Техноигры "Моё второе "Я"
методическая разработка по психологии (9 класс) на тему
Как происходит становление тёплых, творческих отношений между людьми, развитие коллектива, как такового, и каждого человека в нём? Игра позволяет прожить ситуацию, в которой сам участник может легко обнаружить свои положительные и отрицательные черты своего характера и наметить пути для работы со своим характером. Техноигры помогают каждому сформировать в себе сознание готовности в решении своих жизненных задач, дают возможность разобраться в своих собственных потребностях, способностях и решимости делать дело.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 188 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Цыгановская основная общеобразовательная школа
Зырянского района Томской области
Программа межпредметного элективного курса по литературе в 9 кл.
(Методика проведения деловых игр,
направленных на воспитание и самопознание личности.)
Ширямова Т.Н., учитель русского языка и литературы МОУ Цыгановской ООШ
Зырянского района Томской области.
2006г.
Пояснительная записка
Суть образования (по определению многих ученых) – строительство образа «я». Содержание образования заключается в становлении и развитии отношений с самим собой и миром (с другими людьми, с Природой). Формы реализации содержания образования – в непосредственном жизненном опыте, через решение жизненных задач, где происходит слияние теории и практики. После изучения нравственных норм полезно обратиться к такой форме проведения занятий, как технологическая игра.
На занятиях с детьми решается много важных задач для каждого из нас: много говорим о самовоспитании, о требованиях к самому себе, о нашем внутреннем мире и, самое главное, учимся общаться. Этому помогают и деловые игры, и тесты, и литературные произведения, и жизненный опыт детей. Важно, чтобы дети задавали себе вопросы: «Что это такое?», «Кто я?», «Куда путь держу?» - и искать ответы на них. Особенно нравятся детям деловые игры, которые мы проводим после изучения какой-либо темы.
Для проведения занятий используется технология Веб-квест - это проблемное задание с элементами ролевой игры, продукт совместной деятельности учителя и учеников. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями (по 1-3 человека на одну роль), выполняют задания. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели. Итогом работы может быть презентация, плакат, брошюра, коллаж, видеоролик и т.п. по выбранной теме.
Игра «Моё второе «Я» о своём внутреннем мире, о несоответствии мыслей и поступков, помогла многим разобраться в себе. Игра «Да» способствовала пробуждению доброты, снижению агрессивности у подростков. Игра «Волшебный магазин», в процессе которой ребёнок должен был провести «ревизию» своих достоинств и недостатков и купить недостающую черту характера, заплатив добрым качеством… Итогом цикла занятий о Великой Отечественной войне стала игра «Подводная лодка», которая заставила задуматься о том, какова цена подвига, жизни каждого из нас.
Как происходит становление тёплых, творческих отношений между людьми, развитие коллектива, как такового, и каждого человека в нём? Игра позволяет прожить ситуацию, в которой сам участник может легко обнаружить свои положительные и отрицательные черты своего характера и наметить пути для работы со своим характером. Техноигры помогают каждому сформировать в себе сознание готовности в решении своих жизненных задач, дают возможность разобраться в своих собственных потребностях, способностях и решимости делать дело.
В конце игры каждый участник анализирует свою деятельность, отвечая на вопросы:
- Какие изменения произошли во мне во время игры?
- Что я делал?
- Как я это делал?
- Что я узнал и чему научился?
- Что я буду использовать?
- Какие новые вопросы у меня возникли?
Всё это помогает человеку осмыслить себя в мире и сформировать в себе способность сознательно управлять эволюцией своего развития.
Цель: Гармонизация отношений в коллективе, направленная на духовный рост ребёнка, познание самого себя, своей сущности, умение управлять своими знаниями, чувствами, телом.
Задачи:
- научиться общаться, понимать и принимать другого;
- узнать друг друга и дополнить собственное «я»;
- расширить понятия и сознание самого себя в этом понятии;
- осознать жизненность предмета занятий;
- привить практические навыки работы над собой.
Объём курса и вид учебной деятельности.
Вид учебной деятельности | Количество часов |
Общая трудоёмкость дисциплины Аудиторные занятия Лекции Практические занятия Семинары Игровая деятельность. Вид итогового контроля | 9ч. 1ч. 2ч. 2ч. 2ч. 2ч. |
Содержание курса
№п.п | Тема | Количество часов | Форма работы |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | Введение. Самопрезентация. Работа в технологии развивающейся кооперации. «Нравственная клетка». Техноигра «Да». Техноигра «Моё второе «Я». Техноигра «Кто я»? Техноигра «Подводная лодка» Техноигра «Волшебный магазин». Итоговое занятие. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | Лекция Лекция Аудиторное занятие Практикум Семинар Игровая деятельн. Игровая деятельн. Семинар |
Содержание дисциплины.
- Введение.
Самопрезентация. (Встречают по одёжке – провожают по уму). Умение подать себя с лучшей стороны, произвести благоприятное впечатление на окружающих и сохранить его. Модель самопрезентации. Схема написания резюме.
2. Работа в технологии развивающейся кооперации.
Уникальность человеческой индивидуальности, отношений с самим собой, с другими. Нормы, дающие каждому играющему гарантии:
-что другой Вас выслушает;
-примет таким, какой Вы есть;
- Ваш индивидуальный продукт найдёт своё дополнение в другом, слившись с ним, в качественно новое целое.
