасте психологи отмечают у детей обострение "природных страхов": высоты, огня или воды, боли, крови, уколов, страх пострадать от катастрофы или стать жертвой нападения и тому подобных. После 12-14 лет у подростков преобладают так называемые социальные страхи: страх позора, осуждения, провала на выступлении, боязнь отвечать у доски и даже просто опоздать в школу, страх быть отвергнутыми и осмеянными сверстниками, боязнь не понравится кому-то, получить клеймо "глупого", "некрасивого", "неинтересного".

Причин тому несколько. Начнем с биологических. Во-первых, это типологические свойства высшей нервной деятельности, куда входит устойчивость нервной системы, её чувствительность, впечатлительность, интровертированность. Во-вторых, возрастные изменения в организме и головном мозге подростков. Оказывается, обилие страхов в подростковом возрасте является, в каком-то смысле, нормой, поскольку связано с замедлением синаптических перестроек в отделе мозга, отвечающем за "переработку" и снижение испуга

Ученые из медицинского колледжа Вейл-Корнейл при Корнеллском университете (США) (http://weill.cornell.edu/) провели эксперимент, в котором участвовалитри возрастные группы детей:  дети до 12 лет, подростки 12-17 лет и взрослые участники от 17-18 и старше. Всем добровольцам раздавали наушники и просили понаблюдать за изображениями геометрических фигур, проплывающих по экрану компьютера. Демонстрация одной из фигур сопровождалась резким, неприятным звуком. После нескольких повторений показа фигуры и противного звука страх при ее появлении становился рефлекторным: у всех участников при виде "опасного" объекта менялись физиологические показатели, что регистрировали приборы. На следующий день волонтерам вновь показывали последовательность фигур, однако теперь никаких неприятных звуков экспериментаторы не включали. И дети, и взрослые быстро привыкали к тому, что бояться нечего. Их физиологические показатели никак не реагировали на появление вчерашней "неприятной" фигуры. А вот подростки 12-17 лет по-прежнему ждали неприятного звука, и при возникновении соответствующей фигуры их бросало в пот.

Первую часть эксперимента можно было назвать психологической. Нейрофизиологический опыт ученые ставили на крысах. Схема эксперимента была сходной, только на этот раз у исследователей была возможность наблюдать непосредственно за активностью мозга животных. Как пишут авторы в журнале PNAS, прелимбический и инфралимбический районы префронтальной коры мозга у крыс-"подростков" работали не так, как у взрослых особей и детенышей (http://www.pnas.org/content/109/40/16318.abstract). Прелимбическая зона мозга является частью системы, отвечающей за получение и обработку различных страхов и тревог, а вторая, инфралимбическая, отвечает за "исключение" их из эмоциональной сферы, то есть постепенное исчезновение страха. Как оказалось, у детенышей и взрослых крыс в зоне коры, излечивающей страх", уровень синаптической пластичности нейронов был высоким, а у крыс-подростков — довольно низким.

Таким образом, можно говорить о том, что в подростковом возрасте мозг иначе воспринимает страх. Он гораздо медленнее «восстанавливается» после испуга, дольше перестраивается.

Также ученые называют одной из причин подростковых страхов, тоже нейрофизиологическую, неспособность правильно определять эмоции других людей. С одной стороны, подростков, как правило, заботит мнение о них окружающих, а, с другой стороны, правильно «расшифровать» его они не способны и от этого нервничают, представляя самое плохое.

На этот счет было проведено исследование Государственным университетом Сан-Диего. В эксперименте приняли участие 300 человек в возрасте от 10 до 22 лет. Ученые оценивали способность людей к эмпатии — пониманию чувств окружающих. Добровольцам показывали фотографии с изображением лиц и карточки со словами. Их просили сказать, какие эмоции испытывает человек на каждой из фотографий, а также описать эмоции, которые вызывает у них самих то или иное слово. Оказалось, что примерно с 11 лет скорость распознавания эмоций и способности описать собственные чувства падает примерно на 20 процентов, восстанавливаясь лишь к 20 годам. Таким образом, ученые сделали вывод, что эмпатия подростков падает и этим, отчасти, объясняется подростковая грубость и нечуткость.

Эта информация может быть полезна родителям подростков и школьным педагогам. Прежде чем ругать отпрыска за недопустимое поведение, объясните ему, что именно вы чувствуете, когда он разбрасывает свои вещи, пятый день не моет посуду и приходит домой ближе к полуночи, не предупредив вас. (http://www.pravda.ru/science/planet/humanbeing/25-11-2012/1130060-tin_brain-0/)

Конечно, предрасположенность к страхам зависит и от психологических особенностей личности подростка. В частности, эмоционально чувствительные, впечатлительные подростки более подвержены страхам. Также предрасположены к страхам подростки с высоким чувством долга, ответственностью.

Ну и социальные, стрессовые ситуации могут также спровоцировать возникновение страхов. Обстановка в семье, личность самих родителей. Тревога и мнительность родителей провоцирует возникновение страхов и у подростков.

