Метод работы со страхами у подростков с помощью мини-фигурок в индивидуальном консультировании.
учебно-методический материал по психологии на тему
Подростковый возраст все переживают по-разному. Я бы хотела рассказать о трудностях, касающихся эмоциональной сферы и затронуть тему страхов. Сразу оговорюсь, что буду говорить о вариантах работы с нормой, а не с патологией. То есть, речь идет об относительно благополучных подростках, посещающих школу, проживающих в семье, без девиантного поведения. Тем не менее, как вы знаете, у подростков имеется множество переживаний, которые, с точки зрения родителей, которые их приводят к психологу, или, с точки зрения самих подростков, мешают им жить, справляться с ситуациями в школе, дома или вне дома. Вот для помощи таким подросткам я использую метод мини-фигурок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_so_strahami_podrostki.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод работы со страхами у подростков с помощью мини-фигурок в индивидуальном консультировании.
Подростковый возраст все переживают по-разному. Я бы хотела рассказать о трудностях, касающихся эмоциональной сферы и затронуть тему страхов. Сразу оговорюсь, что буду говорить о вариантах работы с нормой, а не с патологией, просто потому, что в моем опыте были только такие случаи (пока). То есть, речь идет об относительно благополучных подростках, посещающих школу, проживающих в семье, без девиантного поведения. Тем не менее, как вы знаете, у подростков имеется множество переживаний, которые, с точки зрения родителей, которые их приводят к психологу, или, с точки зрения самих подростков, мешают им жить, справляться с ситуациями в школе, дома или вне дома. Вот для помощи таким подросткам я использую метод мини-фигурок.
Сначала, наверно, необходимо сказать немного о страхах, с которыми сталкивается подросток. Страх – это базовая эмоция, окрашенная негативными переживаниями, связанными с реальными или воображаемыми представлениями о грозящем бедствии. В раннеподростковом возрасте психологи отмечают у детей обострение "природных страхов": высоты, огня или воды, боли, крови, уколов, страх пострадать от катастрофы или стать жертвой нападения и тому подобных. После 12-14 лет у подростков преобладают так называемые социальные страхи: страх позора, осуждения, провала на выступлении, боязнь отвечать у доски и даже просто опоздать в школу, страх быть отвергнутыми и осмеянными сверстниками, боязнь не понравится кому-то, получить клеймо "глупого", "некрасивого", "неинтересного".
Причин тому несколько. Начнем с биологических. Во-первых, это типологические свойства высшей нервной деятельности, куда входит устойчивость нервной системы, её чувствительность, впечатлительность, интровертированность. Во-вторых, возрастные изменения в организме и головном мозге подростков. Оказывается, обилие страхов в подростковом возрасте является, в каком-то смысле, нормой, поскольку связано с замедлением синаптических перестроек в отделе мозга, отвечающем за "переработку" и снижение испуга
Ученые из медицинского колледжа Вейл-Корнейл при Корнеллском университете (США) (http://weill.cornell.edu/) провели эксперимент, в котором участвовалитри возрастные группы детей: дети до 12 лет, подростки 12-17 лет и взрослые участники от 17-18 и старше. Всем добровольцам раздавали наушники и просили понаблюдать за изображениями геометрических фигур, проплывающих по экрану компьютера. Демонстрация одной из фигур сопровождалась резким, неприятным звуком. После нескольких повторений показа фигуры и противного звука страх при ее появлении становился рефлекторным: у всех участников при виде "опасного" объекта менялись физиологические показатели, что регистрировали приборы. На следующий день волонтерам вновь показывали последовательность фигур, однако теперь никаких неприятных звуков экспериментаторы не включали. И дети, и взрослые быстро привыкали к тому, что бояться нечего. Их физиологические показатели никак не реагировали на появление вчерашней "неприятной" фигуры. А вот подростки 12-17 лет по-прежнему ждали неприятного звука, и при возникновении соответствующей фигуры их бросало в пот.