- «Нравственная клетка»
Зависимость друг от друга. Взаимоотношения с самим собой, связь между «я» и «другой», «я» и «мир» и т.д. Работа по таблице «Нравственная клетка».
- Техноигра «Да».
Нормы и законы взаимоотношений в жизни той группы, которая собралась вместе и собирается жить и делать дела вместе.
- Техноигра «Моё второе «я».
Познание самого себя. Взаимодействие своих слов и поступков. Место нашего второго «я». Кто Хозяин жизни? Письма самому себе и ответы.
- Техноигра «Кто я»?
Кто я? Откуда я? Зачем я? Куда я иду? Что с этим делать?
- Техноигра «Подводная лодка»
Определение ценности жизни. Чем измеряется Цена Жизни? Кто жить достоин? Почему ты достоин жить?
- Техноигра «Волшебный магазин».
Возможности человеческого характера (Если хочешь что-то изменить в своей жизни, надо перестроить самого себя).
- Итоговое занятие.
Рефлексия. Анкетирование.
Примерные темы проектных работ.
- «По одёжке встречают…»
- «Письма самому себе».
- «Формула счастья».
- «Сотвори себя».
Литература:
- Акбашев Ф.Х. Педагогика Эволюции. Уфа, 1996г.
- Козлов Н.И. Философские сказки. Москва, «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2003г.
- Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997г.
- Филиппова Н.М. Путь животворящий. Уфа, 1996г.
- Янушкявичус Р., Янушкявичене О. Основы нравственности. Учебное пособие для школьников и студентов. Серия «Духовность и образование». Москва. 2000г.
Занятие 1
Тема: Самопрезентация
Цель: Познакомиться с определением «самопрезентация» и научиться создавать свои модели.
Ход занятия:
Слово учителя.
Вы, наверное, замечали, что зачастую наше представление о себе не совпадает с восприятием нас нашими близкими, друзьями, учителями, другими людьми. Сегодня мы попробуем разобраться в том, как и по каким признакам нужно оценивать себя, т.е. делать самопрезентацию. Поговорим о том, для чего это нужно, и как выгодно представить себя в глазах окружающих.
Существует распространенное мнение, что творческий потенциал человека не может быть развит, возможно лишь его освобождение. Однако опыт обучения некоторым аспектам и способам действий и способностей в различных сферах деятельности демонстрирует существенный рост показателей креативного мышления, а также появление и усиление таких качеств личности, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокая потребность в творчестве. Среди условий, стимулирующих развитие творческого мышления, можно выделить следующие:
1. Разрешение и поощрение множества вопросов
2. Создание и разработка приемов, стратегий, инструментов, предметов для последующей деятельности;
3. Стимулирование ответственности и независимости;
4. Акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях;
5. Опыт, формирующий более разнообразный взгляд на мир;
6. Внимание к интересам детей со стороны родителей, окружающих.
Для стимулирования и воспитания креативности можно рекомендовать:
1. Стимулируйте и поддерживайте творческую атмосферу в группе, что позволит говорить, думать, работать без стрессов, беспокойства и страха наказания.
2. Следует избегать группового давления, зависти, конкуренции, но поддерживайте климат взаимодействия и командного соревнования. Групповое давление приводит к унификации, одинаковости, препятствует новаторскому мышлению и действиям. Цели, определенные и выполняемые сообща, способствуют личной вовлеченности, особенно, если все согласны в том, что каждый участник уникален. Зависть и конкуренция ослабевают энергию и вызывают напряженность.
Словарная работа:
Самопрезентация – это умение подать себя с лучшей стороны, произвести благоприятное впечатление на окружающих и сохранить его.
(Встречают по одёжке - провожают по уму.
По Сеньке и шапка.)
Резюме – краткий вывод из сказанного, написанного (книжное)
Модель самопрезентации:
- Высокий уровень самооценки
- Самозащита, т.е. выбор нейтральных характеристик своей личности, попытка оградить себя от отрицательного психологического опыта.
- Факторы, влияющие на стиль самопрезентации (культурные, личностные).
- Средства самопрезентации (демонстрация своего отношения к людям, стиль одежды, манеры).
- Резюме (творческое описание своей жизни и биографии).
Схема написания резюме:
1.Фамилия, имя, отчество.
2.Дата и место рождения.
3.Образование.
4.Дополнительные навыки: (курсы, знание языков, компьютерная грамота, водительские права, участие в конкурсах и т.д.)
Опыт работы:
- Навыки и умения, которые приобретены в процессе практики и работы.
- Основные черты характера, которые вы цените в себе.
- Награды, грамоты.
- Для связи: домашний адрес и телефон.
- Дата и подпись.
Практикум по составлению самопрезентации (заслушивание и обсуждение нескольких образцов).
Домашнее задание: написать самопрезентацию для поступления в спортивную школу.
Занятие 2
Тема: Технология развивающейся кооперации.
Цель: Освоить принципы работы в данной технологии. Создать индивидуальный продукт, который найдёт своё дополнение в другом, слившись с ним, в качественно новое целое.
