Элективный курс "Твои дороги, выпускник"
рабочая программа по психологии (11 класс) на тему

Половинкина Ирина Николаевна

Рабочая программа для учащихся 11 класса по профессиональному самоопределению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_tvoe_professionalnoe_prizvanie.docx41.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Магдагачинская средняя общеобразовательная школа №3

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

_____________ А.Н.Дроздова

«___» ___________  2015г.

Утверждаю:

Директор МОБУ МСОШ №3

____________ С.В.Корякова

«___» ___________  2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ

«Твои дороги, выпускник»

для 11 класса

Срок реализации: 1 год

Половинкина И.Н.,

                                                                                                                                                                педагог-психолог

Магдагачи

2015год

Пояснительная записка

        Программа элективного курса «Твои дороги, выпускник» составлена в соответствии с нормами, установленными следующей законодательной базой: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Учебный план МОБУ Магдагачинская СОШ №3 на 2015-2016 учебный год.

           Актуальность программы заключается в том, что модель выпускника на ступени средней школы включает в себя сформированную профориентационную компетентность, формированию которой способствуют профориентационные программы, направленные на создание условий для развития способностей учащихся соотносить свои индивидуально- психологические особенности, возможности с требованиями выбираемой профессии и рынка труда; а также которые создают условия для успешной профориентации подростков. Социальный опыт учащихся 16-18 лет ограничен, поэтому помощь специалистов в определении места и роли « Я» в социуме, в нахождении путей реализации собственных возможностей через профессиональное самоопределение наиболее востребована старшеклассниками.

            Программа ориентационного элективного курса «Твои дороги, выпускник» поможет будущим выпускникам выбрать профессиональный путь. Правильно сделанный в стенах школы выбор – это начало пути человека к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

           Общий объем курса - 18 часов. Программа профессионального самоопределения старшеклассников ориентирована на учащихся 11-х классов и предусматривает изучение научных основ выбора профессии, формирование профессиональных планов, саморазвитие профессионально важных качеств.

            Первые три темы имеют большую теоретическую направленность и ориентированы, в основном, на получение теоретических знаний; четвертая и пятая темы призваны сформировать у обучающихся практические умения в освоении основных стратегий выбора профессиональной карьеры. Количество часов на изучение тем может быть значительно расширено за счет самостоятельной работы, проектной деятельности. Для успешного освоения программы курса должны использоваться активные развивающие формы и методы обучения: комбинированный урок, мини-лекция, «круглый стол» с представителями отдельных профессий, индивидуальные и групповые беседы, демонстрация кино- и видеофильмов.

 Цели курса:

Актуализация процесса профессионального самоопределения обучающихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе обучения и самодиагностики с профессионально важными качествами, способствующими успешности освоения профессиональной деятельности.

Задачи курса:

  • Повышение уровня психологической компетентности обучающихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании.
  • Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.
  • Освоение технологии выбора сферы профессиональной деятельности.

Структура программы.

Программа модифицирована в структурно-содержательном аспекте, рассчитана на 1 год обучения по 0,5 ч. в неделю. В 2015-2016 году занятие проводятся в 1-м полугодии по 1 часу в неделю. В программе 3 блока: многообразие мира профессий, основы профессионального выбора, планирование профессионального пути. Занятия проходят в форме урока-диалога с применением игровых упражнений, диагностических методик, мини-лекций, групповых дискуссий. Примерно половина занятий посвящена лучшему пониманию себя, другая – развитию умений и навыков, необходимых при выборе профессии и продвижению по профессиональному пути.

Оценка достижений учащихся происходит: во-первых, по итогам групповой рефлексии, во-вторых, по результатам психологического тестирования, в-третьих, по анализу образовательного продукта.

По завершению курса,  обучающиеся защитят проект «Мое призвание»

 Календарно-тематический план курса «Твои дороги, выпускник»

                    Тема раздела

Всего часов

1.

Многообразие мира профессий

3

2.

Основы профессионального выбора

10

3.

Планирование профессионального пути

5

                                                      Итого

18

Содержание курса.

  • Многообразие мира профессий.

                  («знаю»)

Знакомство с курсом «Твое профессиональное призвание».

Факторы, влияющие на выбор профессии

Типы профессий по предмету труда

Психологическая игра «Выбор профессии»

  • Основы профессионального выбора.

Склонности и интересы

Способности

Роль самооценки в выборе профессии. Определение самооценки методом тестирования и работа над ней

Секреты выбора профессии («Хочу» - «Могу» - «Надо»)

Психологическая суть жизненного профессионального самоопределения

Темперамент и его виды

Характер

Конфликты. Стратегии поведения в конфликте.

 Эмоции и чувства.

