Ситуация успеха
статья по теме

Тельгерова Татьяна Юрьевна

СИТУАЦИЯ УСПЕХА: ДОМИНИРУЮЩИЙ ФАКТОР ИНТЕГРАЦИИ

ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Ситуация успеха69 КБ

Предварительный просмотр:

НАЗВАНИЕ  ДОКЛАДА.

СИТУАЦИЯ УСПЕХА: ДОМИНИРУЮЩИЙ ФАКТОР ИНТЕГРАЦИИ

 ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

АВТОР – ТЕЛЬГЕРОВА ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА,

ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО УВР.

«Все мы очень разные, многообразие человеческих индивидуальностей поистине неисчерпаемо. Но все мы стремимся к успеху»  

ВОЛЬТЕР

За последние полтора десятка лет словосочетание «ситуация успеха в учебной  и внеурочной деятельности» стало привычным в педагогической практике. Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребенка в учебной и внеурочной  деятельности. Когда говорят о ситуации успеха, то обычно подразумевают, что предназначена она для обучающегося. Но не стоит забывать основной признак педагогических технологий – двусторонний характер процесса познания.

Да, учитель начинает создавать ситуацию успеха, но обязательно должен наступить такой момент, когда обучающиеся будут стараться создать ситуацию успеха для своего педагога. Этот момент является ценным критерием действительной оптимизации учебной  и внеурочной деятельности.

В этом докладе я попробую обобщить  опыт  по формированию ситуации успеха во внеурочной деятельности в 6 «А» классе на основе реализации  технологий развивающего образования в рамках интеграции общего и дополнительного образования.

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Одна из главных целей моей педагогической деятельности – это создание условий для формирования образовательного пространства, главной ценностью которого является успешность ребенка в различных формах внеурочной деятельности и различных ситуациях социального взаимодействия, что будет способствовать повышению качества образования.

        Чтобы обучающиеся 6 «А» класса могли достичь высоких результатов,  я  придерживаюсь следующих условий создания ситуации успеха:

1 условие. Доброжелательность по отношению к обучающимся: расположенность сидящих, улыбки, дружеские подбадривания, ожидание исполнения и интерес к будущему результату – все это снимает психологическую зажатость, уменьшает страх пред неудачей, инициирует активность субъекта.

2 условие. Снятие страха – особая операция, необходимая для каждого ребенка, жаждущего успеха и пугающегося неудачи. Я говорю: «Это совсем не трудно… Если даже не получится, ничего страшного, мы поищем другой способ…» или же «Мы все тебе поможем».

3 условие. «Скрытая инструкция»: это завуалированная помощь человеку, который должен научиться обходиться без помощи, полностью опираться на свои ресурсы; но сейчас он пока не справится с работой, потому что мал, неопытен, неумел, робок. Я говорю : «Ты помнишь, конечно, что лучше начать с…» или «Обычно удобнее приступить с…», или же «Здесь, вероятно, главное…». Скрытая инструкция инициирует представление в сознании ребенка, он видит ту картинку предмета, который должен сложиться в ходе его деятельности. Данное представление дает основание для самостоятельных шагов субъекта.

 4 условие. Авансирование: оглашение достоинств, которые еще не успел проявить человек, но которыми его наделяют окружающие. Например: «У тебя, такого умного (сильного), непременно получится…»

5 условие. «Персональная исключительность»: «Только ты и мог бы…; именно на тебя у нас большая надежда».

6 условие. Педагогическое внушение – интонационно насыщенный, мимически оформленный способ убеждения воспитанника в большой вере в него.

7.Оценка продукта деятельности ребенка. Она определит, переживает ли (все-таки) ребенок радость успеха. Оценивание должно быть детальное, а не целостное: «Особенно удалось тебе…», «Больше всего мне нравится, как ты…», «Поражает такой фрагмент…».

В своей педагогической практике я использую следующие приемы создания ситуаций успеха:

1.Эмоциональные поглаживания

Подбадривающие слова + мягкие интонации + мелодичность речи

+ корректность обращений + открытая поза и доброжелательная мимика

благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей

2.Прием «Даю шанс»

Речь идет о заранее подготовленной отдельным педагогом ситуации, при которой ребенок получает возможность неожиданно, может быть, впервые, раскрыть для самого себя собственные возможности, способности.