Ход занятия:
Слово учителя
Суть образования заключается в становлении и развитии отношений с самим собой и миром (с другими людьми, с Природой). Формы реализации содержания образования – в непосредственном жизненном опыте, через решение жизненных задач, где происходит реальное слияние теории и практики. Достигнуть максимальной реализуемости содержания и форм образования позволяют такие средства, как технология развивающейся кооперации Акбашева Т.Ф. и другие интенсивные педагогические и социальные технологии, построенные на принципах природосообразности, ненасилия, дополнительности. Суть данной технологии состоит в том, что по теме занятия учащимся нужно ответить на несколько вопросов (3-5) в следующей последовательности:
- Каждый участник игры отвечает себе и разбирается с собой, отвечая на вопросы;
- Разбиться произвольно на пары и за 2 минуты согласовать свои ответы на вопросы;
- Встречаются 2 пары и, соблюдая правила, обсуждают и согласовывают свои потребности, способности и решительность сделать это. Время согласования – 5 минут.
- Встречаются 2 четвёрки и согласовывают свои ответы и готовят выступление за 7 минут.
- Итоговое выступление команд по 5 минут.
Педагогический анализ ситуации
- Все участники игр на себе ощутили значение реализованного принципа дополнительности.
Родившись в русле физической теории, принцип дополнительности приобрёл общефилософский смысл и становится одним из краеугольных камней гуманитарного мировоззрения. В техноиграх принцип дополнительности является одним из основополагающих.
- Наличие индивидуального ответа (индивидуального продукта), как обязательного фактора, позволяет решать задачи:
- самостоятельности, самодеятельности;
- самоанализа, самоуважения, самооценки;
- самореализации, самовыражения, саморегуляции;
- происходит развитие уникальности человека.
- Наличие ступеней согласования с самим собой, где возникает и проявляется уникальность человеческой индивидуальности, зафиксированная в индивидуальном продукте любого вида деятельности, закладывает пласт развития отношений с самим собой, как основы содержания образования. С другими (в парах, четвёрках…), где появляются первые нормы согласования, закладывающие первый кирпичик в коммуникативный фундамент Человеческих норм взаимоотношений.
- Нормы, которыми мы пользуемся, дают каждому играющему гарантию:
- что другой Вас выслушает;
- что Вас примут таким, как Вы есть;
- что Ваш индивидуальный продукт найдёт своё дополнение в другом, слившись с ним, в качественно новое целое.
Все эти выводы прямо зафиксированы в ощущения участников игры и очень чётко будут переданы в выступлении групп. Именно нормы являются необходимым условием появления:
- обобщённого образа и этот опыт является носителем человеческой культуры взаимоотношений;
- развитие этой культуры, прежде всего, в себе становится одним из условий существования, Вашей жизни.
- В согласовании четвёрок сохраняются и преумножаются открытия и достоинства первых ступеней согласования и появляются новые:
- самовыдвижением появляются люди, взявшие на себя ответственность за коллективный продукт. В технологии развивающейся кооперации обнаруживаются и закрепляются корни выращивания ответственности за себя и другого. Здесь же происходит позиционное самоопределение каждого.
- В согласовании коллективных продуктов двух четвёрок проявляются группы по степени активности, и начинается процесс добровольной передачи функций. Технология развивающейся кооперации обнаруживает в такой работе и закрепляет для дальнейшего развития возможность гармонии взаимоотношений в саморазвивающихся коллективах.
- Образование коллективных продуктов 16-ти и 32-х являются некоторым приближением в отношениях к накоплению критической массы положительного и началом обнаружения предпосылок будущих проблем. Появление расслоения, тень дискомфорта у части делегировавшей полномочия оформления и предоставления коллективного продукта. Всё это является предпосылкой анализа деятельности, ситуации, состояния. Это новый виток развития, требующий нового согласования: от индивидуального до коллективного. Согласование потребностей, целей и планов, дел и поступков, мнений о результатах.
- Механизм согласования проявляет и даёт гарантию развития таких человеческих качеств, как поли- взаимо- и поли– со-. Такое множество качеств личности, необходимых в становлении и развитии отношений между Человеком и Миром.
Развитие в себе и других ПОЛИ – ВЗАИМО качеств помогает человеку пройти путь от понимания необходимости этого в жизни, через реализацию в своих поступках, до высот проникновения в суть, когда человек возвращает себе природную космическую способность ощущать взаимосвязь с любой частицей и любым проявлением мира.
- Всё образование идёт через открытие, исследование и преобразование себя и мира, дающих возможность приближения к гармонии взаимоотношений. Всё начинается с себя. С помощью игры мы обнаружили многопозиционность человеческого «Я». Собрав множество позиций, и выстроив их в определённой логике, мы сможем увидеть, что в одно и то же время человек может определять себя как: космическое существо, часть природы, житель планеты. Человек, представитель пола, гражданин страны, республики, представитель нации, житель города, улицы, дома, представитель своего народа, рода, фамилии, представитель семьи, … Всё это помогает человеку осмыслить себя в этом мире и сформировать в себе способность сознательно управлять эволюцией своего развития.
Целенаправленный поиск ответов на вопросы, как действительно узнать себя, других, мир являются началом направленного эволюционного развития.
Практикум
Обсуждение итогов занятия и выводы.