Роль жизненных ценностей при выборе профессии

  • Планирование профессионального пути.

Развитие умений по принятию решений

Планирование профессионального пути

Обобщение полученных знаний и навыков по принятию решения о выборе профессии, самоотчет участников группы, анализ проблем, связанных с ситуацией профессионального выбора

Методическая часть

   В результате изучения обучающимися данного курса предполагается:

  • Овладение знаниями из области мира труда и профессий, знаниями своих профессиональных способностей и возможностей.
  • Приобретение опыта:
  • творческого проектирования;
  • самодиагностики личностных качеств;
  • анализа социальной действительности.
  • Формирование и развитие:
  • профессиональной ориентации и социально-значимых установок в жизненном самоопределении подростков;
  • самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.

Критерии оценки

   Оценить эффективность курса позволит изучение степени влияния творческих проектов «Мое призвание» на реальный выбор выпускниками профессии.

Коэффициент эффективности будет вычисляться по формуле

                                Кэф =  Впр/ Вобщ х 100% , где

Впр – число выпускников, избравших профессию в профессиональных учебных заведениях в соответствии с проектом.

Вобщ – общее число выпускников 11-х классов.

Требования к уровню усвоения материала элективного курса :

По окончании курса учащиеся должны знать:

1. особенности выбора профессии;

2. требования, предъявляемые разными профессиями к человеку;

3. свои индивидуальные особенности, которые необходимо учитывать в процессе профессионального самоопределения;

4. свойства нервной системы и ограничения при выборе профессии;

5. возможные препятствия на пути к профессиональным целям и пути преодоления этих препятствий;

6. источники получения информации  (сведений) об образовательных услугах, рынке труда, вакансиях и.т.д.;

7. источники получения информации о нормативно- правовом обеспечении образовательного процесса учреждений образования;

8. основные права в области образования и трудового законодательства,

9. возможности личности в профессиональной деятельности;

10. потребности рынка труда;

11. социальные проблемы труда;

12. классификацию профессий;

13. понятие о профессиональной карьере;

14. критерии профессиональной компетентности;

15. специфику этапов профессионального самоопределения.

 

По окончании курса учащиеся смогут составлять проект своего индивидуального профессионального маршрута для реализации индивидуальной образовательной программы на основе:

- сформированных представлений о понятиях:

1.психологические особенности личности;

2.самоопределение;

3.профессиональные интересы и склонности;

4.способности;

5.классификация, типы и подтипы профессий;

6.профессиограмма;

7.проектирование профессионального жизненного пути;

8.карьера, этапы построения карьеры;

9.личный профессиональный план;

10. конструктивное общение;

11.адекватная самооценка;

12.профессиональная пригодность и компенсация;

13.рынок труда;

14. правовой статус;

15. права, обязанность, ответственность.

- приобретенных навыков:

1. определение психологических особенностей своей личности;

2. выявление своих способностей и профессиональных интересов;

3. определение соответствия своих интересов, склонностей избранной профессии, а также определение качеств, позволяющих в дальнейшем добиться успехов;

4.работа с профессиограммами;

5.ориентирования в типах и подтипах профессий;

6.составления личного профессионального плана и мобильного его изменения;

7. разработка алгоритма построения своей профессиональной карьеры;

8. работа с источниками получения профессиональной информации по рынку образовательных услуг и рынку труда;

9. применение на практике знаний по отстаиванию своих прав,

10.умение находить пути разрешения конфликтов, пользоваться основными механизмами для защиты своих прав;

11.умение объяснять основной смысл своих прав в области образования и труда;

12.анализ жизненных случаев, ситуаций с точки зрения правовых норм;

13. умение выявлять проблемы, осуществлять поиск путей их разрешения; анализ жизненных случаев, ситуаций с точки зрения правовых норм;

14.  умение выявлять проблемы, осуществлять поиск путей их разрешения;

15.    определение соответствия своего профессионального выбора потребностям рынка труда.

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Форма занятия

Дата

План

   Факт

I

Многообразие мира профессий – 3 часа

1.

Знакомство с курсом «Твое профессиональное призвание». Факторы, влияющие на выбор профессии

1

Семинар-практикум

01.09

2.

Типы профессий по предмету труда

1

Семинар с элементами лекции

08.09

3.

Психологическая игра «Выбор профессии»

1

Психологическая игра

15.09

II

Основы профессионального выбора – 10 часов

4.

Склонности и интересы

1

Практическая работа. Тестирование

22.09

5.

Способности

1

Практическая работа. Тестирование

29.09

6.

Роль самооценки в выборе профессии. Определение самооценки методом тестирования и работа над ней

1

Практическая работа. Тестирование

06.10

7.