3.Прием «Следуй за нами»

Для неуспевающего школьника учитель находит интеллектуального спонсора. Спонсор — значит обеспечивающий за свой счет, бескорыстно, безвозмездно, не связанный никакими требованиями, принуждениями.

Наиболее эффективный путь — привлечь к интеллектуальному спонсорству старшеклассника. Это дает много преимуществ. Здесь и реализация чувств «старшего», и осознание собственного интеллектуального «Я». В то же время слабому ученику лестно принимать помощь старшего, чувствовать его внимание. Он не испытывает свою унизительную слабость перед одноклассниками, у него существует аванс доверия к возможностям своего спонсора.

4.Прием «эмоциональный всплеск», или «ты так высоко взлетел!»

5.Прием «Заражение»

«Заразить» детский коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех. Тогда ребенок, послуживший источником этого заражения, будет чувствовать как бы умноженную радость не столько за себя, сколько за окружающих.

6.Прием «Отсроченной отметки»

Отметка выставляется лишь тогда, когда ребенок заслуживает либо положительную, либо повышенную отметку. Не следует при этом путать с оценкой! Отметка — зафиксированная оценка. Оценка может быть разной, она нужна всегда и обязательно. А отметка лишь тогда, когда она говорит о  движении  вперед, о достижении ребенка. Не следует торопиться с плохими отметками, ребенку нужно дать шанс!

7.Прием «Эврика»

Секрет приема прост: заключается «в стремлении учителя разбудить мысль учеников, дать возможность каждому сделать свое маленькое открытие, а окружающих, превратить в соучастников, включить в процесс творчества» (Амонашвили Ш. А.).

8.Прием «Интеллектуальная инверсия»

Происходит непрерывный процесс взаимообогащения знаниями. Схематически его можно представить так: учитель получает знания, передает их учащимся, а те, в свою очередь, накопив определенный запас и способность самостоятельно их приобретать, обогащают интеллектуальный фонд педагога. Итак, у школьников тоже формируется свой интеллектуальный потенциал. Можно даже говорить о потенциале класса.

9.Прием «Умышленная ошибка»

Прием «умышленная ошибка» можно применять с учетом возраста только на известном учащимся материале, который используется в доказательстве в качестве опорного знания.

10.Прием «Линия горизонта»

Явление это известно с раннего детства. Сколько бы ты ни приближался к тому месту, где проходит воображаемое слияние неба с землей, оно всегда будет отдаляться, манить, вести за собой до бесконечности. То же и в случае увлечения (заинтересованности) ребенка чем-то.

        Перечисленные выше условия и приёмы создания ситуации успеха способствовали выдвижению  в качестве ключевого компонента во внеурочной деятельности 6 «А» класса исследовательских проектов обучающихся, которые выполняются под моим руководством и педагогов дополнительного образования из МБОУ ДОД «КЦВР»: Кузнецовой Е.Н., Черновой Т.В.

Итак, нашим партнёром в организации исследовательской деятельности обучающихся стал МБОУ  ДОД «Кингисеппский центр внешкольной работы».

             В результате сотрудничества МБОУ «КСОШ № 4» с МБОУ ДОД «КЦВР» для шестиклассников разработан спецкурс «Учебное исследование», рассчитанный на 34 часа, который включён во внеурочную деятельность для обучающихся  6 «А» класса.

Анализ тем исследовательских работ, выполненных обучающимися показывает, что круг их интересов весьма широк: это история, краеведение, лингвистика и др.

         Успех деятельности во многом зависит от ее четкой организации. Под моим руководством или педагога дополнительного образования составляется план-график выполнения учебного исследования.

Исследовательские проекты представляются шестиклассниками в разной форме, в зависимости от целей и содержания.

         Работы, выполненные обучающимися 6 «А» класса, рецензируются педагогами дополнительного образования. Обучающиеся выступают со своими исследованиями на уроках, классных часах,  также участвуют в различных региональных, муниципальных  и  школьных конкурсах исследовательских работ, добиваясь на них успехов.

