Родительское собрание "Поощрение и наказание детей в семье"
презентация к уроку по психологии на тему
Общешкольное родительское собрание
«Поощрение и наказание детей в семье»
Место проведение: МБОУ Курагинская средняя образовательная школа№3(Красноярский край)
Контингент: родители учащихся с 1 по 11 класс.
Подготовила: педагог-психолог Гацко Т.В.
Цель: познакомить родителей с видами поощрения и наказания (как хвалить и наказывать ребёнка, оставаясь на позициях подлинной любви); познакомить с результатами анкетирования родителей и детей; раскрыть роль поощрения и наказания в воспитании детей.
Предварительная работа: анкетирование учащихся и их родителей.
Оборудование: мультимедийное оборудование.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Общешкольное родительское собрание
«Поощрение и наказание детей в семье»
Место проведение: МБОУ Курагинская средняя образовательная школа№3(Красноярский край)
Контингент: родители учащихся с 1 по 11 класс.
Подготовила: педагог-психолог Гацко Т.В.
Цель: познакомить родителей с видами поощрения и наказания (как хвалить и наказывать ребёнка, оставаясь на позициях подлинной любви); познакомить с результатами анкетирования родителей и детей; раскрыть роль поощрения и наказания в воспитании детей.
Предварительная работа: анкетирование учащихся и их родителей.
Оборудование: мультимедийное оборудование
Выступление:
Слайд 1.
Тема нашей с вами встречи звучит следующим образом: «Поощрение и наказание детей в семье».
Слайд 2
Прежде чем перейти непосредственно к самой теме, давайте разберёмся, что влияет на воспитание детей? (школа, печать, телевидение, интернет и т.д.). Основная, главная роль в вопросах воспитания молодого поколения принадлежит семье. Школа является только помощником родителей.
Чтобы воспитывать, вы должны знать, как это делать: знать методы, приёмы и средства воспитания, уметь практически ими пользоваться. Вас никто этому не учил, если вы не имеете педагогическое образование. Поэтому мы сейчас проговорим основные методы воспитания в семье.
Слайд 3
Существует 4 основных метода воспитания в семье: убеждение, требование, упражнение, личный пример.
Убеждение – главный метод воспитания, в основе которого лежит слово. В педагогической практике существует ряд приёмов убеждения: совет, просьба, замечание, поучение, запрет, внушение, инструкция и т.д.
Требование – выраженные в решительной, категорической форме просьба, распоряжение.
Упражнение – многократное повторение действий и поступков.
Положительный пример. Воздействие примера в воспитании базируется на способности детей к подражанию.
Слайд 4
Поощрение и наказание – это не основные методы воспитания, а ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ. Если в воспитании детей использовать исключительно только метод «кнута и пряника», то дети не будут задумываться над смыслом своего поведения. Они будут просто подчиняться и слушаться, либо из страха перед наказанием, либо из желания получить вознаграждение.
Слайд 5
Мы провели в нашей школе анкетирование, в котором участвовали родители и дети.
Родителям задавались следующие вопросы:
- Как вы поощряете своего ребёнка?
- Как вы наказываете его (её)?
- За что вы чаще всего наказываете ребёнка?
- За что вы чаще всего поощряете его (её)?
- Можно ли воспитывать ребёнка без наказаний?
- Как реагирует ваш ребенок на наказание?
- Всегда ли наказание эффективно воздействует на поведение вашего ребёнка?
- Можно ли воспитывать ребёнка без поощрения?
- Как реагирует ваш ребёнок на поощрение?
- Принимаете ли вы совместное решение по поводу наказания или поощрения своего ребёнка или делаете это в одиночку?
- Как долго помнит ваш ребёнок наказание?
- Какие меры наказания в вашей семье исключены?
Детям задавались аналогичные вопросы. 10-ым вопросом спрашивалось: всегда ли мнение твоих членов семьи совпадают.
Были получены следующие результаты:
Слайд 6,7,8.