Секреты выбора профессии («Хочу» - «Могу» - «Надо»)

1

Семинар с элементами лекции

13.10

8.

Психологическая суть жизненного профессионального самоопределения

1

Диспут

20.10

9.

Темперамент и его виды

1

Семинар с элементами лекции

27.10

10.

Характер

1

Семинар-практикум

10.11

11.

Конфликты. Стратегии поведения в конфликте.

1

Семинар-практикум

17.11

12.

Эмоции и чувства

1

Семинар-практикум

24.11

13.

Роль жизненных ценностей при выборе профессии

1

Семинар-практикум

01.12

III

Планирование профессионального пути – 5 часов

14.

Развитие умений по принятию решений

2

Семинар-практикум. Решение проблемных задач

08.12

15.

Планирование профессионального пути

2

Семинар-практикум

15.12

16.

Обобщение полученных знаний и навыков по принятию решения о выборе профессии, самоотчет участников группы, анализ проблем, связанных с ситуацией профессионального выбора

1

Урок-смотр знаний

22.12

ИТОГО:

18

Список литературы

1.  Арбузова Е. Н., Анисимов А. И., Шатровой О. В. Практикум по психологии общения.- СПб.: Речь, 200с.

2.  Бороздина Г. В. Психология делового общения: учебное HYPERLINK "http://pandia.ru/text/category/uchebnie_posobiya/"  HYPERLINK "http://pandia.ru/text/category/uchebnie_posobiya/"пособие. М.: ИНФРА-М,2000.-224с.

3.  Грецов А. Г. Тренинг общения для подростков.-СПб.: Питер, 2008.-160с.

4.  Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К. Коммуникативный тренинг (педагог, психологи, родители).- СПб.: Реь, 200с

5.  Немов Р. С. Психология. Пособие для учащихся 10-11 классов.-М.:Просвещение, 1995.-239с.

6.  Психологический тренинг с подростками\ Л. Ф. Анн.-СПб.: Питер, 2003.-272с.

7.  Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника.-М.: Генезис, с.

8.  Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки.- М.:Генезис, 2006.-208 с.

9.  Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии.- М.:Генезис, 2002-80 с.

10.  Резапкина Г. В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков.-М.:Генезис, 200с.

11.  Самоукина Н. В. Карьера без стресса.– СПб.: Изд-во «Питер», 2003.-251с.

12.  Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.- СПб.: Речь, 200с.

  Рабочая программа элективного курса « Выбор профессии» своим содержанием может привлечь учащихся 9, 10,11 классов. На изучение программы отведено 9 академических часов в каждой параллели в течение трёх недель учебного года.

      Актуальность программы заключается в том, что модель выпускника на ступени общей и средней школы включает в себя сформированную профориентационную компетентность, формированию которой способствуют профориентационные программы, направленные на создание условий для развития способностей учащихся соотносить свои индивидуально- психологические особенности, возможности с требованиями выбираемой профессии и рынка труда; а также которые создают условия для успешной профориентации подростков. Социальный опыт учащихся 14-18 лет ограничен, поэтому помощь специалистов в определении места и роли « Я» в социуме, в нахождении путей реализации собственных возможностей через профессиональное самоопределение наиболее востребована старшеклассниками.

            Цель занятий курса - актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся через расширение сферы их интересов, повышение общего уровня правовой, психологической, профориентационной компетентности, оказание психолого-педагогической поддержки старшеклассникам в процессе выбора профессии и сферы будущей профессиональной деятельности.

            Новизна программы заключается в системе подачи традиционных вопросов профориентации специалистами разного профиля: педагогом дополнительного образования, педагогом - психологом, правоведами, что, несомненно, наполнит занятия новым содержанием, формами и методами профориентационной работы, наиболее полно познакомит учащихся с профессиями  (специальностями) правоохранительной, налоговой, судебной и.т. систем.

     Программа элективного курса «Выбор профессии» состоит из двух разделов: правовая культура обучающихся в профессиональном мире и активизация профессионального самоопределения.

В первом разделе две тематические части (блока): образовательное право и правовое регулирование труда несовершеннолетних. Данный блок содержит информацию о современном законодательстве, об образовании в РФ, образовательных услугах учреждений профессионального образования РФ и РК, основных правах граждан в области образования, призыва на военную службу, особенностях регулирования труда работников до 18 лет, роли трудового законодательства в регулировании трудовых отношений, знакомство с миром профессий юридического профиля.

Во второй раздел программы включены две тематические части (блока). Это «Личность. Профессия. Профессиональная карьера» и «Построение личного профессионального плана».

Направления работы с учащимися в рамках элективного курса - теоретическая подготовка (информирование, просветительская работа); тестирование (выявление профессиональных склонностей, личностных особенностей и прочие); практическая подготовка(формирование и тренировка умений, навыков, способностей); консультирование(  групповое, индивидуальное).

