Профилактика вредных привычек в раннем возрасте
материал по психологии на тему

В настоящее время  здоровье большого количества людей страдает  от наличия  вредных привычек. Эти зависимости не рождаются сами по себе; в большинстве случаев они возникают от подражания другим, социальной неопределенности, психической и эмоциональной неуравновешенности.

И одна из таких вредных привычек, которую человек начинает приобретать еще в школьные годы и от которой не может избавиться в течение всей жизни -  это  курение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_vrednyh_privychek.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Профилактика вредных привычек

в раннем возрасте

        Одна из самых актуальных проблем современного общества -  вредные привычки и их профилактика.  Народная мудрость гласит: "Здоровье - всему голова". Трудно с этим не согласиться. Ни для кого не секрет, что здоровье детей в наше время желает быть лучшим. Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования.  

        Привычка – это вторая натура. Каждый человек имеет большое количество привычек, как вредных, так и полезных. Привычка – это автоматизированные действия, которые проявляются независимо от желаний человека. Полезные привычки помогают нам почувствовать себя собранным, организованным, готовым к преодолению трудностей. Они помогают человеку при стрессе, в условиях дефицита времени. К сожалению, у людей – и у взрослых, и у детей – сами собой возникают не только полезные, но и вредные привычки. Всякая привычка появляется не случайно. В основе лежит механизм подкрепления. Если привычка получила неоднократное положительное подкрепление, то она закрепится и устранить её будет трудно.

Младшие школьники очень внимательны и  склонны к подражанию, копированию действий и поступков  взрослых, причем как положительных, так и отрицательных. Одни  из этих поступков уже прочно вошли в привычку, а другие носят пока еще единичных характер. Из опыта  работы  все чаще замечаешь, что у маленьких школьников появилась привычка не здороваться при встрече, перебивать как своего товарища, так и учителя, не извиняться, толкнув нечаянно, а о том,  чтобы попросить прощение и речи быть не может. А ведь это тоже вредные привычки. Привычка быть плохим   разрушительно действует не только на окружающих, но и на здоровье самого ребенка.

В настоящее время  здоровье большого количества людей страдает  от наличия  вредных привычек. Эти зависимости не рождаются сами по себе; в большинстве случаев они возникают от подражания другим, социальной неопределенности, психической и эмоциональной неуравновешенности.

И одна из таких вредных привычек, которую человек начинает приобретать еще в школьные годы и от которой не может избавиться в течение всей жизни -  это  курение.

 Профилактика курения в школе-интернате имеет свои сложности, связанные с тем, что здесь проживают дети с умственной отсталостью, а, следовательно, со снижением интеллекта различных степеней тяжести. Ругать курящего подростка практически бесполезно, поэтому профилактика курения должна начинаться значительно раньше – в начальной школе.

Школьники, особенно из неблагополучных семей, курят очень активно. Резкий подъем количества курящих учеников происходит к старшим классам. Причем в последние годы среди мальчиков наблюдается определенная стабилизация количества курящих, а среди девочек рост увлечения табаком. Как ребёнка учат читать и писать в первом классе, так его надо учить и основам здорового образа жизни.

В российской школе профилактика курения носит информационный характер, а зарубежный опыт демонстрирует, что такой принцип работы с детьми не эффективен. Как показывает практика, обычная лекция даёт всего 10% запоминания материала. Но если по тому же вопросу состоялась дискуссия, ее содержание запоминается на 50 процентов. Поэтому лучший способ профилактической беседы о курении – это не рассказ взрослого и даже не диалог с ребенком один на один, а коллективное обсуждение проблемы в группе. В ней каждый участник сможет высказать свое мнение и послушать не только взрослого, но и всех своих сверстников.

