Познавательный интерес учащихся МБОУ СОШ №69
опыты и эксперименты по психологии на тему
Проблема познавательного интереса- актуальна как в психологии так и в педагогике
Познавательный интерес может быть: широким, распространяющимся на получение
информации вообще, и углубленным в определенную область познания.
В педагогике наряду с термином «познавательный интерес» употребляется термин
«учебные интересы». Понятие «познавательный интерес» более широкое, так как в зоне познавательного интереса находятся не только знания, ограниченные учебными программами, но и выходящие далеко за ее пределы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete22.doc | 93 КБ |
poznavatelnyy_interes_pedsovet_noyabr_2014.ppt | 645 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете.
Познавательный интерес учащихся МБОУ СОШ №69
Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества.
В. А. Сухомлинский говорил: «Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает». Другой отечественный педагог М. В. Остроградский писал: « …Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам».
Проблема познавательного интереса- актуальна как в психологии так и в педагогике
Познавательный интерес может быть: широким, распространяющимся на получение
информации вообще, и углубленным в определенную область познания.
В педагогике наряду с термином «познавательный интерес» употребляется термин
«учебные интересы». Понятие «познавательный интерес» более широкое, так как в зоне познавательного интереса находятся не только знания, ограниченные учебными программами, но и выходящие далеко за ее пределы.
Для изучения познавательного интереса у учащихся нашей школы мы провели небольшое исследование. В исследование участвовали 4 класса-это 3б, 6а, 8а, 10 б
На примере данных классов давайте посмотрим как проявляется познавательный интерес в начальной , основной и старшей школе.
Для отслеживания формирования и уровня развития познавательного интереса у школьников мы взяли следующие критерии:
- наличие доминирующих видов деятельности у школьников
- проявление интенсивности познавательного интереса
- ведущие мотивы учащихся в процессе обучения
1.Для получения данных о отношении школьников к учебной деятельности мы использовали анкету , которая включала перечень видов деятельности, часть из которых непосредственно была связана с учебой. Учащимся было предложено выбрать среди перечисленных занятий самые любимые.
- -смотреть телевизор
- -заниматься спортом
- -делать домашние задания
- -читать книги
- -ходить в школу
- -играть с ребятами на улице
- -решать разные задачи
- -заниматься в кружке
- -ходить в кино
- -работать на уроке
- -рисовать
- -ездить за город
- -играть в настольные игры
Получены следующие данные
Самые любимые занятия для учащихся 3 класса являются(см таб.)
Исходя из этих данных, мы можем видеть, что у учащихся преобладает деятельность не связанная с процессом учебы
2.При изучение интенсивности познавательных интересов учащихся можно сделать следующие выводы:
- в начальной школе интенсивность познавательного интереса значительно выше, чем у учащихся основной и старшей школы.
- В основной и старшей школе интенсивность познавательного интереса у большинства учащихся находится на среднем уровне.
3.При изучении мотивации учащихся были использованы следующие методики:
- Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников» М.Р. Гинзбурга ,определение ведущего мотива
- «Методика изучения мотивации обучения». Методика разработана Лукьяновой М.И.
- «Определение мотивов учения у старшеклассников ».
Мотив является одним из важных компонентов развития и формирования познавательной активности и интереса у ребенка.
В психолого-педагогической литературе выделяют различные мотивы. Давайте посмотрим, какие мотивы преобладают у наших учеников.
В 3 классе доминирует учебный мотив. Также можно отметить , что у 6 учащихся наблюдаются наличия игрового мотива, что говорит о недостаточно сформированности познавательного интереса у данной группы учащихся.
Для учащихся основной и старшей школы характерны следующие особенности:
- в 6,8,10 классах, на первое место большинство учащихся поставили мотивы самоопределение и самосовершенствование .Учащиеся понимают, что знания им нужны для будущего и они хотят окончить школу и учиться дальше.
- Для учащихся 8,10 классов мотив содержания также актуален, % учащимся нравиться узнавать на уроках новую информацию, им нравится когда учитель рассказывает интересное, а следовательно позволяет школьникам активизировать их познавательный интерес.
- Для учащихся 6,8,10 классов важен мотив долга и ответственности, ученики понимают , что они должны хорошо учится, стремится быстро и точно выполнять требования учителей.
- Для учащихся 6 классов наименьшим приоритетом является мотив процесса учения. Учащиеся большей степени предпочитают выполнять однотипные задания, по образцу, затрудняются решать задачи разными способами, то есть логически мыслить и рассуждать на уроках.
- В 6 и 10 классах на самом последнем месте стоит мотив престижности. На это нужно обратить особое внимание. У учащихся отсутствует желания быть лучшим учеником, чтоб его ответы на уроках были лучше всех, нет желания занять достойное место среди учащихся.