Занятие 3
Тема: «Нравственная клетка»
Цель: Проследить, насколько мы зависимы друг от друга. Как выстраиваются взаимоотношения с самим собой, другими и миром. Работа по таблице «Нравственная клетка».
Ход занятия:
Слово учителя
Два года ребята знакомились с нравственными понятиями на уроках словесности. Теперь они уже могли применить свои знания на практике в процессе деловых игр. Одна из них – нравственная клетка. Суть её в том, чтобы мы разобрались, насколько зависим друг от друга. Попробуем определить связь между «я» и «я», т.е. как я сам настроил взаимоотношения с самим собой. Затем – «я» и «другой», «я» и «мир» и т.д. Мы увидим, как всё в жизни взаимосвязано. Если, к примеру, ты не ладишь с самим собой, то и не сможешь построить добрые отношения с другими людьми. Попробуйте рассмотреть человеческие отношения, используя таблицу «нравственная клетка», и вам многое станет ясно.
Оператор | Я | ДРУГОЙ | МИР |
Я | |||
ДРУГОЙ | |||
МИР |
Пояснения к работе по таблице. Рассматриваем отношения на пересечении вертикальных и горизонтальных линий. Например: «Я» по вертикали - «Я» по горизонтали, «Другой» по вертикали - «Я» по горизонтали и т.д., анализируя все отношения.
Выводы: Человек не может быть один. Если он не в ладу с самим собой, то ему трудно понять других. Если он не понимает окружающий мир, людей – возникают проблемы у каждого из нас. Все в мире взаимосвязано, и для того, чтобы мир принял тебя и полюбил, нужно самому любить этот мир, себя, людей.
Используя данный метод на других занятиях, можно проследить взаимоотношения героев литературных произведений.
Занятие 4
Тема: Техноигра «ДА»
Цель: Нормы и законы взаимоотношений в жизни той группы, которая собралась вместе и собирается жить и делать дела вместе.
Ход занятия:
Слово учителя
Как происходит становление тёплых, творческих отношений между людьми, развитие коллектива, как такового, и каждого человека в нём? Когда знакомство переходит в принятие друг друга такими, какие мы есть? Когда каждому человеку находится ниша в общем деле, и своё место в этой жизни? И мало человека принять, его нужно ещё и поддержать на его ПУТИ. Как это сделать?
Всё это начинается с малого, с поступков.
Вот игра «ДА» помогает установить нормы или законы взаимоотношений в жизни той группы, которая собралась вместе и собирается жить и делать дела вместе.
Описание игры
Шаг 1. Устройство в пространстве. Расположитесь, как вам удобно, лучше по кругу. Приготовьте ручки и бумагу, если собираетесь писать.
Шаг 2. Рождение «индивидуального продукта».
Задумайте и напишите (можно запомнить) такой вопрос, на который вашему партнёру сразу же захочется сказать «нет». Вопрос должен быть сформулирован таким образом, чтобы он требовал однозначного желания ответить отрицательно.
Шаг 3. Работа с самим собой (очень неожиданная).
Теперь сами ответьте на этот вопрос и запишите его (запомните), соблюдая при этом следующие правила:
-Ваш ответ должен начинаться со слова «да», причём вы должны действительно принять, а не отрицать заложенное в процессе утверждение;
-Вы должны дополнить свой ответ объяснением - доказательством вашего принятия сути высказанного утверждения. Оно начинается со слов «если» или «при условии, что…»;
-Ответ должен оставаться в области реальной жизни, а не уходить в фантазию или сказку.
Например: болеть плохо?
Ответ: Да, болеть плохо, если рядом нет друзей. Но болеть хорошо, так как все к тебе внимательны.
Следующий игрок продолжает: если все к тебе внимательны, то это хорошо, но внимание быстро начинает раздражать – это плохо.
Другой игрок: вы раздражены – это плохо, но хорошо, что вы это поняли…(далее до бесконечности)
Шаг 4. Взаимодействие друг с другом.
- Ведущий прикасается к участнику, который таким образом определён для начала эстафетного этапа. Начинающий должен глазами найти принимающего партнёра и назвать его, но не по имени, а ассоциацией, которую он вызывает.
- передающий задаёт принимающему «провокационный» вопрос;
- принимающий должен быстро ответить на него, соблюдая правила ответа;
- ведущий даёт возможность высказать варианты ответов, возникающие у других участников игры (не затягивая темпа игры);
- принимающий вопрос становится передающим и вновь взглядом отыскивает себе партнёра, кто будет принимающим. Алгоритм шага 4 повторяется до момента, когда в эмоциях достигнут уровень радостного возбуждения и наметится поворот к снижению интереса.
Рефлексия
Рефлексия участников каждый раз проходит по-разному, в зависимости от задач, стоящих перед организаторами и участниками. Вместе с тем, в разных формах выясняются ответы на следующие вопросы:
- что изменилось в моём настроении, состоянии, отношениях к себе и своим возможностям, способностям и пр.
к другим людям – например, участникам этой игры;
к образу жизни и деятельности;
к миру вокруг…
Что мне дала игра:
для жизни в целом?
для работы, учёбы?
- Как я буду использовать полученное в результате игры:
в работе (учёбе)?
в жизни в целом?