          Учителям, воспитателям, медицинским работникам следует внимательно следить за тем, как они подают информацию о курении детям. Не следует пересказывать слово в слово содержание статей о вреде курения для взрослых. Если мы скажем умственно отсталому школьнику, что через 40 лет он умрёт от сердечно-сосудистых заболеваний, он поднимет нас на смех. Зато, если девочке объяснить, как курение ухудшает состояние кожи, и мнимая продвинутость способна затруднить общение с противоположным полом, результат беседы может оказаться совсем другим. Мальчикам можно рассказать, что курение ухудшает кровоснабжение органов и тканей. Результат — снижение спортивных результатов. Такая информация более доходчива.

         У детей с умственной отсталостью  сложнее складывается образное понимание какого–либо объекта или явления на основе негативных данных о нем. Таким детям проще усвоить информацию, если она базируется на положительных моментах, от которых выстраивается последующая работа, и через которые дети лучше понимают и усваивают отрицательные стороны явления или объекта.

        Курение для большинства взрослых людей – не предмет беспокойства. Во-первых, курят многие родители. Зачастую  не стесняются дымить на глазах у учеников и сами учителя. Мы никогда не отучим детей курить, пока курим сами. Дети нас просто не услышат. Дети учатся на примере родителей и учителей, и курение взрослых никак не помогает им ориентироваться на здоровый образ жизни.

        Самое важное. Начинать профилактику курения среди школьников нужно как можно раньше – и не в виде лекций, а в формате дискуссий, ролевых игр, интерактивных бесед. Подавать информацию надо в виде конкретных примеров и максимально честно.

        Лучше не начинать. Это утверждение как нельзя лучше подходит к курению. Установлено, что привыкание к никотину устанавливается со второй (!) выкуренной сигареты, а вот отучить себя от этого вида зависимости весьма и весьма сложно. Отказ от курения должен быть сознательным, а это весьма сложное решение. Именно потому в этом деле так важна профилактика – чтобы не начинали.

        Как говорить о вреде курения. Учитываем особенности детской психики.

Столь любимые взрослыми беседы, статьи, рассказы, научно-популярные фильмы срабатывают только во взрослой аудитории. Для детей ценность информации, поступившей извне, но не усвоенной, не пропущенной через опыт - нулевая. Рассматривание готовых санбюллетеней с правильно подобранными иллюстрациями (то есть, не банальным рисунком сигареты в перечеркнутом кругу) остается в памяти 10-15% смотревших детей, а вот самостоятельная подготовка материалов — текстовых, графических — оказывается эффективным в 35-45% случаев. Если же дети, самостоятельно подготовившие материалы, принимают живое участие в обсуждении проблемы, а не только заслушивают информацию, то долговременного эффекта можно ожидать более чем у половины учащихся. Есть еще одна особенность того, как нужно рассказывать детям о вреде курения — это прямое указание на то, как вести себя в конкретной ситуации, что отвечать на предложение закурить, на попытки поднять на смех, унизить или «взять на слабо». То есть, должна идти ситуативная отработка — подробная, с инструкциями. При этом продуманность ответов крайне важна — нельзя, чтобы заранее подготовленный ответ ставил ребенка в унизительное положение или провоцировал выяснение отношений.

Основные требования к профилактической работе против курения.

• профилактика курения должна быть составной частью школьного обучения;

• программа должна привлекать внимание к социальному воздействию, обучать методам отказа и давать сведения о ближайших последствиях курения;

• программа должна осуществляться в переходный период от младшего школьного возраста к среднему;

• необходимо активно привлекать школьников к антитабачным мероприятиям;

• поощряется вовлечение в них родителей;

• учителя и воспитатели должны быть адекватно подготовлены;

• программа должна учитывать интеллектуальные особенности воспитанников.

           

       При проведении профилактики необходимо учитывать, что позитивные ожидания от курения для подростка значительно перевешивают отрицательные последствия курения, о которых ему говорят.

Первым этапом обучения является выработка навыков использования той информации, которую вольно или невольно получает каждый человек, живущий в обществе. В качестве примера можно привести знания о риске, связанном с табакокурением, личностное осознание ценности хорошего здоровья и т.д. Учитель может проводить на своих уроках групповые дискуссии и консультации. В то же время одного только знания недостаточно, чтобы привести к изменению поведения и отказу от той или иной привычки. Известно, что более 90% школьников в 9—10 лет не только знают, что курить вредно, но и горячо осуждают курение. Тем не менее, став подростками, многие из них начинают курить.