ВОПРОС | РОДИТЕЛИ | ДЕТИ |
Как поощряют в семье? | Подарки, покупки 36% Словами, хвалим 24% Сладостями, вкусным 12% Разрешаем играть в компьютерные игры 12% | Подарки, покупки 70% Хвалят 67% Деньгами 20% |
Как наказывают? | Лишаем компьютера 36% Словами 24% Беседы, нотации 24% | Улицей 30% Лишают компьютера 27% Ругают 13% |
За что наказывают? | Учёба, оценки, дом. задание 52% За ложь 20% За поведение 16% | Учёба, оценки, дом. задание 57% Не наказывают 17% За поведение 10% |
За что поощряют | Учёбу, оценки 72% Помощь по дому 32% За поведение 16% | Учёбу, оценки 63% За хорошие дела, поступки 20% За поведение; не поощряют 10% |
Можно ли обойтись без наказаний? | Нет 40% Да 36% Не совсем 8% | Да 60% Нет 27% Иногда 9% |
Какова реакция на наказание? | Обижается 16% | Реагирует плохо 33% |
Всегда ли наказание эффективно? | Да 60% Почти всегда 12% На непродолжительное время 12% | Нет 30% Да 30% Часто20% Не всегда 7% |
Можно ли обойтись без поощрений? | Нет 68% Да 20% Не совсем 8% | Нет 50% Да 43% Не думаю, не совсем, наверно да по 3% |
Какова реакция на поощрение? | Радостно 40% Нормально, положительно, хорошо 32% | Хорошо, нормально, отлично 67% Радостно 20% |
Как принимается решение?/ Бывает ли, что мнения не совпадают? | Совместно 40% По – разному 28% Совместно с ребёнком 12% В одиночку 12% | Да 37% Нет 30% Иногда 17% По-разному 3% |
Как долго помнят/помнишь наказание? | На непродолжительное время 36% Долго 20% 1-2 дня 8% | Не долго 30% Всю жизнь, всегда 13% 2 часа, 2 дня, неделю 7% |
Какие меры наказания исключены? | Физические 80% Любые 8% Нельзя грубить, обзывать 8% | Не бьют 50% Все 13% Угол, не знаю 10% |
Анализ анкет помог нам увидеть как происходит наказание и поощрение во многих семьях. Как к эти методам относятся родители и дети. В каких вопросах их мнения сходятся, а в каких разнятся.
Слайд 9
Метод кнута и пряника возник ещё в древности. В педагогике издавна ведутся споры о том, являются ли наказания необходимыми при воспитании детей или нет. Василий Александрович Сухомлинский выступал с идеей о том, что детей надо воспитывать только добром и лаской, целесообразно организовав их жизнь в семье, детском саду, школе.
Антон Семёнович Макаренко считал, что безнаказанность вредна: там где наказание нужно, оно является таким же естественным методом, как любой другой метод воспитания. Многие из нас под наказанием и поощрением понимают разное. Поэтому давайте разберёмся в этом вопросе подробнее.
Слайд 10
Наказание – воздействие на ребёнка, которое выражает осуждение его действий, форм поведения, противоречащих принятым нормам. Смысл наказания мудро выражен в русской пословице: «детей наказывай стыдом, а не кнутом». Наказать – значит помочь ребёнку осознать свой поступок, вызвать чувство вины, раскаяния. Наказывать нужно правильно.
Слайд 11
Нельзя:
- Наказывать в состоянии раздражения, усталости и по подозрению (т.е. когда вы не уверены в проступке ребёнка). Ребёнок не понимает справедливости подобных наказаний.
- Недопустимы наказания трудом (сломал игрушку – иди убирайся в своей комнате; в таком случае ребёнок может возненавидеть труд)
- Недопустимы наказания, вызывающие страх (сиди один в тёмной комнате)
- Грубая брань, оскорбления, прозвища травмируют психику ребёнка, ослабляют волю, вызывают недобрые чувства к взрослым.
- Наказывать физически. После розги и ремня дети не чувствительны к другим мерам воздействия.
Слайд 12
Как можно наказывать?
Возможны наказания в виде лишения развлечений. Отстранения от какой –то деятельности («Ссоришься и споришь с детьми – посиди, подумай, кто не прав: ты или твои друзья»)
В отдельных случаях уместен метод естественных последствий: забрызгал зеркало – вытри, насорил – убери.
Старшие дети чувствительны к лишению доверия («Не могу пустить тебя одного во двор, в прошлый раз ты выбегал за мячом на проезжую часть улицы»).