Первую часть эксперимента можно было назвать психологической. Нейрофизиологический опыт ученые ставили на крысах. Схема эксперимента была сходной, только на этот раз у исследователей была возможность наблюдать непосредственно за активностью мозга животных. Как пишут авторы в журнале PNAS, прелимбический и инфралимбический районы префронтальной коры мозга у крыс-"подростков" работали не так, как у взрослых особей и детенышей (http://www.pnas.org/content/109/40/16318.abstract). Прелимбическая зона мозга является частью системы, отвечающей за получение и обработку различных страхов и тревог, а вторая, инфралимбическая, отвечает за "исключение" их из эмоциональной сферы, то есть постепенное исчезновение страха. Как оказалось, у детенышей и взрослых крыс в зоне коры, излечивающей страх", уровень синаптической пластичности нейронов был высоким, а у крыс-подростков — довольно низким.
Таким образом, можно говорить о том, что в подростковом возрасте мозг иначе воспринимает страх. Он гораздо медленнее «восстанавливается» после испуга, дольше перестраивается.
Также ученые называют одной из причин подростковых страхов, тоже нейрофизиологическую, неспособность правильно определять эмоции других людей. С одной стороны, подростков, как правило, заботит мнение о них окружающих, а, с другой стороны, правильно «расшифровать» его они не способны и от этого нервничают, представляя самое плохое.
На этот счет было проведено исследование Государственным университетом Сан-Диего. В эксперименте приняли участие 300 человек в возрасте от 10 до 22 лет. Ученые оценивали способность людей к эмпатии — пониманию чувств окружающих. Добровольцам показывали фотографии с изображением лиц и карточки со словами. Их просили сказать, какие эмоции испытывает человек на каждой из фотографий, а также описать эмоции, которые вызывает у них самих то или иное слово. Оказалось, что примерно с 11 лет скорость распознавания эмоций и способности описать собственные чувства падает примерно на 20 процентов, восстанавливаясь лишь к 20 годам. Таким образом, ученые сделали вывод, что эмпатия подростков падает и этим, отчасти, объясняется подростковая грубость и нечуткость.
Эта информация может быть полезна родителям подростков и школьным педагогам. Прежде чем ругать отпрыска за недопустимое поведение, объясните ему, что именно вы чувствуете, когда он разбрасывает свои вещи, пятый день не моет посуду и приходит домой ближе к полуночи, не предупредив вас. (http://www.pravda.ru/science/planet/humanbeing/25-11-2012/1130060-tin_brain-0/)
Конечно, предрасположенность к страхам зависит и от психологических особенностей личности подростка. В частности, эмоционально чувствительные, впечатлительные подростки более подвержены страхам. Также предрасположены к страхам подростки с высоким чувством долга, ответственностью.
Ну и социальные, стрессовые ситуации могут также спровоцировать возникновение страхов. Обстановка в семье, личность самих родителей. Тревога и мнительность родителей провоцирует возникновение страхов и у подростков.
Метод, который я использую при работе со страхами у подростков, в принципе, может использоваться в отношении и других эмоций. Мой опыт показывает, что в отношении со страхами он работает хорошо, поскольку вообще о страхах подростку говорить сложно, неудобно, как бы опасно. А с использованием этого метода процесс обсуждения страхов происходит легче. Опять же мой опыт показывает, что метод имеет свои ограничения. Например, нужно иметь уже достаточный контакт с подростком, чтобы предложить ему какой-то новый метод, чтобы он охотно на это согласился. Во-вторых, от подростка нужен достаточный уровень рефлексии и абстрактного мышления. В моем случае, он хорошо работал с достаточно интеллектуально развитыми детьми от 11 лет. Идея применения этого метода возникла, когда на консультативном приеме стали появляться дети, а особенно подростки, которые категорически отказывались рисовать, ссылаясь на то, что не умеют и так далее. Я бы отнесла этот метод к арт-терапевтическим технологиям и игровой терапии. Он выполняет как диагностическую, так и коррекционную задачу и имеет катарсическую и регуляционную функции.
В своей работе я прохожу следующие этапы:
- Установление контакта с семьей и подростком, выяснение запроса.