Какое правило в поступках, какой закон жизни хочу предложить для себя и для нас?
Педагогические выводы по игре «ДА»
- Каждый находит свой образ взаимоотношений и деятельности в жизни, исключающий разрушение. Это происходит с первого ощущения внутреннего сопротивления отрицания чего-либо и выражается отношением к слову «нет».
- Каждый находит новый образ жизни, основывающийся на принципе дополнительности, а не на конкуренции.
- Принцип дополнительности реализуется через принятие правила «да» в своей жизни и деятельности. И, прежде всего, оно заключается в принятии не только мнений и предложений, и поступков своих партнёров по взаимодействию, но и, прежде всего, в принятии самого себя. С этого момента человек становится на «ПУТЬ К СЕБЕ».
Занятие 5
Тема: Моё «второе «Я»
Цель: Познание самого себя, своей сущности. Как управлять своими знаниями, чувствами, телом, чтобы достичь гармонии с собой.
Ход занятия:
Вступительная беседа.
Замечали, что часто человек говорит одно, а думает и поступает по-другому. Он как бы раздваивается. Зачастую мы не можем себе объяснить наши слова и поступки. Где же находится наше «второе я», кто Хозяин жизни? Давайте проведём маленькую ревизию.
Я | Тело + Ум + Чувства =Личность |
«Я» принимает решение рано вставать | Другое «Я» об этом ничего не знает |
«Я» - скупое | Другое «Я» любит сорить деньгами. |
«Я» любит вас и обещает дружить | Другое «Я» нашло другого друга. |
«Я» никогда не лжёт. | Другое «Я» врёт на каждом шагу. |
«Я» всегда добрый. | Другое «Я» злой, ему не хватает сил быть добрым. |
Кто же Хозяин?
Я сам или мои чувства, мысли, мнения других?
Что мы думаем и чувствуем, когда говорим и делаем?
Оцени себя сам.
Говорю | Думаю |
Мне нравится работать с вами. | Как мне вы надоели, но делать нечего, приходится вас терпеть… |
Встретиться с любимой. | Поспать. |
Не слушать старших – это плохо. | Плевать мне на их мнение! |
Экстрасенс излечивает все болезни. | Это враньё. |
Письма самому себе и ответы
Письмо.
Здравствуй, Солнышко! Я очень рад написать тебе письмо. Как часто мы обманывали друг друга! Я признаюсь, что очень тебя люблю. Сначала я этого не осознавал. Я думал, что я хуже Пети К., и у меня нет никаких заслуг. Боже мой! Каким я был глупым!
Я счастлив, что ты, мой любимый, рядом со мной! Мне бывает с тобой весело и грустно, очень тяжело и очень легко. Спасибо тебе…
Ответ.
Здравствуй, родной мой!
Я всегда говорил тебе, что я хороший. Давай встретимся и будем дружить.
Твоё «Я».
Письмо.
Здравствуй, моя дорогая, моя родная. Как редко я с тобой разговариваю. Как мне стыдно за свою невнимательность! И теперь я хочу сказать тебе, как я люблю себя. За то, что я есть, такая живая и настоящая. Как же мне повезло, что я такая! Какие красивые у меня волосы, глаза! Какие у меня руки, трудолюбивые и умелые! Какой у меня счастливый характер: ведь я весёлая, добрая, умная, сильная!
Ответ.
Ты знаешь, я с тобой полностью согласна. Ты почти во всём права. Это хорошо, что ты так меня любишь, это приносит мне радость и успокоение. Я поняла, что самое главное – это мир с собой.
Письмо.
Здравствуй, Ромка! Я по тебе очень соскучился. Подумать только, не писал тебе 13 лет! И даже не замечал, что ты живёшь на свете. Я смотрел по сторонам, но почему-то не замечал тебя, а ведь ты был со мной рядом. И только недавно я понял, что ты у меня самый-самый! Давай уважать друг друга.
Ответ.
Привет, парняга! Ты что губу раскатал: дружбы он хочет. Чихал я на твои предложения! А ты люби меня. Ведь я хороший. А сам ты надоел мне. Ну да ладно, посмотрим, что получится. Покеда!
Выводы: Не всегда мы находимся в гармонии с самим собой. Говорим одно, а думаем другое. Необходимо стремиться к дружбе со своим «вторым «Я».
Занятие 6
Тема: Техноигра «Кто я?»
Цель: Ответить на вопросы, используя метод развивающейся кооперации: Кто я? Откуда я? Зачем я? Куда я иду? Что с этим делать?
Ход занятия:
Слово учителя
Куда ушёл опыт тысячелетий? Где хранится мудрость, накопленная множеством поколений? Вы думаете, всё ухнуло в небытие, кануло в Лету? Да нет! Оно хранится и накапливается, но тайно. Вы даже не догадываетесь, что являетесь хранителем огромных сокровищ. А хранители мудрости – вы сами. Просто однажды вы вдруг пробудились и начали думать:
- Кто я?
- Зачем я?
- Почему я на Земле?
- Отчего я именно в этом городе, селе?
- Зачем я именно в этом времени?
- Для чего в теле мужчины и женщины?
- Почему мне так одиноко?
- Почему? Отчего? Зачем?