Таким образом для развития познавательного интереса и мотивов связанных с содержанием учебной деятельности у учащихся рекомендую:
Классному руководителю
- Формировать в классе определенную систему ценностных ориентаций, где приоритетным является достижения-образованности, здоровья, дружелюбия, ответственности.
Учителям -предметникам.
- Не снижать планку требований, тем самым помочь учащимся повысить уровень мотивации
- Повышать мотивацию через использование интерактивных методов обучения
- в своей работе большей частью опираться на визуальное предоставления информации
- Не снижать планку требованиям, тем самым помочь учащимся реально оценивать свои учебные возможности, адекватное выставление оценок.
- Ориентировать учащихся на создание в классе повышенного интеллектуального фона; не отсекать тех, кто мешает учиться, а формировать в классе определенную систему ценностных ориентаций, где приоритетным является достижение образованности через мотивы содержания и мотив процесса.
- В работе учителям использовать психосберегающие технологий, учитывать индивидуально-возрастные особенности детей, избегать чрезмерной нагрузки.
- Проводить уроки с положительно-эмоциональным настроем. Состояние здоровья учителя во многом определяет эффективность их работы, если понижается способность к адекватному взаимодействию с детьми на эмоциональном уровне, то возникает эмоциональное отвержение со стороны детей.
Подготовил педагог-психолог Кузьмина О.Е.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В. А. Сухомлинский говорил: «Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает». М. В. Остроградский писал: « …Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам».
В педагогике наряду с термином «познавательный интерес» употребляется термин «учебные интересы».
Критерии познавательного интереса наличие доминирующих видов деятельности у школьников проявление интенсивности познавательного интереса ведущие мотивы учащихся в процессе обучения
виды деятельности школьников -смотреть телевизор -заниматься спортом -делать домашние задания -читать книги -ходить в школу -играть с ребятами на улице -решать разные задачи -заниматься в кружке -ходить в кино -работать на уроке -рисовать -ездить за город -играть в настольные игры
проявление интенсивности познавательного интереса
проявление интенсивности познавательного интереса
ведущие мотивы учащихся в процессе обучения Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников » М.Р. Гинзбурга, определение ведущего мотива «Методика изучения мотивации обучения». Методика разработана Лукьяновой М.И. «Определение мотивов учения у старшеклассников ».
рекомендации Классному руководителю Формировать в классе определенную систему ценностных ориентаций, где приоритетным является достижения-образованности, здоровья, дружелюбия, ответственности. Учителям -предметникам. Не снижать планку требований, тем самым помочь учащимся повысить уровень мотивации, а также реально оценивать свои учебные возможности. Повышать мотивацию через использование интерактивных методов обучения в своей работе большей частью опираться на визуальное предоставления информации Ориентировать учащихся на создание в классе повышенного интеллектуального фона; не отсекать тех, кто мешает учиться, а формировать в классе определенную систему ценностных ориентаций, где приоритетным является достижение образованности через мотивы содержания и мотив процесса. Использовать психосберегающие технологии, учитывая индивидуально-возрастные особенности детей, избегать чрезмерной нагрузки. Проводить уроки с положительно-эмоциональным настроем. Состояние здоровья учителя во многом определяет эффективность их работы, если понижается способность к адекватному взаимодействию с детьми на эмоциональном уровне, то возникает эмоциональное отвержение со стороны детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение информационных технологий на уроках с целью повышения познавательного интереса учащихся
Данный материал по теме самообразования позволяет учителю понять большое значение применения ИКТ в образовательном процессе. ...
Статья «Роль внешних средств обучения в стимулирование познавательного интереса учащихся»
Конспект выступления на педсовете «Приемы стимулирования познавательного интереса учащихся», для наглядности прилагается презентация....
« Игра на уроке немецкого языка как средство повышения познавательного интереса учащихся начальной ступени обучения»
доклад на муниципальных педагогических чтениях...
Практико-ориентированный проект "Проектная деятельность учащихся на уроках обществознания как способ развития познавательного интереса учащихся"
Активное участие учащихся в создпнии проектов дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся ...
Методическая тема:«Активизация познавательного интереса учащихся на уроках и во внеурочное время как один из факторов повышения качества обучения учащихся в развивающейся среде».
Необходимость и целесообразность обращения к темеОтечественный педагог М.В. Остроградский писал: «…Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и ...
«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида». Презентация на семинаре в Нижнекамской школе-интернате I-II вида» по теме: «Формирование познавательного инт
«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида».Презентация к выступлению на семинаре в Нижнекамской шк...
Тема: «Внедрение новых педагогических (компьютерных) технологий на уроках химии, ориентированных на активизацию познавательного интереса учащихся, на формирование систематизирующих знаний на основе развития монологической речи учащихся».
Аннотация:качество образования -это не простая сумма знаний...