Метод, который я использую при работе со страхами у подростков, в принципе, может использоваться в отношении и других эмоций. Мой опыт показывает, что в отношении со страхами он работает хорошо, поскольку вообще о страхах подростку говорить сложно, неудобно, как бы опасно. А с использованием этого метода процесс обсуждения страхов происходит легче. Опять же мой опыт показывает, что метод имеет свои ограничения. Например, нужно иметь уже достаточный контакт с подростком, чтобы предложить ему какой-то новый метод, чтобы он охотно на это согласился. Во-вторых, от подростка нужен достаточный уровень рефлексии и абстрактного мышления. В моем случае, он хорошо работал с достаточно интеллектуально развитыми детьми от 11 лет. Идея применения этого метода возникла, когда на консультативном приеме стали появляться дети, а особенно подростки, которые категорически отказывались рисовать, ссылаясь на то, что не умеют и так далее. Я бы отнесла этот метод к арт-терапевтическим технологиям и игровой терапии. Он выполняет как диагностическую, так и коррекционную задачу и имеет катарсическую и регуляционную функции.

В своей работе я прохожу следующие этапы:

  1. Установление контакта с семьей и подростком, выяснение запроса.
  2. Заключение контракта на психокоррекционную работу, индивидуальная беседа с подростком.
  3. Предложение поговорить о страхе, «познакомиться» с ним поближе. Для этого я предлагаю выбрать из предложенных фигурок ту, что похожа на его страх. В процессе важно работать в темпе подростка, не торопить его, в случае затруднений помогать, поддерживать.
  4. Далее мы убираем в сторону все другие фигурки и начинаем рассматривать именно страх, разрешается брать его в руки. Я обычно задаю следующие вопросы: «Расскажи мне о нем побольше: он большой или маленький, он постоянный или меняется, как он возникает, где, в каком месте?» «Он появляется неожиданно или в какой-то момент, в какой? Что предшествует этому моменту?» «Как ты узнаешь о его появлении?» «Как ты думаешь, зачем он нужен? Спроси его, посмотри на него». «Что он тебе отвечает?» На этом этапе, больше диагностическом, важно проявлять много любопытства и минимум оценок. Можно перефразировать то, что говорит подросток, помогая ему рассказывать.
  5. Далее я могу спросить, уже исходя их того, что удалось сформулировать подростку, хочет ли он что-то сделать со своим страхом, чтобы ему было комфортнее в дальнейшем жить. И, второе, можно ли со страхом что-то сделать. Иногда подросток говорит, что «Нет, ничего сделать нельзя». В таком случае можно предложить ему какие-то фигурки, которые будут ему помогать справляться со страхом. Или подумать, а какие качества его же характера ему все-таки помогают и выбрать для них тоже фигурки.
  6. Далее мы обсуждаем, что это за «помощники», опять же какие они, когда они помогают и так далее.
  7. В завершении встречи я предлагаю подростку попрощаться со страхом и другими фигурками. А потом даю домашнее задание: понаблюдать, что будет происходить со страхом на этой неделе, как поведут себя «помощники», обратить внимание, что уменьшает страх, а что провоцирует.
  8. Предлагаю записаться ещё раз, чтобы обсудить результаты. Если подросток пришел на встречу с родителем, то я также объясняю и родителю, что удалось обнаружить в ходе встречи, что планируется делать в дальнейшем.

Как правило, на следующей встрече я спрашиваю подростка, удалось ли ему понаблюдать за своим страхом, проявлялся ли он в сложных для него ситуациях. Очень часто подросток говорит, что страх стал меньше или что не удалось понаблюдать, потому что его почему-то не было. Тогда мы переходим в беседе к тому, о чем ещё хочется поговорить самому подростку. Двигаясь в том направлении, которое было намечено или переформулируя запрос ещё раз.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сказок для индивидуального консультирования

И еще один аспект действия сказки. Сочинен­ные специально для психологической работы сказки содержат ряд указаний на перспективы личностного роста, например, на желательность осмысления своей жи...

Использование сказок для индивидуального консультирования

И еще один аспект действия сказки. Сочинен­ные специально для психологической работы сказки содержат ряд указаний на перспективы личностного роста, например, на желательность осмысления своей жи...

Стратегия индивидуального консультирования по проблемам ребенка.

Тема: Стратегия индивидуального консультирования по проблемам прав ребёнка  Содержание  TOC \o "1-3"Введение.....................................................................

Статья по теме: Коррекция страхов у подростков с интеллектуальной недостаточностью

В статье дано современное состояние проблемы изучения страхов у подростков с нормальным интеллектом и интеллектуальной недостаточностью.Изучено формирование страха у подростков с нормальным интеллекто...

Влияние семейного воспитания на развитие страхов у подростков

Статья о влиянии семейного воспитания на развитие страхов у подростков опубликована в журнале "Рождение и жизнь" по материалам международной конференции в г. Санкт Петербурге в 2010 году Авторы: Пушин...

презентация к тренинговому занятию с подростками по работе со страхами

Презентация к тренинговому занятию с подростками по работе со страхами...

«Работа со страхами. Метод маски»

Конспект занятия с подростками по отработке страхов.Хочется обратить внимание психологов, педагогов на детскую субкультуру, в которой имеется групповая ритуальная техника для терапии витальных страхов...