Попытаемся ответить на эти вопросы, используя метод развивающейся кооперации. В начале ответим каждый на эти вопросы, затем соединим свои ответы в паре с другим и выработаем общий ответ. После этого объединимся четверками и т.д. А в конце представим ответы на вопросы в виде выступлений 2-х групп.
Вот что из этого вышло.
Кто я?
Женщина, гражданка, мать, жена, учитель, ученик, мальчик, девочка, Человек-высший разум, личность.
Создание высших сил на Земле. Женщина-источник света, добра и любви.
Откуда я?
Из мамы, из космической реки жизни. Продолжение конкретного человеческого рода, где много людей с богатым жизненным опытом.
Зачем я?
Чтобы быть счастливыми и дарить счастье другим. Для преображения жизни на Земле. Чтобы наслаждаться жизнью и делать светлыми людей и мир вокруг себя. Чтобы внести что-то полезное в жизнь друг друга. Продлить род, донести до людей то прекрасное, чем я занимаюсь. Внести что-то полезное в жизнь друг друга.
Куда я иду?
Иду туда, где мы будем счастливы. Вперёд, через трудности, с благодарностью к близким за их поддержку. Иду вместе с семьёй. Идём, куда ведёт судьба, впереди у нас много откровений и обретений.
Моё село.
Моё село катится вниз, но я живу в нем всю жизнь и хочу, чтобы оно не исчезло, чтобы встало на путь развития и состояния.
Моя страна.
Постояв на коленях, начинает восстанавливаться из разрухи. Потоптавшись на месте, движется вперёд, к золотому веку.
Цивилизация.
Цивилизация разрушается и создается новая. Желаем ей долгой жизни, сохранения природных богатств, народов, лучшей доли для детей.
Что с этим делать?
Будем стремиться познавать, что губит человечество, и встанем на путь духовности.
Обобщение результатов игры
Занятие 7
Тема: Техноигра «Подводная лодка»
(Автор Козлов Н.И., руководитель молодёжного клуба практической психологии «Синтон»)
Цель: Попробовать определить цену жизни. Чем измеряется Цена Жизни? Кто жить достоин? Почему ты достоин жить?
Ход занятия:
Пояснение условий игры
Мы – экипаж подводной лодки. У нас произошла авария, мы не ясно на какой глубине, и лодка медленно погружается. Спасательных костюмов, чтобы всплыть наверх, хватит на всех, но через люк можно выходить по одному с интервалом в 1 минуту. Нас 30 человек, 15 мужчин и 15 женщин. Это значит, что вышедшие первыми, спасутся почти наверняка, а последние могут погибнуть, т.к. лодка уже погрузится глубоко.
Шанс спастись зависит только от порядкового номера выхода из люка. Он не зависит от здоровья и физических особенностей человека, и слабый, но 10-й спасётся скорее, чем гигант, но 11-й. Друг другу помочь при всплытии ничем нельзя., а наверху помощь не нужна: там всплывших ждёт спасательный катер.
Вопрос: на лодке есть пистолет. Кто его взял бы и для чего?
(Выслушиваются варианты ответов: взять пистолет, чтобы он не достался никому; контролировать с помощью пистолета порядок; чтобы использовать для устрашения и выйти самому из лодки).
Ход игры:
- Группа быстро договаривается, кому она доверит пистолет.
Объявляется свободная игра: комната=подводная лодка, дверь=люк.
Что делать дальше?
- Кого спасать первыми?
(Женщин. Каких? Слабых, умных, сильных или красивых?…)
Выслушиваются все аргументы.
Координатор спрашивает: Почему все решили, что первыми нужно спасать женщин? (Потому что женщины слабее мужчин. Но ведь среди всех есть мужчины, которые слабее женщин. Как быть?)
Итог: Получается, что самые здоровые люди, самые умные должны погибнуть, чтобы спасти слабых и глупых?
ПОЧЕМУ ЖЕ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ НАДО СПАСАТЬ ИМЕННО СЛАБЫХ? ХИЛЫХ – ФИЗИЧЕСКИ ИЛИ ДУХОВНО?
(Оказывается, что Хилых не очень любят, но за Слабых все равно переживают).
А если бросить жребий (уход от ответственности)?
Далее из игры исключаются лидеры, появляются новые лидеры, т.к. ситуация требует решения.
Каждый высказывает своё мнение: кого спасать первым.
Как один из вариантов решения, следует рассказать историю
«Тест американского менеджера»
Ведущего менеджера пригласили на заседание совета директоров и сказали, что хотят назначить его президентом одного из филиалов концерна. Будущий президент не скрывал своей радости: он, действительно, подходил по всем параметрам. Его спросили, сколько у него детей. Оказалось, пятеро.
-И кого Вы любите больше всех?
-Самого младшего.
-Если бы Вам предстояло выбирать – погибнуть самому или вместо Вас погибнет Ваш младший сын, какое бы решение Вы приняли?
-Конечно, лучше погибну я! – воскликнул любящий отец.
На следующий день ему было отказано в должности.
-Вы готовы оставить сиротами пятерых детей и сделать жену вдовой, - сказали ему, - и к тому же бросаете дело, которое Вам поручают. В другом же варианте с Вами остались бы четверо детей, жена и Ваша работа. Вы вполне бы могли иметь ребёнка, если бы захотели. Для должности президента Вы не подходите.
