Занятие с элементами тренинга «Что такое толерантность»
план-конспект занятия по психологии (7, 8 класс) на тему
Цель: формирование у обучающихся установки на толерантное поведение.
Задачи:
- Обучающая:
-познакомить учащихся с понятием «толерантность».
- Раскрыть характеристики толерантного и нетолерантного человека.
- Сравнить способы поведения приятия и неприятия других людей;
- Научить анализировать ситуацию с позиции другого человека.
- Воспитательная:
- воспитывать толерантное отношение к личностным особенностям людей;
- воспитывать внимательное отношение к себе и другим.
- Развивающая:
- развивать навыки рефлексии;
- развивать способность осознавать свои чувства;
- развивать навыки саморегуляции;
- развивать коммуникативные навыки.
Методы: групповой дискуссии, игрового моделирования, рисуночный.
Возраст участников: 12-14 лет.
Материалы: материалы к играм, презентация толерантность на разных языках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_tolerantnosti_7-8_kl.docx | 25.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие с элементами тренинга «Что такое толерантность»
Разработка педагога-психолога МБОУ «Мариинская гимназия» Сургачевой И. В.
Цель: формирование у обучающихся установки на толерантное поведение.
Задачи:
- Обучающая:
-познакомить учащихся с понятием «толерантность».
- Раскрыть характеристики толерантного и нетолерантного человека.
- Сравнить способы поведения приятия и неприятия других людей;
- Научить анализировать ситуацию с позиции другого человека.
- Воспитательная:
- воспитывать толерантное отношение к личностным особенностям людей;
- воспитывать внимательное отношение к себе и другим.
- Развивающая:
- развивать навыки рефлексии;
- развивать способность осознавать свои чувства;
- развивать навыки саморегуляции;
- развивать коммуникативные навыки.
Методы: групповой дискуссии, игрового моделирования, рисуночный.
Возраст участников: 12-14 лет.
Материалы: материалы к играм, презентация толерантность на разных языках.
Структура занятия:
- Первый этап - организационный: создание психологической комфортности в группе, знакомство участников друг с другом и с психологом.
- Второй этап - формулирование темы занятия, основных целей; проведение упражнений.
- Третий этап - заключительная часть: рефлексия занятия.
Ход занятия:
Первый этап - организационный (5 минут)
Учащиеся входят в аудиторию. Занимают места (стулья расставлены по кругу). Педагог-психолог представляется и рассказывает о правилах поведения на занятиях:
- Доверительный стиль общения;
- Общение по принципу "Здесь и теперь";
- Искренность в общении;
- Конфиденциальность всего происходящего в группе;
- Активное участие в происходящем;
- Оцениваем не участника, а его действия и поступки;
- Уважение говорящего.
Психолог проводит ритуал принятия правил.
Упражнение «Имя и эпитет» на знакомство
Эта юмористическая игра — очередная возможность выучить имена участников и одновременно неплохая самореклама - 10 минут -
- Группа рассаживается по кругу.
- Один из участников представляется остальным и подбирает по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, позитивным образом характеризовать человека и по возможности содержать преувеличение, например: «Магнетическая Магда, гениальный Геннадий, буйный Борис» и т. д.
- Второй выступающий сначала повторяет имя и эпитет предыдущего участника, затем добавляет собственную комбинацию. Третий повторяет оба варианта и потом представляется сам. Так происходит и дальше по кругу. Последнему участнику наиболее тяжело, однако он имеет больше шансов запомнить имена всех участников.
- Лучше провести игру так, чтобы Вы оказались последним участником, ведь для Вас крайне важно знать всех членов группы по имени. Следовательно, игру должен начинать Ваш сосед справа или слева.
- В конце игры предложите членам группы обменяться впечатлениями, ответив на вопросы:
- Какие эпитеты меня впечатлили?
- Какие имена мне было трудно запомнить?
- К кому я теперь испытываю интерес?
Упражнение на снятие стереотипов «Поздоровайся локтями»
Участники здороваются, соприкоснувшись локтями – 7 минут -
Подготовка
Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно ходить по помещению.
- Попросите участников встать в круг.
- Предложите всем рассчитаться на «один-четыре» и сделать следующее:
- каждый «номер первый» складывает руки за головой, так чтобы локти были направлены в разные стороны;
- каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
- каждый «номер третий» кладет левую руку на левое бедро, правую руку — на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в стороны;
- каждый «номер четвертый» держит сложенные крест-накрест руки на груди (локти смотрят в стороны).
- Скажите участникам, что на выполнение задания им дается только 5 минут. За это время они должны познакомиться с как можно большим числом членов группы, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.
- Через 5 минут соберите участников в четыре подгруппы так, чтобы вместе оказались соответственно все первые, вторые, третьи и четвертые номера. Пусть участники поприветствуют друг друга внутри своей подгруппы.
Замечания |
Эта смешная игра ломает привычные стереотипы приветствия и способствует установлению контакта между участниками.
Второй этап: - формулирование темы занятия, основных целей
Упражнение "Чем мы похожи" выводящее на цель занятия - 7 минут
Процедура проведения. Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: "Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.)". Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.