Дети тяжело переживают изменение отношения к себе. Поэтому в качестве наказания взрослые могут проявить к ребёнку некоторую сдержанность, некоторую официальность. Здесь главное не переборщить. Нельзя полностью отказываться от общения т.е. играть в «молчанку».
Слайд 13
Поощрение – признание и одобрение заслуг материального или морального характера. Оно. Как воспитательное средство более действенно, чем наказание. Не следует злоупотреблять поощрением: то, что ребёнок выполняет по обязанности, что ему легко и доступно – не нуждается в похвале.
Основное средство поощрения – это слово взрослого, обращённое к ребёнку: похвала, одобрение.
Слайд 14
Ну а теперь, давайте проведём небольшой тест, который поможет узнать, какие Вы родители. Результаты подсчитаете устно – это не трудно. В результате, каждый из вас сам сделает для себя необходимые выводы.
Слайд 15,16
Тест «Какой вы родитель?»
Отметьте те фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми. | Баллы |
Сколько раз тебе повторять? | 2 |
Посоветуй мне, пожалуйста. | 0 |
Не знаю, что бы я без тебя делала? | 1 |
И в кого ты только такой уродился? | 2 |
Какие у тебя замечательные друзья! | 1 |
Ну на кого ты похож? | 2 |
Я в твоё время! | 2 |
Ты моя опора и помощник! | 1 |
Ну что за друзья у тебя? | 2 |
О чём ты только думаешь? | 2 |
Какая ты у меня умница (молодец)! | 1 |
А как ты считаешь, сынок (доченька)? | 1 |
У всех дети как дети, а ты… | 2 |
Какой ты у меня сообразительный! | 1 |
Подсчитайте общее количество баллов.
9-10 баллов – вы скорее всего непоследовательны в общении с ребёнком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Поэтому будьте осторожны и внимательны.
7-8 баллов. В целом всё неплохо, но намечаются возможные сложности в отношениях с ребёнком, непонимание его проблем, попытка перенести вину за недостатки его развития на самого ребёнка.
5-6 баллов – вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас: ваши отношения способствуют становлению личности.
Я уверена, что каждый сейчас из Вас всё понял и сделал соответствующие выводы.
Я надеюсь. Что сегодняшняя встреча не прошла даром, что каждый из вас извлёк из неё какую-то пользу для себя.
Слайд 17
А закончить своё выступление хочется словами Л.Н. Толстого: «Счастлив тот, кто счастлив дома»
Помните об этом.
(раздача памяток для родителей)
Анкета для родителей.
- Как вы поощряете своего ребёнка?
- Как вы наказываете его (её)?
- За что вы чаще всего наказываете ребёнка?
- За что вы чаще всего поощряете его (её)?
- Можно ли воспитывать ребёнка без наказаний?
- Как реагирует ваш ребенок на наказание?
- Всегда ли наказание эффективно воздействует на поведение вашего ребёнка?
- Можно ли воспитывать ребёнка без поощрения?
- Как реагирует ваш ребёнок на поощрение?
- Принимаете ли вы совместное решение по поводу наказания или поощрения своего ребёнка или делаете это в одиночку?
- Как долго помнит ваш ребёнок наказание?
- Какие меры наказания в вашей семье исключены?
Анкета для учащихся.
- Как тебя поощряют дома?
- Как тебя наказывают родители?
- За что чаще всего тебя наказывают?
- За что чаще всего тебя поощряют?
- Можно ли воспитывать ребёнка без наказаний?
- Как ты реагируешь на наказание?
- Всегда ли наказание эффективно воздействует на твоё поведение?
- Можно ли воспитывать ребёнка без поощрения?
- Как ты реагируешь на поощрение?
- Всегда ли мнение твоих членов семьи совпадают.
- Как долго ты помни о наказании?
- Какие меры наказания в вашей семье исключены?
