Занятие с элементами тренинга «Что такое толерантность»
план-конспект занятия по психологии (7, 8 класс) на тему

Сургачева Ирина Витальевна

Цель: формирование у обучающихся установки на толерантное поведение.

Задачи:

  1. Обучающая:

-познакомить учащихся  с понятием «толерантность».

  • Раскрыть характеристики толерантного и нетолерантного человека.
  • Сравнить способы поведения приятия и неприятия других людей;
  • Научить анализировать ситуацию с позиции другого человека.
  1. Воспитательная:
  • воспитывать толерантное отношение к личностным особенностям людей;
  • воспитывать внимательное отношение  к себе и другим.
  1. Развивающая:
  • развивать навыки рефлексии;
  • развивать способность осознавать свои чувства;
  • развивать навыки саморегуляции;
  • развивать коммуникативные навыки.

Методы: групповой дискуссии,  игрового моделирования, рисуночный.

Возраст участников: 12-14 лет.

Материалы:  материалы к играм,  презентация толерантность на разных языках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_tolerantnosti_7-8_kl.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие с элементами тренинга «Что такое толерантность»

Разработка педагога-психолога МБОУ «Мариинская гимназия» Сургачевой И. В.

Цель: формирование у обучающихся установки на толерантное поведение.

Задачи:

  1. Обучающая:

-познакомить учащихся  с понятием «толерантность».

  • Раскрыть характеристики толерантного и нетолерантного человека.
  • Сравнить способы поведения приятия и неприятия других людей;
  • Научить анализировать ситуацию с позиции другого человека.
  1. Воспитательная:
  • воспитывать толерантное отношение к личностным особенностям людей;
  • воспитывать внимательное отношение  к себе и другим.
  1. Развивающая:
  • развивать навыки рефлексии;
  • развивать способность осознавать свои чувства;
  • развивать навыки саморегуляции;
  • развивать коммуникативные навыки.

Методы: групповой дискуссии,  игрового моделирования, рисуночный.

Возраст участников: 12-14 лет.

Материалы:  материалы к играм,  презентация толерантность на разных языках.

Структура занятия:

  1. Первый этап - организационный: создание психологической комфортности в группе, знакомство участников друг с другом и с психологом.
  2. Второй этап - формулирование темы занятия, основных целей; проведение упражнений.
  3. Третий этап - заключительная часть: рефлексия занятия.

Ход занятия:

Первый этап - организационный (5 минут)

    Учащиеся входят в аудиторию. Занимают места (стулья расставлены по кругу). Педагог-психолог представляется и  рассказывает о правилах поведения на занятиях:

  • Доверительный стиль общения;
  • Общение по принципу "Здесь и теперь";
  • Искренность в общении;
  • Конфиденциальность всего происходящего в группе;
  • Активное участие в происходящем;
  • Оцениваем не участника, а его действия и поступки;
  • Уважение говорящего.

Психолог проводит ритуал принятия правил.

Упражнение «Имя и эпитет» на знакомство

Эта юмористическая игра — очередная возможность выучить имена участников и одновременно неплохая самореклама - 10 минут -

  1. Группа рассаживается по кругу.
  2. Один из участников представляется остальным и подбирает по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, позитивным образом характеризовать человека и по возможности содержать преувеличение, например: «Магнетическая Магда, гениальный Геннадий, буйный Борис» и т. д.
  3. Второй выступающий сначала повторяет имя и эпитет предыдущего участника, затем добавляет собственную комбинацию. Третий повторяет оба варианта и потом представляется сам. Так происходит и дальше по кругу. Последнему участнику наиболее тяжело, однако он имеет больше шансов запомнить имена всех участников.
  4. Лучше провести игру так, чтобы Вы оказались последним участником, ведь для Вас крайне важно знать всех членов группы по имени. Следовательно, игру должен начинать Ваш сосед справа или слева.
  5. В конце игры предложите членам группы обменяться впечатлениями, ответив на вопросы:

  • Какие эпитеты меня впечатлили?
  • Какие имена мне было трудно запомнить?
  • К кому я теперь испытываю интерес?

Упражнение на снятие стереотипов «Поздоровайся локтями»

Участники здороваются, соприкоснувшись локтями – 7 минут -

Подготовка        

Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно ходить по помещению.

  1. Попросите участников встать в круг.
  2. Предложите всем рассчитаться на «один-четыре» и сделать следующее:

  • каждый «номер первый» складывает руки за головой, так чтобы локти были направлены в разные стороны;
  • каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
  • каждый «номер третий» кладет левую руку на левое бедро, правую руку — на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в стороны;
  • каждый «номер четвертый» держит сложенные крест-накрест руки на груди (локти смотрят в стороны).
  1. Скажите участникам, что на выполнение задания им дается только 5 минут. За это время они должны познакомиться с как можно большим числом членов группы, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.
  2. Через 5 минут соберите участников в четыре подгруппы так, чтобы вместе оказались соответственно все первые, вторые, третьи и четвертые номера. Пусть участники поприветствуют друг друга внутри своей подгруппы.

