Памятка для учителей и родителей по социализации подросткового возраста
методическая разработка по психологии на тему
........
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
«Организация эффективной работы по социализации личности учащихся»
Социализация - это процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и учебной деятельности.
Социализация подростков – это ряд испытаний, представляемых самой жизнью, и результат их прохождения формирует будущую личность человека, его основные вкусы, модели поведения, а главное самооценку. При этом совсем не значит, что тот, кого подавляли в подростковом возрасте останется на правах низшего во взрослой жизни. Даже напротив, научившись бороться со сложностями, в будущем индивид станет проявлять себя как более целеустремленная личность, в то время как доминирующий не сможет социализироваться и найти общий язык с обществом, которое не состоит из представителей соответствующих сложившимся его образу мышления стереотипам.
Подростковый возраст — это возраст от 10-11 до 17 лет. Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию, в этом смысле подросток — полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость еще не наступила.
В подростковом возрасте существенно перестраивается характер учебной деятельности:
- развитие мышления. В процессе учения очень заметно совершенствуется мышление подростка. Содержание и логика изучаемых в школе предметов, изменение характера и форм учебной деятельности формируют и развивают у него способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать. Доверие учителя к умственным возможностям подростка как нельзя больше соответствует возрастным особенностям его личности.
- развитие наблюдательности, памяти, внимания. В процессе учения подросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. Восприятие становится плановым, последовательным и всесторонним. Подросток воспринимает уже не только то, что лежит на поверхности явлений, хотя здесь многое зависит от его отношения к воспринимаемому объекту.
Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают память и внимание. Развитие идет по пути усиления их произвольности. Нарастает умение организовывать и контролировать свое внимание, процессы памяти, управлять ими. Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.
Развитие внимания отличается известной противоречивостью: с одной стороны, в подростковом возрасте формируется устойчивое, произвольное внимание, с другой — обилие впечатлений, переживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводят к неустойчивости внимания, его быстрой отвлекаемости.
- Самосознание и самооценка. Один из самых важных моментов в развитии личности подростка — формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. У подростка возникает интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. У подростка возникает потребность оценить свои возможности, для того чтобы наши свое место в коллективе.
На основе развития самовоспитания, роста требований к подростку, его нового положения в коллективе у подростка возникает стремление к самовоспитанию, к сознательному и целеустремленному развитию у себя положительных качеств и торможению отрицательных проявлений, преодолению отрицательных черт, устранению недостатков.
- Общение и дружба. В подростковом возрасте очень ярко проявляется стремление к общению с товарищами, к жизни в коллективе сверстников, заметно развивается чувство личной дружбы, потребность в дружбе на почве общих интересов, увлечений, совместной деятельности. Дружеские отношения в подростковом возрасте более устойчивы, носят эмоционально-напряженный характер. Прекращение дружеских отношений часто воспринимается очень болезненно. Дружба подростков далеко не всегда носит положительный характер. Иногда она возникает на почве нездоровых интересов или увлечений, совместного пустого времяпрепровождения. Наблюдается и паразитическая форма дружбы по расчету.
Учитывая рассмотренные выше особенности развития подросткового возраста, педагогу следует выстраивать процесс своей работы следующим образом:
- формируя личность подростка, учитель должен опираться на чрезвычайно характерное для подростка эмоционально окрашенное стремление активно участвовать в жизни коллектива. Приобретение опыта коллективных взаимоотношений прямым образом сказывается на развитии личности подростка. В коллективе развивается чувство долга и ответственности, стремление к взаимопомощи, солидарности, привычка подчинять личные интересы, когда это нужно, интересам коллектива. Мнение коллектива сверстников, оценка коллективом поступков и поведения подростка для него очень важны. Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей. Поэтому предъявление требований к подростку в коллективе и через коллектив — одни из путей формирования его личности.
- поддерживать в ученике его достоинство и позитивный образ «Я».
- говорить о ситуации, поступке и последствиях, а не о личности и характере самого ребёнка.
- отмечать позитивные сдвиги в сравнении ребёнка с самим собой, а не с другими детьми.
- не применять негативных оценочных суждений.
- не навязывать школьнику способов деятельности и поведения.
- принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ученика независимо от содержания, формы, качества.
- создание в группе позитивного эмоционального климата важно для того, чтобы школьники чувствовали себя комфортно, относились друг к другу терпимо, не боялись рассказывать о себе, не стеснялись экспериментировать;
- получение подростком опыта конструктивного взаимодействия с окружающими предполагает организацию общения с целью формирования готовности у воспитанников к осуществлению конструктивного диалога с представителями других субкультур, проявлению толерантности к культуре другого человека;
- расширение знаний о способах и вариантах выражения, представления себя другим представляет собой консультирование учащихся с целью избежания воспитанником негативных реакций со стороны окружающих.
Кульпина М.С., педагог-психолог
Михайлова И.Ю., педагог-психолог
МБОУ «СОШ №9» г. Абакан, 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекторий для родителей на тему «Подростковый возраст: что должны знать родители»
Лекторий для родителей о трудностях подрасткового возраста и способах грамотного пребывания родителей в переходном возрасте их детей....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/26/picture-28810-1430026122.jpg)
Что необходимо знать родителям восьмиклассников о подростковом возрасте
Материал представляет собой краткое описание особенностей подросткого возраста, содержит рекомендации для родителей , способы разрешения возникающих проблем....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/25/picture-540574-1485373828.jpg)
Памятка для родителей "Первые проблемы подросткового возраста"
Советы родителям о воспитании подростков...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/31/picture-335522-1472660380.jpg)
Памятка для родителей "Первые проблемы подросткового возраста"
Памятка о поведенческих изменениях, происходящих с детьми, переходящими в подрастковый период. Будет полезна для классных руководителей 5-6 классов.Оригинал создан в программе Microsoft Publisher, мог...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/24/picture-982322-1551016184.jpg)
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПЕРВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА».
Рекомендации родителям детей подростков....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/05/picture-1170637-1570292050.jpg)
Памятка для родителей "Первые проблемы подросткового возраста"
Памятка для родителей "Первые проблемы подросткового возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/10/picture-1185976-1573406356.jpg)
Памятка "Как правильно обеспечить психологическую безопасность детей подросткового возраста?"
Материал содержит тезисы на выступлении родительского всеобуча «Как правильно обеспечить психологическую безопасность детей подросткового возраста? (рекомендации родителям в период каникул...