Памятка для родителей «Поощрение и наказание» Поощрение и наказание – это не основные методы воспитания, а ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ. Наказание – воздействие на ребёнка, которое выражает осуждение его действий, форм поведения, противоречащих принятым нормам. Смысл наказания мудро выражен в русской пословице: «детей наказывай стыдом, а не кнутом». Наказать – значит помочь ребёнку осознать свой поступок, вызвать чувство вины, раскаяния. Наказывать нужно правильно. Возможны наказания в виде лишения развлечений, лишение доверия, отстранения от какой –то деятельности. Иногда уместен метод естественных последствий: забрызгал зеркало – вытри, насорил – убери. Поощрение – признание и одобрение заслуг материального или морального характера. Оно, как воспитательное средство более действенно, чем наказание. Не следует злоупотреблять поощрением: то, что ребёнок выполняет по обязанности, что ему легко и доступно – не нуждается в похвале. Основное средство поощрения – это слово взрослого, обращённое к ребёнку: похвала, одобрение. | Памятка для родителей «Поощрение и наказание» Поощрение и наказание – это не основные методы воспитания, а ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ. Наказание – воздействие на ребёнка, которое выражает осуждение его действий, форм поведения, противоречащих принятым нормам. Смысл наказания мудро выражен в русской пословице: «детей наказывай стыдом, а не кнутом». Наказать – значит помочь ребёнку осознать свой поступок, вызвать чувство вины, раскаяния. Наказывать нужно правильно. Возможны наказания в виде лишения развлечений, лишение доверия, отстранения от какой –то деятельности. Иногда уместен метод естественных последствий: забрызгал зеркало – вытри, насорил – убери. Поощрение – признание и одобрение заслуг материального или морального характера. Оно, как воспитательное средство более действенно, чем наказание. Не следует злоупотреблять поощрением: то, что ребёнок выполняет по обязанности, что ему легко и доступно – не нуждается в похвале. Основное средство поощрения – это слово взрослого, обращённое к ребёнку: похвала, одобрение. |
Памятка для родителей «Поощрение и наказание» Поощрение и наказание – это не основные методы воспитания, а ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ. Наказание – воздействие на ребёнка, которое выражает осуждение его действий, форм поведения, противоречащих принятым нормам. Смысл наказания мудро выражен в русской пословице: «детей наказывай стыдом, а не кнутом». Наказать – значит помочь ребёнку осознать свой поступок, вызвать чувство вины, раскаяния. Наказывать нужно правильно. Возможны наказания в виде лишения развлечений, лишение доверия, отстранения от какой –то деятельности. Иногда уместен метод естественных последствий: забрызгал зеркало – вытри, насорил – убери. Поощрение – признание и одобрение заслуг материального или морального характера. Оно, как воспитательное средство более действенно, чем наказание. Не следует злоупотреблять поощрением: то, что ребёнок выполняет по обязанности, что ему легко и доступно – не нуждается в похвале. Основное средство поощрения – это слово взрослого, обращённое к ребёнку: похвала, одобрение. | Памятка для родителей «Поощрение и наказание» Поощрение и наказание – это не основные методы воспитания, а ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ. Наказание – воздействие на ребёнка, которое выражает осуждение его действий, форм поведения, противоречащих принятым нормам. Смысл наказания мудро выражен в русской пословице: «детей наказывай стыдом, а не кнутом». Наказать – значит помочь ребёнку осознать свой поступок, вызвать чувство вины, раскаяния. Наказывать нужно правильно. Возможны наказания в виде лишения развлечений, лишение доверия, отстранения от какой –то деятельности. Иногда уместен метод естественных последствий: забрызгал зеркало – вытри, насорил – убери. Поощрение – признание и одобрение заслуг материального или морального характера. Оно, как воспитательное средство более действенно, чем наказание. Не следует злоупотреблять поощрением: то, что ребёнок выполняет по обязанности, что ему легко и доступно – не нуждается в похвале. Основное средство поощрения – это слово взрослого, обращённое к ребёнку: похвала, одобрение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад для родителей "Поощрение и наказание детей в семье"
Доклад предназначен для родительских собраний в общеобразовательной школе....
Родительское собрание в 9»Б» классе Тема : «Поощрение и наказание детей в семье»
Цель собрания: 1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье. 2. Сформировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье. Участники: классный руководитель,...
Поощрение и наказание детей в семье
Материал для проведения родительского собрания...
Родительское собрание "Поощрение и наказание детей в семье"
Материал к родительскому собранию...
Родительское собрание. Поощрение и наказание детей в семье.
Тема собрания: Поощрение и наказание детей в семье.«Наказание — это причинение вреда причиняющему вред. Похвала — педагогический домкрат».В. Г. Кротов...
Родительское собрание "Поощрение и наказание детей в семье"
В ходе собрания рассматриваются вопросы наказания и поощрения поведения детей в семье...