Как вы относитесь к этому решению?
Главная часть игры:
Каждый получает жетоны: н-р: 5 жетонов на Жизнь и 5 - на Смерть. Их надо раздать. Для этого организуется живая цепочка, в которой каждый проходит мимо каждого, глядит в глаза и говорит одну из фраз:
- «Я дарю тебе Жизнь» (отдаёт Золотую метку)
- «Тебе придётся умереть» (даёт чёрную метку)
- «Не знаю» (не дает ничего)
Тот, кто хочет объяснить свой выбор, может это сделать.
Должны быть соблюдены 2 правила:
- Жетоны раздаю только свои – дарёное не дарят
- Жетоны нужно раздать все.
Итог:
- Кто стал чемпионом в Жизни и в Смерти?
- Как дается выбор участникам от игры к игре? (обычно только сначала трудно послать на Смерть, а потом это происходит спокойнее
Выводы
Дети раздают Смерти тем, кто сможет достойно умереть. Те, кто сможет достойно умереть – это те же самые, кто умеет достойно жить. И этот выбор – выбор убийства самых достойных. Слабому дать Смерть опасно: в ответ он может дать тебе то же. А Сильный в ответ на Смерть дарит тебе Жизнь, на то он и Сильный! Причём, Сильный может умереть красиво, достойно, без соплей, эстетично.
Подсказка: Впереди будут сильные. Сзади будут Слабые. Сильные должны выжить, чтобы жизнь была богаче и красивее. Иначе ЖИЗНЬ будет уничтожена (что всегда и происходит из сострадания к слабому).
На фронте первыми гибнут лучшие, ибо в атаку поднимаются первыми – они. Первыми жертвуют собой всегда самые душевно сильные. Чтобы их отстрелять, даже не надо целиться – они подставляются сами, и отстрел производится просто снайперский.
Первыми должны выйти Творцы, а последними – Трепачи, Нытики и Разрушители. А среди женщин – лучшие Матери.
Выработка критериев «А достоин ли я Жизни? Что делает мою жизнь ценной? Ради чего я живу? Кому я нужен?»
Рефлексия: Что помогла понять игра?
За что меня ценят люди?
Можешь ли ты сказать о себе:
ТЫ ЖИВЁШЬ - СИЛЬНО!
ТЫ ЖИЗНИ – ДОСТОИН!
Занятие 8
Тема: Техноигра «Волшебный магазин»
Цель: Показать возможности человеческого характера:
- Человек запрограммирован на счастье. Он обязан быть счастливым, если хочет быть здоровым, активным и долго жить.
- Человек, не получающий положительных эмоций, быстро изнашивается, его часто приходится «ремонтировать» во время многочисленных болезней.
- При общении следует знать, что человек должен получить положительные эмоции, чтобы продуктивно работать.
- Отрицательные эмоции необходимы, но в небольшой дозе.
Литература:
М.Е.Литвак. Если хочешь быть счастливым. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001г.
Глава «Психологическая диета»
А.С.Пушкин. Евгений Онегин (отрывки из романа).
Знакомство с темой урока и поставленными задачами.
Фронтальная беседа с детьми:
1.Когда вы ощущаете счастливыми людьми?
Что значат для тебя:
Успех | Слава | Деньги | Работа | Семья |
2.Что вам нужно для счастья сейчас, в настоящее время?
2. Словарная работа.
Эмоция – это психический процесс, отражающий отношение человека к самому себе и окружающему миру.
Существуют + и- эмоции. Положительных всего две: ИНТЕРЕС и РАДОСТЬ, которые проявляются в творческом труде и любви.
Если нет больших материальных лишений, грубых телесных повреждений, счастью мешают предрассудки, тени прошлого, привидения, призраки, которые душат человека и стоят на его пути к счастью.
Как же добиться счастья?
- Приспособить к себе мир, переделав его и перевоспитав всех людей (это путь в никуда)
- Приспособиться к миру и переделать себя (это путь здоровья) .
Здесь уместна пословица «Делу – время, потехе – час», т.е. потрудился – получи радость от этого. Обратимся к литературному произведению, вспомним историю отношений Онегина и Татьяны Лариной.
«..Упорный труд ему был тошен», - говорит Пушкин о своем герое. Онегину оставалась только радость, а легче всего ее можно было получить в развлечениях. Поэтому он все свои душевные силы направляет на любовь. И вскоре наступил момент, когда
«в красавиц он уж не влюблялся,
а волочился как-нибудь;
откажут – мигом утешался,
изменят – рад был отдохнуть».
Для Онегина развлечения и любовь становятся как бы профессией, где навыки обольщения отработаны до автоматизма, а это уже не творческий труд, и радости он не получает.
«Я, сколько ни любил бы вас,
привыкнув, разлюблю тот час…»-
говорит он Татьяне, любовь которой получил вообще без всяких усилий со своей стороны. Он начинает путешествовать, но и здесь его ждут разочарования, тоска:
…И путешествия ему,
Как все на свете, надоели;
Он возвратился и попал,
Как Чацкий, с корабля на бал.
И вот:
..Татьяной занят был одной.