При проведении уроков очень важно принимать во внимание возрастные психологические особенности ребенка и то, какая группа для него является референтной. В младшем школьном возрасте это родители, в подростковом — сверстники. На детей-сирот большое влияние оказывают учителя, воспитатели, персонал школы-интерната.

Второй этап — изменение отношения к своему здоровью и вредным привычкам. Здесь очень важно подготовить ребенка к принятию правильного решения на основе всеобъемлющей информации. Он должен решить:

• является ли эта привычка (курение) серьезным риском для здоровья;

• может ли эта привычка сказаться на его здоровье;

• что он приобретет, решив не курить (например, хорошее здоровье или успехи в спорте);

• что   он   в  этом   случае   потеряет   (например,   ухудшит отношения с курящими друзьями).

Важной частью обучения навыкам здорового образа жизни является выработка навыков общения, помогающих налаживать отношения, разрешать конфликты, отстаивать свои права, отказываться от нежелательных или опасных форм поведения. Поскольку формирование собственного стиля поведения в подростковом возрасте во многом базируется на поиске примера для подражания, на этом этапе обучения важно использовать так называемые положительные социальные ролевые модели.

Третий этап обучения — свободно принятое решение. Ребенок должен самостоятельно сделать выбор в пользу здорового образа жизни, и учитель должен ему в этом помочь. Школьника нужно обучить правильно оценивать поступающую информацию. Он должен уметь сознательно сделать выбор в конкретной ситуации, взвесить все «за» и «против». Большую помощь на этом этапе оказывают ролевые игры (например, моделирование ситуации, когда подростку предлагают закурить взрослые или сверстники).

На четвертом этапе, когда школьник уже принял решение не заводить вредных привычек, важную роль играет поддержка окружающих, в первую очередь, родителей и учителей. Ведь известно, что риск курения возрастает в несколько раз, если курят родители. Когда школа активно поддерживает антикурительные мероприятия, включая отказ от курения учителей, то частота курения среди школьников снижается. Кроме целенаправленных занятий по профилактике курения, в школе должны проводиться общешкольные мероприятия. Так, целесообразна организация викторин, конкурсов рисунков по антитабачной пропаганде.

В настоящее время, ученые пытаются придумать средства, которые смогли бы помочь людям избавиться от  вредных привычек. Но главное лекарство хранится в самом человеке, в его голове.

Только сам человек может себе помочь решить эту трудную проблему, отказаться от вредной привычки. Безусловно, профилактика – это реально действующий способ, который поможет подрастающему поколению  в преодолении вредных привычек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Программа профилактики вредных привычек детей подросткового возраста.

Программа профилактики вредных привычек детей подросткового возраста.Постановка проблемы Переходный возраст – это период конфликтных отношений подростков со взрослыми. Это естественно, потому что подр...

урок по ОБЖ в 10-м классе "Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек"

Данный урок занимает важное место в курсе «Основы здорового образа жизни». Это комбинированный урок  с использованием информационно-коммуникационных  технологий  по теме «Вредные привыч...

Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

В презентации описываются такие вредные привычки как курение, употребление алкоголя и наркотических средств и ихвлияние на здоровье человека....

«Профилактика вредных привычек и воспитание здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста, обучающихся по программе VIII вида коррекционной школы».

Жизнь и здоровье - это то, что люди больше всего стремятся сохранить, но меньше всего берегут. Серьёзной проблемой нашего времени является состояние здоровья детей и подростков. Учитывая то, что...

Урок ОБЖ в 10 классе: Вредные привычки, и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе. Тема : "Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек." На различных этапах урока испоьзовались современные педагогические техн...

Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе: Вредные привычки, и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе. Тема : "Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек." На различных этапах урока испоьзовались современные педагогические техн...