Итог - ПСИХОЛОГ: Все мы разные, но какое качество помогает нам жить в мире друг с другом? ПОДРОСТКИ: Толерантность
ПСИХОЛОГ: презентация толерантность на разных языках
Упражнение "Ромашка толерантностности" - 7 минут
Цели:
• дать возможность участникам сформулировать качества толерантного человека;
• показать многоаспектность понятия "толерантность".
Материалы: листы формата А3.
Процедура проведения. Ведущий делит участников на группы по 3-4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате "мозгового штурма" свое определение качеств толерантной личности. Попросите участников включить в это определение то, что, по их мнению, является сущностью толерантности. Оформление в виде ромашки. После обсуждения – презентация работ групп. ИТОГ: После того, как группы представят свои формулировки, психолог показывает заготовленную презентацию.
Упражнение "Эмблема толерантности" – 8 минут
Цели:
• продолжение работы с определениями толерантности;
• развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения.
Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры.
Процедура проведения. На предыдущем этапе участники выработали собственные определения толерантности и ознакомились с уже существующими. Ведущий отмечает, что обсуждение проходило на интеллектуальном, абстрактном уровне. Следующее упражнение позволит подойти к этому понятию с другой стороны - участникам предстоит создать эмблему толерантности.
Группа попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, национальных флагах. После завершения работы – презентация работ. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблем (обсуждение - 3-5 мин.). Заключительный этап упражнения - презентация эмблем каждой подгруппы.
Интерактивное упражнение «Российский экспресс» – 10 минут.
Цели:
• продолжение работы с понятием толерантность;
• осознание нетерпимого отношения со стороны окружающих на себе.
Материалы: бумажные обручи на голову с надписями различных социальных ролей (либо наклейки с ролями на спину).
Процедура проведения. Участникам раздаются роли таким образом, чтобы они сами их не видели. По команде ведущего участники, познакомившись со всеми ролями, кроме своей, общаются с одной целью – подбирают себе пару для поездки в купе. Подходят к партнёру с вопросом: «Поедешь со мной в одном купе?» Партнёр отвечает, аргументируя свой ответ, например: «Конечно, потому что с тобой не умрёшь с голоду!» (для роли бабушки).
Обсуждение:
- Трудно ли было найти попутчика? Почему выбрал его?
- Какие чувства испытывал во время игры? Как ты думаешь, какая у тебя роль?
Далее психолог проводит ритуал снятия роли с человека: «Я снимаю с тебя бумажку с этой ролью (выбрасывает в ведро) и ты опять становишься …(называет имя и даёт позитивную характеристику)
Продолжается обсуждение:
- Каковы причины нежелания ехать с человеком в одном купе? Когда нами руководит страх, когда – брезгливость, когда неприязнь? Насколько они в каждом случае обоснованы?
- Виноваты ли те, с кем мы не хотим ехать?
- Какие чувства могут возникать у людей, испытывающих на себе нетерпимое отношение со стороны окружающих?
Примерный список ролей:
- Студент, увлечённый компьютерными играми
- БОМЖ
- Неаккуратно одетая женщина с грудным ребёнком
- Кавказец – мусульманин
- Африканский студент, плохо говорящий по-русски
- Молодая женщина с красивой дочкой
- Бабушка с большим пакетом еды
Третий этап - заключительная часть: рефлексия занятия.
• Сегодня на занятии я понял(а)...
• Меня удивило...
• Я чувствую...
• Я думаю...
• Я хочу...
Литература: Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. — М.: Генезис, 2002. — 336 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка занятия с элементами тренинга для педагогов
Современная жизнь требует от человека любой профессии всех его нравственных и физических сил.В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации, как отраж...
Занятие с элементами тренинга для учащихся 11-го класса "Психологическая подготовка к ЕГЭ"
Цель занятия:отработка с выпускниками навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.Задачи:Знакомство выпускников со способами р...
Коррекционное занятие с элементами тренинга для старшеклассников "Умей противостоять зависимостям"
Цели данного занятия-это выявление и активизация знаний по теме зависимостей, отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых.Этот тренинг может быть поле...
психологическое занятие с элементами тренинга для старшеклассников "Пути достижения жизненных целей"
Данный тренинг направлен на осознание учащимися жизненных целей и путей их достижения. Тренинг проводится в форме круглого стола.Это занятие можно использовать как на классных часах...
Занятие с элементами тренинга «Мир глазами агрессивного человека»
Цель занятия: Обучение подростков навыков распознавания и контроля деструктивного поведения....
Сценарий игрового занятия с элементами тренинга в рамках проведения Недели толерантности "Ты и я - мы разные, ты и я - мы классные!"
Методическая разработка педагога-организатора Агаповой Л.Н....
Занятие с элементами тренинга для детей младшего школьного возраста «Мы все такие разные»
Занятие с элементами тренинга для детей младшего школьного возраста "Мы все такие разные".Цель: развитие у детей интереса к самопознанию, осознанию того, что каждый человек особенный, уникал...