Замечания |

Эта смешная игра ломает привычные стереотипы приветствия и способствует установлению контакта между участниками.

Второй этап: - формулирование темы занятия, основных целей

Упражнение "Чем мы похожи" выводящее на цель занятия - 7 минут

Процедура проведения. Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: "Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.)". Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

Итог - ПСИХОЛОГ: Все мы разные, но какое качество помогает нам жить в мире друг с другом? ПОДРОСТКИ: Толерантность

ПСИХОЛОГ: презентация толерантность на разных языках

   Упражнение "Ромашка толерантностности" - 7 минут

Цели:

•  дать возможность участникам сформулировать качества толерантного человека;

•  показать многоаспектность понятия "толерантность".

Материалы: листы формата А3.

Процедура проведения. Ведущий делит участников на группы по 3-4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате "мозгового штурма" свое определение качеств толерантной личности. Попросите участников включить в это определение то, что, по их мнению, является сущностью толерантности. Оформление в виде ромашки. После обсуждения – презентация работ групп. ИТОГ: После того, как группы представят свои формулировки, психолог показывает заготовленную презентацию.

Упражнение "Эмблема толерантности" – 8 минут

Цели:

•  продолжение работы с определениями толерантности;

•  развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения.

Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Процедура проведения. На предыдущем этапе участники выработали собственные определения толерантности и ознакомились с уже существующими. Ведущий отмечает, что обсуждение проходило на интеллектуальном, абстрактном уровне. Следующее упражнение позволит подойти к этому понятию с другой стороны - участникам предстоит создать эмблему толерантности.

Группа попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, национальных флагах. После завершения работы – презентация работ. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблем (обсуждение - 3-5 мин.). Заключительный этап упражнения - презентация эмблем каждой подгруппы.

Интерактивное упражнение «Российский экспресс» – 10 минут.

Цели:

•  продолжение работы с понятием толерантность;

•  осознание  нетерпимого отношения со стороны окружающих на себе.

Материалы: бумажные обручи на голову с надписями различных социальных ролей (либо наклейки с ролями на спину).

Процедура проведения. Участникам раздаются роли таким образом, чтобы они сами их не видели. По команде ведущего участники, познакомившись со всеми  ролями, кроме своей,   общаются с одной целью – подбирают себе пару для поездки в купе. Подходят к партнёру с вопросом: «Поедешь со мной в одном купе?» Партнёр отвечает, аргументируя свой ответ, например: «Конечно, потому что с тобой не умрёшь с голоду!» (для роли бабушки).

Обсуждение:

-       Трудно ли было найти попутчика?  Почему выбрал его?

-       Какие чувства испытывал во время игры? Как ты думаешь, какая у тебя роль?

Далее психолог проводит ритуал снятия роли с человека: «Я снимаю с тебя бумажку с этой ролью (выбрасывает в ведро) и ты опять становишься …(называет имя и даёт позитивную характеристику)  

  Продолжается обсуждение:

 - Каковы причины нежелания ехать с человеком в одном купе? Когда нами руководит страх, когда – брезгливость, когда неприязнь? Насколько они в каждом случае обоснованы?

-       Виноваты ли те, с кем мы не хотим ехать?

-         Какие чувства могут возникать у людей, испытывающих на себе нетерпимое отношение со стороны окружающих?    

Примерный список ролей:

-         Студент, увлечённый компьютерными играми

-         БОМЖ

-         Неаккуратно одетая женщина с грудным ребёнком

-         Кавказец – мусульманин

-         Африканский студент, плохо говорящий по-русски

-         Молодая женщина с красивой дочкой

-         Бабушка с большим пакетом еды        

Третий этап - заключительная часть: рефлексия занятия.

• Сегодня на занятии я понял(а)...

• Меня удивило...

• Я чувствую...

• Я думаю...

• Я хочу...

Литература: Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. — М.: Генезис, 2002. — 336 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка занятия с элементами тренинга для педагогов

Современная жизнь требует от человека любой профессии всех его нравственных и физических сил.В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации,  как отраж...

Занятие с элементами тренинга для учащихся 11-го класса "Психологическая подготовка к ЕГЭ"

Цель занятия:отработка с выпускниками навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.Задачи:Знакомство выпускников со способами р...

Коррекционное занятие с элементами тренинга для старшеклассников "Умей противостоять зависимостям"

Цели данного занятия-это  выявление и активизация знаний по теме зависимостей, отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых.Этот тренинг может  быть поле...

психологическое занятие с элементами тренинга для старшеклассников "Пути достижения жизненных целей"

Данный тренинг направлен на осознание учащимися   жизненных целей и путей их достижения. Тренинг проводится в  форме круглого стола.Это занятие можно использовать как на классных часах...

Занятие с элементами тренинга «Мир глазами агрессивного человека»

Цель занятия: Обучение подростков навыков распознавания и контроля деструктивного поведения....

Занятие с элементами тренинга для детей младшего школьного возраста «Мы все такие разные»

Занятие с элементами тренинга для детей младшего школьного возраста "Мы все такие разные".Цель: развитие у детей интереса к самопознанию, осознанию того, что каждый человек особенный, уникал...