        Наши достижения:

  • I место в муниципальном конкурсе «Спорт – альтернатива пагубным привычкам» в номинации: «Лучший видеоролик».Участники: Тарасова Александра, Карпова Ксения, Ильин Андрей, Кузнецов Александр, Половинко Анна, Соколова Алёна, Шкетов Степан, Миронов Виктор.
  • I место в муниципальном конкурсе «Спорт – альтернатива пагубным привычкам» в номинации  «Здоровье нации». Участники: Чалкова Людмила, Злобич Илья, Нилов Артём.
  • I место в муниципальном конкурсе «Спорт – альтернатива пагубным привычкам» в номинации «Лучшее эссе». Участники: Бобер Марина, Михайлова Владислава, Злобич Илья, Чалкова Людмила, Шкетов Степан, Карпов Евгений, Соколова Алёна, Филиппов Дмитрий.
  • III место в муниципальном конкурсе  «Быть здоровым – это модно»  в номинации «Юные исследователи».Участники: Шкетов Степан, Михайлова Владислава, Зезюлёв Вадим, Бобер Марина, Соколова Алёна, Миронов Виктор.
  • I место в номинации «Юные краеведы» за работу «Топонимика Кингисеппского района» в муниципальном этапе областного конкурса «Отечество». Участники: Мохначёва Е. 5 «А», Половинко А. 5 «А», Тарасова А. 5 «А», Бобер М. 5 «А», Соколова А. 5 «А».
  • II место в номинации «Юные краеведы» за работу «Отечества достойный сын» в муниципальном этапе областного конкурса «Отечество». Участники: Шкетов С. 5 «А»,  Ильин А. 5 «А», Нилов А. 5 «А», Шабалин С. 5 «А».
  • I место во Всероссийском конкурсе «Лес. Правила добра» в номинации «Экология леса». Участники: Антонова У. 5 «А», Бобер М. 5 «А», Зезюлёв В. 5 «А», Кузнецов А. 5 «А», Карпова К. 5 «А», Карюк Е. 5 «А», Михайлова В. 5 «А», Мохначёва Е. 5 «А», Нивина А. 5 «А», Нилов А. 5 «А», Половинко А. 5 «А», Пыханов Н. 5 «А», Пыханова А. 5 «А», Тарасова А. 5 «А», Чалкова Л. 5 «А», Шабалин С. 5 «А», Шкетов С. 5 «А».
  • III место в номинации «Юные краеведы» за работу «В наших фамилиях – наша история» в муниципальном этапе областного конкурса «Отечество». Участники: Шкетов С. 6 «А»,  Бобер М. 6 «А», Соколова А.6 «А», Нивина А. 6 «А».

Внеурочная деятельность  предполагает неформальное общение педагогов и воспитанников, а так же создание ситуации успеха, даёт возможность заметить достоинства каждого ребенка, его исключительность, и дать возможность реализовать свои лучшие качества, таланты и склонности. И не будем забывать, что (как пишет американский психолог У. Глассер) «… человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если однажды не познает успеха в чем – то для него важном… Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни».

Нужно воспитывать детей так, чтобы это были САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность, которые достигли САМОопределения и САМОутверждения путём САМОразвития и САМОреализации.

        В 6 «А» классе одним из способов саморазвития является организация учебно-исследовательской деятельности, которую в этом случае можно рассматривать как образовательную технологию, отвечающую современным требованиям развивающего обучения.

        Известно, что успех - это горючее развития, своего рода пусковой механизм самосовершенствования, саморазвития школьника. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!

Закончить своё выступление я бы хотела слова В.А. Сухомлинского: «Успех открытия не может возникать на пустом месте. Его надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку возможные связи, отношения…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете "Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика", 2010

Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика ...

Создание ситуации успеха при выполнении домашнего задания учащимися

Учебно-методическое пособие по созданию карточек, помогающих ученику при выполнении домашнего задания....

Педагогический совет "Создание ситуации успеха на уроке"

Презентация к педагогическому совету "Создание ситуации успеха на уроке"...

УСПЕШНОСТЬ КАК НЕПРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА И РОЛЬ ПОРТФОЛИО В МОДЕЛИРОВАНИИ СИТУАЦИИ УСПЕХА

Данная работа - выступление на педагогическом совете. Рассматривает успешность как важное условие развития личности ребёнка, портфолио ученика как максимальную возможность испытать радость успеха, ярк...

Практикум для педагогов «Создание ситуации успеха у детей»

На данной встрече педагог-психолог разъясняет педагогам о важности создания обучающимся ситуаций успеха. Для обсуждения и апробирования приемов предлагает «Банк ситуаций успеха». m1.jpg m2.jpg...

Как создать ситуацию успеха на уроке английского языка

Игра является неотъемлемой частью обучения английскому языку детей младшего школьного возраста...