Не этой девочкой несмелой,
Влюбленной, бедной и простой,
Но равнодушною княгиней,
но неприступною богиней…
..К ее крыльцу, стеклянным сеням
Он подъезжает каждый день;
За ней он гонится как тень…
Любовь ли руководит героем? Конечно, нет! И Татьяна разгадала Онегина и отказала ему во взаимности.
Онегин сохнет – и едва ль
Уж не чахоткою страдает.
Все шлют Онегина к врачам,
Те хором шлют его к водам.
Но Онегин никуда не едет, а пишет письмо Татьяне:
Когда б вы знали, как ужасно
Томиться муками любви,
Пылать – и разумом всечасно
Смирять волнение в крови;
Желать обнять у вас колени
И, зарыдав, у ваших ног
Излить мольбы, признанья, пени,
Все, все, что выразить бы мог…
Какие чувства может вызвать это письмо? (Только жалость, и Онегин получает отказ).
Как видим, у Онегина все складывается хорошо (красив, умен, богат, здоров, образован), но он глубоко несчастен.
Восточная мудрость гласит: «Все счастья и несчастья находятся в собственной голове».
Вывод: Если хочешь что-то изменить в своей жизни, прежде всего надо перестроить самого себя.
Давайте выведем формулу счастья:
ИНТЕРЕС ( = свободный и творческий труд)
+РАДОСТЬ (=любовь)
С Ч А С Т Ь Е
Далее продолжим наш разговор на рабочих страничках. Проведем игру
«Волшебный магазин»
Посетите наш магазин, отдав полностью или частично свое положительное качество, и купите любую черту характера
Положительные черты характера | Отрицательные черты характера |
Беспечность (отсутствие тревоги) | Тревога («как бы чего не вышло) |
Смелость (отсутствие страха) | Страх (результат работы тревоги и мышления) |
Трусость – проявление страха | |
Принципиальность (четкое выполнение всех инструкций). | |
Гостеприимство «У кого много друзей – у того нет друга» Аристотель. | Жадность |
Галантность (проявление внимания) | Грубость |
Доброта | |
Заботливость (о близких, друзьях, знакомых) | Страх осуждения рождает усиленную заботу в ущерб себе. |
Скромность (полное осознание своих возможностей) | Трусость как результат излишней скромности. |
Строгость | Жестокость как результат строгости. |
Солидарность (вместе со всеми) | Предательство, трусость как результат солидарности. |
Храбрость | Скрытая трусость |
Плаксивость –умение переносить страдания, умение выражать свои эмоции. | Страдание – это реакция, вызванная голодом, холодом, болью, неудачей и т.д.
|
Гнев –чувство протеста, возникшее после страдания. Страх – страдание –гнев-ярость. Ярость- высшее проявление гнева. | |
Презрение – самая холодная и разрушительная эмоция. | |
Садизм –изощренная форма издевательства. | |
Стыд – внутренние мучения, болезнь души. | |
Вина – последствие нарушения норм морали. | |
Удивление – это очищающая эмоция. Удивление способствует умственному развитию. Удивление- интерес – радость. | Скука – отсутствие интереса, внутренняя пустота. |
Пояснения к рабочей страничке «Волшебный магазин».
Работа по таблице.
- 1.Посмотрите на таблицу и ответьте, каких черт характера перечислено больше?
- Дадим объяснение каждой черте характера (подробно рассмотрим каждое качество и приведем примеры).
- Почему одно и то же качество характера можно отнести к положительному и отрицательному?
- Посмотрите формулу счастья:
ИНТЕРЕС (свободный и творческий труд) + РАДОСТЬ (любовь)
СЧАСТЬЕ
Задания для игры:
- Отметьте каким-нибудь знаком положительные и отрицательные черты характера, которые вы имеете.
- Каждый получил карточки. Напишите на карточках отмеченные вами черты характера и отправляйтесь в «Волшебный магазин» (продавец – координатор).
- «Купите» в магазине недостающую черту характера, заплатив за покупку положительной чертой своего характера (т.е. обменяйте карточки)
Задание выполняют все.
4. Продавец = координатор после «сделки» просит объяснить какого качества товар куплен и за какую цену.
Заполните таблицу
Что я купил | Цена покупки |
Вывод: Если хочешь что-то изменить в своей жизни, прежде всего надо перестроить самого себя.
Занятие 9 (итоговое)
Тема: Я как участник техноигр
Цель: Рефлексия. Анкетирование.
Учащимся предлагается ответить на вопросы анкеты
АНКЕТА
- Мои выводы и пожелания об уроках по элективному курсу «Моё «второе «Я».
- Какие уроки особенно запомнились?
- Что заставило тебя особенно серьезно посмотреть на себя изнутри?
- Какие у тебя отношения с твоим «вторым «Я»?
- Какие качества характера открылись в тебе во время занятий?
- Как повлияли занятия на твои отношения с другими людьми?
- Какие знания, полученные на занятиях, пригодятся тебе в жизни?
- Применял ли ты знания, полученные на занятиях?
- Всегда ли охотно ты посещал занятия?
- Что хотелось бы обсудить на уроках в следующем учебном году?
- Ваши требования и пожелания учителю в организации уроков.
Примерные темы проектных работ
- «По одёжке встречают…»
- «Письма самому себе»
- «Формула счастья»
- «Сотвори себя»