- Заключение контракта на психокоррекционную работу, индивидуальная беседа с подростком.
- Предложение поговорить о страхе, «познакомиться» с ним поближе. Для этого я предлагаю выбрать из предложенных фигурок ту, что похожа на его страх. В процессе важно работать в темпе подростка, не торопить его, в случае затруднений помогать, поддерживать.
- Далее мы убираем в сторону все другие фигурки и начинаем рассматривать именно страх, разрешается брать его в руки. Я обычно задаю следующие вопросы: «Расскажи мне о нем побольше: он большой или маленький, он постоянный или меняется, как он возникает, где, в каком месте?» «Он появляется неожиданно или в какой-то момент, в какой? Что предшествует этому моменту?» «Как ты узнаешь о его появлении?» «Как ты думаешь, зачем он нужен? Спроси его, посмотри на него». «Что он тебе отвечает?» На этом этапе, больше диагностическом, важно проявлять много любопытства и минимум оценок. Можно перефразировать то, что говорит подросток, помогая ему рассказывать.
- Далее я могу спросить, уже исходя их того, что удалось сформулировать подростку, хочет ли он что-то сделать со своим страхом, чтобы ему было комфортнее в дальнейшем жить. И, второе, можно ли со страхом что-то сделать. Иногда подросток говорит, что «Нет, ничего сделать нельзя». В таком случае можно предложить ему какие-то фигурки, которые будут ему помогать справляться со страхом. Или подумать, а какие качества его же характера ему все-таки помогают и выбрать для них тоже фигурки.
- Далее мы обсуждаем, что это за «помощники», опять же какие они, когда они помогают и так далее.
- В завершении встречи я предлагаю подростку попрощаться со страхом и другими фигурками. А потом даю домашнее задание: понаблюдать, что будет происходить со страхом на этой неделе, как поведут себя «помощники», обратить внимание, что уменьшает страх, а что провоцирует.
- Предлагаю записаться ещё раз, чтобы обсудить результаты. Если подросток пришел на встречу с родителем, то я также объясняю и родителю, что удалось обнаружить в ходе встречи, что планируется делать в дальнейшем.
Как правило, на следующей встрече я спрашиваю подростка, удалось ли ему понаблюдать за своим страхом, проявлялся ли он в сложных для него ситуациях. Очень часто подросток говорит, что страх стал меньше или что не удалось понаблюдать, потому что его почему-то не было. Тогда мы переходим в беседе к тому, о чем ещё хочется поговорить самому подростку. Двигаясь в том направлении, которое было намечено или переформулируя запрос ещё раз.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование сказок для индивидуального консультирования
И еще один аспект действия сказки. Сочиненные специально для психологической работы сказки содержат ряд указаний на перспективы личностного роста, например, на желательность осмысления своей жи...
Использование сказок для индивидуального консультирования
И еще один аспект действия сказки. Сочиненные специально для психологической работы сказки содержат ряд указаний на перспективы личностного роста, например, на желательность осмысления своей жи...
Стратегия индивидуального консультирования по проблемам ребенка.
Тема: Стратегия индивидуального консультирования по проблемам прав ребёнка Содержание TOC \o "1-3"Введение.....................................................................
Статья по теме: Коррекция страхов у подростков с интеллектуальной недостаточностью
В статье дано современное состояние проблемы изучения страхов у подростков с нормальным интеллектом и интеллектуальной недостаточностью.Изучено формирование страха у подростков с нормальным интеллекто...
Влияние семейного воспитания на развитие страхов у подростков
Статья о влиянии семейного воспитания на развитие страхов у подростков опубликована в журнале "Рождение и жизнь" по материалам международной конференции в г. Санкт Петербурге в 2010 году Авторы: Пушин...
презентация к тренинговому занятию с подростками по работе со страхами
Презентация к тренинговому занятию с подростками по работе со страхами...
«Работа со страхами. Метод маски»
Конспект занятия с подростками по отработке страхов.Хочется обратить внимание психологов, педагогов на детскую субкультуру, в которой имеется групповая ритуальная техника для терапии витальных страхов...