Требования к уровню усвоения материала элективного курса :

По окончании курса учащиеся должны знать:

1. особенности выбора профессии;

2. требования, предъявляемые разными профессиями к человеку;

3. свои индивидуальные особенности, которые необходимо учитывать в процессе профессионального самоопределения;

4.     свойства нервной системы и ограничения при выборе профессии;

5.     возможные препятствия на пути к профессиональным целям и пути преодоления этих препятствий;

6.     источники получения информации  (сведений) об образовательных услугах, рынке труда, вакансиях и.т.д.;

7.     источники получения информации о нормативно- правовом обеспечении образовательного процесса учреждений образования;

8.     основные права в области образования и трудового законодательства,

9.     возможности личности в профессиональной деятельности;

10. потребности рынка труда;

11. социальные проблемы труда;

12. классификацию профессий;

13. понятие о профессиональной карьере;

14. критерии профессиональной компетентности;

15. специфику этапов профессионального самоопределения.

 

По окончании курса учащиеся смогут составлять проект своего индивидуального профессионального маршрута для реализации индивидуальной образовательной программы на основе:

- сформированных представлений о понятиях:

1.психологические особенности личности;

2.самоопределение;

3.профессиональные интересы и склонности;

4.способности;

5.классификация, типы и подтипы профессий;

6.профессиограмма;

7.проектирование профессионального жизненного пути;

8.карьера, этапы построения карьеры;

9.личный профессиональный план;

10.      конструктивное общение;

11.      адекватная самооценка;

12.      профессиональная пригодность и компенсация;

13.      рынок труда;

14.      правовой статус;

15.      права, обязанность, ответственность.

 

- приобретенных навыков:

1.        определение психологических особенностей своей личности;

2.        выявление своих способностей и профессиональных интересов;

3.        определение соответствия своих интересов, склонностей избранной профессии, а также определение качеств, позволяющих в дальнейшем добиться успехов;

4.        работа с профессиограммами;

5.        ориентирования в типах и подтипах профессий;

6.        составления личного профессионального плана и мобильного его изменения;

7.        разработка алгоритма построения своей профессиональной карьеры;

8.        работа с источниками получения профессиональной информации по рынку образовательных услуг и рынку труда;

9.        применение на практике знаний по отстаиванию своих прав,

10.    умение находить пути разрешения конфликтов, пользоваться основными механизмами для защиты своих прав;

11.    умение объяснять основной смысл своих прав в области образования и труда;

12.    анализ жизненных случаев, ситуаций с точки зрения правовых норм;

13.  умение выявлять проблемы, осуществлять поиск путей их разрешения; анализ жизненных случаев, ситуаций с точки зрения правовых норм;

14.  умение выявлять проблемы, осуществлять поиск путей их разрешения;

15.    определение соответствия своего профессионального выбора потребностям рынка труда.

Средства обучения.

1. Учебное пособие для 8-11 классов общеобразовательных учреждений Е.Н. Прощицкой «Практикум по выбору профессии» (М., Просвещение, 1995).

2. Учебно-методический комплект (УМК) «Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования» под редакцией С.Н.Чистяковой (М., Академия, 2004

3. Учебное пособие Л. Шеховцовой, О. Шеховцова «Психологическое сопровождение выбора профессии в школе» ( Ростов - на – Дону « Феникс», Санкт- Петербург « Северо- Запад»,2006 год)

4. Электронное учебно- методическое для обучающихся 8-9 классов «Профессия и карьера».Г. Резапкина, содержание. И.щёлок, программа. А.Барышев, техподдержка, mkb 10@ gmail/com.

5. Отечественные и зарубежные методики, тесты, апробированные в рамках мероприятий национального проекта «Образование» (2006-2010 гг).

6. Социолографические профессиограммы профессий, презентации профессий, по отдельным темам занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Выпускник школы в современных условиях". ПРЕЗЕНТАЦИЯ

žПочему проблема выбора профессии является одной из главных в жизни человека? Верно ли считают многие, что профессию выбирают один раз и на всю жизнь? Что должен знать выпускник школы о современных тр...

Вечер встречи с выпускниками "Здравствуйте, дорогие выпускники!"

Сценарий торжественной встречи выпускников школы....

Рабочая программа элективного курса "Дорога к себе"

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки девятиклассников...

Элективный курс "Развитие конкурентоспособности выпускников школ"

В настоящее время созрела потребность в разработке и научном обосновании модели активизации формирования конкурентоспособности у выпускников школ....

"В добрый путь, дорогие выпускники"

Сценарий выпускного вечера в 9 и 11 классе 2018год...